Технологический подход к разработке учебного курса по проблеме "Историческое краеведение"
статья по краеведению по теме
Статья была написана в соавторстве с Анатолием Анатольевичем Щевьёвым. С недавних пор он стал кандидатом педагогических наук. Описываемые документальные и слайд-фильмы тоже сделаны нами вместе.
Статья была опубликована в сборнике "Полисубъектное взаимодействие в образовательном процессе: материалы межвуз. студ. науч.-практ. семинара. г. Волгоград, 3-5 февраля 2006 г. / отв. ред. М.В. Николаева, Т.С. Перекрестова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007.".
Скачать:
Предварительный просмотр:
А.А. Щевьёв, А.А.Подкидышев
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРОБЛЕМЕ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
(на правах составляющей педагогической технологии)
Исходя из определения, данного В.М. Монаховым, считаем, что педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [1]. При разработке учебного курса нами учитывалась структура современной педагогической технологии, предложенная Г.К. Селевко: а) концептуальные основы; б) содержательная часть обучения; в) процессуальная часть [2].
В силу того, что наш курс имеет более узкие рамки, чем педагогическая технология в данной трактовке указанного понятия, мы предлагаем вариант построения учебного курса по теме «Историческое краеведение» с применением технических средств обучения, что может соответствовать третьему элементу вышеуказанной структуры, т,е. процессуальной части (технологическому процессу).
На современном этапе развития педагогической науки необходимо обратить внимание на технические новшества и творческие возможности самого учителя – сделать педагогический процесс более технологичным, ярким и действенным. Для преподавателей истории и других гуманитарных дисциплин при структурировании учебного материала необходимо соблюдение принципов комплексности и наглядности. Опыт показывает, что для этого целесообразно использование документальных фильмов и слайд-фильмов, полностью или частично разработанных преподавателем. Мы убедились, что создание подобных фильмов в одиночку достаточно сложно, для этого необходим интегративный подход, участие в их подготовке учителей-коллег и учеников.
Создание документального фильма или слайд-фильма на историческую тему должно начинаться с выбора темы и детальной проработки сопутствующей научной и художественной литературы, что важно для исключения возможности дилетантского подхода к оценке исторических событий. При изучении литературы не следует забывать, для каких целей и для какого возраста учащихся создается данный фильм, Отсюда следующим важным шагом является определение основного содержания (план) и логики расположения материала. Фильм, как и любое произведение, должен иметь сове вступление, основную часть и заключение, поэтому важно правильно скомпоновать материал. Просмотр учебного фильма отличается от простого прочтения текста наличием зрительной информации. Она помогает усвоению знаний темы и облегчает запоминание.
Документальные фильмы, а также слайд-фильмы могут, в принципе, быть использованы как в урочное время, так и на внеклассных мероприятиях, посвященных, к примеру, воспитанию гражданственности и патриотизма. Разрабатываемый нами курс «Историческое краеведение предназначен, в первую очередь, для использования на уроках краеведения. По нашему замыслу он включает комплекс документальных фильмов и слайд-фильмов, посвященных общей тематике , в частности, достопримечательностям города Рязани. Предполагаются два блока по пять слайд-фильмов плюс вводный и заключительный документальный фильм или слайд-фильм.
Первый вводный фильм обозначает проблематику, ставит цели, дает обзор всего курса в целом. Возможно включение фрагментов из фильмов, которые составляют основной материал. Предполагаем, что вводный фильм может занимать меньше времени, чем основные фильмы.
В первый блок курса входят слайд-фильмы, посвященные архитектурным памятникам рязанской земли. Фильм первый «Рязанский Кремль» (подробный план этого слайд-фильма приводится ниже).
Фильм второй: «Городище Старая Рязань» (в фильм входят описание и фотографии ряда археологических находок, сделанных на территории городища, а также приводится краткая история его исследования).
Фильм третий: «Рязань дореволюционная» (посвящен памятникам архитектуры, сохранившимся в городе с XIX в. – Дом Дворянского собрания, Мальшинская богадельня, Дом Рюмина, Мужская гимназия и др.)
Фильм четвёртый: «Театры и музеи г. Рязани» (показываются как старейший в городе Театр юного зрителя, так и относительно новые – драматический театр и театр кукол; художественный музей, музей-заповедник «Рязанский Кремль», Музей истории молодежного движения и др.)
Фильм пятый: «Парки Рязани» (в ходе фильм ученики знакомятся с местами отдыха рязанцев, узнают историю знакомых им с детства мест – центрального парка культуры и отдыха, городского парка недавно появившихся, таких как, например, парк Победы).
Фильмы второго блока посвящены выдающимся личностям, знаменитым людям – уроженцам рязанской земли.
Фильм первый: «Генерал на белом коне» (Михаил Дмитриевич Скобелев). В этом фильме в рассказ о жизни и деятельности великого русского полководца и общественного деятеля вплетены фрагменты экскурсии по музею М.Д. Скобелева, созданному в его родовом имении – селе Заборово Новодеревенского района Рязанской области.
Фильм второй: «Последний поэт деревни» (Сергей Александрович Есенин). В условиях всенарастающего ажиотажа, связанного с фигурой Сергея Есенина, в этом фильме, как нам представлялось, особенно важно было дать объективную историю жизни, лишенную, на наш взгляд, насколько это только возможно, высказываний неподтвержденных гипотез, которые в последнее время начинают оттеснять на задний план уже и само творчество поэта.
Фильм третий: «На защите Родины» (о Владимире Федоровиче Уткине). Сама личность дважды Героя Социалистического Труда, конструктора стратегического вооружения долгое время была засекречена, и даже сейчас найти материалы для этого фильма оказалось не так-то просто, особенно фотографии, поэтому основу его составляет текстовый компонент.
Фильм четвертый: «Пророк космонавтики» (Константин Эдуардович Циолковский). Фильм о Циолковском, уроженце села Ижевское, ныне входящего в состав Рязанской области, все же был немыслим без упоминания о годах жизни и плодотворнейшей работы в городе Калуге, поэтому главной его составляющей является материал, отражающий этот период.
Фильм пятый: «Великий физиолог» (Иван Петрович Павлов). Личность первого русского лауреата Нобелевской премии изучена довольно хорошо, так что при отборе материала для этого фильма особых сложностей не возникало. Наличие в Рязани Дома-музея Павлова решило и проблему поиска подходящего места для съемки фильма.
В заключительном фильме проводится повторение и обобщение уже известного материала, делаются выводы, наглядно подводятся итоги всего курса.
Следует обратить внимание, что под слайд-фильмами подразумеваются не простые презентации, созданные в редакторе Microsoft Power Point или аналогичной ему программе, а насыщенные текстовой, аудио- и видеоинформацией творческие проекты. Для лучшего понимания этого положения предлагаем план одного из фильмов первого блока, посвященного рязанскому историко-архитектурному музею-заповеднику «Рязанский Кремль».
В начале фильма дается краткий исторический очерк: «Рязань – один из старейших очагов культуры и искусства в центральной России. Первоначально город назывался Переяславлем Рязанским. Он был основан черниговским князем Олегом Святославичем, внуком Ярослава Мудрого. Название Рязань перешло к нему от более древней столицы этого княжества – Старой Рязани, располагавшейся ниже по течению Оки и уничтоженной полчищами завоевателей в годы монголо-татарского нашествия. Окончательно значение Переяславля как столицы Рязанского княжества утвердилось в середине XIV в.. О каменном строительстве в Переяславле Рязанском XIV в. ничего не известно. Наиболее же ранним каменным строением города Рязани был Успенский собор Рязанского Кремля…» Для увеличения драматизации используется подходящее звуковое и визуальное оформление.
Постепенно фильм из исторического очерка превращается в воображаемую экскурсию по территории Кремля. Начало ее следует от Глебовского моста, рва, земляного вала, колокольни и далее по периметру. Целесообразно чередование старых и новых фотокадров, фотографий с видеоматериалами, снятыми «на натуре». «Живая» картинка более привлекает внимание и дает реальное представление о месте действия рассказа. Необходимо использовать кадры-интервью с сотрудниками музея.
Концовка фильма должна быть обращена к лучшим чувствам учащихся, что подкрепляется соответствующим музыкальным произведением. Следует подчеркнуть, что сегодня красивый ухоженный Кремль – излюбленное место прогулок горожан. Ежегодно музей-заповедник посещают десятки тысяч туристов и гостей города. Как и сотни лет назад, пленительная кремлевская панорама радует глаз и врачует сердца жизнеутверждающей гармонией.
Хочется отметить, что данный комплекс фильмов имеет образовательную, воспитательную и развивающую значимость, предназначен, в первую очередь, для детей разного возраста, живущих в области или даже в других регионах страны и зачастую не имеющих возможности приехать и осмотреть все достопримечательности центра нашего родного края.
Технологический подход к созданию подобных фильмов, применение технических средств обучения и творческий подход преподавателя в их использовании позволят в дальнейшем развить данный курс в самостоятельную технологию. Со временем авторы данного курса предполагаю апробировать его на практике, в работе с детьми и точнее выявить все достоинства и недостатки, что позволит в перспективе ввести данный учебный курс (либо в будущем – технологию) в образовательный процесс.
Литература:
- Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов. Волгоград, 1995. С.15.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М., 1998. С. 31-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка учебного комплекта по краеведению с использованием ЭОР
Комплект учебных материаловАннотация: Учебный комплект представляет собой уникальный материал о природе, истории, населении и экономике Кувандыкского края. Он раскрывает воспитатель...
Технологический подход к проектированию учебного процесса по английскому языку в школе
Технология проектирования учебного прцесса как способ реализации основных принципов педагогической техники:-принцип свободы выбора-принцип открытости-принип деятельности-принцип сотрудничества....
Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»
Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...
Программа краеведение. Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-ых классов.
В соответствии с ФГОС курсу «Краеведения « уделяется большое значение в системе современного школьного образования. Именно этот курс позволяет одновременно развивать патриотизм и формировать чув...
Рабочая программа учебного курса «Краеведение»
Данный курс позволяет учащимся приобрести знания о географических особенностях своей местности и соответствующие приемы ознакомления с рельефом, водоемы, погодой, растительным и животным м...
Технологическая карта урока по учебному курсу «Как задать вопрос» в 5б классе «Кто-кто в алфавите живет? Занимательные игры с буквами и словами» (ФГОС)
Тема урока: «Кто-кто в алфавите живет? Занимательные игры с буквами и словами» Класс: 5 класс БТип урока: урок-игра Технология: развитие критического мышления через ч...
Методические разработки уроков к учебному пособию по историческому краеведению для учащихся 9 класса. "Ивановский край в истории Отечества"/ К.Е.Балдин, Б.Г.Барвенко, Г.В.Иванов., Иваново 2007г.
Разработка включает следующие разделы: введение, пояснительную записку, распределение учебных часов по темам курса « Ивановский край в истории Отечества» с кратким содержанием,...