Урок кубановедения "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме
Тема урока «Летописец судеб народных М.А.Шолохов» рассматривалась согласно Примерным программам преподавания кубановедения на базовом уровня в рамках раздела «Литература Кубани».<?xml:namespace prefix = o /??>
Были поставлены следующие цели:
1.Обучающая - показать роль М.А.Шолохова в формировании представлений советской общественности о быте, культуре, нравственных ценностях и жизненных установках казачества.
2.Развивающая – развивать у учащихся исследовательские способности, умения и навыки сравнения, анализа, умения доказывать свою точку зрения
3.Воспитательная – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к проявлениям свободы личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sholohov.ppt | 2.39 МБ |
plan_uroka_sholohov.docx | 24.84 КБ |
materialy_k_uroku_sholohov.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЕТО - годы, прожитые человеком или народом, его жизнь ЛЕТОПИСЬ – описание событий жизни народа или страны по годам. Летописец – тот, кто описывает жизнь народа и страны.
(1903 – 1984 гг.), академик АН СССР(1939), дважды герой Социалистического труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), лауреат Нобелевской премии, присуждаемой за особые заслуги в науке и литературе (1965).
«Нахалёнок», «Донские рассказы», «Тихий Дон» - Нобелевская премия «Поднятая целина» - Ленинская премия, «Они сражались за Родину», «Судьба человека».
Знаменский боготворил Шолохова, ему были до боли близки и понятны те герои, которых создал Шолохов
«…Как опытный мастер слова, М.Шолохов переосмыслил, художественно обобщил, подчинив своему замыслу отдельные черты богатой фактами биографии казака… и создал неповторимый и яркий литературный образ. Один из любимых героев писателя – дед Щукарь – раскрывается во всем своем жизнелюбии… Творческое воображение писателя и черты реальной личности вместе создают тип героя. … Это собирательные, вымышленные образы, однако мы не сомневаемся в их реальном существовании. Создавая образы своих героев, Михаил Шолохов видел в них и других современников. На родине писателя (ст.Вёшинская Ростовской области) встречались старики-шутники, называвшие себя Щукарями, а узнавали они себя, когда читали роман («Поднятая целина»).
ОБОБЩИЛ ЧЕРТЫ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕАЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ УЗНАВАЛИ СЕБЯ КАЗАКИ
«Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа
Возник слух о некоем белом офицере , который теоретически подобный роман написать как раз мог . Слух этот родился не из фактов, но — из сомнений, из необъяснимости возникновения такого феноменального явления, как «Тихий Дон». Этот феномен был не чем иным, как явлением гения . А гений, как известно, вещь плохо понимаемая и трудно объяснимая. Белого офицера, якобы написавшего первые две книги «Тихого Дона», не обнаружилось. Была создана писательская комиссия во главе с А. С. Серафимовичем. Изучив представленные Шолоховым материалы и рукописи, комиссия пришла к выводу, обнародованному в «Письме в редакцию» в газете «Правда»: автором «Тихого Дона» является М. А. Шолохов. Вывод комиссии был основан на скрупулезном анализе рукописи первых двух книг «Тихого Дона». Но после этого вышли в свет третья и четвертая книги, центральные для романа, содержащие в себе кульминацию и развязку, художественно наиболее мощные. Появление третьей и четвертой книг «Тихого Дона» было самым аргументированным ответом противникам Шолохова, погасившим слухи и сплетни
Величайшими произведениями Шолохова являются… В них он отразил (показал)… Мировое признание гения Шолохова выразилось в… Однако не все поверили в то, что…
казачество
13 сентября 2012 года – 75-летие образования Краснодарского края
Мини-сайт учителя http :// nsportal.ru / kapinos-tatyana-petrovna
Предварительный просмотр:
План урока кубановедения по теме
«Летописец судеб народных М.А.Шолохов»
Цель урока:
1.Обучающая - показать роль М.А.Шолохова в формировании представлений советской общественности о быте, культуре, нравственных ценностях и жизненных установках казачества.
2.Развивающая – развивать у учащихся исследовательские способности, умения и навыки сравнения, анализа, умения доказывать свою точку зрения
3.Воспитательная – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к проявлениям свободы личности.
Основные понятия: казачество как феномен, нравственные ориентиры, диалектизмы
План урока:
1.Летописец – кто он?
