Особенности формирования навыков личной гигиены у детей с ОВЗ.
статья

Лиманская Юлия Александровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Особенности формирования навыков личной гигиены у детей с ОВЗ.

Автор

Лиманская  Юлия Александровна

воспитатель

ГБУ Центр содействия семейному воспитанию

«Сколковский»

Москва

Январь 2025 год

Особенности формирования навыков личной гигиены у детей с ОВЗ.

     

     Овладение навыками личной гигиены является сложным процессом  для многих детей. А для детей с ОВЗ этот процесс представляет еще большие трудности, и может быть, значительно растянут по времени. Зачастую у таких детей не наблюдается даже потребности в овладении навыками личной гигиены, и тем более ее соблюдения.

      К навыкам личной гигиены относятся: навык умывания, навык мытья рук, навык чистки зубов и другие. Каждый навык, каким бы простым он не казался на первый взгляд, содержит в своем составе несколько отдельных специфических операций. Например, навык умывания содержит в себе такие операции: подойти к раковине, открыть воду, отрегулировать температуру воды, подставить руки под воду и т.д.

     Дети с ОВЗ могут испытывать разные трудности не только в овладении последовательным выполнением какого – либо навыка гигиены, но и в его отдельных специфических операциях в составе навыка. Кроме того, дети в связи со своими психофизическими возможностями здоровья, в каждом конкретном случае могут иметь сенсорные, моторные, когнитивные и другие виды затруднений. Поэтому для каждого ребенка процесс овладения навыком личной гигиены должен выстраиваться индивидуально.  

      В процессе обучения воспитателю, реабилитологу или другому специалисту необходимо выстраивать свою работу постепенно, последовательно, переходя от конкретных операций к полному выполнению навыка самостоятельно. Первым этапом в овладении навыком является процесс мотивирования ребенка. Занятия лучше организовывать в игровой форме, постоянно закрепляя любые положительные изменения в деятельности ребенка. Если ребенок затрудняется в запоминании последовательности операций, можно использовать визуальные помощники, а со временем постепенно убирать эту подсказку. Также обязательно проводить словарную работу, чтобы ребенок мог себя контролировать, соединяя свои действия с речью. Это позволит постепенно перейти к полной самостоятельности в выполнении навыка.

      Ниже приведены примерные планы работы по формированию каждого навыка личной гигиены, которые, безусловно, можно корректировать под каждого из детей, добавляя игры, стихи, потешки и другое.  

Тема:  Мытье рук.

Цель: формировать культурно – гигиенический навык мытья рук, учить детей правильно использовать необходимые для этого предметы гигиены.

Оборудование:

мыло, полотенце (на каждого ребенка)

демонстрационный материал по теме «Предметы гигиены», кукла.

Словарная работа: мыло, полотенце, мыть, вытирать, чистота.

Ход занятия:

  1. Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой.
  2. Игра «Покажи, что назову» (актуализация представлений детей о частях тела)
  3. Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметами гигиены, необходимыми для мытья рук. Тактильное изучение, манипуляции с предметами гигиены.
  4. Показ алгоритма мытья рук воспитателем (отработка отдельных действий навыка самообслуживания, затем последовательное выполнение всех операций навыка). Практическая деятельность детей, нахождение личных предметов гигиены в ванной комнате, определение их места расположения.

Дидактические игры для закрепления: «Мыло душистое», «Сухие рукава».

Тема:  Умывание.

Цель: формировать культурно – гигиенический навык умывания.

Оборудование:

полотенце (на каждого ребенка), плакат или игровой набор «Мойдодыр».

Словарная работа: умываться, полотенце, вытирать, насухо.

Ход занятия:

  1. Чтение и показ иллюстраций  к  произведению К. Чуковского «Мойдодыр».
  2. Чтение стихов про умывание

  Кран, откройся!                          Все с водою знаются,
  Нос,  умойся!                               утром умываются.
  Мойтесь сразу,                           Тот, кто мал и кто велик -
  Оба глаза!                                   Каждый чистым быть привык!
  Мойтесь, уши,
  Мойся, шейка!
   Шейка, мойся
   Хорошенько!
   Мойся, мойся,
   Обливайся!
    Грязь, смывайся!
    Грязь, смывайся!!!

  1. Показ алгоритма  умывания  воспитателем  с использованием куклы.
  2. Практическая деятельность детей (отработка отдельных действий   навыка самообслуживания, затем последовательное выполнение всех операций навыка), нахождение личных предметов гигиены (полотенец),   определение их места расположения.

Дидактические игры для закрепления: «Водичка, водичка», «Любим  умываться».

Тема:  Мытье под душем.

Цель: формировать культурно – гигиенический навык мытья тела под душем, учить детей правильно использовать необходимые для этого предметы гигиены.

