Рабочая программа "Предметно- практические действия"
рабочая программа (7 класс)

Крылова Юлия Анатольевна

Рабочая программа "Предметно- практические действия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ППД29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к АООП образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)                                                                                                                           

.

ПРИНЯТО

решением методического

объединения учителей

протокол  № ___

от «__»__________ 20___г.

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением № ______

от «__»____________ 20___ г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рабочая программа коррекционного курса

«Предметно-практические действия»

7 А класс

Разработал:  учитель высшей категории

Крылова Юлия Анатольевна

Срок реализации программы: 1 год

2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа для 7 класса по предмету «Предметно- практические действия» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана на основе:

1.Закона РФ «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. №273- фз (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).

2.Постановления главного государственного санитарного врача российской федерации об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

3.Приказ министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

4.Рабочей программы воспитания ГБОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».

Цель учебного предмета: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи предмета:

-освоение простых действий с предметами и материалами;

-развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;

-формирование элементарных общетрудовых умений и навыков;

-формирование положительного отношения к обучению и труду;

-развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;

-формирование положительных качеств личности;

 -развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Оценка результатов усвоения полученных знаний по предмету «Предметно- практические действия» отражена в СИПРах (см. Приложение 1). Данный СИПР позволяет отслеживать результативность обучения каждое полугодие и выявлять рост результатов каждого обучающегося. В данном СИПРе внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по предмету.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Уроки  способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

Общая характеристика организации учебного процесса.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с интеллектуальными нарушениями, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

         Предметно- практические действия (далее ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей.

Основной формой обучения является занятие.

Типы занятий:

-сообщения новых знаний;

-закрепления полученных знаний и умений;

-упражнение;  

-обобщение полученных знаний, умений и навыков;  

-проверки и оценки знаний, умений и навыков;  

-повторение полученных знаний.

Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, коррекционный предмет «Предметно- практические действия» входит в коррекционную область «Коррекционно- развивающие занятия»

Рабочая программа по предмету «Предметно- практические действия» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).

Воспитательный потенциал предмета «Предметно- практические действия» реализуется через:

 -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

 -включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 -использование воспитательных возможностей содержания урока через подбор соответствующих заданий;

 -применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.

 Раздел 1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Предметно- практические действия», 7 класс.

Личностные результаты:

-освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Предметные результаты:

-уметь составлять композиции из природного материала;

-уметь пересыпать крупы, переливать жидкость;

-уметь наматывать нитки на картонку, на катушку;

-уметь работать с мозаикой;

-уметь группировать предметы по изученным величинам, цветам, форме;

-уметь работать со шнуровкой, со строительным материалом.

Раздел 2. Содержание коррекционного курса «Предметно- практические действия», 7 класс.

Программа по предмету «Предметно- практические действия» в 7 классе представлена разделами:

Действия с материалами

-составление композиции из природного материала;

- пересыпание крупы с помощью ложки;

- переливание жидкости (вода) из стакана в стакан;

- сгибание листа пополам; разглаживание листа от центра к краю, разрывание бумаги по сгибу;

- наматывание нитки на картонку, на катушку, в клубок.

Действия с предметами

-выкладывание узора из мозаики по показу и по образцу с соблюдением цвета;

- группирование предметов разной величины (большой- маленький, длинный- короткий), цвета (основные и промежуточные), формы (объемные и плоскостные);

-выкладывание фигур из счетных палочек;

-складывание разрезных картинок из 4-6 частей, разрезанных по вертикали и горизонтали, по диагонали;

-работа со строительным материалом;

- работа со шнуровкой.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Предметно- практические действия», 7 класс.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

электронные учебно-методические материалы

1

Действия с предметами. Игра «Чудесный мешочек» (распознание больших и маленьких предметов).

1

Распознавание на ощупь, называние больших и маленьких предметов.

2

Действия с предметами. Игра «Чудесный мешочек» (распознание твердых и мягких предметов).

1

Распознавание на ощупь, называние твердых и мягких предметов.

3

Действия с предметами. Игра «Чудесный мешочек» (распознание овощей и фруктов).

1

Распознавание на ощупь, называние овощей и фруктов.

4

Складывание фигур из счетных палочек.

1

Работа со счетными палочками.

5

Выкладывание ряда предметов по словесной инструкции учителя.

1

Выкладывание предметов от большого к маленькому и наоборот; на листе бумаги; в пространстве.

6

Оригами.

