Арифметические действия с десятичными дробями
план-конспект урока (9 класс)
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЛНР « Ирминская специальная (коррекционная) школа – интернат»
Подготовила:
Иовжий Людмила Анатольевна
учитель математики высшая квалификационная
категория
21.01.2025г
Тема урока: «Арифметические действия с десятичными дробями»
Цель урока:
Коррекционно – образовательная:
-повторить правила выполнения арифметических действий с десятичными дробями
- совершенствовать вычислительные навыки; применять полученные знания в нестандартных условиях.
Коррекционно – развивающие :
- корригировать внимание учащихся на основе заданий на выявление ошибок в примерах;
-корригировать логическое мышление на основе умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- коррекция и развитие эмоциональной сферы и устной речи учащихся;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля путем неоднократной проверки выполненного задания;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
Коррекционно – воспитательные:
-формировать социальное поведение
-воспитывать положительное отношение к учению, познавательную активность;
- развивать умения работать в парах и группой, воспитывать дружеские отношения в классе.
-воспитание патриотического чувства к родному городу через включение в содержание урока регионального компонента
Тип урока: урок-игра
Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук, волчок, игровой круг с секторами, табло, карточки, чёрный ящик, камень – уголь, сова. карточки с заданиями, реквизиты к игре «Магазин», калькуляторы, декоративные купюры и монеты разного достоинства.
Ход урока
- Психологический настрой учащихся на урок.
-Добрый день, уважаемые учителя и учащиеся!
Учитель: - Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева , давайте окажем им внимание.
Дети: ( говорят по строчке) повернувшись к гостям. ( слайд 2)
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.( дети садятся)
Учитель : Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием с нами поработают.
Сегодня девизом нашего урока будут слова: (слайд 3) Читают хором
Действовать — активно!
Думать — оперативно!
Спорить — доказательно!
Для всех обязательно!
- Но прежде, чем начать игру, проведем отборочный тур участников игры. ( Слайд 4)
2. Проверка домашнего задания.
- Открыли тетради
1 гр. стр.222№ 594(1) 1-й пример
(18,169+0,96*24):49+0,7*10 =
- Назовите порядок действий в примере.
-Прочитать ответы по действиям
2гр.с.216№ 573(2) 6-й пример ( слайд 4)
631,748 : 4 * 5=
У кого есть ошибки поднимите руку.
1гр. Назвать десятичные дроби (используя ответы примеров) в порядке возрастания.
2гр. Сравнить полученные ответы.
Молодцы ребята! Вы все прошли отборочный тур и становитесь участниками игры«Что? Где? Когда?»
Мы начинаем урок-игру в школьном математическом клубе “ Что? Где? Когда?”. Звучит музыка Петра Чайковского из арии Германа. “Что наша жизнь. Игра”.
(слайд 5)
3.Сообщение темы и целей урока.
– Тема нашей игры: «Арифметические действия с десятичными дробями.». ( слайд 6)
Начать работу хочется со слов римского философа и мудреца.
«Недостаточно овладеть премудростью,
нужно также уметь пользоваться ею» (Цицерон)
- Как вы понимаете это выражение?(Недостаточно знать правила, нужно уметь их применять)
Ребята, а кто скажем мне какая цель нашего урока, как вы думаете? ?( ответы)
Сегодня цель нашего урока закрепить знания по данной теме практически, решая примеры и задачи, выполняя арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями в нестандартных условиях, которые нам предложат учителя.
Учитель. Уважаемые знатоки
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Ничего не забывайте,
Меня, прошу, не подкачайте.
Желаю вам успехов!
Откроем тетради и запишем : число , классная работа.
Сегодня играют: команда учителей нашей школы и команда учеников-знатоков.
– Знатоки, учащиеся 9 класса.
Счет 0 : 0 и мы начинаем 1 раунд. ( слайд 7)
1 раунд.
Учащийся нажимает на волчок. Звучит постоянная заставка “вращение волчка” из телевизионной версии игры “ Что? Где? Когда?”.
Выпадает сектор с определенным номером. Выпадает суперблиц.
– Против Вас играет директор нашей школы, учитель математики Терехина Н.Н.