2. Кубанские авторы о творчестве М.А.Шолохова
-Анатолий Знаменский - почитатель творчества Шолохова;
-Анатолий Сиденко «Над тихим неспокойным Доном»
-Феликс Кузнецов «Судьба и правда великого романа»
(споры об авторстве «Тихого Дона»)
3.Казачество в произведениях М.А.Шолохова
ХОД УРОКА
№ | Этап урока, слово учителя | Формы и методы | Время, мин.,слайд |
I | Оргмомент | 0,5 | Слайд 1 |
«Мозговой штурм» С чем у учащихся ассоциируется слово «лето»? Традиционно среди православных христиан как пожелание к рождению звучала фраза «многая лета!» Звучит отрывок из песни «Многая лета» Как изменилось восприятие этого слова? - годы, прожитые человеком или народом, его жизнь Что же такое «летопись»? Кто такой летописец? (учащиеся формулируют понимание термина) Летопись – описание событий жизни народа или страны по годам. Летописец – тот, кто описывает жизнь народа и страны. Именно так назвали кубанские писатели Михаила Александровича Шолохова, великого советского писателя. Запись темы урока в тетради Проблемный вопрос урока Но почему «летописец судеб народных»? Что даёт нам возможность так называть Михаила Александровича? Краткая биографическая справка о М.А.Шолохове: М.А.Шолохов (1903 – 1984 гг.), академик АН СССР(1939), дважды герой Социалистического труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), лауреат Нобелевской премии, присуждаемой за особые заслуги в науке и литературе (1965). - «Нахаленок», - «Донские рассказы», - «Тихий Дон», - «Поднятая целина» - Ленинская премия, - «Они сражались за Родину», - «Судьба человека». Большая часть произведений из этого списка – это книги о казаках – их быте, нравах, коллизиях судеб. В названии какого произведения наиболее ярко прослеживается связь с темой нашего урока? («Судьба человека») Но судьба простого человека проходит красной нитью через все произведения Шолохова. В каждом из них судьба отдельных людей просматривается через призму исторических событий. Судьба народа просматривается через судьбы его героев. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | ||
Кто из вас читал произведения М.А.Шолохова? Можете ли вы по этим произведениям составить собственное представление о творчестве писателя? (наверное, нет, т.к. самые крупные произведения писателя адресованы более взрослому читателю ) Предлагаю, по описаниям кубанских критиков и литераторов попытаться составить собственное впечатление о Михаиле Александровиче Шолохове | |||
Одним из кубанских писателей, любивших Шолохова, был Анатолий Дмитриевич Знаменский, автор многих произведений о Кубани «Красные дни» о вожде красного казачества, «Неиссякаемый пласт», «Ухтинская прорва». Знаменский боготворил Шолохова, ему были до боли близки и понятны те герои, которых создал Шолохов | Слайд 7 | ||
В газете «Литературная Кубань» в мае 2000года опубликована статья кубанского краеведа Анатолия Сиденко «Над тихим неспокойным Доном»: «…Как опытный мастер слова, М.Шолохов переосмыслил, художественно обобщил, подчинив своему замыслу отдельные черты богатой фактами биографии казака… и создал неповторимый и яркий литературный образ. Один из любимых героев писателя – дед Щукарь – раскрывается во всем своем жизнелюбии… Творческое воображение писателя и черты реальной личности вместе создают тип героя. … Это собирательные, вымышленные образы, однако мы не сомневаемся в их реальном существовании. Создавая образы своих героев, Михаил Шолохов видел в них и других современников. На родине писателя (ст.Вёшинская Ростовской области) встречались старики-шутники, называвшие себя Щукарями, а узнавали они себя, когда читали роман («Поднятая целина»). Выделите ключевые слова, выражающие основной смысл отрывка (обобщил, черты реальной личности, реальное существование, узнавали себя, казаки). Попытайтесь без пересказа текста, используя только ключевые слова составить предложение, в котором вы выразите переданное автором статьи отношение к творчеству Шолохова | Слайд 8 Слайд 9 | ||
Многие литературоведы ХХ века считают роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон» гени- альнейшим произведением ХХ века. Подтверждением высокой оценки романа стало присуждение в 1965 году нобелевской премии за высокие достижения в литературе. Однако именно это произведение стало объектом нападок недоброжелателей. Феликс Кузнецов «Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа Возник слух о некоем белом офицере, который теоретически подобный роман написать как раз мог. Слух этот родился не из фактов, но — из сомнений, из необъяснимости возникновения такого феноменального явления, как «Тихий Дон». Этот феномен был не чем иным, как явлением гения. А гений, как известно, вещь плохо понимаемая и трудно объяснимая. Белого офицера, якобы написавшего