Оборудование:

мыло, шампунь, мочалка, полотенце (на каждого ребенка).

демонстрационный материал по теме «Предметы гигиены», кукла.

Словарная работа: мыло, полотенце, шампунь, мочалка.

Ход занятия:

  1. Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой. Чтение стихотворения «Девочка чумазая».
  2. Дид. игра «Это я» (определение частей тела у себя).

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

  1. Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметами гигиены, необходимыми для мытья тела. Тактильное изучение, манипуляции с предметами гигиены
  2. Дид. игра «Сначала – Затем» (отработка отдельных действий   навыка самообслуживания). Работа с визуальным помощником. Последовательное выполнение навыка, в виде практической деятельности детей, остается на усмотрение взрослого.

Тема:  Пользование полотенцем.

Цель: формировать культурно – гигиенический навык использования полотенца.

Оборудование:

полотенце (на каждого ребенка), кукла.

Словарная работа:  полотенце, мягкое, вытирать, насухо.

Ход занятия:   

  1. Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой и грязным полотенцем.
  2. Беседа с детьми «Чистые полотенца».
  3. Показ алгоритма использования индивидуального лицевого  полотенца воспитателем (отработка отдельных операций навыка самообслуживания)
  4. Дид. игра «Сначала – Затем» Последовательное выполнение навыка самообслуживания детьми в ванной комнате.

Дидактическая игра для закрепления: «Мои помощники».

Тема:  Чистка зубов.

Цель: формировать культурно – гигиенический навык чистки зубов, учить детей правильно использовать необходимые для этого предметы гигиены.

Оборудование:

зубная щетка, зубная паста, стакан для полоскания рта, полотенце (на каждого ребенка).

демонстрационный материал по теме «Предметы гигиены».

Словарная работа: зубная щетка, зубная паста, чистить, полоскать.  

Ход занятия:

  1. Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой. Просмотр мультфильма «Птичка Тари» ( про крокодила, у которого заболели зубы).
  2. Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметами гигиены, необходимыми для чистки зубов. Тактильное изучение, манипуляции с предметами гигиены
  3. Показ алгоритма чистки зубов воспитателем  с использованием куклы  (определение отдельных операций в составе навыка самообслуживания)
  4. Практическая деятельность детей в ванной комнате, выполнение всей последовательности операций  данного навыка самообслуживания.

Дидактические игры для закрепления: «Чистим зубки», «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».

Тема:  Очищение носовой полости.

Цель: формировать культурно – гигиенический навык очищения носовой полости, учить детей правильно использовать необходимые для этого предметы гигиены.

Оборудование:

носовые или бумажные платочки (на каждого ребенка)

Словарная работа: нос, носовой платок, очищать.

Ход занятия:

  1. Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации «Кукла Маша заболела».
  2. Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметом гигиены – носовым платком. Тактильное изучение, манипуляции с ним (сложить, расправить, убрать в карман)
  3. Показ алгоритма очищения носовой полости  воспитателем  с использованием куклы  (определение отдельных операций в составе навыка самообслуживания)
  4. Практическая деятельность детей в ванной комнате, выполнение всей последовательности операций  данного навыка самообслуживания.

Дидактические игры для закрепления: «Чистый нос», «Аккуратные зайчата».

Тема:  Уход за волосами.

Цель: формировать культурно – гигиенический навык ухода за волосами, учить детей правильно пользоваться расческой.

Оборудование:

расческа (на каждого ребенка), кукла с длинными волосами.

Словарная работа: волосы, расческа, расчесать, опрятно.

Ход занятия:

  1. Сюрпризный момент, разбор игровой ситуации с куклой.
  2. Работа с демонстрационным материалом, ознакомление детей с предметами гигиены, необходимыми для мытья головы и расчесывания волос. Тактильное изучение, манипуляции с предметами гигиены
  3. Показ алгоритма расчесывания волос  воспитателем (последовательное выполнение навыка самообслуживания).
  4. Практическая деятельность детей, нахождение личных предметов гигиены, определение их места расположения.

Дидактические игры для закрепления: «Волшебное зеркало», «Будь опрятным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения

Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Особенности формирования навыков словоизменения и словообразования у детей, имеющих нарушения зрения и речи

Представлен опыт работы по формированию грамматической стороны речи у детей имеющих тяжелые нарушения речи и зрения....

Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР.

Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР...

Методическая разработка открытого занятия "Формирование навыка личной ответственности"

Методическая разработка занятия « Формирование навыка личной ответственности» Цель: Овладеть приемами саморазвития чувства ответственности, как социальным навыком....

Консультация для родителей "Формирование навыков личной гигиены у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в семье".

Уважаемые родители! Я вам предлагаю упражнения по формированию и привитию навыков личной гигиены в домашних условиях. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья....