Рабочая программа коррекционных занятий "Предметно-практические действия" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)
рабочая программа
Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-predmetno-praktich.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР«СОЛНЫШКО»
ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
Утверждаю
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Л.И. Пономарева
Рабочая программа
коррекционных занятий
«Предметно-практические действия»
на 2017-2018 учебный год
для 2 а класса
( УОД)
Учитель: Терехова Ю.А.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2017г Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко
Руководитель ШМО___________ «___»______________________________2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени , с тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Цели коррекционного курса:
- Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
- Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника
- Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
- Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Задачи :
Предметные
освоение простых действий с предметами и материалами;
развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
Личностные:
формирование положительного отношения к обучению и труду;
развитие активности и самостоятельности , навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
формирование положительных качеств личности.
Коррекционные :
корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Социальные:
овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
- Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
- минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
- минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
- Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).
- уметь захватывать и удерживать предмет;
-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-выполнять последовательно организованные движения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн ;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (2 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана.
Общая характеристика учебного предмета
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям . Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной) , самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.
Программа состоит из следующих разделов:
- Предметно-практические действия
- Конструирование
- Работа с мозаикой
- Работа с пластическими материалами
- Работа с бумагой и фольгой
- Работа с нитками и тканью
- Работа с природными материалами.
Форма обучения
Основной формой обучения являются занятие.
Типы занятий:
- сообщения новых знаний;
- закрепления полученных знаний и умений;
- упражнение;
- обобщение полученных знаний, умений и навыков;
- проверки и оценки знаний, умений и навыков;
- повторение полученных знаний;
- комбинированный.
Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.
Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех учеников класса. Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом разных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образования.
Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения.
Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей.
2 класс, 3 часа в неделю, 108 часов в год.
Содержание курса
Повторение и закрепление умений, приобретенных в I классе.
Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий:
собирание листов бумаги, монет;
открывание и закрывание ящиков, водопроводных кранов; подбор крышек к разным по размеру коробкам; открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками;
пользование клавишными и кнопочными выключателями; заполнение мелкими предметами сосудов с широким и узким горлышком;
набирание ложкой сахара (крупы);
опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия;
нанизывание колец на штырь;
нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур;
нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание;
складывание трех составной матрешки.
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
выбор предметов различной длины для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте (достать мяч из-под шкафа, дивана);
использование ключа (задвижки) для закрывания, открывания двери.
Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узнавание знакомых предметов на ощупь (при выборе из 2—3).
Поиск предметов в окружающем пространстве. Нахождение собственных вещей, учебных принадлежностей, предметов личного пользования. Нахождение парных предметов. Нахождение предметов, соответствующих показанной картинке.
Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор». Воспроизведение действий, движений, изображенных на картинке. Упражнения для пальцев рук.
Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим — прячем».
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру.
Группировка по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов (размеров). Раскладывание их в коробки, ведерки, стаканы соответствующего цвета (размера).
Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы.
Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер).
Чередование предметов через один элемент:
по цвету (красный — синий — красный — синий);
по форме (шар — куб — шар — куб);
по размеру (большой — маленький — большой — маленький).
Выкладывание их в ряд.
Узнавание и различение предметов по размеру (длинный — короткий).
Различение на ощупь величины предметов (большой, маленький) при выборе из двух резко контрастных по величине.
Конструирование
Работа со строительным материалом (объемными фигурами), действия с ним: ощупывание, манипулирование, прием наложения друг на друга (постройка башни из 2—4 кубов одного размера, разного размера; постройка стола (куб и параллелепипед), скамейки (кубы и параллелепипед); прием приложения друг к другу (постройка дорожек из кубов, параллелепипедов), постройка стула, дивана, кровати). Выполнение построек из одноцветных деталей, выбирая из разноцветных. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя («Комната для куклы»).
Складывание из счетных палочек (спичек и других материалов) различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции: дерево, куст, елочка, кормушка, лестница. Накладывание счетных палочек на их контурное изображение с учетом цвета: флажок, травка, колодец, качели. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали и вертикали, с помощью учителя.
Работа с мозаикой
Повторение и закрепление умений, приобретенных в I классе.