первые две книги «Тихого Дона», не обнаружилось. Была создана писательская комиссия во главе с А. С. Серафимовичем. Изучив представленные Шолоховым материалы и рукописи, комиссия пришла к выводу, обнародованному в «Письме в редакцию» в газете «Правда»: автором «Тихого Дона» является М. А. Шолохов. Вывод комиссии был основан на скрупулезном анализе рукописи первых двух книг «Тихого Дона». Но после этого вышли в свет третья и четвертая книги, центральные для романа, содержащие в себе кульминацию и развязку, художественно наиболее мощные. Появление третьей и четвертой книг «Тихого Дона» было самым аргументированным ответом противникам Шолохова, погасившим слухи и сплетни. - в чем был обвинен Шолохов? -каково выше мнение, почему возникли такие сомнения? -чем завершилась «криминальная история»с? | Слайд 10 Слайд 11 | ||
Попытаемся сформулировать свое отношение к творчеству Шолохова, используя следующие клише: Величайшими произведениями Шолохова являются… В них он отразил… Мировое признание гения Шолохова выразилось в… Однако не все поверили в то, что… | Слайд 12 | ||
Какие писатели за последние два века в своем творчестве отразили особенности быта, нравы казаков? - Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» - Л.Н.Толстой «Казаки» (произведение написано после 1,5 –летнего пребывания на Кавказе в среде терских/гривенских казаков) - М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина» Какая часть казачьего сообщества отражена в их произведениях? - Гоголь Н.В. – Запорожские казаки, - Толстой Л.Н. – Гривенские казаки, Шолохов М.А.- Донские казаки В начале ХХ века в Российской империи было 11 казачьих войск: -Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское. Сибирское, Амурское, Семиреченское, Уссурийское, Астраханское. | |||
Шолохов стремится показать казачество как целый мир, живущий общечеловеческими радостями и печалями. Показывая жизнь казаков в кризисные для России переломные годы Первой мировой войны, революций 1917 года и Гражданской войны Шолохов подчеркнул внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами отдельных людей показал судьбу народа России. | Слайд 13 | ||
Работа с литературным источником О каких чертах казачества можно судить по литературному источнику? 1.Шолохов М.А. «Алешкино сердце»/ «Донские рассказы»: «Не впервой Алёшке работать. В отца пошел – въедливый на работу, с семи лет погонычем был, хвосты быкам накручивал. Три дня пожил – освоился, на мельницу с хозяйской снохой съездил, на покосе сено копнил. … Алешка и на покос, и на молотьбу, и скотину убирает…» (трудолюбие) 2.Харламов В.А.. История.Обычаи. Заповеди. Историческая справка «…Казаки не только участвовали в войнах, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и крымским ханом. Запорожцы и донцы на своих лодках переплывали Черное море и осаждали турецкие и крымские города. Донские казаки, с помощью запорожцев, в 1637 году взяли сильнейшую турецкую крепость Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Взяв Азов, казаки послали в Москву посольство и предложили московскому правительству принять эту крепость» (удаль молодецкая) 3.Шолохов М.А. «Коловерть»/ «Донские рассказы» Перед казнью Пахомыч наказывает старухе: «- Пшеницу нехай Лукич скосит, заплатишь ему, отдашь тёлочку-летошницу… По нас же не горюй, старуха… Пожили… Все там будем. Посля панихидку отслужи. Поминать будешь, не пиши: «красногвардейца Петра», а прямо – «воинов убиенных»… 4.Шолохов «Тихий Дон» Умудренный опытом старик, бывалый воин, участник турецкой войны, у которого в курене ночуют казаки, едущие на фронт, наказывает им: «-Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить – надо человечью правду блюсть. - Какую? – спросил Степан Астахов, лежавший с краю… - А вот какую: чужого на войне не бери – раз. Женщину упаси бог обидеть… Таковы законы народной нравственности» | |||
Итак черты, присущие казачеству, воспетые в произведениях М.А.Шолохова: - верность долгу перед Отечеством; - трудолюбие; -православная вера; -гуманизм и нравственность; -семейные традиции. | |||
Мы заполнили все лепестки подсолнуха. Подсолнух – негласный символ празднования юбилея. | Слайд 14 | ||
Почему Шолохова назвали летописцем судеб народных? Какие лучшие черты казачества воплощены в образах шолоховских героев? | |||
Итак, с помощью кубанских авторов, которые оценивали творчество Шолохова с разных позиций вы познакомились с одним из величайших писателей ХХ века. |
Предварительный просмотр:
Материалы к уроку
I. Анатолий Сиденко «Над тихим неспокойным Доном»:
«…Как опытный мастер слова, М.Шолохов переосмыслил, художественно обобщил, подчинив своему замыслу отдельные черты богатой фактами биографии казака… и создал неповторимый и яркий литературный образ.
