Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (7 класс)

Крылова Юлия Анатольевна

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речь и Ак42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к АООП образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)                                                                                                                           

.

ПРИНЯТО

решением методического

объединения учителей

протокол  № ___

от «__»__________ 20___г.

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением № ______

от «__»____________ 20___ г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рабочая программа учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация»

7 А класс

Разработал:  учитель высшей категории

Крылова Юлия Анатольевна

Срок реализации программы: 1 год

2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа для 7 класса по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана на основе:

1.Закона РФ «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. №273- фз (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).

2.Постановления главного государственного санитарного врача российской федерации об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

3.Приказ министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

4.Рабочей программы воспитания ГБОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».

Цель учебного предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи предмета:

-формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

-формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации;

-формирование умения понимать обращенную речь;

-формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить элементарные предложения;

-формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму;

-индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

Оценка результатов усвоения полученных знаний по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» отражена в СИПРах (см. Приложение 1). Данный СИПР позволяет отслеживать результативность обучения каждое полугодие и выявлять рост результатов каждого обучающегося. В данном СИПРе внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по предмету.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.

-Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.

-Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

-Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Общая характеристика организации учебного процесса.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использование альтернативных средств коммуникации и социального общения. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных ребенку пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).

Основные требования к методике обучения детей данной категории.

  1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
  2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
  3. Использование подражательности, свойственной тяжело умственноотсталым детям
  4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
  5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
  6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.
  7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.
  8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).

Воспитательный потенциал предмета «Речь и альтернативная коммуникация» реализуются через:

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

- включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.

 Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», 7 класс.

Личностные результаты:

-осознание себя (в ситуации «здесь» и «сейчас», в пространстве) своей принадлежности к определѐнному полу, как «Я»;

-социально- эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

-владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

-владение правилами поведения в учебной ситуации;

-уважительное отношение к окружающим взрослым, детям;

-оценивание простых ситуаций и однозначных поступков как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;

-выражение своего эмоциональное состояние, настроение;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

-привлечение к себе внимания жестом, звуком, словом, предложением;

-выражение согласия (несогласия), своих желаний, просьба о помощи, благодарности мимикой, жестом,  звуком, словом, предложением;

-ответы на вопросы словом, предложением;

-поддержание диалога на заданную тему;

-умение различать эмоции.

Импрессивная речь

- соотнесение объекта с изображением и словом, обозначающим объект,

- узнавание (различение) имен учащихся класса, педагогов,

- понимание слов, обозначающие предмет, действия предмета, признак предмета, состояние, его признак (я, он, мой, твой)

- понимание слов, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под);

- понимание простых предложений;

- понимание содержание  текста, сказки.

Экспрессивная речь

- называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов, слов;

- называние (употребление) слов, обобщающих предмет, обобщающие предметы, действия предметов, признак предметов, состояние;

-употребление предложений;

-ответы на вопросы по содержанию текста;

-составление рассказа по сюжетным картинкам;

-составление пересказа текста по наводящим вопросам.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

-использование графических, предметных символов для обозначения предметов и объектов, признака и действий предметов и объектов, составление по ним предложений, ответов на вопросы;

-восстановление сказки по сюжетным картинкам.

Чтение и письмо

- узнавание (различение) звуков и букв;

- узнавание (различение) звуков в начале, в середине, в конце слова;

- узнавание (различение) букв в зашумленном изображении, в неправильно написанном;

-умение конструировать и лепить буквы;

-умение четко произносить звуки;

-умение составлять, различать, «читать»  открытые и закрытые слоги, слова, простые предложения;

-узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающие имена людей (одноклассников);

- формирование умения выполнять графические действия: обводка, штриховка, печатание букв, слогов, простых слов;

- формирование умения выполнять письменные упражнения.

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», 7 класс.

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе представлена разделами: «Повторение», «Чтение и письмо», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)».

В раздел «Повторение» включены темы, которые были слабо усвоены детьми. Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с пройденными буквами. Выполнение графических упражнений.

В раздел «Чтение и письмо» входит изучение букв, дети учатся соотносить звук и букву, определять звук в начале, в середине, в конце слова, читать слоги, слова и простые предложения. Письмо букв. При изучении букв дети учатся обводить буквы по контуру, по трафарету, писать самостоятельно, писать слоги, простые слова.

В раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)» входят темы: Называние (употребление) слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.), его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь содержит тему «Понимание содержания текста, ответы на вопросы, пересказ с помощью картинок, наводящих вопросов».

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», 7 класс.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

электронные учебно-методические материалы

1.

Звуки и буквы А,У,О,И,Ы.

1

Различение звуков, букв. Выделение звуков в начале слова. Придумывание слов. Письмо.

2.

Звук и буква М,С.

1

Различение звуков, букв. Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Письмо.

3.

Чтение закрытых и открытых слогов с буквами М,С, простых слов.

1

Составление слогов из разрезной азбуки, чтение. Чтение слов ма-ма, о-са, са-ма. Письмо слогов.

4.

