Элементы краеведения в естественнонаучной проектной и исследовательской деятельности школьников: обучение и воспитание
статья

Медведева Елена Леонидовна

«C чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет.." Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений ребенка об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам. В настоящее время, когда школьники предпочитают проводить время, играя в компьютерные игры и ведя бесконечные разговоры в социальных сетях, становится необходимым целенаправленно обратить их внимание на живую природу: деревья рядом с домом; птиц, живущих рядом с человеком; пригородные леса и поля (пока они ещё есть, а не застроены коттеджами), заинтересовать их. Решением этой задачи, позволяющим объединить обучение и воспитание, является краеведческий подход при организации естественно-научной проектной и исследовательской деятельности школьников. Форма работы дает возможность ученикам самостоятельно получать знания, далеко выходящие за рамки школьной программы. Этнографические, этнокультурные элементы проектов позволяют детям почувствовать связь между прошлым и настоящим, ощутить окружающую природу неотъемлемой частью собственного мира; а свою Родину (сначала малую, а потом и всю Россию) – Отечеством, где жили предки, и где предстоит жить следующим поколениям.

В статье приведены примеры школьных проектных работ с элементами краеведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медведева Елена Леонидовна,

магистр техники и технологий, учитель химии МБОУ СОШ №33 г. Электроугли

Элементы краеведения в естественно-научной проектной и исследовательской деятельности школьников: обучение и воспитание

Доклад на VI Международной научно – практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

В соответствии с новым стандартом образования (ФГОС) личностные результаты освоения учащимися образовательной программы должны отражать:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству…; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края…;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки…;

формирование основ экологической культуры, соответствующего современному уровню экологического мышления.[1]

Комплексным решением этих задач, позволяющим объединить обучение и воспитание, является краеведческий подход при организации естественно-научной проектной и исследовательской деятельности школьников. Этнографические, этнокультурные элементы проектов позволяют ученикам почувствовать связь между прошлым и настоящим, ощутить окружающую природу неотъемлемой частью собственного мира; а свою Родину (сначала малую, а потом и всю Россию) – Отечеством, где жили предки, и где предстоит жить следующим поколениям.

Условно можно говорить о трех уровнях школьного краеведения. В реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников, особенно в настоящее время, когда с введением новых ФГОС проектная деятельность приходит и в начальную школу.

Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся, когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни (учебный проект).

Изучение школьниками истории и природы родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес (исследовательский проект).[2] 

В качестве примеров приведу проектные работы школьников города Электроугли, в создании которых я участвовала в роли руководителя или консультанта.

«C чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет…» Учебный коллективный проект «Деревья нашего леса» был осуществлен в 2009 году учениками 5 класса. Ребята определили значение нашего леса для жителей города; провели обзор (на доступном возрасту уровне) типов лесов Подмосковья; собрали информацию о деревьях, растущих в лесном массиве рядом с городом; нашли эти деревья в черте города, сфотографировали самые типичные из них. Составили тексты рассказов по плану: биологическое описание дерева; его значение (применение человеком); легенды, предания, верования (этнокультурная составляющая). Итогом проекта стало выступление пятиклассников с созданной почти самостоятельно (с помощью старшеклассников) мультимедийной презентацией проекта перед учениками школы, проведенное в рамках школьной «Экологической недели». Развитие эта тема получила в текущем, 2012 году, когда не выдержавшие «ледяного дождя 2010 года» ясени, растущие вокруг школы, окончательно засохли. Возник вопрос, какими деревьями заменить погибшие. Поиск ответа принял форму коллективного (учебного, но с элементами исследования) проекта 9 класса «Деревья нашего города». Собрав большое количество информации, ребята не только нашли аргументированный ответ «Посадим березы» (проводился анализ биологических особенностей различных пород деревьев и выбор методом селекционных индексов; также учитывалась стоимость саженцев), но решили поделиться полученными знаниями с младшими школьниками. Рядом со школой проложили «эколого-краеведческую тропу» и адаптировали текст рассказов о деревьях для учеников начальной школы. Работа с информацией в ходе проекта (поиск-форматирование-адаптация), производилась по методике метапредметного подхода, разработанной В.Н. Головнером.[3] Собранная из разных источников «сырая» информация форматировалась - то есть научный текст превращался в понятный всем девятиклассникам рассказ, после чего адаптировался для первоклассников.

Проекты с элементами исследования «Углеводы» и «Жиры» осуществленные в 2010-2011 годах ученицами 10 и 9 классов в рамках районного конкурса «Юный химик» («Жиры» -1 место), также включили в себя небольшую «краеведческую» часть в виде ответов на вопросы: «Какие содержащие крахмал продукты употребляли в пищу славяне?» и «Чем мылись наши предки?». Авторы продолжили работу над заинтересовавшими их темами, конкретизировав проблему и несколько изменив названия. В 2012 году работа «Крахмал: обнаружение в листьях растений»[4] стала лауреатом конкурса «Учебный проект», проводимого издательским домом «Первое сентября» (номинации «Биология», «В помощь учителю»), а работа над проектом «Загрязнения и их устранение» продолжается.

И, наконец, о научно-исследовательских проектах старшеклассников 2009 года. Один из них, экологический, «Изучение лесного биогеоценоза», 10 класс (руководитель Пташник О.Г.)[5] был посвящен изучению массива пригородного леса. В этом случае речь идет об экологическом краеведении, изучении и сохранении природы Малой родины. Другой проект «Окрашивание хлопчатобумажной ткани природными красителями» совместил историческое и экологическое исследование природы родного края. Ученик 10 класса нашел ответ на вопрос: «В какие цвета могли окрашивать одежду наши предки, жившие в Подмосковье?»; обнаружил и собрал красильные растения, растущие рядом с городом; и практически повторил процесс крашения.[6] В 2011 году работа стала победителем конкурса «Учебный проект», издательского дома «Первое сентября» в номинациях «Химия» и «Краеведение».

Таким образом, участие школьников в естественно-научной проектной деятельности позволяет им самостоятельно получать знания, далеко выходящие за рамки школьной программы. А элементы краеведения способствуют воспитанию чувства патриотизма, экологической культуры. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

«Люблю и знаю, знаю и люблю.

И тем сильней люблю, чем больше знаю»-

сказал географ и поэт Юрий Константинович Ефремов о изучении родного края, неразрывно связывая знания и чувства.


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2011. – (С.7-8)

[2] Несвежева Н.В. Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников.- Барнаул: Азбука, 2010.-133 с.

[3] Головнер В.Н. Элементы музейной педагогики в обучении неорганической химии [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.mioo.ru/projects/7/x27/Golovner1.ppt#257,2

[4] Филимонова М.Д. Крахмал: обнаружение в листьях растений. [Электронный ресурс].-Режим доступа:  http://portfolio.1september.ru/work.php?id=596401

[5] Пташник И.В. Исследование лесного биогеоценоза. [Электронный ресурс].-Режим доступа:  http://portfolio.1september.ru/work.php?id=592563

[6] Медведева Е.Л. Окраска ткани природными красителями. «Потенциал. Химия. Биология.Медицина».-2012.-№5.-С.68-71


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность школьников как ресурс образовательного процесса в дополнительном образовании

Статья об организации проектной и исследовательской деятельности в условиях экологического объединения "Ритмы природы" МОУ ДОД ЗЦДЮТ...

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.

В данном материале дается  пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...

статья «Использование ИКТ при организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках информатики в рамках ФГОС»

В условиях реализации  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деяте...