БУКЛЕТ для педагогов «Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов у обучающихся с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями»
консультация
Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов у обучающихся с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Условия проведения
коррекционных занятий:
1. Занятия необходимо проводить в определенном месте в специально отведенное время, чтобы его зрительное поле было максимально организовано.
2. На столе должно быть только то, что понадобится для выполнения одного задания по развитию мышления, а остальные материалы доставать по мере необходимости.
3. Задания на развитие мышления следует давать ребенку в определенной последовательности, к которой он привыкнет.
4. Любые задания на развитие мышления должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз.
Иногда обучающемуся с РАС необходима физическая помощь в организации действия: педагог в буквальном смысле “работает” руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш или ручку.
Школа:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Кузедеевская школа-интернат".
Адрес школы –
654250, Кемеровская область,
п. Кузедеево,
ул. Подгорная, 19а.
Телефон –
554-5-25
Директор –
Акатьева Анна Евгеньевна
Учитель-дефектолог –
Рябова Анастасия Юрьевна
Мышление детей с РАС. Коррекционная работа по развитию мыслительных процессов
у обучающихся с РАС,
Мышление у детей с РАС визуальное: они думают картинками и образами, а не словами и суждениями. Думают медленно, вербальный процесс мышления для них недоступен. И это не зависит от того, высок или низок их интеллектуальный уровень.
Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Наглядно-действенное мышление, является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно. К моменту поступления ребенка в школу оно должно уже быть сформировано. У ребенка с РАС оно полностью не сформировано.
Коррекционная работа с обучающимся с РАС по развитию мыслительных процессов должна осуществляться поэтапно и последовательно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза. Необходимо провести диагностику сформированности мышления,
выявить актуальную зону развития ребёнка и обозначить зону ближайшего развития.
В первую очередь, проводится работа над формированием сенсорных представлений. Для овладения ребенком сенсорными эталонами существуют разнообразные материалы, главными характеристиками которых должны быть форма, величина и цвет:
- деревянная доска с прорезями различной геометрической формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);
- пирамидка с разными по величине разноцветными кольцами (до 6 штук);
- большие и маленькие кубики и шарики основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
- деревянные или пластмассовые столбики с нанизывающимися на них основными геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) четырех основных цветов;
- пластмассовые стаканчики разного размера и цвета, вставляющиеся друг в друга;
- разрезанные на несколько частей предметные картинки (вертикально на 2-3 части, горизонтально на 4 части);
- кубики с изображением частей знакомых ребенку предметов (например, птиц — 6 штук);
- несложные пазлы с изображением знакомых ребенку предметов.
Инструкции к игровым заданиям даются с учетом возможностей ребенка — сначала в словесной форме, при усложнении или в случае не усвоения ребенком инструкции слова сопровождаются показом.
Основными педагогическими приемами развития наглядно-действенного мышления у детей с РАС, осложнёнными интеллектуальными нарушениями, являются: обогащение и расширение опыта предметно - практической деятельности; формирование особых практических действий; формирование сенсорных эталонов; развитие восприятия и целостного образа предмета.
Наглядно-образное мышление подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Для развития наглядно-образного мышления у детей с РАС очень важны такие упражнения как: «Продолжи узор», «Дорисуй», «Составь фигуру».
Словесно-логическое мышление.
Во время выполнения задания педагог должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. Ребенок может не проявлять ни малейшего интереса к словам, но, многократное повторение одного и того же задания, одних и тех же слов, будет иметь результат, — ребенок сможет включиться в общую деятельность.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
к проведению занятий
В начальных классах методы работы в значительной степени должны приближаться к тем, которыми пользуются в дошкольной и преддошкольной педагогике. В этом случае обучение будет доступно детям и наиболее успешно.
Всё обучение должно строиться на основе предметно-практической деятельности учащихся, сопровождаемой речью, и быть направлена на выработку правильных представлений и практических умений. Деятельность детей, направляемая учителем, способствует осмысленному овладению значением слова, развитию пространственных представлений, конструктивных и графических навыков, накоплению опыта предметного оперирования количествами. Все эти умения необходимы для более полноценного овладения программным материалом.
Особенно недопустимо:
- обучение на завышенном материале;
- обучение с опорой только на слово, в расчёте на механическое запоминание;
- использование текстов и вопросно-ответного метода без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления детей и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление учащихся.
Школа:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Кузедеевская школа-интернат".
Адрес школы –
654250, Кемеровская область,
п. Кузедеево,
ул. Подгорная, 19а.
Телефон –
554-5-25
Директор –
Острякова Наталья Владимировна
Учитель-дефектолог –
Рябова Анастасия Юрьевна
Основные требования к методике обучения детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
3. Использование подражательности, свойственной детям с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логике построения. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть чётко сформулирована.
7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, к новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на одном уроке проводятся различные виды работы по разным разделам программы (например, развитие речи – игра – музыкальные (физкультурные) упражнения; предметно-практическая деятельность – ритмические упражнения – рисование и т.д.)
8. Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях.
9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребёнок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.
«Вся учебно-воспитательная работа с детьми с умеренной, тяжёлой интеллектуальной недостаточностью должна проводиться систематически и строиться так, чтобы обучение по любому предмету, каждое школьное мероприятие носили коррекционно-воспитательный характер».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»
Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....
Коррекционная работа по развитию мыслительных операций учащихся с недостатком интеллекта на уроках слесарного дела
Цель данной работы – развитие операций мышления у подростков с интеллектуальной недостаточностью на уроках слесарного дела.Задача – подобрать и апробировать систему упражнений на развитие ...
Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Доклад. Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...
Методика коррекционной работы по формированию мыслительных процессов на уроках физики
В статье перечислены основные направления коррекционной работы, приведены примеры коррекционной деятельности при решении задач на уроках физики в 7 классе....
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адап...
Русские счеты как инструмент развития вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Характерной чертой развития детей с умственной отсталостью является то, что у них отмечается неготовность к обучению в школе. При достижении требуемого уровня готовности к школьному обучению у ребенка...
Рекомендации педагогам начальных классов "Формирование саморегуляции познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
В основе рекомендаций учителям, воспитателям лежит личностно-ориентированное общение взрослого с ребёнком, при котором учитываются его возрастные и индивидуальные особенности и реальные возможности....