Звучит задание ( слайд 8)
Устный счет : (слайд 9)
а) Восстановите цепочку вычислений;
б) вспомнить правила умножения, деления, сложения и вычитания десятичных дробей.
в) восстановить правильность записей в равенствах. Надо поставить в выражениях так запятые, чтобы получились верные равенства.
Учитель. Суперблиц состоит из трех заданий. Только выполнив все задания правильно, вы получаете очко. Если ошибаетесь, побеждает команда учителей. От команды на каждый вопрос отвечает один игрок.
4.Повторение и закрепление полученных знаний.
Суперблиц.
Устный счет
а) Восстановите цепочку: ( слайд 9)
200 : 4
- 20
: 5
?
б) А теперь вспомним правила умножения, деления ,сложения и вычитания десятичных дробей. ( слайд 9)
1) 0,8 *2=
2) 3,4*10=
3) 0,6+0,4=
4) 40: 0,2=
5) 1,2*3=
6) 0,65 - 0,65=
7) 1,2 : 2
8) 23,8 * 10
в) Надежда Николаевна придумала несколько примеров на сложение, вычитание и умножение десятичных дробей, но забыла расставить в них запятые. Вот какие равенства у неё получились: Восстановите правильность записей. Вам надо поставить в нужном месте запятые. ( на магнитной доске)-решает ученик возле доски.
38 + 42 = 8
73 * 10 = 73
67 – 43 = 627
24 * 3 = 72
34 * 0,01 = 034
57 – 4 = 17
Итог устного счета. Счет … :
5.Обобщение и систематизация учебного материала.
Счет … : … и мы начинаем 2 раунд. ( слайд 10)
Учащийся нажимает на волчок. Звучит постоянная заставка “вращение волчка” из телевизионной версии игры “ Что? Где? Когда?”.
а) Выпадает сектор с определенным номером.
- Против вас играет учитель русского языка и литературы Хорольская Наталья Валерьевна. Она просит вас «Найти ошибки и объяснить, как правильно решить примеры». ( слайд 11) 9,125
+ 27,4
11,865
- Что не так в записи примера?
Вспомним правило сложения ( вычитания) десятичных дробей.
1.Записать десятичные дроби надо так, чтобы запятая стояла под запятой, десятые под десятыми и т.д.
2.Уровнять количество знаков после запятой.
3.Выполнить действие не обращая внимания на запятую.
4.Поставить в ответе запятую под запятой.
- Запишите и решите пример верно. (Решают самостоятельно.), ученик 2 гр.. на доске
+ 9,125
27,400
36,525 - Проверьте у кого так.
б)Два учащихся- знатока исправляют ошибки(решают на доске), остальные в тетрадях записывают примеры ( слайд 11)
64 ,080 16 34,52
-64 40,5 3
80 10,256
-80
0
Итог второго раунда. Счет … : …
- А мы продолжаем игру, начинаем 3 раунд. ( слайд 13)
Учащийся нажимает на волчок. Звучит постоянная заставка “вращение волчка” из телевизионной версии игры “ Что? Где? Когда?”.
б) Выпадает сектор с определенным номером..
- Против вас играет учитель начальных классов Ковтун Елена Игоревна
(слайд 14) “Здравствуйте, уважаемые знатоки! Я предлагаю Вам решить следующую задачу. Ученик школы взял в столовой кусочек хлеба, массой 100 грамм и ровно половину не съел, оставил на столе. А в школе 130 обучающихся. Если каждый поступит так, сколько хлеба уйдет в отходы?
– Вы прослушали условие задачи, а сейчас внимание на доску. ( слайд 15)
-Учитель. Прочитать задачу по краткой записи:
В школе -130 обуч.
1уч. – 100г. хлеба
1 уч.- не съел 1/2 кус . хлеба
130 чел.- ? г хлеба
Разбор задачи .
-Учащиеся (1гр) решают задачу самостоятельно,
– Учащиеся(2гр)записывают в тетрадь только решение и полный ответ
II группа – индивидуальная помощь.
Решение:
1)Сколько хлеба не съел один ученик?
100 г : 2 =50 г
2)Сколько хлеба останется несъеденным?
50 г х 130 чел. = 6500 г = 6 кг 500 г
Ответ: 6 кг 500 г хлеба останется несъеденным.
А кто мне скажет, а сколько это будет буханок хлеба, если вес 1 буханки хлеба 500 гр.
