Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности .Тема занятия :"Игры с фокусником Федей". Звуки ф-фь.Буква Фф.
план-конспект

Беляева Элина Станиславовна

Тема занятия " Игры с фокусником Федей". Звуки ф-фь.Буква Фф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_igry_s_fokusnikom_fedey.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по обучению грамоте  

в  подготовительной группе

компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема занятия:  Игры с фокусником Федей. Звуки [ ф -фь]. Буква Ф ф.

Цель занятия: продолжение  знакомства со звуками ф-фь и буквой Ф ф.

Задачи:  

Образовательные:

* закрепить навык  правильного произнесения звуков ф, фь;  

*закрепить умение характеризовать звуки [ф], [фь] по   артикуляционным и акустическим признакам ;

*закрепить  умение  дифференцировать звуки ф-фь по акустическим признакам ;

*закрепить навык деления слов на слоги, выделение ударного слога в слове;

*Закрепить навык нахождения  места звуков ф, фь в словах;

*закрепить навык звукобуквенного анализа слов;

* закрепить графическое изображение буквы Ф;  

Коррекционно-развивающие:

*Совершенствование фонематических представлений;

*Развитие речевого дыхания и   плавности речи;

*Развитие грамматического строя речи.

*Обогащение  словарного запаса и активизация словаря;

*Развитие мелкой и общей моторики;

*Развитие навыков конструирования букв из различных материалов;

*Совершенствовать навык составления и  чтения слов;

*Предупреждение оптической  дисграфии;

 *Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;

Воспитательные:

*Стимуляция  у детей позитивной мотивации;

*Развитие воображения, фантазии, творчества,

*Воспитание доброжелательности, ответственности, аккуратности;

 Оборудование:

Демонстрационный материал:

 *Фото фокусника Феди (картинка с изображением фокусника),

*шляпа фокусника;

*волшебная палочка;

*карточка с заклинанием: ФА-ФО-ФИ!;

*7 звёздочек с зашифрованными заданиями;

*картинки  мальчики - звуковички ( в синем и зелёном костюмчиках без колокольчиков);

* таблица  «Звуковые волны» синего и зелёного цветов;

*схема-анкета для характеристики звуков;

*корзинки синего   и зелёного  цветов;

*желтые полоски-слоги;  

* наборы синих, зелёных и красных квадратиков для  составления звуковой схемы ФИКУС ;

*наборы букв на магнитах для составления слов ФИКУС  (ФОКУС);

*таблица с изображением букв Ф ф;

*картинки  «Буквы-образы»;

*изограф «Конфетка»;

*игрушка микрофон;

 *мешочек с конфетами от фокусника;

 

Раздаточный материал:

* наборы  звуковых сигнальчиков  и жёлтых полосок -слогов,

*модели слова;

*предметные картинки со звуками ф-фь в разной позиции слов,

*фломастеры для конструирования буквы Ф;

*«светофорчики» синего и зелёного  цветов;

*кассы букв;    

 

Ход занятия:

 

  1. Организационный момент

   

 *Игра-упражнение  «Передай улыбку по кругу»

-Ребята, у меня  очень хорошее настроение и я хочу  им с вами поделиться! Давайте передадим  друг другу свою  улыбку  по кругу!  

-А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям!

 

*Упражнение « Вопрос-ответ» 

-Сядет тот, кто изменит фразу по образцу и подберет  слово – признак, например:       Мяч для игры в футбол - футбольный мяч,

                              Хвост фазана -  фазаний хвост

                        Суп из фасоли -  фасолевый суп

                        Столб для фонаря -  фонарный столб

                        Компот из фруктов   - фруктовый компот

                        Шляпа из фетра -  фетровая шляпа

                        Сервиз из фарфора - фарфоровый сервиз

                        Ящик из фанеры -  фанерный  ящик

                             Мороженое из фисташек - фисташковое мороженое

                             Мороз в феврале -   февральский мороз

                        Букет из фиалок -   фиалковый букет

                        Пальма с финиками - финиковая пальма и др.

II. Вводная часть занятия  

 -Какие звуки вы произносили в начале слов-признаков? (Ф, ФЬ)

-Как  вы думаете, с какими звуками мы сегодня продолжим своё знакомство? ( Ф.ФЬ)

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие! Для вас приготовил множество интересных   заданий и игр фокусник Федя! К сожалению, Федя не смог приехать, но зато он прислал вам  свою фотографию, шляпу Фокусника и Волшебную палочку! В шляпу Фокусник Федя спрятал разные задания и зашифровал их на волшебных звёздочках! Чтобы достать звёздочку с заданием, нужно поколдовать волшебной палочкой и произнести заклинание: ФА-ФО-ФИ! (карточку с заклинанием прикрепляю на доску).

III. Основная часть занятия.

        

 -Итак, вместе повторяем заклинание: ФА-ФО-ФИ!

1.Знакомство со звуками [ ф], [ф’] 

*Рассматривание мальчиков Звуковичков.

*Произнесение звука [ ф-ф’]с помощью таблицы «Звуковые волны».

*Характеристика звуков [ф- ф’] с опорой на схему-анкету (дети дают характеристику звуков по цепочке, используя  игрушечный микрофон)

  Повторяем заклинание: ФА-ФО-ФИ!

 

 2.Игры для развития фонематического слуха.

*Упражнение «  Зажигаем светофорчики »

 Дифференциация  на слух звуков ф- фь в ряду звуков.

-Я буду произносить звуки ф- фь. Если  услышите   звук  [ ф]-  «зажигайте» синие  «огоньки»,  а если звук [ ф’] -зелёные ;

 Повторяем заклинание: ФА-ФО-ФИ!

*Упражнение «Звуковые корзиночки  » Дифференциация  на слух звуков ф- фь в ряду  слов.

 Фокусник Федя разложил в корзинки фломастеры.

     -Я произнесу слово, вы повторите его и подумайте, какой звук в слове: ф или фь. Если  услышите в слове  звук  [ф]-  возьмите фломастер из синей корзинки, а если звук [ф’]- из зелёной.

( дети берут из корзинок фломастеры и кладут их на стол. 

Слова: фонтан,фундук,филин,физика,флакон,фестиваль,фламинго,флот,фишка,фея,фантазёр,фиолетовый,фамилия…

Заклинание: ФА-ФО-ФИ!

3.Определение места звуков [ф -ф’] в словах ( работа с индивидуальными картинками и моделями слова). 

Упражнение « Расколдуем слова»

-Внимательно посмотрите на свои картинки, определите, какой звук в названии: Ф или Фь, отметьте место данного звука на модели слова.

Картинки: туфли, лев(ф), морковь(фь), портфель, шкаф, филин, кофта, телефон, конфета, картофель, шарф, кофе…..

4. Динамическая пауза  «Как живёшь?» под музыку.

5. Дыхательная гимнастика по схеме.

Восстановим свое дыхание с помощью схемы.

   Заклинание: ФА-ФО-ФУ!

 6. Знакомство с буквой  Ф ф.

-Какой буквой обозначаются звуки Ф, ФЬ?( Буквой Ф ф)

*Рассматривание буквы  Ф- заглавной,  ф- строчной («Весёлая азбука »)

*Повторяем правило: 

Звуки мы слышим и произносим, а буквы  пишем и читаем!

 *Мастерская букв  

-Покажем фокус: сконструируем букву Ф с помощью пальцев и фломастера.

Полукруг и полукруг,

Фломастер между ними.

Буква получилась вдруг,

Знайте,  «Ф» ей имя!

(Дети сгибают  указательные и большие пальцы обеих рук, образуя два полукруга. Сближают руки, зажимая между пальцами фломастер .

Заклинание: ФА-ФО-ФИ!

  7 . Работа с кассой букв.

-Фокусник Федя очень любит ухаживать за фикусом! Давайте заколдуем слово «фикус» с помощью звуковой схемы, а затем слово «фикус» составим из букв азбуки.

 Звукобуквенный анализ слова  фикус.

-Произнесите слово фикус (дети произносят)

-Разделите слово фикус на слоги, сколько слогов в слове? (2 слога)

-Произнесите первый (фи-)

-Произнесите второй слог (-кус)

Положите столько жёлтых полосок, сколько слогов в слове  

-Какой слог ударный? (фи)

-Выделите ударный слог палочкой для ударения.

-Сколько звуков в слове «фикус», давайте произнесём все звуки по порядку (фь, и, к, у, с)

-Составьте звуковую схему слова ( дети составляют схему из звуковых сигнальчиков)

-Сколько звуков гласных(2), произнесите их (и,у)

-Сколько согласных(3)(произнесите их (фь, к, с)?

-Теперь составьте слово  «фикус» из букв азбуки

-Прочитайте слово  (фи-кус)

     -Уберите слоги и звуки, оставьте только буквы  (дети убирают звуковые сигнальчики, оставляют слово «фикус».

     - Давайте превратим  слово  «фикус»  в слово «фокус» .

     -Что нужно сделать для этого?  (дети меняют букву и на букву о)

 8. Пальчиковая гимнастика (кинезиологическое упражнение)

« Фонарики»

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!

 (руки согнуты в локтях, попеременно пальцы растопырить - фонарики зажглись), затем сжать в кулачки-фонарики погасли)

Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

(попеременно пальцы  правой и левой руки сжимаются и разжимаются)

Повторим волшебное заклинание и узнаем, что зашифровал в своём послании Фокусник Федя:  

Заклинание: ФА-ФО-ФУ!

9.  Разгадывание  изографа «Конфетка»

-Фокусник Федя очень рад,  что вы отлично справились со всеми заданиями! Еще Феде очень понравилось, с каким удовольствием вы  работали! Вы тоже можете быть фокусниками! Федя угощает всех волшебными  конфетками, которые мы с вами попробуем после занятия.

   IV. Подведение  итогов занятия . 

 -С какими звуками мы сегодня продолжили своё знакомство? (Ф, Фь)

-Какой буквой обозначаем звуки Ф, Фь?

- Кто помог нам сегодня провести наше занятие так интересно и весело?

( фокусник Федя)

- Какие задания вам больше всего запомнились?

-Назовите по одному слову со звуком ф или фь!

Спасибо, ребята за отличную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...