Программа краеведческого кружка "Моя малая Родина"
рабочая программа (краеведение, 6 класс) по теме
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам Музея Боевой и Трудовой славы с.Кузьмичи. Она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось русским народом. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа краеведческого кружка | 459 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Смоленской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне.
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам Музея Боевой и Трудовой славы с.Кузьмичи. Она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось русским народом. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только с.Кузьмичи и прилегающей территории, но также Ершичского района и Смоленского края; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а затем применять на практике. Курс "Моя малая Родина" призван также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 12-16 лет. Программа рассчитана на 2 года, по одному академическому часу в неделю. Итого 68ч.
Цель курса:
1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины.
2.Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Задачи:
- Формирование знаний по истории Малой Родины.
- Способствовать развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине.
- Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
Методические приемы:
- Исследовательская деятельность.
- Поисковая деятельность.
- Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов, участие в фольклорных фестивалях, концертах).
Ожидаемые результаты:
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая конференция, на которой члены кружка готовят творческие отчеты по интересам. В конце 2 года учащиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним (занимаются поисково- исследовательской деятельностью, проводят экскурсии). При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого учащегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы.
Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, походы. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Проходит содействие созданию архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.
Методы определения результативности:
Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, отслеживание мастерства выступления на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения экскурсий.
План работы по программе: 1 год работы – 2012-13 учебный год; 2 год работы - 2013-14 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Первый год работы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 ч. Вводное занятие, знакомство с программой кружка.
Знакомство с экспонатами Музея с.Кузьмичи. 1 ч.
1.Письменные источники. 2 часа
Письменные источники-знания о прошлом.
Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники. Значение журнальных, газетных публикаций. Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками музея с.Кузьмичи, фотодокументами.
2.Устные источники. 8 часов
Язык - древнейшая форма общения людей. Топонимика-изучение происхождения слов, географических названий.
Устное народное творчество: песни, предания, праздники.
Практическое занятие. Встреча со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Улицы, местечки и происхождение их названий. Составление карты села и окрестностей.
3. Архив. 3 часа
Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Архивные документы в учебно-воспитательной работе. Знакомство с архивными документами музея с.Кузьмичи и школы (книги приказов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы)
Выявление архивных документов, связанных с историей села, школы. Практическое занятие. Встречи с жителями села с целью сбора материала.
4.Изучение родного края. 6 часов
Территория и границы родного края. Археологические памятники – курганы. Понятие родной край. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития.
Практическое занятие. Сбор материала для школьного краеведческого уголка , встреча с односельчанами, ветеранами труда, работниками сельского хозяйства.
5.Мир народных праздников. 4 часа
Сбор материала о народных праздниках традиционных для Смоленского края и с.Кузьмичи. Встреча со старожилами села.
Практическое занятие. Сбор материала о местных праздниках. Встреча со старожилами села.
6. Оформление школьного краеведческого уголка. 6 часов
Положение о школьном краеведческом уголке. Профиль уголка, его размещение.
Практическое занятие. Оформление стендов и экспозиций.
7.Подведение итогов работы кружка. 2 часа. подготовка и проведение краеведческой выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год работы
№ п\п | Темы занятий | в том числе | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
2 | Знакомство с экспонатами музея с.Кузьмичи | 1 | |
3-4 | 1.Письменные источники. | 1 | 1 |
5-12 | 2.Устные источники. | 1 | 7 |
13-15 | 3. Архив. | 1 | 2 |
15-21 | 4.Изучение родного края. | 1 | 5 |
22-25 | 5.Мир народных праздников. | 1 | 3 |
26- 32 | 6.Оформление школьного краеведческого уголка. | 1 | 6 |
33-34 | Подведение итогов работы кружка (краеведческая выставка) | 2 | |
Итого 34ч | 7 | 27 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год работы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1ч. Вводное занятие, знакомство с программой кружка
- Школьный краеведческий уголок. 7 часов
Учет, хранение экспонатов. Тематика экспонатов. Паспорта к экспонатам. Как правильно оформлять паспорта к экспонатам. Правила фиксирования исторических событий. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними.
Практическое занятие. Оформление документов хранения Заполнение паспортов, работа с экспонатами уголка.
2.Историческое краеведение. 8 часов
Краеведческие объекты как постоянный источник изучения родного края. История возникновения села, совхоза.
Практическое занятие. Знакомство с историческими краеведческими объектами, их паспортизация, фотографирование, зарисовка. Работа с документами в школьном уголке, оформление альбомов.
Сбор информации, фото, различных документов.
3.История Кузьмичской средней школы. 8 часов
Знакомство с историей возникновения школы. Школа вчера, сегодня, завтра.
Практическое занятие. Знакомство с историческими документами, работа с фотографиями, встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний. Оформление альбомов, стендов, папок.
4.Военно-патриотическая работа. 8 часов
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Участие наших земляков в Афганской войне.
Практическое занятие. Встречи с очевидцами и ветеранами ВО войны, Афганской войны, запись их воспоминаний. Создание фонотеки воспоминаний Уход за братским захоронением (Мемориалом с.Кузьмичи, солдатской могилой в д.Бобрывец)
5.Подведение итогов работы кружка. Проведение конференции с творческими отчетами. 2часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год работы
№ п\п | Темы занятий | в том числе | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
2-8 | 1.Школьный краеведческий уголок. | 1 | 6 |
9-16 | 2.Историческое краеведение. | 1 | 7 |
17-24 | 3.История Кузьмичской средней школы. | 1 | 7 |
25-32 | 4.Военно-патриотическая работа. | 1 | 7 |
33-34 | Подведение итогов работы кружка. (конференция). | 2 | |
Итого 34ч | 5 | 29 |
Заключение:
Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...
Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...
программа воспитания "Моя малая Родина"
Данная программа рассчитана на 5 лет. Прилагается план мероприятий на каждый год...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Сценарий литературно-краеведческой конференции «Малая родина – сердца частица».
Сценарий посвящен 75-летию Октябрьского района Тюменской области ХМАО-Югра...