Особенности формирования навыков личной гигиены у детей с ОВЗ.
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Особенности формирования навыков личной гигиены у детей с ОВЗ.
Автор
Лиманская Юлия Александровна
воспитатель
ГБУ Центр содействия семейному воспитанию
«Сколковский»
Москва
Январь 2025 год
Особенности формирования навыков личной гигиены у детей с ОВЗ.
Овладение навыками личной гигиены является сложным процессом для многих детей. А для детей с ОВЗ этот процесс представляет еще большие трудности, и может быть, значительно растянут по времени. Зачастую у таких детей не наблюдается даже потребности в овладении навыками личной гигиены, и тем более ее соблюдения.
К навыкам личной гигиены относятся: навык умывания, навык мытья рук, навык чистки зубов и другие. Каждый навык, каким бы простым он не казался на первый взгляд, содержит в своем составе несколько отдельных специфических операций. Например, навык умывания содержит в себе такие операции: подойти к раковине, открыть воду, отрегулировать температуру воды, подставить руки под воду и т.д.
Дети с ОВЗ могут испытывать разные трудности не только в овладении последовательным выполнением какого – либо навыка гигиены, но и в его отдельных специфических операциях в составе навыка. Кроме того, дети в связи со своими психофизическими возможностями здоровья, в каждом конкретном случае могут иметь сенсорные, моторные, когнитивные и другие виды затруднений. Поэтому для каждого ребенка процесс овладения навыком личной гигиены должен выстраиваться индивидуально.
В процессе обучения воспитателю, реабилитологу или другому специалисту необходимо выстраивать свою работу постепенно, последовательно, переходя от конкретных операций к полному выполнению навыка самостоятельно. Первым этапом в овладении навыком является процесс мотивирования ребенка. Занятия лучше организовывать в игровой форме, постоянно закрепляя любые положительные изменения в деятельности ребенка. Если ребенок затрудняется в запоминании последовательности операций, можно использовать визуальные помощники, а со временем постепенно убирать эту подсказку. Также обязательно проводить словарную работу, чтобы ребенок мог себя контролировать, соединяя свои действия с речью. Это позволит постепенно перейти к полной самостоятельности в выполнении навыка.
Ниже приведены примерные планы работы по формированию каждого навыка личной гигиены, которые, безусловно, можно корректировать под каждого из детей, добавляя игры, стихи, потешки и другое.
Тема: Мытье рук.
Цель: формировать культурно – гигиенический навык мытья рук, учить детей правильно использовать необходимые для этого предметы гигиены.
Оборудование:
мыло, полотенце (на каждого ребенка)
демонстрационный материал по теме «Предметы гигиены», кукла.
Словарная работа: мыло, полотенце, мыть, вытирать, чистота.
Ход занятия:
- Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой.
- Игра «Покажи, что назову» (актуализация представлений детей о частях тела)
- Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметами гигиены, необходимыми для мытья рук. Тактильное изучение, манипуляции с предметами гигиены.
- Показ алгоритма мытья рук воспитателем (отработка отдельных действий навыка самообслуживания, затем последовательное выполнение всех операций навыка). Практическая деятельность детей, нахождение личных предметов гигиены в ванной комнате, определение их места расположения.
Дидактические игры для закрепления: «Мыло душистое», «Сухие рукава».
Тема: Умывание.
Цель: формировать культурно – гигиенический навык умывания.
Оборудование:
полотенце (на каждого ребенка), плакат или игровой набор «Мойдодыр».
Словарная работа: умываться, полотенце, вытирать, насухо.
Ход занятия:
- Чтение и показ иллюстраций к произведению К. Чуковского «Мойдодыр».
- Чтение стихов про умывание
Кран, откройся! Все с водою знаются,
Нос, умойся! утром умываются.
Мойтесь сразу, Тот, кто мал и кто велик -
Оба глаза! Каждый чистым быть привык!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!
- Показ алгоритма умывания воспитателем с использованием куклы.
- Практическая деятельность детей (отработка отдельных действий навыка самообслуживания, затем последовательное выполнение всех операций навыка), нахождение личных предметов гигиены (полотенец), определение их места расположения.
Дидактические игры для закрепления: «Водичка, водичка», «Любим умываться».
Тема: Мытье под душем.
Цель: формировать культурно – гигиенический навык мытья тела под душем, учить детей правильно использовать необходимые для этого предметы гигиены.
Оборудование:
мыло, шампунь, мочалка, полотенце (на каждого ребенка).
демонстрационный материал по теме «Предметы гигиены», кукла.
Словарная работа: мыло, полотенце, шампунь, мочалка.
