Региональные особенности содержания дошкольного образования
книга по краеведению по теме
Аннотация на учебное издание
«Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного
Образования: учебное пособие; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск. − 2011. − 129 с.»
Учебное пособие является итогом обобщения многочисленных научных исследований и опыта работы современных ДОУ. В нем впервые систематизированы и представлены современные достижения педагогической теории и практики по вопросам введения историко-культурного, духовно-регионального опыта конкретной территории в содержание и организацию регионального образования, а также отражен традиционный и инновационный опыт этнопедагогической работы дошкольных учреждений нескольких регионов Российской Федерации.
Пособие состоит из двух глав («Научно-теоретические и нормативно-правовые основы регионализации дошкольного образования» и «Обновление содержания и деятельности современных учреждений дошкольного образования с учетом региональных особенностей»), глоссария, рекомендуемой литературы и приложений. В приложение включена программа учебного курса «Региональные особенности содержания дошкольного образования», а также представлены задания для контроля, самоконтроля и самостоятельной деятельности студентов.
Подобная структура позволяет оптимальным образом организовать процесс усвоения учебного материала, содействует активизации познавательной и исследовательской деятельности студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературой, овладению методом анализа педагогических фактов, формированию собственного взгляда на процесс регионализации дошкольного образования, проблемы и пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rosdo_predislovie_i_strukturamicrosoft_office_word_97_-_2003.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предисловие
На современном этапе в условиях регионализации образования возрастает необходимость подготовки специалистов, компетентных в вопросах региональной специфики развития дошкольного образования, правовых основ и программно-методической обеспеченности национально-регионального компонента содержания дошкольного образования и т. д. Знание региональных особенностей дошкольного образования позволит профессионально подходить к организации педагогического процесса с учетом социокультурных особенностей конкретного региона и национального состава воспитанников, к обеспечению конструктивного взаимодействия в полинациональных группах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и т. д. Поэтому в учебные планы подготовки специалистов для учреждений дошкольного образования введены курсы «Региональные особенности содержания дошкольного образования», «Основы этнопедагогики» и др.
Однако на данном этапе обнаруживается ряд противоречий:
– между необходимостью учета накопленного опыта регионализации дошкольного образования в стране и отсутствием специальных работ, его раскрывающих, адресованных студентам и специалистам этой области;
– между наличием регионального опыта этнопедагогизации деятельности учреждений дошкольного образования и необходимостью его комплексного научного осмысления;
– между объективной значимостью публикации теоретических материалов о регионализации содержания дошкольного образования и недостаточной учебно-методической базой для подготовки в вузе специалистов дошкольного образования к работе в условиях региона.
Учебное пособие представляет собой первую попытку обобщения теории и практики регионализации дошкольного образования. В нем представлены основные компоненты регионального содержания дошкольного образования, необходимые для формирования профессиональной компетентности педагогов: 1) когнитивный опыт (основные образовательные области для ознакомления дошкольников – «Родной край», «Коммуникация», «Социум» и «Народное творчество»), который развивает у дошкольников этническую идентичность, чувство национального достоинства и гордости от осознания принадлежности к своему народу; 2) организационно-практический опыт, накопленный в регионах в процессе приобщения дошкольников к родному языку, этнокультуре и ознакомлению с малой родиной, который важен для подготовки педагога дошкольного образования к работе в поликультурном регионе.
Настоящее издание можно рассматривать как один из основных учебников, необходимых студентам при изучении дисциплин национально-регионального компонента общеобразовательной и предметной подготовки специалиста дошкольного образования. Основу пособия составляют разноуровневые источники – от нормативных документов и диссертаций до статей в местной периодической печати.
Пособие состоит из двух глав. В первой главе «Научно-теоретические и нормативно-правовые основы регионализации дошкольного образования» представлены нормативно-правовые документы по регионализации образования и тенденции развития дошкольного звена в этих условиях; рассмотрены сложные дефиниции изучаемых педагогических явлений и т. д. Во второй главе «Обновление содержания и деятельности современных учреждений дошкольного образования с учетом региональных особенностей» ведущее место занимают программно-методические документы, материалы об особенностях организации этносреды и опыте этнопедагогизациии деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Подобная структура обусловлена спецификой дисциплин национально-регионального компонента Государственного стандарта подготовки педагогов по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».
Материалы учебного пособия обеспечивают:
– овладение будущими педагогами дошкольного образования знаниями о тенденциях регионализации образования и региональных особенностях дошкольного образования, перспективных направлениях его обновления; о правовых и научных основах регионализации дошкольного образования; об опыте реализации национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях конкретных регионов, о программно-методическом обеспечении национально-регионального компонента содержания дошкольного образования и др.;
– развитие гуманистической направленности специалистов дошкольного образования, их готовности к организации образовательного процесса в ДОУ с учетом региональной специфики и реализации личностно-этно-ориентированного подхода к воспитаннику;
– развитие профессионального интереса и деятельностного отношения к региональным проблемам развития дошкольного образования, умения устанавливать взаимосвязи между педагогическими явлениями и фактами и определять способы педагогического взаимодействия с учетом уровня развития детей дошкольного возраста и региональных особенностей;
Пособие наряду с теоретическими материалами содержит задания для контроля, самоконтроля и активной творческой или исследовательской деятельности студентов. Многие дифференцированные и подробно прописанные задания содействуют развитию навыков самостоятельной работы с лите ратурой, овладению методом анализа педагогических фактов, формированию собственного взгляда на процесс регионализации дошкольного образования, проблемы и пути их решения.
Для семинарских занятий предлагается выполнение тестов, проектов и рефератов, в процессе подготовки которых у студентов расширяются и углубляются знания об этнокультурном наследии и этнопедагогизации деятельности ДОУ, приобретенные ими на лекциях и в процессе педагогической практики. Обширный список литературы содействует самообразованию будущих педагогов дошкольного образования.
С целью активизации познавательной и исследовательской деятельности студентов используются следующие методы и приемы: заполнение таблиц на основе анализа программно-методических документов; презентации проектов и своих идей об этнопедагогизации работы в ДОУ; аннотирование и реклама публикаций, отражающих результаты современных теоретических исследований или находок педагогов-практиков в процессе реализации национально-регионального компонента образовательного стандарта и др.
В пособии представлен материал для диагностики знаний студентов во время проведения промежуточного и итогового контроля (тесты, вопросы к зачету, тематика и методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочной формы обучения, темы курсовых и дипломных работ), которые позволяют формировать навыки работы с научной литературой, развивать аналитические умения и познавательную активность, овладевать методологией научного исследования, без которых невозможна творческая и научно-исследовательская деятельность современного педагога.
Автор выражает благодарность всем, кто принял участие в подготовке данной рукописи к печати, за внимательное прочтение текста работы, полезные советы и замечания, положительные отзывы о рукописи и т. д.
Содержание
Предисловие 3
Глава 1. Научно-теоретические и нормативно-правовые основы регионализации дошкольного образования 6
1.1 Сущность и основные тенденции регионализации дошкольного образования . 6
1.2 Правовые основы регионализации дошкольного образования 25
Тест для самоконтроля 39
Глава 2 Обновление содержания и деятельности современных учреждений дошкольного образования с учетом региональных особенностей 45
2.1 Регионально-этническая направленность воспитания детей
в федеральных и региональных программах для ДОУ. 45
2.2 Отражение региональных особенностей в образовательном
пространстве ДОУ. 64
2.3 Построение педагогической деятельности ДОУ в условиях
регионализации дошкольного образования 73
Тест для самоконтроля 80
Глоссарий 85
Рекомендуемая литература 92
Приложение 1. Программа и методические рекомендации к курсу «Региональные особенности содержания дошкольного образования» 99
Приложение 2.Творческие задания для самостоятельной работы студентов 114
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект регионального компонента, включаемого в содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Данный проект был представлен на республиканском семинаре «Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом федеральных государственных требований к ус...
«Сущность регионального компонента содержания начального профессионального образования и возможности
О реализации регионального компонента в ГОУ НПО ПУ № 22...
Практическая направленность обучения географии при реализации регионального компонента содержания образования
Выступление на районном методическом семинаре учителей географии....
Урок по реализации регионального содержания в образовании Интегрированный урок по географии и физике «Путешествие на метеостанцию «М-2 Сура». 7 класс.
Урок с применением регионального компонента....
Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"
Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого "После бала". Разработка позволяет погрузиться в ...
Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"
Мещерова Е.В., учитель химииРЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ Лю...
Отличительные особенности содержания дополнительного образования детей в России
Дополнительного образование детей является сферой наибольшего благоприятствования для становления личности каждого ребенка. Однако целостность системы нередко вызывает сомнение у научного сообщества. ...