Региональный компонент содержания образования Урок литературы в 8 классе, завершающий изучение рассказа Л.Н.Толстого "После бала"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого "После бала". Разработка позволяет погрузиться в художественный мир чеховского рассказа "Казак", проследить толстовские традиции в этом произведении, рассмотреть донские реалии,запечатлённые писателем. Урок предполагает дискуссионные размышления учащихся об ответственности человека о выборе жизненного пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока,завершающего изучение рассказа Л.Н. Толстого "После бала" | 761 байт |
regionalnyy_komponent_soderzhaniya_obrazovaniya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент содержания образования
Урок литературы в 8 классе после изучения рассказа
Л Н Толстого «После бала»
Тема: Донские реалии в рассказе А. П. Чехова « Казак».
Характеры героев. Моральная ответственность
человека за происходящее.
Цель: Определить роль пейзажных зарисовок,
рассмотреть жанровую специфику произведения,
принципы чеховского психологического изображения
героев и построение конфликта, отметить толстовские
традиции в рассказе;
развивать эстетическую восприимчивость подростков;
воспитывать активную жизненную позицию.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
И УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ
Вот вы говорите, что человек не может сам
по себе понять, что хорошо, что дурно, что
все дело в среде, что среда заедает. А думаю,
что все дело в случае.
Л. Н. Толстой «После бала»
Актуализация опорных знаний
Задание. Прочитайте эпиграф. Из какого произведения эти строки? Кому из героев принадлежат? Как они связаны с основной
мыслью произведения?
/ Этими словами начинается рассказ Л. Н. Толстого « После бала», принадлежат они главному герою и рассказчику Ивану Васильевичу, который после увиденной на плацу сцены истязания беглого солдата резко изменил свой жизненный путь, отказался от военной карьеры и посвятил свою жизнь тому, чтобы помогать людям. Это решение характеризует его как человека, который чувствует свою ответственность за несправедливость, царящую в мире./
Работа по теме урока
Слово учителя
Сегодня мы с вами обратимся к проблематике произведения другого писателя, современника Л. Н. Толстого и наследника его традиций. Кадры нашей презентации помогут нам погрузиться в художественный мир рассказа А. П. Чехова « Казак».
Беседа
- Где происходит действие в рассказе? Как об этом догадались?
-Соотнесите увиденное на слайдах с пейзажем в чеховском рассказе.
-Кто герои? Как вы понимаете слова «арендатор», «мещанин»?
Обратимся к нашему словарю/ в презентации/.
- Что чувствует Максим Торчаков в начале повествования?/Дети зачитывают выдержки из текста/
-Определите роль пейзажных зарисовок. /Донской неброский пейзаж передает умиротворенное состояние главного героя. Описание степи, ожидание солнца, которое непременно «начнет играть», подчеркивает тихую радость Максима. Все представляется ему светлым, радостным, жена кажется красивой, доброй, кроткой/.
-Зафиксируем наши выводы в схеме/в презентации/.
Чтение эпизода по ролям /от слов « Сказано, велик день» до слов
«Небось и ему разговеться хочется».
Беседа
- Как вы оцените случай, произошедший в дороге с Максимом и Лизаветой? Какими вы увидели этих героев?/ Случай с казаком
показал, что в молодой семье нет согласия, хотя каждый из супругов по-своему прав. Из их слов понятно, что люди они разные. Максим – впечатлительный, сердечный человек. Он сочувствует заболевшему в дороге казаку, который из-за болезни не попал в церковь, и даже по христианскому обычаю не может разговеться.
Жена Максима в эпизоде не названа по имени. Она сердито отвечает, что нет такого порядка – в степи разговляться, это грех. Слова ее звучат убедительно, но уж очень жаль больного казака, которому отказали в его просьбе./
-Что говорится о мире, окружающем героев? Как меняется настроение Максима?/Солнце взошло, но играло оно или нет, Максим не видел. Он молчал, им овладела скука, от праздничной радости не осталось и следа./
-Зафиксируем наш вывод в схеме/ в презентации/.
-Как писатель усиливает состояние скуки дальше? Какие эпизоды показывают стремление героя исправить ошибку? /Максим три раза повторяет, что они не дали казаку паски, а надо было дать, обидели этим человека. Спать, как все, он не лег, есть ему не хотелось. Веселее ему становится, когда он посылает работника с гостинцем туда, где они встретили казака .Не дождавшись его возвращения, Максим сам едет к Балочке и скачет с узелком дальше, разыскивая казака, но не находит.
-Как случай с казаком повлиял на дальнейшую жизнь молодоженов?/ Впервые поссорились, жена кричала Максиму очень грубые слова. Он увидел, что жена немилосердная, теперь она кажется злой, некрасивой. «Стало нестерпимо скучно, как никогда не было, – хоть в петлю полезай!» Максим стал пить, браниться,
сквернословить, хозяйство пришло в запустение, жена стала постылой./
-Завершаем составление схемы.
-Почему, на ваш взгляд, после встречи с казаком Чехов ни разу не приводит пейзажных зарисовок?
-Найдите в рассказе слова, которые употребляются в нашей местности? Определите их стилистическую принадлежность.
-Зачем, на ваш взгляд, Чехов приводит их в рассказе?
-О чем свидетельствуют просторечные слова, которые герои употребляют во время ссоры?
Закрепление
Задание.
-Еще раз посмотрите на схему и сделайте вывод, какой прием лежит в основе композиции рассказа. Докажите свои суждения, опираясь на схему.
-Вернемся еще раз к эпиграфу урока. Согласны ли вы с суждением героя? Действительно ли все дело в случае или все зависит от самого человека?
-Что общего вы видите в рассказах Толстого и Чехова?
Литературная игра /презентация/
-Найдите соответствия между определениями и жанрами произведений.
РАССКАЗ Небольшое произведение, содержащее
поучение в иносказательной форме,
средство выражения морально-
философских суждений писателя.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ Малая форма эпической прозаической
литературы, небольшое
повествовательное произведение
ЭТЮД
ПРИТЧА Небольшое произведение, посвященное
изображению глубоких душевных
переживаний
-К какому жанру отнесете произведение А. П. Чехова и почему?
Итоги урока
Домашнее задание по выбору
1 Развернутая характеристика одного из героев.
2Монолог «Мои размышления после прочтения рассказа Чехова «КАЗАК»
3Устное рисование иллюстрации к рассказу с обоснованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сущность регионального компонента содержания начального профессионального образования и возможности
О реализации регионального компонента в ГОУ НПО ПУ № 22...
реализация регионального компонента на уроках литературы
Планирование регионального материала на уроках литературы в 7 -11 классах...
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ «ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) Возраст участников – 5- 11 классы
Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жиз...
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ «ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) Возраст участников – 5- 11 классы
Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жиз...
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СТАВРОПОЛЬЯ «ЧАСТИЦА РОДИНЫ МОЕЙ» (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) Возраст участников – 5- 11 классы
Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию литературы Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жиз...
Практическая направленность обучения географии при реализации регионального компонента содержания образования
Выступление на районном методическом семинаре учителей географии....
Методический проект "Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов
Рабочая программа. Региональный компонент в курсе литературы 5-7 классов...