Выкладывание по подражанию и по образцу:
прямого длинного ряда из одноцветной мозаики;
двух параллельных длинных прямых рядов из мозаики двух цветов;
чередующегося ряда через один элемент (красный — синий — красный — синий);
Выкладывание узоров с соблюдением цвета:
«Елочки и грибочки» (зеленый, красный, зеленый, красный);
«Башня и флаг» (вертикально 3 белых и 1 красный элемент);
«Гуси с гусятами» (1 белый элемент, 2 желтых, 1 белый, 2 желтых);
«Ромашка», «Цветок на стебле» (1 желтый элемент, вокруг 6 элементов белого цвета).
Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)
Практическое закрепление приобретенных в I классе навыков работы с пластическими материалами (раскатывания, разминания, разрывания, сплющивания), правил работы с ними. Формование пластических материалов различными формами. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Лепка по образцу и самостоятельно изделий, выполняемых в I классе.
Освоение новых способов лепки.
Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков. Лепка мелких шарообразных предметов из теста и пластилина: вишни, бусы, конфеты.
Сплющивание шара между ладонями. Лепка по подражанию и по образцу предметов плоской формы: лепешки, блины, шляпки грибов. Обыгрывание выполняемых действий.
Вдавливание небольших углублений на поверхности шара большим (указательным) пальцем. Лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце.
Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон.
Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы.
Лепка предметов грушевидной формы: груша, перец. Обыгрывание ситуаций с использованием данных поделок.
Освоение приемов размазывания и надавливания совместно с учителем:
надавливание на пластилиновый шарик для прикрепления его к основе (доска, картон);
размазывание пластилина по поверхности, контуру (солнышко, туча, дождик);
дополнение пластилиновой картинки мелкими деталями (белые точки на шляпке мухомора, яблоки на дереве, точки на спине у божьей коровки).
Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Работа с бумагой и фольгой
Закрепление приобретенных в I классе навыков работы с бумагой и фольгой.
Упражнения с бумагой и фольгой:
сгибание листа пополам;
складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии;
разглаживание листа от центра к краю;
разрывание бумаги, фольги по сгибу.
Изготовление закладки из цветной бумаги путем сгибания.
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (фольги) на полосе картона в определенной последовательности слева направо или чередуя по цвету.
Составление предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей. Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей, накладывание их на контурное изображение, составление целого из частей, включение в несложные композиции. Предметная аппликация из готовых форм: «Скворечник», «Веселый снеговик», «Подводное царство» и др.
Изготовление из бумаги стола, скамейки (без применения клея), елочных украшений. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Изготовление из фольги объемных и плоских предметов: шарики разного цвета и размера, кубики, столбики, колбаска, лепешка (монетка), колечко (из колбаски), украшения для новогодней елки и т. д. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Работа с нитками и тканью
Закрепление приобретенных в I классе навыков работы с нитками и тканью. Действия с тканью:
складывание в коробку, мешок;
заворачивание в ткань, различную по фактуре, предметов разной формы;
укрывание (раскрывание) тканью куклы, себя самого, товарища.
Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Разрывание ниток (нитей) разной длины и толщины. Сортировка (группировка) ниток и лоскутов ткани по цвету.
Наматывание ниток на картонку, катушку, сматывание в клубок.
Скручивание нескольких толстых ниток в одну.
Изготовление изделий из толстых ниток:
шнурок для закрепления волос;
поясок;
ручки для сумки.
Работа с природным материалом.
Закрепление правил поведения на экскурсии в природу. Экскурсия в лес (парк) с целью сбора природных материалов. Сбор, сортировка по форме, размеру природных материалов с
помощью учителя. Участие в первичной обработке природных материалов. Различение, выбор и называние природных материалов: сухие веточки, хвоя, крылатки, семена. Размещение природных материалов на хранение.
Экскурсии на выставки работ из природных материалов. Предметная аппликация без наклеивания: «Осенние листья», «Узор из семян».
Комбинированные работы из природных материалов и пластилина
Практическое усвоение приемов труда при совместном с учителем изготовлении:
грибов (ножка — пластилин, шляпка — каштан); ежика (туловище из пластилина, иголки из хвои). Составление композиций: «Ежик на лесной дорожке», «Ежик и грибы».
Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий:
сортировка мелких предметов (гороха, крупы, бобов); нанизывание колец пирамидки (из 4—6 колец) с учетом величины колец;
нанизывание мелких бус на шнур, леску; пристегивание пластмассовых (деревянных) бельевых прищепок;
снятие предметов со стены;
завод механических игрушек, часов;
опускание объемных фигур в соответствующие по форме прорези коробки, зрительно соотнося их;
разборка и складывание трех-, четырех-, пятисоставной матрешки; умение сложить каждую матрешку отдельно; расположение матрешек в ряд по величине;
открывание и закрывание различных кранов до упора;
наполнение сосудов водой;
перенос сосудов, наполненных водой, с одного места на другое;
полив комнатных растений.
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия:
выбор предмета (палки, ложки, вилки) для доставания объекта из сосуда.
Сортировка предметов по их назначению.
Нахождение в окружающей обстановке предмета с заданным признаком (определенного цвета, формы, величины).
Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из 3—4.
Определение на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой поверхности; мягких и твердых тел.
Действия с предметами разного цвета:
определение и называние цвета предмета; соотнесение предметов по цвету; составление простых сочетаний из 2—3 цветов; группировка однородных предметов по цвету; чередование предметов по цвету через два элемента; выкладывание их в ряд;
нахождение предметов по указанному цвету; классификация предметов по цвету.
Действия с предметами разной формы:
формирование представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат);
различение геометрических фигур; группировка геометрических фигур по форме; составление упорядоченного ряда геометрических фигур; подбор предметов к модели геометрической фигуры; составление узоров различной формы;
выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу; классификация предметов по цвету и форме.
Действия с предметами разной величины:
узнавание и различение предметов по высоте (высокий — низкий), по ширине (широкий — узкий);
нахождение на ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую пару;
составление сериационного ряда из трех предметов по размеру (самый большой — немного меньше — самый маленький);
составление сериационного ряда из трех предметов по длине (самый длинный — короче — самый короткий);
подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие к коробкам, баночкам крышки; пробки, подходящие к бутылочкам; мячи, шары, подходящие к отверстиям).
Конструирование
Повторение и закрепление умений, приобретенных в I и II классах.
Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами). Выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу:
постройка башни из 3—5 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету;
постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами, гаражом;
постройка дорожек, заборов из различного по форме материала;
постройка поезда, автомобиля.
Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Выполнение знакомых построек по словесной инструкции.
Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др.
Складывание разрезных картинок из 5—7 частей разных форм. Заполнение вкладок в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. Складывание картинки из 4—6 кубиков с картинками.
Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла, машина.
Работа с мозаикой
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в I и II классах.
Выкладывание по подражанию и образцу чередующихся рядов из деталей двух цветов через два элемента (красный — два синих — красный и т. д.).
Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех цветов (красный — зеленый — белый и т. д.).
Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам: треугольник, прямоугольник, квадрат.
Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу:
букет из трех цветов разного цвета на стеблях;
дом с крышей и трубой;
елочка;
снежинка;
коврик.
Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)
Практическое закрепление приобретенных в I и II классах умений и навыков работы с пластическими материалами.
Узнавание, различение, называние объектов лепки и необходимых материалов и инструментов.
Предварительное наблюдение за реальным предметом, который будут лепить. Его тактильное обследование. Выделение характерных признаков предмета, его частей (элементов) с помощью учителя.
Анализ образца изделия с помощью учителя.
Лепка по подражанию (образцу) предметов, включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка, кукла-неваляшка и др.
Лепка знакомых букв (цифр). Использование при лепке всех приобретенных ранее навыков.
Освоение новых приемов лепки: соединение деталей примазыванием; прищипывание; вдавливание;
простейшее оттягивание небольших деталей (клюв). Создание пластилиновых картин.
Резание шара ниткой на две половинки.
Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух кусков (чашка, ложка, кувшин). Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, корзина с ручкой, пирамидка, снеговик, утенок, зайчик.
Составление композиций: «Грибная поляна», «Фрукты на подносе», «Корзина с фруктами».
Размещение поделок на столе, полке. Обыгрывание ситуаций с поделками.
Работа с бумагой и фольгой
Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии; сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на угол по диагонали;
разгибание и разглаживание бумаги (фольги) ладонью и пальцами.
Узнавание, различение, называние инструментов для работы с бумагой (фольгой): клеевой карандаш, карандаш, линейка, ножницы, клей, кисточка, шаблоны.
Изготовление изделий из бумаги: тетрадь из 3—4 листов бумаги с обложкой, конверт, письмо-треугольник, пакетик для семян.
Изготовление из фольги различных предметов: мисочка (тарелочка), чашка, стул, стол (из одной или двух частей), скамейка, корона и т. д. Обыгрывание ситуаций с использованием поделок под руководством учителя.
Назначение клеевого карандаша. Приемы наклеивания клеевым карандашом:
размещение деталей наклеиваемой стороной вверх; правильное держание клеевого карандаша; равномерное нанесение клея на наклеиваемую деталь; размещение детали на листе наклеивания; прижимание и приглаживание детали тряпочкой. Наклеивание с использованием клеевого карандаша готовых геометрических фигур на закладки, коробки. Наклеивание простых готовых форм на контур.
Аппликация с наклеиванием: «Елочки», «Желуди», «Тучки», «Подсолнухи».
Складывание и наклеивание фигур, предметных изображений, состоящих из одной (двух) готовых частей.
Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: флажки из цветной бумаги, цепочки из двух разноцветных полос, елочные украшения.
Работа с ножницами. Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Приемы резания:
держание заготовки одной рукой;
правильный захват ножниц пальцами второй руки;
широкое разведение лезвий ножниц и неполное их сведение.
Резание бумаги (фольги) по прямой линии.
Вырезание полос по предварительной разметке педагога.
Резание полосы бумаги (фольги) на квадраты и прямоугольники.
Резание квадрата на треугольники по разметке педагога.
Изготовление геометрического материала.
Работа с нитками и тканью
Использование ткани в качестве элемента одежды: шарф, косынка, лента. Использование ткани в качестве предметов быта: салфетки, скатерть, покрывало, занавески (накрывание стола, застилание кровати и т. д.). Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Распределение ниток, лоскутов ткани по цвету, длине, толщине.
Составление коллекции ниток и наклеивание их на картон. Наматывание ниток на катушку («Кто быстрее?»). Сматывание ниток в клубок («Волшебный клубок»). Плетение шнура из двух толстых ниток разного цвета. Изготовление закладки для книг. Завязывание узелков на концах ниток. Связывание ниток. Завязывание толстых ниток бантиком. Разрезание ниток и ткани ножницами.
Упражнения в шнуровке в виде геометрических фигур и предметных изображений с несложным контуром через постепенно уменьшающиеся отверстия в картоне. Использование различных видов застежек на ткани.
Аппликация из ниток: «Осенний лес».
Работа с природными материалами
Охрана природы при заготовке природных материалов. Правила сбора и хранения природных материалов. Виды природных материалов, возможности их использования при изготовлении поделок.
Первичная обработка природных материалов в процессе сбора и подготовки к хранению.
Изготовление изделий по показу (образцу): стрекоза, бабочка (туловище из пластилина, крылья — крылатки клена);
мышка (туловище — желудь, хвост — нитки (проволока)); паук (туловище — скорлупа грецкого ореха, заполненная пластилином, лапки — тонкие палочки).
Соединение деталей с помощью пластилина.
Предметная аппликация из сухих листьев, зерна. Размещение и закрепление поделок на подставке. Игровые действия с поделками.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1. | Собирание листов бумаги, монет. | 1 | |
2. | Набирание ложкой сахара (крупы); | 1 | |
3. | Нанизывание колец на штырь. | 1 | |
4.. | Нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; | 1 | |
5. | Нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание; | 1 | |
6. | Складывание трех составной матрешки. | 1 | |
7. | Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор». | 1 | |
8. | Воспроизведение действий, движений, изображенных на картинке. | 1 | |
9. | Упражнения для пальцев рук. Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим — прячем». | 1 | |
10. | Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру. | 1 | |
11. | Группировка по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов (размеров). Раскладывание их в коробки, веерки, стаканы соответствующего цвета (размера). | 1 | |
12. | Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы. Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер). | 1 | |
13. | Чередование предметов через один элемент: по цвету (красный — синий — красный — синий); по форме (шар — куб — шар — куб); по размеру (большой — маленький — большой — маленький). | 1 | |
14. | Выкладывание предметов в ряд. Узнавание и различение предметов по размеру (длинный — короткий). | 1 | |
15. | Различение на ощупь величины предметов (большой, маленький) при выборе из двух резко контрастных по величине. | 1 | |
16. | Конструирование. Работа со строительным материалом . | 1 | |
17. | Выполнение построек из одноцветных деталей. | 1 | |
18. | Складывание из счетных палочек (спичек и других материалов) различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции: дерево, куст, елочка, кормушка, лестница. | 1 | |
19. | Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали и вертикали, с помощью учителя. | 1 | |
20. | Работа с мозаикой. | 1 | |
21. | Выкладывание узоров с соблюдением цвета «Елочки и грибочки». | 1 | |
22. | Выкладывание узоров с соблюдением цвета «Ромашка». | 1 | |
23. | Работа с пластическими материалами (тесто) | 1 | |
24. | Работа с пластическими материалами (пластилин) | 1 | |
25. | Освоение новых способов лепки. Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков. | 1 | |
26. | Лепка мелких шарообразных предметов из теста и пластилина: вишни, бусы, конфеты. | 1 | |
27. | Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец, морковь, яйцо, батон. | 1 | |
28. | Работа с бумагой и фольгой: сгибание листа пополам, складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии; разглаживание листа от центра к краю, разрывание бумаги, фольги по сгибу. | 1 | |
29. | Изготовление из фольги объемных и плоских предметов: шарики разного цвета и размера, кубики, столбики, колбаска. | 1 | |
30. | Работа с нитками и тканью. Наматывание ниток на картонку, катушку, сматывание в клубок. | 1 | |
31. | Скручивание нескольких толстых ниток в одну. Изготовление изделий из толстых ниток: шнурок для закрепления волос , поясок, ручки для сумки. | 1 | |
32. | Практическое повторение. | 1 | |
33. | Практическое повторение. | 1 | |
34. | Работа с природным материалом. Составление композиции «Ежик и грибы». | 1 | |
35. | Работа с природным материалом. Составление композиции «Ежик и грибы». | 1 | |
36. | Предметная аппликация без наклеивания «Осенние листья». | 1 | |
37. | Предметная аппликация без наклеивания «Узор из семян». | 1 | |
38. | Сортировка предметов по их назначению. | 1 | |
39. | Действия с предметами разного цвета: определение и называние цвета предмета; соотнесение предметов по цвету; составление простых сочетаний из 2—3 цветов; группировка однородных предметов по цвету; чередование предметов по цвету через два элемента; выкладывание их в ряд. | 1 | |
40. | Действия с предметами разной формы: формирование представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат). | 1 | |
41. | Действия с предметами разной величины: узнавание и различение предметов по высоте (высокий — низкий), по ширине (широкий — узкий). | 1 | |
42. | Выполнение знакомых построек по словесной инструкции. | 1 | |
43. | Составление предметов, узоров, фигур по картинке. | 1 | |
44. | Составление предметов, узоров, фигур по образцу. | 1 | |
45. | Составление предметов, узоров, фигур по вербальной инструкции. | 1 | |
46. | Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех цветов (красный — зеленый — белый и т. д.). | 1 | |
47.. | Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам: треугольник, прямоугольник, квадрат. | 1 | |
48. | Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу: букет из трех цветов разного цвета на стеблях. | 1 | |
49. | Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу: дом с крышей и трубой. | 1 | |
50. | Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу: ёлочка. | 1 | |
51. | Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу: коврик. | 1 | |
52. | Работа с пластическими материалами (тесто) | 1 | |
53. | Работа с пластическими материалами (пластилин) | 1 | |
54. | Лепка по подражанию (образцу) предметов, включающих несколько элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка, кукла-неваляшка и др. | 1 | |
55. | Лепка знакомых букв . Использование при лепке всех приобретенных ранее навыков. | 1 | |
56. | Лепка знакомых цифр. Использование при лепке всех приобретенных ранее навыков. | 1 | |
57. | Освоение новых приемов лепки: соединение деталей, прищипывание; вдавливание; | 1 | |
58. | Создание пластилиновых картин. | 1 | |
59. | Резание шара ниткой на две половинки. | 1 | |
60. | Практическое задание. | 1 | |
61. | Практическое повторение. | 1 | |
62. | Практическое повторение. | 1 | |
63. | Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце). | 1 | |
64. | Лепка посуды из двух кусков пластилина (чашка, ложка, кувшин). | 1 | |
65. | Лепка предметов из 1—3 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, корзина с ручкой, пирамидка, снеговик, утенок, зайчик. | 1 | |
66. | Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка, грибы разной величины, большая и маленькая чашки, корзина с ручкой, пирамидка, снеговик, утенок, зайчик. | 1 | |
67. | Составление композиций: «Грибная поляна». Размещение поделок на столе, полке. Обыгрывание ситуаций с поделками. | 1 | |
68. | Составление композиций «Фрукты на подносе». Размещение поделок на столе, полке. Обыгрывание ситуаций с поделками. | 1 | |
69. | Составление композиций «Корзина с фруктами». Размещение поделок на столе, полке. Обыгрывание ситуаций с поделками. | 1 | |
70. | Работа с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание бумаги, фольги до обозначенной линии. | 1 | |
71 | Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на угол по диагонали. | 1 | |
72. | Упражнения с бумагой и фольгой: разгибание и разглаживание бумаги (фольги) ладонью и пальцами. | 1 | |
73. | Узнавание, различение, называние инструментов для работы с бумагой (фольгой): клеевой карандаш, карандаш, линейка, ножницы, клей, кисточка, шаблоны. | 1 | |
74. | Узнавание, различение, называние инструментов для работы с бумагой (фольгой): клеевой карандаш, карандаш, линейка, ножницы, клей, кисточка, шаблоны. | 1 | |
75. | Изготовление изделий из бумаги: тетрадь из 3—4 листов бумаги с обложкой, конверт, письмо-треугольник, пакетик для семян. | 1 | |
76. | Изготовление изделий из бумаги: тетрадь из 3—4 листов бумаги с обложкой, конверт, письмо-треугольник, пакетик для семян. | 1 | |
77. | Изготовление из фольги различных предметов: мисочка (тарелочка), чашка, стул, стол (из одной или двух частей). | 1 | |
78. | Изготовление из фольги различных предметов: мисочка (тарелочка), чашка, стул, стол (из одной или двух частей), скамейка, корона. | 1 | |
79. | Обыгрывание ситуаций с использованием поделок под руководством учителя. | 1 | |
80. | Назначение клеевого карандаша. Приемы наклеивания клеевым карандашом: размещение деталей наклеиваемой стороной вверх. | 1 | |
81. | Правильное держание клеевого карандаша; равномерное нанесение клея на наклеиваемую деталь. | 1 | |
82. | Размещение детали на листе наклеивания; прижимание и приглаживание детали тряпочкой. Наклеивание с использованием клеевого карандаша готовых геометрических фигур на закладки, коробки. | 1 | |
83. | Наклеивание простых готовых форм на контур. Аппликация с наклеиванием: «Елочки». | 1 | |
84. | Наклеивание простых готовых форм на контур. Аппликация с наклеиванием: «Желуди». | 1 | |
85. | Наклеивание простых готовых форм на контур. Аппликация с наклеиванием «Тучки». | 1 | |
86. | Наклеивание простых готовых форм на контур. Аппликация с наклеиванием «Подсолнухи». | 1 | |
87.. | Складывание и наклеивание фигур, предметных изображений, состоящих из одной готовой части. | 1 | |
88. | Складывание и наклеивание фигур, предметных изображений, состоящих из двух готовых частей. | 1 | |
89. | Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: флажки из цветной бумаги. | 1 | |
90. | Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: цепочки из двух разноцветных полос. | 1 | |
91. | Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: цепочки из трёх разноцветных полос. | 1 | |
92. | Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: ёлочные украшения. | 1 | |
93. | Работа с ножницами. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Приемы резания: держание заготовки одной рукой. | 1 | |
94. | Приемы резания: правильный захват ножниц пальцами второй руки. | 1 | |
95. | Приемы резания: широкое разведение лезвий ножниц и неполное их сведение. | 1 | |
96. | Приемы резания: резание бумаги по прямой линии. | 1 | |
97. | Приемы резания: фольги по прямой линии. | 1 | |
98. | Вырезание полос из бумаге по предварительной разметке педагога. | 1 | |
99. | Вырезание полос из фольги по предварительной разметке педагога. | 1 | |
100. | Резание бумаги на квадраты и прямоугольники. | 1 | |
101. | Практическое задание. | 1 | |
102. | Практическое повторение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях дома ребенка для детей 1-4 лет с задержкой и отставанием нервно-психического развития на 2016-2017 учебный год учителя-дефектолога Одриной Натальи Анатольевн
Содержание рабочей программы учителя-дефектолога Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики 1. Целевой раздел.31.1. П...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с ФНР, ФФНР
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с ФНР, ФФНР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...