Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) . |
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей протокол № ___ от «__»__________ 20___г. | УТВЕРЖДЕНО распоряжением № ______ от «__»____________ 20___ г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Рабочая программа учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
7 А класс
Разработал: учитель высшей категории
Крылова Юлия Анатольевна
Срок реализации программы: 1 год
2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7 класса по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана на основе:
1.Закона РФ «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. №273- фз (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).
2.Постановления главного государственного санитарного врача российской федерации об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
3.Приказ министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
4.Рабочей программы воспитания ГБОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».
Цель учебного предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи предмета:
-формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
-формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации;
-формирование умения понимать обращенную речь;
-формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить элементарные предложения;
-формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму;
-индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Оценка результатов усвоения полученных знаний по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» отражена в СИПРах (см. Приложение 1). Данный СИПР позволяет отслеживать результативность обучения каждое полугодие и выявлять рост результатов каждого обучающегося. В данном СИПРе внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по предмету.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
-Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
-Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
-Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Общая характеристика организации учебного процесса.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использование альтернативных средств коммуникации и социального общения. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных ребенку пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Основные требования к методике обучения детей данной категории.
- Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
- Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
- Использование подражательности, свойственной тяжело умственноотсталым детям
- Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
- Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
- Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.
- Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.
- Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
- Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34 учебных недели).
Воспитательный потенциал предмета «Речь и альтернативная коммуникация» реализуются через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;
- включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», 7 класс.
Личностные результаты:
-осознание себя (в ситуации «здесь» и «сейчас», в пространстве) своей принадлежности к определѐнному полу, как «Я»;
-социально- эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
-владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
-владение правилами поведения в учебной ситуации;
-уважительное отношение к окружающим взрослым, детям;
-оценивание простых ситуаций и однозначных поступков как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;
-выражение своего эмоциональное состояние, настроение;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
-привлечение к себе внимания жестом, звуком, словом, предложением;
-выражение согласия (несогласия), своих желаний, просьба о помощи, благодарности мимикой, жестом, звуком, словом, предложением;
-ответы на вопросы словом, предложением;
-поддержание диалога на заданную тему;
-умение различать эмоции.
Импрессивная речь
- соотнесение объекта с изображением и словом, обозначающим объект,
- узнавание (различение) имен учащихся класса, педагогов,
- понимание слов, обозначающие предмет, действия предмета, признак предмета, состояние, его признак (я, он, мой, твой)
- понимание слов, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под);
- понимание простых предложений;
- понимание содержание текста, сказки.
Экспрессивная речь
- называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов, слов;
- называние (употребление) слов, обобщающих предмет, обобщающие предметы, действия предметов, признак предметов, состояние;
-употребление предложений;
-ответы на вопросы по содержанию текста;
-составление рассказа по сюжетным картинкам;
-составление пересказа текста по наводящим вопросам.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
-использование графических, предметных символов для обозначения предметов и объектов, признака и действий предметов и объектов, составление по ним предложений, ответов на вопросы;
-восстановление сказки по сюжетным картинкам.
Чтение и письмо
- узнавание (различение) звуков и букв;
- узнавание (различение) звуков в начале, в середине, в конце слова;
- узнавание (различение) букв в зашумленном изображении, в неправильно написанном;
-умение конструировать и лепить буквы;
-умение четко произносить звуки;
-умение составлять, различать, «читать» открытые и закрытые слоги, слова, простые предложения;
-узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающие имена людей (одноклассников);
- формирование умения выполнять графические действия: обводка, штриховка, печатание букв, слогов, простых слов;
- формирование умения выполнять письменные упражнения.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», 7 класс.
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе представлена разделами: «Повторение», «Чтение и письмо», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)».
В раздел «Повторение» включены темы, которые были слабо усвоены детьми. Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с пройденными буквами. Выполнение графических упражнений.
В раздел «Чтение и письмо» входит изучение букв, дети учатся соотносить звук и букву, определять звук в начале, в середине, в конце слова, читать слоги, слова и простые предложения. Письмо букв. При изучении букв дети учатся обводить буквы по контуру, по трафарету, писать самостоятельно, писать слоги, простые слова.
В раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)» входят темы: Называние (употребление) слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.), его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)» содержит тему «Понимание содержания текста, ответы на вопросы, пересказ с помощью картинок, наводящих вопросов».
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», 7 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | электронные учебно-методические материалы |
1. | Звуки и буквы А,У,О,И,Ы. | 1 | Различение звуков, букв. Выделение звуков в начале слова. Придумывание слов. Письмо. | |
2. | Звук и буква М,С. | 1 | Различение звуков, букв. Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Письмо. | |
3. | Чтение закрытых и открытых слогов с буквами М,С, простых слов. | 1 | Составление слогов из разрезной азбуки, чтение. Чтение слов ма-ма, о-са, са-ма. Письмо слогов. | |
4. | Звук и буква Х. Чтение закрытых и открытых слогов с буквой Х. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение. Письмо. | |
5. | Звук и буква М,С,Х. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Составление предложений с придуманными словами. Письменное упражнение. | |
6. | Звук и буква М,С,Х. | 1 | Придумывание слов. Составление предложений с придуманными словами. Письмо закрытых слогов под диктовку. Чтение простых слов. | |
7. | Звук и буква Ш. Чтение закрытых и открытых слогов с буквой Ш. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение. Письменное упражнение. | |
8. | Чтение слогов и простых слов М,С,Х,Ш. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
9. | Заучивание стихотворения про осень. | 1 | Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему осень. | |
10. | Звук и буква Л. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Л. Письменное упражнение. | |
11. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Соотнесение прочитанного слова с предметом (картинкой). Письмо слогов, простых слов. | |
12. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. Соотнесения слогов с их графическим изображением. | |
13. | Разгадывание загадок. | 1 | Определение заданного звука в начале, в середине, в конце слова. Рисование отгадок. | |
14. | Сказка «Лисичка со скалочкой». | 1 | Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки. | |
15. | Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой». | 1 | Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение. | |
16. | Звук и буква Н. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Н. Письменное упражнение. | |
17. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Соотнесение прочитанного слова с предметом (картинкой). Письмо слогов, простых слов. | |
18. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. Соотнесения слогов с их графическим изображением. | |
19. | Звук и буква Р. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Р. Письменное упражнение. | |
20. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Соотнесение прочитанного слова с предметом (картинкой). Письмо слогов, простых слов. | |
21. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. Соотнесения слогов с их графическим изображением. | |
22. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
23. | Рассматривание картины на тему «Золотая осень». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
24. | Сказка «Кот, Петух и Лиса». | 1 | Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки. | |
25. | Пересказ сказки «Кот, Петух и Лиса». | 1 | Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение. | |
26. | Нахождение предметов на пройденные буквы. | 1 | Нахождение предмета среди других предметов на заданную букву. Четкое произнесение буквы. Письмо слогов, простых слов. | |
27. | Звук и буква К. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой К. Письменное упражнение. | |
28. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Соотнесение прочитанного слова с предметом (картинкой). Письмо слогов, простых слов. | |
29. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. Соотнесения слогов с их графическим изображением. | |
30. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
31. | Разгадывание загадок. | 1 | Нахождение предметов- отгадок. Определение звука в слове. Письменное упражнение. | |
32. | Работа с пройденными буквами. | 1 | Придумывание слов. Изменение данных слов «один»- «много» (шар- шары, машина- машины и т.п.). Составление предложений. | |
33. | Звук и буква П. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой П. Письменное упражнение. | |
34. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
35. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
36. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
37. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
38. | Обобщающие понятия. | 1 | Группировка обобщающих понятий (мебель, посуда, деревья и т.п.). Изменение слов «один»- «много». Письменное упражнение. | |
39. | Сказка «Вершки и корешки». | 1 | Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки. | |
40. | Пересказ сказки «Вершки и корешки». | 1 | Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение. | |
41. | Заучивание стихотворения про зиму. | 1 | Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему зима. | |
42. | Рассматривание картины на тему «Зима». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
43. | Рассматривание картины на тему «Новый год». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
44. | Звук и буква Т. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Т. Письменное упражнение. | |
45. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
46. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
47. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
48. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
49. | Слова- противоположности. | 1 | Называние слов- противоположностей (день- ночь, высокий- низкий и т.п.). Составление предложений с этими словами. Письменное упражнение. | |
50. | Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | Называние (употребление) слов, обозначающие признак предмета по сюжетным картинкам (машина (какая?) красная; горячий чай и т.п.). Составление предложений. Письменное упражнение. | |
51. | Предлоги в словосочетаниях и в предложениях. | 1 | Правильное употребление предлогов (в, на, под, из, из-за и др.). Работа с сюжетными картинками. Письменное упражнение. | |
52. | Предлоги в словосочетаниях и в предложениях. | 1 | Правильное употребление предлогов (в, на, под, из, из-за и др.). Работа с сюжетными картинками. Письменное упражнение. | |
53. | Звук и буква И. | 1 | Выделение звука в начале слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой И. Письменное упражнение. | |
54. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
55. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
56. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
57. | Рассматривание картины «Зимние детские забавы». | 1. | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
58. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
59. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
60. | Заучивание стихотворения про игрушки. | 1 | Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему игрушки. | |
61. | Слова, обозначающие действия предмета. | 1 | Называние (употребление) слов, обозначающие действия предмета (человек идет, сидит, бежит, ест; собака лежит, лает, кусает и т.п.). Письменное упражнение. | |
62. | Дидактическая игра «Прочитай слово и найди предмет». | 1 | Чтение слов, нахождение предметов. Письменное упражнение. | |
63. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
64. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
65. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
66. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
67. | Сказка «Красная шапочка». | 1 | Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки. | |
68. | Пересказ сказки «Красная шапочка». | 1 | Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение. | |
69. | Рассматривание картины «За столом». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
70. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
71. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
72. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
73. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
74. | Звук и буква З. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой З. Письменное упражнение. | |
75. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
76. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
77. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
78. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
79. | Рассматривание картины на тему «Весна». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
80. | Заучивание стихотворения про весну. | 1 | Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему весна. | |
81. | Разгадывание загадок. | 1 | Нахождение предметов- отгадок. Определение звука в слове. Письменное упражнение. | |
82. | Составление простого рассказа- поздравления «Я пришел к другу на день рождение». | 1 | Подбор слов- пожеланий, составление текста. Письменное упражнение. | |
83. | Инсценировка ситуации «Я пришел на день рождение». | 1 | Произнесение предложений, используя слова- пожелания. Письменное упражнение. | |
84. | Звук и буква В. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой В. Письменное упражнение. | |
85. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
86. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
87. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
88. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
89. | Сказка «Коза- дереза». | 1 | Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки. | |
90. | Пересказ сказки «Коза- дереза». | 1 | Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение. | |
91. | Что сначала, что потом. | 1 | Составление рассказа из серии сюжетных картинок. Определение правильной последовательности. Письменное упражнение. | |
92. | Что сначала, что потом. | 1 | Составление рассказа из серии сюжетных картинок. Определение правильной последовательности. Письменное упражнение. | |
93. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
94. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
95. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
96. | Работа с предлогами. | 1 | Составление предложений с разными предлогами и одним и тем же предметом (в машине, под машиной, за машиной, над машиной и т.п.). Письменное упражнение. | |
97. | Звук и буква Ж. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Ж. Письменное упражнение. | |
98. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
99. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
100. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
101. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
102. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
103. | Разгадывание загадок. | 1 | Нахождение предметов- отгадок. Определение звука в слове. Письменное упражнение. | |
104. | Рассматривание картины «Весенние цветы». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
105. | Сказка «Умница и ленивица». | 1 | Чтение учителем сказки. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Раскраска по сюжету сказки. | |
106. | Пересказ сказки «Умница и ленивица». | 1 | Пересказ по мнемотаблице, сюжетным картинкам, наводящим вопросам. Письменное упражнение. | |
