Рабочая программа "Предметно- практические действия"
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) . |
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей протокол № ___ от «__»__________ 20___г. | УТВЕРЖДЕНО распоряжением № ______ от «__»____________ 20___ г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Рабочая программа коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
7 А класс
Разработал: учитель высшей категории
Крылова Юлия Анатольевна
Срок реализации программы: 1 год
2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7 класса по предмету «Предметно- практические действия» (СИПР, ФГОС вариант 2) разработана на основе:
1.Закона РФ «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. №273- фз (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).
2.Постановления главного государственного санитарного врача российской федерации об утверждении Санпин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
3.Приказ министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
4.Рабочей программы воспитания ГБОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».
Цель учебного предмета: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи предмета:
-освоение простых действий с предметами и материалами;
-развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
-формирование элементарных общетрудовых умений и навыков;
-формирование положительного отношения к обучению и труду;
-развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
-формирование положительных качеств личности;
-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Оценка результатов усвоения полученных знаний по предмету «Предметно- практические действия» отражена в СИПРах (см. Приложение 1). Данный СИПР позволяет отслеживать результативность обучения каждое полугодие и выявлять рост результатов каждого обучающегося. В данном СИПРе внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по предмету.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Уроки способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
Общая характеристика организации учебного процесса.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с интеллектуальными нарушениями, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Предметно- практические действия (далее ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей.
Основной формой обучения является занятие.
Типы занятий:
-сообщения новых знаний;
-закрепления полученных знаний и умений;
-упражнение;
-обобщение полученных знаний, умений и навыков;
-проверки и оценки знаний, умений и навыков;
-повторение полученных знаний.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, коррекционный предмет «Предметно- практические действия» входит в коррекционную область «Коррекционно- развивающие занятия»
Рабочая программа по предмету «Предметно- практические действия» в 7 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).
Воспитательный потенциал предмета «Предметно- практические действия» реализуется через:
-привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;
-включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-использование воспитательных возможностей содержания урока через подбор соответствующих заданий;
-применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Предметно- практические действия», 7 класс.
Личностные результаты:
-освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Предметные результаты:
-уметь составлять композиции из природного материала;
-уметь пересыпать крупы, переливать жидкость;
-уметь наматывать нитки на картонку, на катушку;
-уметь работать с мозаикой;
-уметь группировать предметы по изученным величинам, цветам, форме;
-уметь работать со шнуровкой, со строительным материалом.
Раздел 2. Содержание коррекционного курса «Предметно- практические действия», 7 класс.
Программа по предмету «Предметно- практические действия» в 7 классе представлена разделами:
Действия с материалами
-составление композиции из природного материала;
- пересыпание крупы с помощью ложки;
- переливание жидкости (вода) из стакана в стакан;
- сгибание листа пополам; разглаживание листа от центра к краю, разрывание бумаги по сгибу;
- наматывание нитки на картонку, на катушку, в клубок.
Действия с предметами
-выкладывание узора из мозаики по показу и по образцу с соблюдением цвета;
- группирование предметов разной величины (большой- маленький, длинный- короткий), цвета (основные и промежуточные), формы (объемные и плоскостные);
-выкладывание фигур из счетных палочек;
-складывание разрезных картинок из 4-6 частей, разрезанных по вертикали и горизонтали, по диагонали;
-работа со строительным материалом;
- работа со шнуровкой.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Предметно- практические действия», 7 класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | электронные учебно-методические материалы |
1 | Действия с предметами. Игра «Чудесный мешочек» (распознание больших и маленьких предметов). | 1 | Распознавание на ощупь, называние больших и маленьких предметов. | |
2 | Действия с предметами. Игра «Чудесный мешочек» (распознание твердых и мягких предметов). | 1 | Распознавание на ощупь, называние твердых и мягких предметов. | |
3 | Действия с предметами. Игра «Чудесный мешочек» (распознание овощей и фруктов). | 1 | Распознавание на ощупь, называние овощей и фруктов. | |
4 | Складывание фигур из счетных палочек. | 1 | Работа со счетными палочками. | |
