Опорные схемы на уроках русского языка в 5-9 специальных (коррекционных) классах.
статья
Предварительный просмотр:
Использование опорных схем на уроках русского языка
в 5-9 специальных (коррекционных) классах
Развитие речи обучающихся – одна из важных задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов.
От того, насколько будет сформирована речь у обучающихся, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов.
Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном – способ достижения лучшей социальной адаптации.
Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизации речевой деятельности обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений.
Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.
Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.
Имея перед глазами схему, школьники учатся последовательно излагать сведения, имеющихся у них по данной теме, причем они могут тренироваться в таком рассказе и дома. Им предлагаются такие вопросы как, например: «Расскажи все о приставках», «Расскажи о 1, 2, 3-ем склонении имен существительных» и т.д.
Обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Им нравится этот вид работы, им интересно услышать ответ товарища, они прост, чтобы отвечающий приводил примеры.
Таким образом идет развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.
При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу обучающихся учет возможностей того или иного школьника. В классе создается хороший рабочий настрой, а похвала, положительные эмоции, доброжелательность - залог того, что урок пройдет успешно.
Части речи
Имя существительное | Предмет | Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | |
Глагол | Действие предмета | Что делать? Что сделать? | |
Имя прилагательное | Признак предмета | Какой? Какая? Какое? Какие? | |
Местоимение | Указывает на предметы, но не называют их | Кто? Кого? Кому? Кого? Кем? О ком? | |
Имя числительное | Количество предметов и порядок их при счете | Сколько? Какой? | |
Наречие | Признак действия | Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Каким образом? и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ и опорных схем на уроках русского языка.
Обобщение и представление накопленного опыта в области использования ИКТ и применения опорных схем на уроках русского языка....

Методический семинар "Опорные схемы на уроках русского языка"
Методический семинар "Опорные схемы на уроках русского языка"...
Опорные схемы к урокам русского языка
Опорные схемы можно использовать на уроках русского языка в качестве обобщения и систематизации материала...

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...

Виды работы с текстом на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе.
Презентация содержит примеры различных видов работы с текстом на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе...

Урок русского языка с обучающимися 5 специального коррекционного класса на тему: «Понятие об имени существительном».
Ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (название профессий людей, месяцев, растений, событий и пр.)...

Буклет "Опорные схемы на уроках русского языка и литературы"
Буклет для консультации (для учителей русского языка и литературы) на тему "Опорные схемы на уроках русского языка и литературы"...