Опорные схемы на уроках русского языка в 5-9 специальных (коррекционных) классах.
статья

Дмитренко Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_shemy_na_urokah_russkogo_yazyka.docx69.03 КБ

Предварительный просмотр:

Использование опорных схем на уроках русского языка

в 5-9 специальных (коррекционных) классах

Развитие речи обучающихся – одна из важных задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов.

        От того, насколько будет сформирована речь у обучающихся, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов.

        Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном – способ достижения лучшей социальной адаптации.

        Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизации речевой деятельности обучающихся на базе имеющихся у них знаний и умений.

        Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю. Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того обращаясь к схеме, внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал. Опорные схемы используются, в основном, при устных ответах.

        Работа над рассказом с опорой на схему, способствует развитию речи, учит отвечать доказательно, используя  в качестве иллюстрации необходимый языковой материал.

        Имея перед глазами схему, школьники учатся последовательно излагать сведения, имеющихся у них по данной теме, причем они могут тренироваться в таком рассказе и дома. Им предлагаются такие вопросы как, например: «Расскажи все о приставках», «Расскажи о 1, 2, 3-ем склонении имен существительных» и т.д.

        Обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Им нравится этот вид работы, им интересно услышать ответ товарища, они прост, чтобы отвечающий приводил примеры.

        Таким образом идет развитие диалогической и монологической речи детей, корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.

        При работе со схемами возможен дифференцированный подход к опросу обучающихся учет возможностей того или иного школьника. В классе создается хороший рабочий настрой, а похвала, положительные эмоции, доброжелательность -  залог того, что урок пройдет успешно.

Части речи

Имя существительное

Предмет

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Глагол

Действие предмета

Что делать?

Что сделать?

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Местоимение

Указывает на предметы, но не называют их

Кто?

Кого?

Кому?

Кого?

Кем?

О ком?

Имя числительное

Количество предметов и порядок их при счете

Сколько?

Какой?

Наречие

Признак действия

Где? Куда?

Откуда? Как?

Когда? Каким образом? и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ и опорных схем на уроках русского языка.

Обобщение  и представление  накопленного опыта в области использования ИКТ и применения опорных схем на уроках русского языка....

Методический семинар "Опорные схемы на уроках русского языка"

Методический семинар "Опорные схемы на уроках русского языка"...

Опорные схемы к урокам русского языка

Опорные схемы можно использовать на уроках русского языка в качестве обобщения и систематизации материала...

Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславлива...

Виды работы с текстом на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе.

Презентация содержит примеры различных видов работы с текстом на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе...

Урок русского языка с обучающимися 5 специального коррекционного класса на тему: «Понятие об имени существительном».

Ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных   (название профессий людей, месяцев, растений, событий и пр.)...

Буклет "Опорные схемы на уроках русского языка и литературы"

Буклет для консультации (для учителей русского языка и литературы) на тему "Опорные схемы на уроках русского языка и литературы"...