– А сейчас внимание на экран правильный ответ. 13 буханок.
- Какой же вывод можем сделать после решения этой задачи? (ответы учащихся)
Беседа о хлебе.
Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Хлеб – всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
Без хлеба — половина обеда.
Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – драгоценность, им не сори.
Итог третьего раунда. Счет … : …
Внимание на экран.
Я предлагаю вам разбиться на две команды. Каждой команде нужно приготовить завтрак для семьи. Для этого вам надо скупиться в магазине. Ваши деньги у вас в конверте .
-Деньги у вас есть, о чем ещё нужно подумать прежде, чем идти в магазин?
(Что будете готовить и какие продукты нужно купить)
Беседа о пользе завтрака. ( если успеваем)
- Какие блюда едят на завтрак? Что готовят на завтрак в школьной столовой? Что готовят на завтрак у вас дома?
Завтрак – самая важная еда трудового дня. Старая поговорка «Завтрак съешь сам, обед раздели с товарищем, а ужин отдай врагу» имеет научное обоснование. Завтрак способствует повышению физической активности и выносливости. Люди, которые завтракают, имеют меньше проблем с лишним весом, чем, те, которые не завтракают. Так, что если вы хотите, чтобы ваш день удался, обязательно завтракайте.
Сейчас вы получите карточки с меню завтрака. Работать будете в группах. У каждой группы будет свое меню.
Работа с меню завтрака, составление списка продуктов
Учащиеся получают меню завтрака. ( слайд 11)
- Прочитайте про себя меню и подумайте, какие продукты нужно купить, запишите их на карточке.
Завтрак -1 Завтрак - 2
Каша рисовая молочная Яичница с сосиской
Бутерброд с маслом Бутерброд с сыром
Чай с сахаром Чай с сахаром
Прочитайте ваше меню и назовите, какие продукты нужно купить.
Учитель показывает слайд с изображением нужных продуктов. ( слайд 11)
Завтрак 1 Завтрак - 2
Молоко 1л Яйца -1десяток
Рис – 1 пачка Сосиски – 500 г
Батон - 1шт. Хлеб-1 шт.
Масло – 1пачка Чай -1 пачка
Соль – 1 пачка Соль – 1 пачка
Сахар – 1 пачка Сыр -0,200 кг
Чай -1пачка Сахар – 1кг
-Молодцы, вы ориентируетесь в деньгах «много» или «мало», знаете цены на товары первой необходимости.
-Вам нужно запомнить, какие продукты нужно купить, затем выбрать их в нашем магазине и решить задачу, посчитать, сколько будут стоить продукты, и сколько денег останется.
-Выбирая продукты, о чем ещё нужно помнить? (о сроке годности). В больших магазинах много соблазна не наберите лишнего, чтобы хватило денег.
-Магазин открывается, у нас имеются скидки на товары. Товар со скидкой обозначен желтым ценником. (Учащиеся выбирают нужные продукты и садятся на свои места)
Составление условия задачи.
- Вы купили продукты, теперь сама жизнь предлагает нам решить задачу, и мы с вами сейчас её сформулируем. Я начну, а вы продолжите .
-Вы пошли в магазин. У вас было350р. Для приготовления завтрака вы купили … (учащиеся перечисляют продукты и их стоимость).
- Какой вопрос можно поставить к задаче? (Сколько денег осталось)
-Давайте составим краткую запись.
Составление краткой записи. Слайд- 12,
Показ схемы краткой записи на экране.
Было – 350 .00р. Было – 350.00 р.
Купили: Купили:
Молоко – 40.00 р. Яйца – 32.90 р.
Рис – 32. 80 р. Сосиски – 70.00
Батон – 17.00 р. Батон– 17.00 р.
Чай - 22. 20 Масло- 43. 10 р.
Масло – 43.10 р Чай – 22.20 р.
Соль – 12.00 р. Соль – 12.00 р.
Сахар – 30.40 р. Сыр - 61.20 р.
( 197.50 р ) Сахар – 30.40
Осталось - ? ( 152,50р ) (301.90 р. )
Осталось - ? (48.10р.)
Анализ условия задачи, составление плана решения.
-Что известно в задаче?
-Какой вопрос задачи?
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (нельзя)
-Почему нельзя. Что нам неизвестно? (Сколько стоит вся покупка)
-Можем ли мы узнать? Каким действием?
-Сколько нужно складывать чисел? Каким способом вы будете это делать? (в столбик)
-После того, как вы узнаете, сколько стоит вся покупка, сможете ли вы узнать, сколько денег у вас останется? Каким действием?
-А сейчас пришло время немного отдохнуть и у нас оздоровительная пауза.
Физминутка ( слайд 16)
– Мы начинаем следующий 4 раунд. ( слайд 17)
Учащийся нажимает на волчок. Звучит постоянная заставка “вращение волчка” из телевизионной версии игры “ Что? Где? Когда?”.
Выпадает сектор с определенным номером.
Уважаемые знатоки. С вами играет воспитатель Косинова Ирина Витальевна. ( слайд 18)
Уважаемые знатоки! В этом году вы вступаете во взрослую жизнь.
Я хотела бы оценить вашу способность самостоятельно планировать бюджет и готовить завтрак. Для этого я предоставлю вам определенную сумму денег и буду следить за тем, сколько из них вы потратите, на покупку продуктов и сколько останется после этого.
Учитель.
Беседа о пользе завтрака.
- Какие блюда едят на завтрак? Что готовят на завтрак в школьной столовой? Что готовят на завтрак у вас дома?
Завтрак – самая важная еда трудового дня. Старая поговорка «Завтрак съешь сам, обед раздели с товарищем, а ужин отдай врагу» имеет научное обоснование. Завтрак способствует повышению физической активности и выносливости. Люди, которые завтракают, имеют меньше проблем с лишним весом, чем, те, которые не завтракают. Так, что если вы хотите, чтобы ваш день удался, обязательно завтракайте.
Я предлагаю вам разбиться на две команды. Каждой команде нужно приготовить завтрак для семьи. Для этого вам надо скупиться в магазине. Ваши деньги у вас в конверте .
У каждой группы своё меню.(слайд 19)
Завтрак -1 Завтрак - 2
Каша рисовая молочная Яичница с сосиской
Бутерброд с маслом Бутерброд с сыром
Чай с сахаром Чай с сахаром
Составление условия задачи.
- Прочитайте про себя меню и подумайте, какие продукты нужно купить в нашем магазине, запишите их в тетрадь ( слайд 20)
Обучающиеся каждой группы считают свои деньги, покупают продукты, ведут подсчёт потраченных денег на продукты для завтрака, считают, сколько денег осталось
Учитель показывает слайд с изображением нужных продуктов. ( слайд 20)
Завтрак 1 Завтрак - 2
Молоко 1л Яйца -1десяток
Рис – 1 пачка Сосиски – 500 г
Батон - 1шт. Хлеб-1 шт.
Масло – 1пачка Чай -1 пачка
Соль – 1 пачка Соль – 1 пачка
Сахар – 1 пачка Сыр -0,200 кг
Чай -1пачка Сахар – 1кг
Беседа.
-Молодцы, вы ориентируетесь в деньгах «много» или «мало», знаете цены на товары первой необходимости.
-Выбирая продукты, о чем ещё нужно помнить? (о сроке годности). В больших магазинах много соблазна не наберите лишнего, чтобы хватило денег.
-Магазин открывается, у нас имеются скидки на товары. Товар со скидкой обозначен желтым ценником.
Анализ условия задачи, составление плана решения.
Составление краткой записи. (Слайд 21)
Показ схемы краткой записи на экране.
Было – 1000р. Было – 1000 р.
Купили: Купили:
Молоко - 78 р Яйца – 44 р
Рис - 146р Сосиски – 256р
Батон - 55р Батон - 55р
Чай - 110р Сыр – 205р
Масло - 348р Чай – 110р
Соль - 40р Сахар – 78р
Сахар - 78р Соль – 40р
Осталось - ? Осталось - ?
Решение
Заплатили за покупку – 855р Стоимость покупки – 788р
Осталось – 145р Осталось – 212р
– Мы начинаем следующий 5 раунд. (слайд 22)
Учащийся нажимает на волчок. Звучит постоянная заставка “вращение волчка” из телевизионной версии игры “ Что? Где? Когда?”.
в)Выпадает сектор с определенным номером.
Внимание! Черный ящик.(Играет музыка при выносе черного ящика с передачи Что? Где ? Когда?
Ведущий Уважаемые знатоки! В черном ящике находится то, что принесло славу нашему городу. Если соблюдая порядок действий, правильно выполните арифметические действия, и с помощью шифра прочитаете зашифрованное слово, то узнаете ,что в чёрном ящике. Что в черном ящике? Желаю успеха!
Работа с учебником. ( слайд 10)( работа в парах) ( пара -1уч. сильный и 1 с меньшими познавательными способностями) ( слайд 23)
стр. 34 № 95 (1) 2 пример), 1 гр. решают самостоятельно , а уч-ся 2 гр. проверяют этот пример с помощью калькулятора и записывают в тетрадь.
У меня на столе ответы зашифрованы в буквы. Вы решаете действие подходите к столу ,находите свой ответ и ставите буквы в табличку. Если ответа такого нет, значит, действие вы выполнили неправильно.
387063 -У , 43007 – Г , 7677 – О , 50684 – Л
Учащиеся вписывают буквы в таблицу, в соответствии с порядком выполнения действий и читают слово:
853 * 9 + (547061 -159998) : 9 =
- 547061 -159998) = 387063 - У
- 387063: 9 = 43007 Г
- 853 * 9 = 7677 О
4) 7677 + 43007 = 50684 Л
-Ь
– Ребята, какое слово у вас получилось? (Уголь)
– Внимание! Открываем черный ящик. В ящике лежит уголь.
Итог пятого раунда. Счет … :
Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть ролик о человеке,в честь которого назван наш город Стаханов.
Видеоролик о А.Стаханове.( 2 мин.)( слайд 24)
:
6. Домашнее задание(слайд 25)
Посчитать оплату за коммунальную услугу( свет, газ , вода)
7.Итог урока. Оценки.
- Подведем итоги нашей игры. Счет … : …. Молодцы, ребята!
- Как и в настоящей телевизионной игре «Что? Где? Когда?» вам вручается символ игры - «Сова» . Будьте такими же мудрыми и умными.
Звучит постоянная заставка “конец игры” из телевизионной версии игры “ Что?Где? Когда?”.
8. Рефлексия.
- У вас на столах лежат геометрические фигуры (зеленые, желтые, красные). Внимание! Слушаем внимательно.
Притча
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как на каторге?
(Поднимают красные фигуры.)
- Кто работал добросовестно?
(Поднимают желтые фигуры.)
- Кто принимал участие в строительстве храма знаний?
(Поднимают зеленые фигуры.)
– Урок окончен. Спасибо всем! Молодцы!
Учебные материалы
1.А.П.Антропов, А.Ю.Ходот, Т.Г.Ходот Математика 9 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение» 2023
2.Калькуляторы
3. Презентация https://disk.yandex.ru/d/Ya3TA7DUQ5nRUg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Арифметические действия с десятичными дробями"
Повторение арифметических действий в ходе расчета стоимости ремонта в квартире....

Помощник по теме "Арифметические действия с десятичными дробями"
Работа содержит теоретический материал по теме "Арифметические действия с десятичными дробями" в справочник-помощник ученика школ РО....
План-конспект урока математики в 5 классе на тему "Арифметические действия с десятичными дробями"
Разработка урока по математике в 5 классе по теме " Арифметические действия с десятичными дробями " составлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов. П...

Разработка открытого урока на конкурс "Учитель года" "Арифметические действия с десятичными дробями"
Разработка открытого урока на конкурс "Учитель года" "Арифметические действия с десятичными дробями". Разработка урок с использование технологии критического мышления...

Урок по теме: «Арифметические действия с десятичными дробями» (организация проектной деятельности учащихся, проект "Комплектование сладкого новогоднего подарка" 5 класс).
Хотелось бы поделиться одним из примеров групповой работы на уроке математики из практики. При изучении предметной темы «Арифметические действия с десятичными дробями», на этапе работы учащихся по рас...

5 класс. Устный счёт к уроку по теме "Арифметические действия с десятичными дробями".
Презентация содержит задания для устного счёта на умножение и деление десятичных дробей, умножение на 10,100, 1000 и т.д, простешие уравнения....