1

Сгибание, разгибание бумаги и т.п. по инструкции учителя.

7

Штриховка изображений с соблюдением цвета.

1

Работа с карандашами.

8

Изготовление книжки- малышки из 3-4 листов бумаги.

1

Сгибание, разгибание бумаги и т.п. по инструкции учителя, работа с клеем.

9

Оформление листов книжки- малышки.

1

Работа с карандашами, с цветной бумагой, клеем.

10

Построение объектов по образцу.

1

Работа со строительным материалом.

11

Складывание разрезных картинок (пазлов).

1

Работа с пазлами.

12

Игры с мячом.

1

Катание, ловля, бросание, попадание в цель и т.п.

13

Связывание ниток в пучок (фигурки человечков).

1

Работа с нитками.

14

Сортировка крупы (3-4 вида) с помощью пальцев (пинцета).

1

Сортировка крупы по стаканам.

15

Плетение косичек из шпагата, завязывание узелков на концах.

1

Плетение.

16

Плетение косичек из шпагата, завязывание узелков на концах.

1

Плетение.

17

Составление узоров из мозаики.

1

Работа по образцу.

18

Составление узоров из мозаики.

1

Работа по образцу.

19

Виды ткани. Сравнение. Сортировка.

1

Сортировка разных видов ткани.

20

Пластинография.

1

Разминание, размазывание, катание пластилина. Составление изображения.

21

Конструирование объектов из строительного материала по образцу, по замыслу.

1

Работа со строительным материалом.

22

Работа со шнуровкой.

1

Самостоятельная работа.

23

Пересыпание крупы с помощью ложки в стакан, на тарелку, в бутылку.

1

Пересыпание.

24

Переливание жидкости из чайника в стакан, в чашку, в бутылку; из стакана в стакан; из стакана в бутылку.

1

Переливание.

25

Действия с бумагой: разрыв бумаги на крупные и мелкие части. Составление обрывной аппликации.

1

Работа с бумагой.

26

 Наматывание ниток на картон, в клубок.

1

Работа с нитками.

27

Вышивка на картоне.

1

Работа с нитками.

28

 Вышивка на картоне.

1

Работа с нитками.

29

Вышивка на картоне.

1

Работа с нитками.

30

Собирание пазлов.

1

Работа спазлами.

31

Пластинография.

1

Разминание, размазывание, катание пластилина. Составление изображения.

32

Разрезание ниток на мелкие части. Составление аппликации «Солнышко».

1

Работа с ножницами и  нитками.

33

 Разрезание ниток на мелкие части. Составление аппликации «Бабочка».

1

Работа с ножницами и  нитками.

34

Оригами.

1

Работа с бумагой. Сгибание, разгибание бумаги и т.п. по инструкции учителя.

Приложение 1.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.

Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

-Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода.

-Что из полученных знаний и умений он применяет на практике.

-Насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.

Предметно- практические действия

1 полугодие

2 полугодие

Действия с материалами

-составляет композиции из природного материала;

- пересыпает крупы с помощью ложки;

- переливает жидкость (вода) из стакана в стакан;

- сгибает лист пополам; разглаживает лист от центра к краю, разрывает бумагу по сгибу;

- наматывает нитки на картонку, на катушку, в клубок.

Действия с предметами

-выкладывает узор из мозаики по показу и по образцу с соблюдением цвета;

- группирует предметы разной величины (большой- маленький, длинный- короткий),

-группирует предметы по цвету (основные и промежуточные),

- группирует предметы по форме (объемные и плоскостные);

-выкладывает фигуры из счетных палочек;

-складывает разрезные картиноки из 4-6 частей, разрезанных по вертикали и горизонтали, по диагонали;

-выполняет задания со строительным материалом;

- выполняет задания со шнуровкой.

 

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

-

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

зп

- с частичной помощью взрослого

чп

- действие по подражанию

п

- действие по образцу

о

-самостоятельно с ошибками

сш

- полностью самостоятельно

+

Сформированность представлений

1.Представления отсутствуют

-

2.Не выявить наличие представлений

?

3.Представления на уровне

-использование по прямой подсказке

-использование с косвенной подсказкой

-самостоятельное использование

пп

п

+

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по развитию предметно-практических действий

рабочая программа по развитию предметно-практических действий...

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Анализ реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» за I полугодие 2018 – 2019 учебный год

Формирование  целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами........

Рабочая программа коррекционных занятий "Предметно-практические действия" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)

Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР...

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия»

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (гл...