Меотские племена и кочевники на Кубани
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок №9
Меотские племена и кочевники на Кубани
Цель урока:
1.Рассмотреть процесс заселения Кубани меотскими, скифскими и сарматскими племенами;
2.формировать навыки анализа исторических источников, работы с научной информацией;
3. воспитывать интерес к прошлому родного края.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Схема № 2 «Меоты», №3 «Сарматы», Атлас по истории Кубани, учебник В.Н.Ратушняка «Кубань с древнейших времен до конца XVIII века»
План урока:
1.Меотские племена
2.Скифы в Причерноморье
3.Сарматы (сираки) в Прикубанье
ХОД УРОКА
| ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ |
1)Фронтальный опрос Северное Причерноморье – территория, благоприятная для проживания, которая привлекала людей во все времена. - какие природно-климатические условия позволили людям древности активно её заселять? - откуда получаем сведения? - каким понятием объединяют археологические памятники, на которых обнаружены близкие по типу сооружения и вещи? Перечислить их. 2) сообщения учащихся о памятниках эпохи бронзы на Кубани 3) анализ научного источника (Марченко И.И., учебник стр.9): «На раннем этапе бронзового века Кубань стала своеобразным «мостом» в передаче и распространении достижений восточной цивилизации. Здесь сформировался один из центров выплавки бронзы, сыгравший важную роль в эволюции металлообработки Восточной Европы. В этот же период получили развитие скотоводство, земледелие, сложились два основных хозяйственно-культурных типа: оседлое земледелие и скотоводство» - раскрыть на конкретных фактах тезисы ученого 4) анализ научного источника (Н.В.Анфимов о майкопской культуре): «В 5 км от ст.Новосвободной в урочище «Клады» расположена довольно большая курганная группа… В кургане № 35 каменная двухкамерная гробница отличалась необычным богатством инвентаря. В первой камере на камееном полу в скорчерннном положении лежали два скелета – взрослого и ребенка. При них было найдено большое количество различных предметов. Одних только вещей из бронзы и серебра около 50… более двухсот бус и других украшений из сердолика, горного хрусталя, золота и серебра. Вторая гробница содержала скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем» - можно ли по археологическим находкам судить о социальной структуре общества? | - Мягкий умеренный климат, благоприятные почвы, разветвленная речная система, - археологические раскопки - археологические культуры: ямная, дольменная, катакомбная, майкопская, северо-кавказская, срубная Слайд 2 -при раскопках меотских поселений и погребений найдены изделия из металла: бронзовое зеркальце, бляшки, наконечник для стрелы; - в разных захоронениях присутствует разный набор инвентаря, посуды и украшений |
Актуализация знаний учащихся - каковы последствия освоения железа для хозяйственной и общественной жизни племен? | - применение орудий труда с использованием железа увеличило производительность труда, излишек продукции скапливался в руках отдельных людей и так формировалось общественное неравенство |
Какая богатая история у нашего края, какие только народы не оставили свой след на территории Западного Кавказа и Северного Причерноморья. В течение 2-х уроков будем говорить о народах, населявших Кубань в железном веке (VIII - V вв. до н.э.) Запись темы и целей урока | Слайд-шоу фотографий из семейного альбома (Херсонес) |
1)Меоты (анализ внешнего облика) Городище 2)Геродот о скифах (анализ исторического источника, учебник С.16) Работа с картой: проследить движение скифов 3)Сарматы | Схема № 2 Схема № 3 |
Вывод: какие общие и отличительные черты в образе жизни, занятиях, уровне развития материальной культуры, социальной организации меотов, скифов, сираков? | Общие природно-климатические условия определяли схожий образ жизни племен, отличительной чертой являлось то, что меоты были более оседлыми, а скифы и сарматы относились к кочевым племенам |
Закрепление: Составьте устный рассказ от лица представителя одного из народов, населявших Кубань в эпоху раннего железа. | |
Вывод: | |
Домашнее задание: параграф 2, сообщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Юрта - жилище кочевника
Урок обществознания. Внеклассное занятие. Музейный урок...
Программа «Кубань, Качество». 4 класс «История службы мер и качества на Кубани. Программа «Качество. Кубань». Самая качественная продукция Кореновского Молочно консервного комбината.
Разработка урока качества для 4 класса...
План урока кубановедения в 10 классе "Меотские племена и кочевники на Кубани"
Одним из важных элементов данного урока являются анализ научных источников, работа учащихся с картой и извлечение материала из схем и иллюстраций. Схемы, которые указаны в плане урока,...
Памятники ранних кочевников на территории Восточного Казахстана в берельское время
Памятники ранних кочевников на территории Восточного Казахстана в берельское времяБерель является памятником пазырыкской культуры скифо-сакских племен Алтая, расположенный в высокогорной долине на тре...
Урок истории России в 6 классе Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей
Отношение Киевской Руси и Византии сложно охарактеризовать, одним словом. Киевские князья не редко воевали, с Византией, добиваясь выгодных торговых соглашений, перенимали какой-то технический и научн...
Меоты и кочевники. 10 класс
Презентация для интерактивной доски....
Меотские племена и кочевники на Кубани
Урок по георафии...