Ход занятия:
- Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой. Чтение стихотворения «Девочка чумазая».
- Дид. игра «Это я» (определение частей тела у себя).
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
- Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметами гигиены, необходимыми для мытья тела. Тактильное изучение, манипуляции с предметами гигиены
- Дид. игра «Сначала – Затем» (отработка отдельных действий навыка самообслуживания). Работа с визуальным помощником. Последовательное выполнение навыка, в виде практической деятельности детей, остается на усмотрение взрослого.
Тема: Пользование полотенцем.
Цель: формировать культурно – гигиенический навык использования полотенца.
Оборудование:
полотенце (на каждого ребенка), кукла.
Словарная работа: полотенце, мягкое, вытирать, насухо.
Ход занятия:
- Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой и грязным полотенцем.
- Беседа с детьми «Чистые полотенца».
- Показ алгоритма использования индивидуального лицевого полотенца воспитателем (отработка отдельных операций навыка самообслуживания)
- Дид. игра «Сначала – Затем» Последовательное выполнение навыка самообслуживания детьми в ванной комнате.
Дидактическая игра для закрепления: «Мои помощники».
Тема: Чистка зубов.
Цель: формировать культурно – гигиенический навык чистки зубов, учить детей правильно использовать необходимые для этого предметы гигиены.
Оборудование:
зубная щетка, зубная паста, стакан для полоскания рта, полотенце (на каждого ребенка).
демонстрационный материал по теме «Предметы гигиены».
Словарная работа: зубная щетка, зубная паста, чистить, полоскать.
Ход занятия:
- Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой. Просмотр мультфильма «Птичка Тари» ( про крокодила, у которого заболели зубы).
- Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметами гигиены, необходимыми для чистки зубов. Тактильное изучение, манипуляции с предметами гигиены
- Показ алгоритма чистки зубов воспитателем с использованием куклы (определение отдельных операций в составе навыка самообслуживания)
- Практическая деятельность детей в ванной комнате, выполнение всей последовательности операций данного навыка самообслуживания.
Дидактические игры для закрепления: «Чистим зубки», «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».
Тема: Очищение носовой полости.
Цель: формировать культурно – гигиенический навык очищения носовой полости, учить детей правильно использовать необходимые для этого предметы гигиены.
Оборудование:
носовые или бумажные платочки (на каждого ребенка)
Словарная работа: нос, носовой платок, очищать.
Ход занятия:
- Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации «Кукла Маша заболела».
- Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметом гигиены – носовым платком. Тактильное изучение, манипуляции с ним (сложить, расправить, убрать в карман)
- Показ алгоритма очищения носовой полости воспитателем с использованием куклы (определение отдельных операций в составе навыка самообслуживания)
- Практическая деятельность детей в ванной комнате, выполнение всей последовательности операций данного навыка самообслуживания.
Дидактические игры для закрепления: «Чистый нос», «Аккуратные зайчата».
Тема: Уход за волосами.
Цель: формировать культурно – гигиенический навык ухода за волосами, учить детей правильно пользоваться расческой.
Оборудование:
расческа (на каждого ребенка), кукла с длинными волосами.
Словарная работа: волосы, расческа, расчесать, опрятно.
Ход занятия:
- Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой.
- Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметами гигиены, необходимыми для мытья головы и расчесывания волос. Тактильное изучение, манипуляции с предметами гигиены
- Показ алгоритма расчесывания волос воспитателем (последовательное выполнение навыка самообслуживания).
- Практическая деятельность детей, нахождение личных предметов гигиены, определение их места расположения.
Дидактические игры для закрепления: «Волшебное зеркало», «Будь опрятным».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/31/picture-16947.jpg)
Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения
Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...
Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"
документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/03/picture-174328-1712137897.jpg)
Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-990977-1514900913.jpg)
Особенности формирования навыков словоизменения и словообразования у детей, имеющих нарушения зрения и речи
Представлен опыт работы по формированию грамматической стороны речи у детей имеющих тяжелые нарушения речи и зрения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/04/picture-1246772-1588603134.jpg)
Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР.
Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-1314846-1613303178.jpg)
Методическая разработка открытого занятия "Формирование навыка личной ответственности"
Методическая разработка занятия « Формирование навыка личной ответственности» Цель: Овладеть приемами саморазвития чувства ответственности, как социальным навыком....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/04/picture-1034040-1525446353.jpg)
Консультация для родителей "Формирование навыков личной гигиены у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в семье".
Уважаемые родители! Я вам предлагаю упражнения по формированию и привитию навыков личной гигиены в домашних условиях. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья....