Рабочая программа учебного курса «Краеведение»
рабочая программа (география, 6 класс) по теме
Данный курс позволяет учащимся приобрести знания о географических особенностях своей местности и соответствующие приемы ознакомления с рельефом, водоемы, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью с условиями быта, культуры, с взаимосвязями в системе «природа-человек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_6_kl._tem_planir.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного курса
«Краеведение»
(для учащихся 6 класса)
Учитель географии
МОБУ СОШ №4, г.п. Пойковский,
Нефтеюганский район, ХМАО
Протопоп Светлана Васильевна
Пояснительная записка
Курс «Краеведение»
6 класс
(35 часов; 1 час в неделю)
Изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства.
Данный курс позволяет учащимся приобрести знания о географических особенностях своей местности и соответствующие приемы ознакомления с рельефом, водоемы, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью с условиями быта, культуры, с взаимосвязями в системе «природа-человек».
Цель данного курса:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, стремлению к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края
Задачи данного курса:
- заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях.
- формировать умения и навыки бережного отношения к окружающему миру.
Краеведческий принцип в содержании курса и в технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе (на локальном уровне: «Наша местность»), как составной части земных оболочек.
Одновременно формируются основные общие предметные понятия (горы, равнины, река, климат и т.д.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Название тем | Кол. часов | |
теория | практика | ||
Раздел I. Изображения земной поверхности. | |||
Тема 1. | План местности (3 часа) | ||
Урок 1. | Особенности изображения своего населенного пункта | 1 | |
Урок 2. | Определение местонахождения своей школы | 1 | |
Урок 3. | Практическая работа №1. «Глазомерная съемка участка – школьного двора» | 1 | |
Тема 2. | Географическая карта (2 часа) | ||
Урок 4. | Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря | 1 | |
Урок 5. | Практическая работа № 2. «Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, проходящих через свою местность» | 1 | |
Раздел II. Оболочки Земли. | |||
Тема 1. | Земная кора (5 часов) | ||
Урок 6. | Особенности рельефа своей местности | 1 | |
Урок 7. | Горные породы своей местности | 1 | |
Урок 8. | Практическая работа № 3. «Изучение рельефа своей местности» | 1 | |
Урок 9 | Практическая работа № 4. «Изучение свойств горных пород своей местности» | 1 | |
Урок 10. | Определение и объяснение изменения земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности | 1 | |
Тема 2. | Гидросфера (5 часов) | ||
Урок 11. | Практическая работа № 5. «Описание путешествия капельки по большому «круговороту» из своего населенного пункта» | 1 | |
Урок 12. | Воды, суши своей местности | 1 | |
Урок 13. | Использование и охрана поверхностных вод своей местности | 1 | |
Урок 14. | Практическая работа № 6. « Определение на карте расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря» | 1 | |
Урок 15. | Практическая работа № 7. «Определение географического положения одной из крупных рек своей местности» | 1 | |
Тема 3. | Атмосфера (4часа) | ||
Урок 16. | Практическая работа № 8. «Установление особенностей суточного хода температуры воздуха своей местности» | 1 | |
Урок 17. | Практическая работа № 9. « Наблюдение за облаками и облачностью «зарисовка облаков» | 1 | |
Урок 18. | Климат своей местности | 1 | |
Урок 19. | Определение причин особенностей климата своей местности (географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф…) | 1 | |
Тема 4. | Разнообразие и распространение организмов по Земле. (4 часа) | ||
Урок 20. | Растения своей местности | 1 | |
Урок 21. | Животные своей местности | 1 | |
Урок 22. | Почвы своей местности | 1 | |
Урок 23. | Практическая работа № 10. «Описание растительности, животного мира и почв своей местности» | 1 | |
Тема 5. | Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы (3 часа) | ||
Урок 24. | Природные комплексы своей местности | 1 | |
Урок 25. | Воздействие человека на компоненты и природные комплексы своей местности | 1 | |
Урок 26. | Правила отношения к окружающей природе | 1 | |
Раздел III. Население ( 4 часа) | |||
Тема 1. | Численность населения. Расовый состав. (1 час) | ||
Урок 27. | Население своей местности, численность, народы, язык, обычаи | 1 | |
Тема 2. | Человек и природа (3часа) | ||
Урок 28. | Хозяйственная деятельность населения своей местности | 1 | |
Урок 29. | Основные типы населенных пунктов своей местности | 1 | |
Урок 30. | Практическая работа № 11. «Составление полного описания географического комплекса своей местности» |
| 1 |
Раздел IV. Повторение и обобщение (4 часа) | |||
Урок 31. | Главные особенности географических комплексов своей местности | 1 | |
Урок 32. | Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения своей местности | 1 | |
Урок 33. | Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека | 1 | |
Урок 34. | Мероприятия по охране природы своей местности | 1 |
Список используемых источников:
- Орлова Т. К., Мясоедова В. П. Программа курса «География Ханты-Мансийского автономного округа» (8-9 классы). ГУИПП «Политграфист» Ханты-Мансийск, 1999
- Примерные программы по учебным предметам. (6-9 классы). Москва «Просвещение», 2010
- Болотникова Н. В. Рабочие программы по географии. (6-9 классы). Москва, издательство «Глобус», 2008
- Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985
- Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981
- Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» 6 КЛАСС.
Программа курса рассчитана на учащихся 6 класса - возраст, когда расширяется кругозор учащихся и , конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, ...
Рабочая программа по курсу краеведения 9 класс общеобразовательной школы Республика Хакасия
Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расш...
Рабочая программа элективного курса "Краеведение"
Программа предназначена для учащихся 9 класса.Составлена на основе учебного пособия по краеведению «Клепиковская земля. История родного края», под редакцией профессора Б.В.Горбунова, Рязан...
Рабочая программа учебного предмета « Краеведение» для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « Краеведение» для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
Рабочая программа по курсу "Краеведение. "Мой родной Пермский край"
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией своего региона. Краеведение помогает расширить и дополнить знания учащихся, получених на уроке географии.Главная цель курса являет...
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...