5 | Выкладывание ряда предметов по словесной инструкции учителя. | 1 | Выкладывание предметов от большого к маленькому и наоборот; на листе бумаги; в пространстве. | |
6 | Оригами. | 1 | Сгибание, разгибание бумаги и т.п. по инструкции учителя. | |
7 | Штриховка изображений с соблюдением цвета. | 1 | Работа с карандашами. | |
8 | Изготовление книжки- малышки из 3-4 листов бумаги. | 1 | Сгибание, разгибание бумаги и т.п. по инструкции учителя, работа с клеем. | |
9 | Оформление листов книжки- малышки. | 1 | Работа с карандашами, с цветной бумагой, клеем. | |
10 | Построение объектов по образцу. | 1 | Работа со строительным материалом. | |
11 | Складывание разрезных картинок (пазлов). | 1 | Работа с пазлами. | |
12 | Игры с мячом. | 1 | Катание, ловля, бросание, попадание в цель и т.п. | |
13 | Связывание ниток в пучок (фигурки человечков). | 1 | Работа с нитками. | |
14 | Сортировка крупы (3-4 вида) с помощью пальцев (пинцета). | 1 | Сортировка крупы по стаканам. | |
15 | Плетение косичек из шпагата, завязывание узелков на концах. | 1 | Плетение. | |
16 | Плетение косичек из шпагата, завязывание узелков на концах. | 1 | Плетение. | |
17 | Составление узоров из мозаики. | 1 | Работа по образцу. | |
18 | Составление узоров из мозаики. | 1 | Работа по образцу. | |
19 | Виды ткани. Сравнение. Сортировка. | 1 | Сортировка разных видов ткани. | |
20 | Пластинография. | 1 | Разминание, размазывание, катание пластилина. Составление изображения. | |
21 | Конструирование объектов из строительного материала по образцу, по замыслу. | 1 | Работа со строительным материалом. | |
22 | Работа со шнуровкой. | 1 | Самостоятельная работа. | |
23 | Пересыпание крупы с помощью ложки в стакан, на тарелку, в бутылку. | 1 | Пересыпание. | |
24 | Переливание жидкости из чайника в стакан, в чашку, в бутылку; из стакана в стакан; из стакана в бутылку. | 1 | Переливание. | |
25 | Действия с бумагой: разрыв бумаги на крупные и мелкие части. Составление обрывной аппликации. | 1 | Работа с бумагой. | |
26 | Наматывание ниток на картон, в клубок. | 1 | Работа с нитками. | |
27 | Вышивка на картоне. | 1 | Работа с нитками. | |
28 | Вышивка на картоне. | 1 | Работа с нитками. | |
29 | Вышивка на картоне. | 1 | Работа с нитками. | |
30 | Собирание пазлов. | 1 | Работа спазлами. | |
31 | Пластинография. | 1 | Разминание, размазывание, катание пластилина. Составление изображения. | |
32 | Разрезание ниток на мелкие части. Составление аппликации «Солнышко». | 1 | Работа с ножницами и нитками. | |
33 | Разрезание ниток на мелкие части. Составление аппликации «Бабочка». | 1 | Работа с ножницами и нитками. | |
34 | Оригами. | 1 | Работа с бумагой. Сгибание, разгибание бумаги и т.п. по инструкции учителя. |
Приложение 1.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
-Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода.
-Что из полученных знаний и умений он применяет на практике.
-Насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
Предметно- практические действия | 1 полугодие | 2 полугодие |
Действия с материалами -составляет композиции из природного материала; - пересыпает крупы с помощью ложки; - переливает жидкость (вода) из стакана в стакан; - сгибает лист пополам; разглаживает лист от центра к краю, разрывает бумагу по сгибу; - наматывает нитки на картонку, на катушку, в клубок. | ||
Действия с предметами -выкладывает узор из мозаики по показу и по образцу с соблюдением цвета; - группирует предметы разной величины (большой- маленький, длинный- короткий), -группирует предметы по цвету (основные и промежуточные), - группирует предметы по форме (объемные и плоскостные); -выкладывает фигуры из счетных палочек; -складывает разрезные картиноки из 4-6 частей, разрезанных по вертикали и горизонтали, по диагонали; -выполняет задания со строительным материалом; - выполняет задания со шнуровкой. |
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | - |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | зп |
- с частичной помощью взрослого | чп |
- действие по подражанию | п |
- действие по образцу | о |
-самостоятельно с ошибками | сш |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений | |
1.Представления отсутствуют | - |
2.Не выявить наличие представлений | ? |
3.Представления на уровне -использование по прямой подсказке -использование с косвенной подсказкой -самостоятельное использование | пп п + |
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-961844-1508565265.jpg)
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-478683-1536957734.jpg)
Рабочая программа по развитию предметно-практических действий
рабочая программа по развитию предметно-практических действий...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993872-1515663224.jpg)
Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/19/picture-1095158-1545246789.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
Анализ реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» за I полугодие 2018 – 2019 учебный год
Формирование целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами........
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-929209-1589911442.jpg)
Рабочая программа коррекционных занятий "Предметно-практические действия" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)
Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/11/picture-620143-1599839941.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия»
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (гл...