Звук и буква Х. Чтение закрытых и открытых слогов с буквой Х.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение. Письмо.

5.

Звук и буква М,С,Х.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Составление предложений с придуманными словами. Письменное упражнение.

6.

Звук и буква М,С,Х.

1

Придумывание слов. Составление предложений с придуманными словами. Письмо закрытых слогов под диктовку. Чтение простых слов.

7.

Звук и буква Ш. Чтение закрытых и открытых слогов с буквой Ш.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение. Письменное упражнение.

8.

Чтение слогов и простых слов М,С,Х,Ш.

1

Чтение. Письменное упражнение.

9.

Заучивание стихотворения про осень.

1

Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему осень.

10.

Звук и буква Л.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Л. Письменное упражнение.

11.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Соотнесение прочитанного слова с предметом (картинкой). Письмо слогов, простых слов.

12.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение. Соотнесения слогов с их графическим изображением.

13.

Разгадывание загадок.

1

Определение заданного звука в начале, в середине, в конце слова. Рисование отгадок.

14.

Сказка «Лисичка со скалочкой».

1

Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки.

15.

Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой».

1

Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение.

16.

Звук и буква Н.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Н. Письменное упражнение.

17.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Соотнесение прочитанного слова с предметом (картинкой). Письмо слогов, простых слов.

18.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение. Соотнесения слогов с их графическим изображением.

19.

Звук и буква Р.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Р. Письменное упражнение.

20.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Соотнесение прочитанного слова с предметом (картинкой). Письмо слогов, простых слов.

21.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение. Соотнесения слогов с их графическим изображением.

22.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

23.

Рассматривание  картины на тему «Золотая осень».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

24.

Сказка «Кот, Петух и Лиса».

1

Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки.

25.

Пересказ сказки «Кот, Петух и Лиса».

1

Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение.

26.

Нахождение предметов на пройденные буквы.

1

Нахождение предмета среди других предметов на заданную букву. Четкое произнесение буквы. Письмо слогов, простых слов.

27.

Звук и буква К.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой К. Письменное упражнение.

28.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Соотнесение прочитанного слова с предметом (картинкой). Письмо слогов, простых слов.

29.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение. Соотнесения слогов с их графическим изображением.

30.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

31.

Разгадывание загадок.

1

Нахождение предметов- отгадок. Определение звука в слове. Письменное упражнение.

32.

Работа с пройденными буквами.

1

Придумывание слов. Изменение данных слов «один»- «много» (шар- шары, машина- машины и т.п.). Составление предложений.

33.

Звук и буква П.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой П. Письменное упражнение.

34.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

35.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

36.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

37.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

38.

Обобщающие понятия.

1

Группировка обобщающих понятий (мебель, посуда, деревья и т.п.). Изменение слов «один»- «много». Письменное упражнение.

39.

Сказка «Вершки и корешки».

1

Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки.

40.

Пересказ сказки «Вершки и корешки».

1

Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение.

41.

Заучивание стихотворения про зиму.

1

Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему зима.

42.

Рассматривание картины на тему «Зима».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

43.

Рассматривание картины на тему «Новый год».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

44.

Звук и буква Т.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Т. Письменное упражнение.

45.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

46.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

47.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

48.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

49.

Слова- противоположности.

1

Называние слов- противоположностей (день- ночь, высокий- низкий и т.п.). Составление предложений с этими словами. Письменное упражнение.

50.

Слова, обозначающие признак предмета.

1

Называние (употребление) слов, обозначающие признак предмета по сюжетным картинкам (машина (какая?) красная; горячий чай и т.п.). Составление предложений. Письменное упражнение.

51.

Предлоги в словосочетаниях и в предложениях.

1

Правильное употребление предлогов (в, на, под, из, из-за и др.). Работа с сюжетными картинками. Письменное упражнение.

52.

Предлоги в словосочетаниях и в предложениях.

1

Правильное употребление предлогов (в, на, под, из, из-за и др.). Работа с сюжетными картинками. Письменное упражнение.

53.

Звук и буква И.

1

Выделение звука в начале слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой И. Письменное упражнение.

54.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

55.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

56.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

57.

Рассматривание картины «Зимние детские забавы».

1.

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

58.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

59.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

60.

Заучивание стихотворения про игрушки.

1

Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему игрушки.

61.

Слова, обозначающие действия предмета.

1

Называние (употребление) слов, обозначающие действия предмета (человек идет, сидит, бежит, ест; собака лежит, лает, кусает и т.п.). Письменное упражнение.

62.

Дидактическая игра «Прочитай слово и найди предмет».

1

Чтение слов, нахождение предметов. Письменное упражнение.

63.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

64.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

65.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

66.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

67.

Сказка «Красная шапочка».

1

Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки.

68.

Пересказ сказки «Красная шапочка».

1

Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение.

69.

Рассматривание картины «За столом».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

70.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

71.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

72.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

73.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

74.

Звук и буква З.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой З. Письменное упражнение.

75.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

76.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

77.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

78.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

79.

