Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности .Тема занятия :"Игры с фокусником Федей". Звуки ф-фь.Буква Фф.
план-конспект
Тема занятия " Игры с фокусником Федей". Звуки ф-фь.Буква Фф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема занятия: Игры с фокусником Федей. Звуки [ ф -фь]. Буква Ф ф.
Цель занятия: продолжение знакомства со звуками ф-фь и буквой Ф ф.
Задачи:
Образовательные:
* закрепить навык правильного произнесения звуков ф, фь;
*закрепить умение характеризовать звуки [ф], [фь] по артикуляционным и акустическим признакам ;
*закрепить умение дифференцировать звуки ф-фь по акустическим признакам ;
*закрепить навык деления слов на слоги, выделение ударного слога в слове;
*Закрепить навык нахождения места звуков ф, фь в словах;
*закрепить навык звукобуквенного анализа слов;
* закрепить графическое изображение буквы Ф;
Коррекционно-развивающие:
*Совершенствование фонематических представлений;
*Развитие речевого дыхания и плавности речи;
*Развитие грамматического строя речи.
*Обогащение словарного запаса и активизация словаря;
*Развитие мелкой и общей моторики;
*Развитие навыков конструирования букв из различных материалов;
*Совершенствовать навык составления и чтения слов;
*Предупреждение оптической дисграфии;
*Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
Воспитательные:
*Стимуляция у детей позитивной мотивации;
*Развитие воображения, фантазии, творчества,
*Воспитание доброжелательности, ответственности, аккуратности;
Оборудование:
Демонстрационный материал:
*Фото фокусника Феди (картинка с изображением фокусника),
*шляпа фокусника;
*волшебная палочка;
*карточка с заклинанием: ФА-ФО-ФИ!;
*7 звёздочек с зашифрованными заданиями;
*картинки мальчики - звуковички ( в синем и зелёном костюмчиках без колокольчиков);
* таблица «Звуковые волны» синего и зелёного цветов;
*схема-анкета для характеристики звуков;
*корзинки синего и зелёного цветов;
*желтые полоски-слоги;
* наборы синих, зелёных и красных квадратиков для составления звуковой схемы ФИКУС ;
*наборы букв на магнитах для составления слов ФИКУС (ФОКУС);
*таблица с изображением букв Ф ф;
*картинки «Буквы-образы»;
*изограф «Конфетка»;
*игрушка микрофон;
*мешочек с конфетами от фокусника;
Раздаточный материал:
* наборы звуковых сигнальчиков и жёлтых полосок -слогов,
*модели слова;
*предметные картинки со звуками ф-фь в разной позиции слов,
*фломастеры для конструирования буквы Ф;
*«светофорчики» синего и зелёного цветов;
*кассы букв;
Ход занятия:
- Организационный момент
*Игра-упражнение «Передай улыбку по кругу»
-Ребята, у меня очень хорошее настроение и я хочу им с вами поделиться! Давайте передадим друг другу свою улыбку по кругу!
-А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям!
*Упражнение « Вопрос-ответ»
-Сядет тот, кто изменит фразу по образцу и подберет слово – признак, например: Мяч для игры в футбол - футбольный мяч,
Хвост фазана - фазаний хвост
Суп из фасоли - фасолевый суп
Столб для фонаря - фонарный столб
Компот из фруктов - фруктовый компот
Шляпа из фетра - фетровая шляпа
Сервиз из фарфора - фарфоровый сервиз
Ящик из фанеры - фанерный ящик
Мороженое из фисташек - фисташковое мороженое
Мороз в феврале - февральский мороз
Букет из фиалок - фиалковый букет
Пальма с финиками - финиковая пальма и др.
II. Вводная часть занятия
-Какие звуки вы произносили в начале слов-признаков? (Ф, ФЬ)
-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня продолжим своё знакомство? ( Ф.ФЬ)
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие! Для вас приготовил множество интересных заданий и игр фокусник Федя! К сожалению, Федя не смог приехать, но зато он прислал вам свою фотографию, шляпу Фокусника и Волшебную палочку! В шляпу Фокусник Федя спрятал разные задания и зашифровал их на волшебных звёздочках! Чтобы достать звёздочку с заданием, нужно поколдовать волшебной палочкой и произнести заклинание: ФА-ФО-ФИ! (карточку с заклинанием прикрепляю на доску).
III. Основная часть занятия.
-Итак, вместе повторяем заклинание: ФА-ФО-ФИ!
1.Знакомство со звуками [ ф], [ф’]
*Рассматривание мальчиков Звуковичков.
*Произнесение звука [ ф-ф’]с помощью таблицы «Звуковые волны».
*Характеристика звуков [ф- ф’] с опорой на схему-анкету (дети дают характеристику звуков по цепочке, используя игрушечный микрофон)
Повторяем заклинание: ФА-ФО-ФИ!
2.Игры для развития фонематического слуха.
*Упражнение « Зажигаем светофорчики »
Дифференциация на слух звуков ф- фь в ряду звуков.
-Я буду произносить звуки ф- фь. Если услышите звук [ ф]- «зажигайте» синие «огоньки», а если звук [ ф’] -зелёные ;
Повторяем заклинание: ФА-ФО-ФИ!
*Упражнение «Звуковые корзиночки » Дифференциация на слух звуков ф- фь в ряду слов.
Фокусник Федя разложил в корзинки фломастеры.
-Я произнесу слово, вы повторите его и подумайте, какой звук в слове: ф или фь. Если услышите в слове звук [ф]- возьмите фломастер из синей корзинки, а если звук [ф’]- из зелёной.
( дети берут из корзинок фломастеры и кладут их на стол.
Слова: фонтан,фундук,филин,физика,флакон,фестиваль,фламинго,флот,фишка,фея,фантазёр,фиолетовый,фамилия…
Заклинание: ФА-ФО-ФИ!
3.Определение места звуков [ф -ф’] в словах ( работа с индивидуальными картинками и моделями слова).
Упражнение « Расколдуем слова»
-Внимательно посмотрите на свои картинки, определите, какой звук в названии: Ф или Фь, отметьте место данного звука на модели слова.
Картинки: туфли, лев(ф), морковь(фь), портфель, шкаф, филин, кофта, телефон, конфета, картофель, шарф, кофе…..
4. Динамическая пауза «Как живёшь?» под музыку.
5. Дыхательная гимнастика по схеме.
–Восстановим свое дыхание с помощью схемы.
Заклинание: ФА-ФО-ФУ!
6. Знакомство с буквой Ф ф.
-Какой буквой обозначаются звуки Ф, ФЬ?( Буквой Ф ф)
*Рассматривание буквы Ф- заглавной, ф- строчной («Весёлая азбука »)
*Повторяем правило:
Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем!
*Мастерская букв
-Покажем фокус: сконструируем букву Ф с помощью пальцев и фломастера.
Полукруг и полукруг,
Фломастер между ними.
Буква получилась вдруг,
Знайте, «Ф» ей имя!
(Дети сгибают указательные и большие пальцы обеих рук, образуя два полукруга. Сближают руки, зажимая между пальцами фломастер .
Заклинание: ФА-ФО-ФИ!
7 . Работа с кассой букв.
-Фокусник Федя очень любит ухаживать за фикусом! Давайте заколдуем слово «фикус» с помощью звуковой схемы, а затем слово «фикус» составим из букв азбуки.
Звукобуквенный анализ слова фикус.
-Произнесите слово фикус (дети произносят)
-Разделите слово фикус на слоги, сколько слогов в слове? (2 слога)
-Произнесите первый (фи-)
-Произнесите второй слог (-кус)
Положите столько жёлтых полосок, сколько слогов в слове
-Какой слог ударный? (фи)
-Выделите ударный слог палочкой для ударения.
-Сколько звуков в слове «фикус», давайте произнесём все звуки по порядку (фь, и, к, у, с)
-Составьте звуковую схему слова ( дети составляют схему из звуковых сигнальчиков)
-Сколько звуков гласных(2), произнесите их (и,у)
-Сколько согласных(3)(произнесите их (фь, к, с)?
-Теперь составьте слово «фикус» из букв азбуки
-Прочитайте слово (фи-кус)
-Уберите слоги и звуки, оставьте только буквы (дети убирают звуковые сигнальчики, оставляют слово «фикус».
- Давайте превратим слово «фикус» в слово «фокус» .
-Что нужно сделать для этого? (дети меняют букву и на букву о)
8. Пальчиковая гимнастика (кинезиологическое упражнение)
« Фонарики»
Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!
(руки согнуты в локтях, попеременно пальцы растопырить - фонарики зажглись), затем сжать в кулачки-фонарики погасли)
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
(попеременно пальцы правой и левой руки сжимаются и разжимаются)
Повторим волшебное заклинание и узнаем, что зашифровал в своём послании Фокусник Федя:
Заклинание: ФА-ФО-ФУ!
9. Разгадывание изографа «Конфетка»
-Фокусник Федя очень рад, что вы отлично справились со всеми заданиями! Еще Феде очень понравилось, с каким удовольствием вы работали! Вы тоже можете быть фокусниками! Федя угощает всех волшебными конфетками, которые мы с вами попробуем после занятия.
IV. Подведение итогов занятия .
-С какими звуками мы сегодня продолжили своё знакомство? (Ф, Фь)
-Какой буквой обозначаем звуки Ф, Фь?
- Кто помог нам сегодня провести наше занятие так интересно и весело?
( фокусник Федя)
- Какие задания вам больше всего запомнились?
-Назовите по одному слову со звуком ф или фь!
Спасибо, ребята за отличную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»
Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности.Тема: Звук и.Буква И.
Тема: Знакомство со звуком[ и] и буквой И....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: Звук к.Буква К
Тема занятия: Звук к.Буква К....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема занятия"Звук а.Буква Аа.
Тема занятия " Звук а.Буква Аа....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема:" Наш гость- Буратино"Звуки б-бь. Буква Б.
Тема занятия : Наш гость Буратино. Звуки б-бь.Буква Бб....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема: Звук ы.Буква ы....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема : Звук ы. Буква ы.
Дети знакомятся созвуком ы и буквой ы....