107. | Заучивание стихотворения про цветы. | 1 | Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему цветы. | |
108. | Звук и буква Б. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Б. Письменное упражнение. | |
109. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
110. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
111. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
112. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
113. | Заучивание стихотворения про бабочку. | 1 | Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему бабочки. | |
114. | Рассматривание картины на тему «Труд людей в саду весной». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
115. | Рассматривание картины на тему «Труд людей в огороде весной». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
116. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
117. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
118. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
119. | Наши эмоции. | 1 | Рассматривание сюжетных картин, на которых изображены разные эмоции. Составление предложений. Письменное упражнение. | |
120. | Наши эмоции. | 1 | Рассматривание сюжетных картин, на которых изображены разные эмоции. Составление предложений. Письменное упражнение. | |
121. | Наши эмоции. | 1 | Рассматривание сюжетных картин, на которых изображены разные эмоции. Составление предложений. Письменное упражнение. | |
122. | Звук и буква Г. | 1 | Выделение звуков в начале, в середине, в конце слова. Придумывание слов. Чтение слогов с буквой Г. Письменное упражнение. | |
123. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
124. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
125. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
126. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
127. | Чтение простых слов и простых предложений с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
128. | Заучивание стихотворения про лето. | 1 | Работа с мнемотаблицей, разбор каждой строчки стихотворения. Раскраска на тему лето.. | |
129. | Рассматривание картины «Детские летние забавы во дворе». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
130. | Рассматривание картины «Детские летние забавы на речке». | 1 | Составление предложений по наводящим вопросам. Составление простого текста. Пересказ. Письменное упражнение. | |
131. | Рассказ Н.Носова «Живая шляпа». | 1 | Чтение учителем рассказа. Вопросы по содержанию. Составление предложений. Письменное упражнение. | |
132. | Упражнения с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
133. | Упражнения с пройденными буквами. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
134. | Повторение пройденного материала. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
135. | Повторение пройденного материала. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. | |
136. | Повторение пройденного материала. | 1 | Чтение. Письменное упражнение. |
Приложение 1.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
-Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода.
-Что из полученных знаний и умений он применяет на практике.
-Насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации -задает вопросы предложением; | ||
-поддерживает простой диалог на заданную тему; | ||
-умеет различать изученные эмоции | ||
Импрессивная речь -понимает простые предложения - понимает сложные предложения | ||
- понимает слова, указывающие на предмет, его признак (мой, твой, его) | ||
-понимает слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, над, под и т.п.) | ||
- понимает содержание текста, сказки | ||
Экспрессивная речь Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации - употребляет слова, обобщающие предмет, обобщающие предметы, действия предметов, признак предметов, состояние -восстанавливает пройденные сказки по сюжетным картинкам | ||
-употребляет предложения | ||
-отвечает на вопросы по содержанию текста | ||
-составляет рассказ по сюжетным картинкам -заучивает стихотворения с помощью мнемотаблиц | ||
Чтение и письмо - узнает (различает) звуки и буквы алфавита -слышит и различает звуки в начале, в середине и в конце слова | ||
-умеет выполнять графические и конструктивные действия, задания | ||
-умеет читать открытые слоги -умеет читать закрытые слоги -умеет читать слова -умеет читать простые предложения. |
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | - |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | зп |
- с частичной помощью взрослого | чп |
- действие по подражанию | п |
- действие по образцу | о |
-самостоятельно с ошибками | сш |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений | |
1.Представления отсутствуют | - |
2.Не выявить наличие представлений | ? |
3.Представления на уровне -использование по прямой подсказке -использование с косвенной подсказкой -самостоятельное использование | пп п + |
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/13/picture-751797-1628853896.jpg)
Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации
Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/04/picture-618804-1433428249.jpg)
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/04/picture-956783-1567612827.jpg)
Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993872-1515663224.jpg)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/06/picture-1237744-1657114525.jpg)
Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1187075-1573498773.jpg)
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/16/picture-1407289-1652728034.jpg)
Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации
Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации 9 класс...