Программа внеурочной деятельности " Поэты и писатели родного края"
рабочая программа (6 класс)

Сустаева Ирина Борисовна

Программа внеурочной деятельности для 6 класса с использованием краеведческого материала

Духовно-нравственное направление

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 для 6 класса

«Писатели и поэты родного края»

Духовно-нравственное направление

                                                        Автор: Сустаева Ирина Борисовна, учитель

                                                               русского языка и литературы

                                           с.Б-Череватово, 2019.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Писатели и поэты родного края» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 1 год. Проводится 1 раз в неделю, что составляет 34 часа.

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 No 1897

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального (основного) общего образования»;

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности

5. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания программ внеурочной деятельности. Письмо Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672

12. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Цель программы:

Создание условий для нравственно – эстетического, гражданского и патриотического воспитания обучающихся через приобщение к духовным истокам культуры при изучении литературных источников Нижегородского края.

Задачи:

  • расширить знания об истории родного края через знакомство с литературными произведениями;
  • приобщить воспитанников к культурному наследию родного края;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к памятникам истории и культуры; - формировать навыки научно-исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков и расширению кругозора;
  • мотивировать учащихся на творческую деятельность.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Литературное краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.

Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где родился и вырос, с любви к тем людям, которые тебя окружают. Кто, как не поэт и писатель, помогут лучше увидеть красоту и неповторимость родных мест, родной природы. Краеведению отводится значительная роль в решении различных задач, в первую очередь, в решении задач духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания.

Программа «Поэты и писатели родного края» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чьё творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, писал Д.С. Лихачёв: «...понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной». Изучение литературы Нижегородского края чрезвычайно интересно. Наша земля богата своими литературными традициями. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края. Занятие литературным краеведением является важным источником духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся, позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность.

Цель литературного краеведения – воспитание духовно-нравственной личности с высокой гражданской, патриотической активностью. Краеведческий материал помогает нагляднее осветить связи поэта, писателя с жизнью, с историей родного края.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие..

Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзыв, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.

Содержание деятельности:

Изучение произведений устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, ярославские варианты сказок, былины и герои былин, связанные с нижегородской землей,  песни, народные таланты нашего края).

Изучение жизни и творчества писателей наших земляков: М.Горького, А П.Гайдара, поэтов и писателей малой родины: В.П.Харитонова, Г.П.Юдиной, В.Г.Пронина, С.И.Кокуркина, А.В, Барабанова, М.П.Дёмина,  А.Н.Орехова).

Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижегородской земле или живших здесь какое-то время: В.И. Даль, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко)

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Программа ориентирована на реализацию программы воспитания и социализации обучающихся в рамках направлений: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям),  воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности), воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, толерантность, представление о духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, духовно-нравственное развитие личности).

К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные глубокие знания по библиографии и по литературе своего края, готовят и оформляют свои сообщения и выступают с ними на уроках истории, литературы.


Планируемые результаты

Требования к результатам освоения содержания учебного курса

Личностные результаты:

  • ​воспитание интереса к литературе своей «малой родины»;
  • формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • реализация творческого потенциала в различных видах краеведческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • ​умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые цели и задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями, справочниками и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в различных видах деятельности.

Предметные результаты:

  • ​осознание значимости чтения и изучения литературы Нижегородской области для своего дальнейшего развития;
  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
  • формирование эстетического читательского вкуса, умения определить собственное отношение к прочитанному;
  • формирование способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Формы подведения итогов

Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе «Литературное краеведение» проводятся три вида контроля:

1) вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений, беседа);

2) промежуточный контроль – в середине года (тест, беседа);

3) итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (защита исследовательской работы, социального проекта, зачет).

Содержание программы

1.Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Цели и задачи занятий по литературному краеведению.

2.Наш край в устном народном творчестве

Исторические события, связанные с местным краем и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли, поэтизация природы, сочувствие природы переживаниям человека, помощь природы человеку в борьбе со злом).

Отражение особенностей жизни и быта местного населения в УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык и культура). Мифологические представления наших предков Былички. Легенды и предания. Сказки, сказания.Особенности жанра, роль поэтического вымысла в сказке, виды сказок. С.В.Афоньшин «Сказы и сказки нижегородской земли»

Понятие о фольклорной лирике. Народная песня как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к родине, верности слову и делу.

Нижегородские песни. Исторические,игровые, обрядовые, календарные.

3.Известные имена.

Изучение жизни и творчества писателей и поэтов, побывавших на Нижегородской земле или живших здесь какое-то время: В.И. Даль, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко)

«Болдинский» цикл стихотворений А С Пушкина, М.Горький «Детство»,В.И. Даль в Нижнем Новгороде, А.П. Чехов и  Нижегородский край, ,  нижегородское десятилетие В.Г. Короленко.

4.Поэты и писатели малой Родины.

Г.П.Юдина «Две березки у старого дома», «Листья желтые падают с кленов…»,  «Люблю село своё родное…»

Тема родины в стихотворениях В.П..Харитонова «Мне все больней», «Я и осень», «Дедушка».

Антон Лукин « Колька Чижиков»,  «Зимние сказки: рассказы для детей», «Мишка».

Родная природа в творчестве поэтов череватовской земли (В.Г.Пронин , С.И.Кокуркин, А.В.Барабанов, М.Дёмин, И.В. Турусов)

Великая Отечественная война в творчестве  поэтов малой Родины. Г.П.Юдина «  Под вальс военного оркестра»,  Неравнодушие ветерана : [о А. В. Терянове] .  В.П.Харитонов «Участники войны» , «Фронтовик», В.Г.Пронин «60-летию Победы посвящается».

5.Современная поэзия и проза

«Литературное Дивеево» .Творчество поэтов Нелли Зима, Евгения Калентьева, Елены Кокуркиной, Владимира Скворцова, Марии Сухоруковой

Тематическое планирование

 (6 класс) 34 ч.

Темы программы по литературному краеведению

Формы организации учебного занятия

(Наличие презентаций, использование  ИКТ)

Количество учебных часов

Творческие работы учащихся

(контроль)

1.Введение.

1.Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Учебная лекция.

1 час

Тезисы лекции

2. Библиотеки и литературное краеведение. Краеведческие материалы в библиотечных фондах. Краеведческие картотеки в библиотеках.

Библиотечный урок

1 час

Подготовить библиографическую информацию о писателях и поэтах Нижегородской области

                          II.Наш край в устном народном творчестве (7 часов)

3-4. Земля нижегородская и русский фольклор.

Мифологические представления наших предков Былички. Легенды и предания. Сказки, сказания. С.В.Афоньшин «Сказы и сказки нижегородской земли»

Презентация «Фольклорные родники нашего края»

2 часа

Составление стенгазеты "Наш край в устном народном творчестве".

5-6. Практическое занятие

Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в нашем крае.

Практикум «Учимся собирать фольклор»

Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках.

2 часа

Запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика

7. Народная песня. Определение жанра.

Лекция учителя

Песни, частушки

Прослушивание записи народных песен

1 час

Выразительное чтение наизусть народной песни

8-9. Лингвистическое краеведение.

Лекция учителя.

2 часа

Составление словарной статьи диалектных слов

  III.«Известные имена» (13 часов)

10.А.С.Пушкин

Лекция учителя  «И даже Пушкин», презентация «Болдино»

1 час

Сделать подборку стихов поэта из («болдинского»)  цикла, оформить, подготовить выразительное чтение

11-12. «Болдинский» цикл стихотворений А С Пушкина. Анализ стихотворения

Романсы на стихи А. С. Пушкина

2 часа

Выучить стихотворение наизусть

13-14.Виртуальная экскурсия в музей-заповедник «Болдино»

Экскурсия

2 часа

Учебные доклады.

Презентации по произведениям «Болдинского цикла» (сказки)

15-17. Чтение отдельных глав из произведения М.Горького «Детство» и обсуждение.

Урок – презентация

3часа

Сочинение

18-19.Творчество А.П.Гайдара

Урок -презентация

2 часа

Проект «Литература, ушедшая в прошлое»

20.Они посетили наш край: В.И. Даль, А.С. Пушкин, А.П. Чехов, В.Г. Короленко

Урок – обзор

1 час

Подготовить сообщение, доклад, презентацию   об одном из писателей

21-22. Чтение рассказов А.П. Чехова и В.Г. Короленко.

Анализ отдельных эпизодов.

2  часа

Отзыв о прочитанном

                           IV. Поэты и писатели малой Родины( 9 часов)

23-25.Поэты Дивеевской земли (В.П.Харитонов, Г.П.Юдина)

Урок-презентация

3  часа

26-27.«Золотой Дельвиг» (о дивеевском писателе Антоне Лукине)

Урок-презентация,

анализ эпизодов рассказов

2 часа

Пересказ понравившихся рассказов

28-30.Родная природа в творчестве поэтов череватовской земли (В.Г.Пронин, С.И.Кокуркин, А.В.Барабанов, М.Дёмин, И.В. А.Н.Орехов)

Урок-обзор

3 часа

31. Великая Отечественная война в творчестве поэтов малой  Родины

Урок -концерт

1 час

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений

                               V. Современная поэзия и проза

32 .Союз «Литературное Дивеево». Творчество поэтов Нелли Зима, Евгения Калентьева, Елены Кокуркиной, Владимира Скворцова, Марии Сухоруковой

Урок-обзор

1 час

Презентация

33.Проба пера: «Я пишу стихи о Родине»

Урок-практикум.

1 час

Сочинение стихов

34.Итоговое занятие.

Обмен мнениями.

1 час

Защита презентаций, творческие отчеты

                                       Литература.

1.«Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В.

Капустин. – Иваново, 1995

2.Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"

       Программа  курса  рассчитана  на  4 года, 1-4   класс  начальной  школы 136 часов. Программа  построена  на  пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»

Курс «История родного края»  содержит краеведческий  материал по  истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" по ФГОС

Рабочая программа  внеурочной деятельности по краеведению "История Самарского края" для 5-9 классов...

разработка по внеурочной деятельности по краеведению "Летопись родного края"

Географическое положение: Ульдурга расположена на юго-западе Еравнинского района, южной окраине Витимского плоскогорья в бассейне рек Ульдурги и Уды. C юго-запада примыкает отроги Худанского хребта. Н...

Внеурочная деятельность 5 - 7 классы "Родной край"- ХудиН.А.

Внеурочная деятельность 5-7 классы "Родной край"...

Программа внеурочной деятельности «Люби и знай, свой край родной»

Мной разработана  Программа по краеведению для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся  под...

Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край". Классы: 6,7

Программа внеурочной деятельности по географии "Познаю свой край" Классы: 6,7...