Урок русского языка с обучающимися 5 специального коррекционного класса на тему: «Понятие об имени существительном».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (название профессий людей, месяцев, растений, событий и пр.);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy_russkiy_5_klass.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка с обучающимися 5 специального коррекционного класса на тему: «Понятие об имени существительном».
Семененкова Ольга Юозасовна , МБОУ «ООШ № 8 им. А. А. Разгуляева» г. Усолье-Сибирское , Иркутская область.
Цель:сформировать понятие об имени существительном.
Задачи:
коррекционно-образовательная:
ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (название профессий людей, месяцев, растений, событий и пр.);
формирование навыка определения имён существительных на слух, в тексте, в тестовом задании;
коррекционно-воспитательная:
воспитание интереса к урокам русского языка, уважительное отношение к своему родному языку;
обогащение словарного запаса;
закрепление умения работать в группах;
коррекционно-развивающая:
коррекция и развитие мыслительной деятельности: развитие речи, памяти, внимания обучающихся.
Оборудование: таблица; карточки для индивидуальной работы; тестовые задания; учебник.
Используемые технологии, методы и приемы: развивающее обучение; работа в парах; словесный; наглядный; частично-поисковый; наблюдение; проблемная ситуация;
личностно-ориентированное обучение;
технология коллективного взаимообучения;
технология сотрудничества;
здоровьесберегающая технология.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1-й урок по теме «Имя существительное»
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты урока:
предметные:
-сформировать умение определять имена существительные на слух, в тексте, в
тестовом задании;
- ознакомиться с обобщённым лексическим значением имён существительных
(название профессий людей, месяцев, растений, событий и пр.), научиться
определять имена существительные на слух, в тексте, в тестовом задании;
-расширить словарный запас учащихся.
личностные:
-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- уважительно относиться к своему родному языку.
Формируемые БУД:
личностные: самоопределение; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
коммуникативные: вступать и поддерживать содружество в учебной ситуации; слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ставить вопросы;
регулятивные: осознанно действовать на основе разных видов инструкций по выполнению практических упражнений;
осуществлять самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность;
познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
использовать логические действия на наглядном материале;
рефлексия способов и условий действия.
Ресурсы:
1.«Русский язык» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение» 2017год.
2. интернет-ресурсы:
Этап урока. | Деятельность учителя. | Методы и приёмы работы | Деятельность учащихся. | Формируемые УУД. |
1.Мобилизующий момент. | Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Подготовка к письму. Пальчиковая гимнастика. «Белка» Сидит белка на тележке, (Исходное положение – кисти сжаты в кулак.) Продаёт она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.) Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.) Синичке, (Разогнуть средний палец.) Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец) Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец). Вот так! (Раскрыть кисть – пальцы в стороны и в исходное положение) Включение в деловой ритм: Устное сообщение учителя. | Прим эмоционального вхождения в урок |
Обучающие выполняют пальчиковую гимнастику | Личностные: умение настроиться на совместную работу со сверстниками и учителем; Мобилизация мыслительной деятельности. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
2.Целеполагание. | - Тема нашего урока: «Часть речи имя существительное». - Наша цель: ознакомиться с обобщённым лексическим значением имён существительных (название профессий людей, месяцев, растений, событий и пр.), научиться определять имена существительные на слух, в тексте, в тестовом задании; Давайте вспомним 5 «золотых» правил русского языка. 1.Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно. 2.Начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания. 3.Переношу с одной строки на другую по слогам. 4.Помню о красной строке. 5.Пишу, проговаривая себе по слогам. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Словесный Наглядный, словесный, контроля и самоконтроля. | Сотворчество учителя и обучающихся в постановке целей. Обучающие по «цепочке» читают по таблице правила Обучающиеся записывают в тетради дату, тему урока. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. | Личностные: самоопределение, оценивание своих знаний. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: подготовка к восприятию нового материала Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
3. Актуализация знаний. | Ребята, из чего состоит наша речь? А слова можно объединить в большие группы? Запишите в тетрадь слова, которые будут называть предмет и задайте вопрос к каждому слову. Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что? Имя существительное-это часть речи. В этой части речи живут удивительные слова. Одни имена существительные отвечают только на вопрос кто? ( ученик, учитель), а другие отвечают только на вопрос что? (школа, тетрадь). А ещё есть существительные, которые указывают профессию людей и они отвечают на вопрос кто? (журналист, врач, библиотекарь) Есть существительные, которые называют растения и отвечают на вопрос что? Есть существительные, которые обозначают названия месяцев, такие существительные отвечают на вопрос что? Есть существительные, которые обозначают события, такие существительные отвечают на вопрос что? Учитель оценивает ответы обучающихся за удачную мысль в ответах, за односложные ответы на поставленный вопрос. | Наблюдение, проблемная ситуация. Словесный. Частично-поисковый метод. | Предполагаемый ответ ( Наша речь состоит из слов). Предполагаемая запись в тетради: (Что? Парта. Кто? Ученик. Что? Тетрадь. Что? Кабинет.) Предполагаемый ответ (Названия предметов (кто? что?) человек, мороз – это имена существительные) Обучающиеся приводят примеры имён существительных, обозначающие профессии людей (Кто? журналист, врач, библиотекарь) Обучающиеся приводят примеры имён существительных, обозначающие растения (Что? пшеница, подорожник, вьюнок) Обучающиеся приводят примеры имён существительных, обозначающие названия месяцев. (Что? январь, февраль). Обучающиеся приводят примеры имён существительных, обозначающие события (Что? праздник, каникулы) | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: ответы на поставленные вопросы Познавательные: формирование логического мышления учащихся. |