Один из любимых героев писателя – дед Щукарь – раскрывается во всем своем жизнелюбии… Творческое воображение писателя и черты реальной личности вместе создают тип героя. … Это собирательные, вымышленные образы, однако мы не сомневаемся в их реальном существовании. Создавая образы своих героев, Михаил Шолохов видел в них и других современников. На родине писателя (ст.Вёшинская Ростовской области) встречались старики-шутники, называвшие себя Щукарями, а узнавали они себя, когда читали роман («Поднятая целина»).
II. Феликс Кузнецов «Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа
Возник слух о некоем белом офицере, который теоретически подобный роман написать как раз мог. Слух этот родился не из фактов, но — из сомнений, из необъяснимости возникновения такого феноменального явления, как «Тихий Дон». Этот феномен был не чем иным, как явлением гения. А гений, как известно, вещь плохо понимаемая и трудно объяснимая.
Белого офицера, якобы написавшего первые две книги «Тихого Дона», не обнаружилось. Была создана писательская комиссия во главе с А. С. Серафимовичем. Изучив представленные Шолоховым материалы и рукописи, комиссия пришла к выводу, обнародованному в «Письме в редакцию» в газете «Правда»: автором «Тихого Дона» является М. А. Шолохов.
Вывод комиссии был основан на скрупулезном анализе рукописи первых двух книг «Тихого Дона». Но после этого вышли в свет третья и четвертая книги, центральные для романа, содержащие в себе кульминацию и развязку, художественно наиболее мощные. Появление третьей и четвертой книг «Тихого Дона» было самым аргументированным ответом противникам Шолохова, погасившим слухи и сплетни.
III. 1.Шолохов М.А. «Алешкино сердце»/ «Донские рассказы»:
«Не впервой Алёшке работать. В отца пошел – въедливый на работу, с семи лет погонычем был, хвосты быкам накручивал.
Три дня пожил – освоился, на мельницу с хозяйской снохой съездил, на покосе сено копнил. … Алешка и на покос, и на молотьбу, и скотину убирает…» (трудолюбие)
2.Харламов В.А.. История.Обычаи. Заповеди. Историческая справка
«…Казаки не только участвовали в войнах, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и крымским ханом. Запорожцы и донцы на своих лодках переплывали Черное море и осаждали турецкие и крымские города. Донские казаки, с помощью запорожцев, в 1637 году взяли сильнейшую турецкую крепость Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Взяв Азов, казаки послали в Москву посольство и предложили московскому правительству принять эту крепость» (удаль молодецкая)
3.Шолохов М.А. «Коловерть»/ «Донские рассказы»
Перед казнью Пахомыч наказывает старухе:
«- Пшеницу нехай Лукич скосит, заплатишь ему, отдашь тёлочку-летошницу… По нас же не горюй, старуха… Пожили… Все там будем. Посля панихидку отслужи. Поминать будешь, не пиши: «красногвардейца Петра», а прямо – «воинов убиенных»…
4.Шолохов «Тихий Дон» Умудренный опытом старик, бывалый воин, участник турецкой войны, у которого в курене ночуют казаки, едущие на фронт, наказывает им:
«-Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить – надо человечью правду блюсть.
- Какую? – спросил Степан Астахов, лежавший с краю…
- А вот какую: чужого на войне не бери – раз. Женщину упаси бог обидеть…
Таковы законы народной нравственности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план урока кубановедения в 10 классе "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"
В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Информация усваивается учащимися в активном режиме через анализ литературных источников. Применяются следующие педтехнологии: тех...
«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО
Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1. Обучать...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Приложение к уроку " Мой любимый писатель М.А. Шолохов"
Биография писателя М.А. Шолохова на немецком языке...
«Лучший урок, посвящённый Дню народного единства» Тема урока: Государственная символика.
Тема урока: Государственная символика.Цели: Ø познакомить с символикой Российского государства и Республики Татарстан: флагом, гербом, гимном.Ø формировать уважительное отношение к культуре родной стр...
разработка урока 9 класс литература «М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека».
в конспекте раскрывается значение рассказа и смысл его названия...
Методическая разработка урока литературы на тему: «М.А.Шолохов – человек и писатель»
Урок литературы на тему : "М.А.Шолохов - человек и писатель"( 9 класс)...