Рассматривание картины на тему «Весна».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

80.

Заучивание стихотворения про весну.

1

Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему весна.

81.

Разгадывание загадок.

1

Нахождение предметов- отгадок. Определение звука в слове. Письменное упражнение.

82.

Составление простого рассказа- поздравления «Я пришел к другу на день рождение».

1

Подбор слов- пожеланий, составление текста. Письменное упражнение.

83.

Инсценировка ситуации «Я пришел на день рождение».

1

Произнесение предложений, используя слова- пожелания. Письменное упражнение.

84.

Звук и буква В.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой В. Письменное упражнение.

85.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

86.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

87.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

88.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

89.

Сказка «Коза- дереза».

1

Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки.

90.

Пересказ сказки «Коза- дереза».

1

Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение.

91.

Что сначала, что потом.

1

Составление рассказа из серии сюжетных картинок. Определение правильной последовательности. Письменное упражнение.

92.

Что сначала, что потом.

1

Составление рассказа из серии сюжетных картинок. Определение правильной последовательности. Письменное упражнение.

93.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

94.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

95.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

96.

Работа с предлогами.

1

Составление предложений с разными предлогами и одним и тем же предметом (в машине, под машиной, за машиной, над машиной и т.п.). Письменное упражнение.

97.

Звук и буква Ж.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Ж. Письменное упражнение.

98.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

99.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

100.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

101.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

102.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

103.

Разгадывание загадок.

1

Нахождение предметов- отгадок. Определение звука в слове. Письменное упражнение.

104.

Рассматривание картины «Весенние цветы».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

105.

Сказка «Умница и ленивица».

1

Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки.

106.

Пересказ сказки «Умница и ленивица».

1

Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение.

107.

Заучивание стихотворения про цветы.

1

Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему цветы.

108.

Звук и буква Б.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Б. Письменное упражнение.

109.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

110.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

111.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

112.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

113.

Заучивание стихотворения про бабочку.

1

Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему бабочки.

114.

Рассматривание картины на тему «Труд людей в саду весной».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

115.

Рассматривание картины на тему «Труд людей в огороде весной».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

116.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

117.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

118.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

119.

Наши эмоции.

1

Рассматривание сюжетных картин, на которых изображены разные эмоции. Составление предложений. Письменное упражнение.

120.

Наши эмоции.

1

Рассматривание сюжетных картин, на которых изображены разные эмоции. Составление предложений. Письменное упражнение.

121.

Наши эмоции.

1

Рассматривание сюжетных картин, на которых изображены разные эмоции. Составление предложений. Письменное упражнение.

122.

Звук и буква Г.

1

Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Г. Письменное упражнение.

123.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

124.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

125.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

126.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

127.

Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

128.

Заучивание стихотворения про лето.

1

Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему лето..

129.

Рассматривание картины «Детские летние забавы во дворе».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

130.

Рассматривание картины «Детские летние забавы на речке».

1

Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение.

131.

Рассказ Н.Носова «Живая шляпа».

1

Чтение учителем рассказа. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Письменное упражнение.

132.

Упражнения с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

133.

Упражнения с пройденными буквами.

1

Чтение. Письменное упражнение.

134.

Повторение пройденного материала.

1

Чтение. Письменное упражнение.

135.

Повторение пройденного материала.

1

Чтение. Письменное упражнение.

136.

Повторение пройденного материала.

1

Чтение. Письменное упражнение.

Приложение 1.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.

Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

-Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода.

-Что из полученных знаний и умений он применяет на практике.

-Насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная коммуникация

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

-задает вопросы предложением;

-поддерживает простой диалог на заданную тему;

-умеет различать изученные эмоции

Импрессивная речь

-понимает простые предложения

 - понимает сложные предложения

- понимает слова, указывающие на предмет, его признак (мой, твой, его)

-понимает слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, над, под и т.п.)

- понимает содержание текста, сказки

Экспрессивная речь

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

- употребляет слова, обобщающие предмет, обобщающие предметы, действия предметов, признак предметов, состояние

-восстанавливает пройденные сказки по сюжетным картинкам

-употребляет предложения

-отвечает на вопросы по содержанию текста

-составляет рассказ по сюжетным картинкам

-заучивает стихотворения с помощью мнемотаблиц

Чтение и письмо

- узнает (различает) звуки и буквы алфавита

-слышит  и различает звуки в начале, в середине и в конце  слова

-умеет выполнять графические и конструктивные  действия, задания

-умеет читать открытые слоги

-умеет читать закрытые слоги

-умеет читать слова

-умеет читать простые предложения.

 

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

-

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

зп

- с частичной помощью взрослого

чп

- действие по подражанию

п

- действие по образцу

о

-самостоятельно с ошибками

сш

- полностью самостоятельно

+

Сформированность представлений

1.Представления отсутствуют

-

2.Не выявить наличие представлений

?

3.Представления на уровне

-использование по прямой подсказке

-использование с косвенной подсказкой

-самостоятельное использование

пп

п

+

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...

Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации

Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации 9 класс...