4. Работа по теме урока | а)Выполнение задания по карточкам. Учащиеся зачитывают свои ответы, самостоятельно оценивают свою работу, а учитель комментирует недостатки и ошибки в работе. | Работа в группах | 1 группа: прочитать слова, выписать имена существительные, написать к каждому имени существительному вопрос кто? или что? (Приложение №1) 2 группа: выписать выделенные имена существительные, написать к каждому имени существительному вопрос кто? или что? (Приложение №2) | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: осмысленное выполнение заданий; логические: использование логических действий на наглядном материале; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации |
б)Работа по учебнику. Упр162, стр102 Учитель оценивает ответы учащихся | Наблюдение, работа с текстом. | 1группа: записать ряды существительных. К обобщающим названиям подобрать названия конкретных предметов. 2 группа: записать ряды существительных. К обобщающим названиям из карточки (Приложение №3) выписать названия конкретных предметов. | ||
в)Заучивание правила. Стр.102 | Работа в парах | 1группа: работа в парах. (Заучивают правило, рассказывают друг другу). 2группа: индивидуально заучивают при помощи учителя Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу, а учитель комментирует недостатки и ошибки в работе. | ||
5.Физкультминутка. | Учитель предлагает обучающимся встать. Называет имя существительное - хлопок над головой. Называет другую часть речи - хлопок внизу. (Елка, лес, заморозил. Стужа, сильная, холод, замёрзли. Ветер, озорной, гуляет. Ученик, внимательный, слушает, садится). | Учащиеся выполняют упражнения. | ||
6.Проверочный тест. | Учитель каждому обучающемуся раздал листочки с тестовыми заданиями. Учитель следит за выполнением тестовых заданий. | Метод самостоятельной работы. Проверка по «ключу» | 1группа: Из каждого ряда существительных исключить «лишнее» слово. Дописать существительные с обобщающим названием. (Приложение№4) 2группа: Из каждого ряда существительных исключить лишнее слово. (Приложение№5) Обучающиеся оценивают свою работу при помощи «ключа» и ставят себе соответствующую отметку, озвучивают её. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания; Коммуникативные: умение с доступной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке! А вам понравилось? Организует рефлексию. Заполнить нашу табличку выполнения заданий. Индивидуальная помощь учащимся. Учитель комментирует самооценку собственной учебной деятельности обучающихся, объясняет свою точку зрения, выслушивает мнения обучающихся. | Приём эмоционального завершения урок. Рефлексия. | Мне понравилось… Мне было трудно… Мне было интересно… Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Заполняют табличку. Проговаривают ее заполнение. | Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8.Домашнее задание. | Инструктирует учащихся. Упр.163. Из каждого ряда существительных исключить лишнее слово. Дописать существительные с обобщающим названием. | Словесный. | Записывают задание в дневник. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности |
Приложение №1.
1вариант
полёт, летит, лётный;
серебро, серебрит, серебряный;
лес, лесной, лесник;
дорога, дорожит, дорожный.
2вариант:
учитель, учительский, учить;
поле, полевой, полет;
земля, заземлить, земляной;
разговор, говорливый, разговаривает.
Приложение №2
Ученик, ученический, учит;
цветёт, цветок, цветной;
синева, синий, подсинил;
дым, дымит, дымный.
Приложение №3
Продавец, молоток, праздник, овёс.
Приложение№4
1 вариант:
Сельдь, скумбрия, корова, минтай - ……
Январь, декабрь, понедельник, март -…..
Золото, серебро, дерево, железо - …….
Яблоко, апельсин, свекла, груша - ……..
2вариант:
Диван, кресло, шкаф, пылесос - …..
Огурец, картофель, помидор, яблоко - ……
Тарелка, блюдце, кружка, пылесос - …..
Четверг, пятница, ноябрь, вторник - …….
Приложение №5
Апельсин, мандарин, морковь, яблоко - фрукты;
Сентябрь, октябрь, воскресенье, февраль - месяцы;
Воскресенье, понедельник, декабрь, суббота - дни недели;
Золото, серебро, стекло, железо - металл.
Таблица выполнения заданий
№ п\п | задания | Выполнил(а) самостоятельно | Выполнил(а) с помощью друга | Выполнил(а) с помощью учителя |
1. | ||||
2. | Выполнение заданий по карточкам | |||
3. | Работа по учебнику | |||
4. | Заучивание правила | |||
5. | Тестовые задания | |||
Я себя оцениваю на |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"
Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...
Экзаменационный материал для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся специальных (коррекционных) классов для детей с лёгкой умственной отсталостью 9 класса по профессионально - трудовому обучению (швейное дело).
Для проведения экзамена по трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида, разработаны 10 билетов на основании программы "Швейное дело" под редак...
Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса на тему: "Слова с непроизносимые согласными" с использованием технологии критического мышления
Конспект урока по русскому языку с иапользованием технологии критического мышления...
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Глагол как часть речи" с использованием технологии критического мышления
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Глагол как часть речи" с использованием технологии критического мышления...
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления...
Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса по теме: "Изменение существительных по числам", с применением технологии проблемного обучения
Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса по теме: "Изменение существительных по числам", с применением технологии проблемного обучения...
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения...