Методическая разработка открытого занятия "Формирование навыка личной ответственности"
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_lichnoy_otvetstvennosti.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
« Формирование навыка личной ответственности»
Цель: Овладеть приемами саморазвития чувства ответственности, как социальным навыком.
Задачи:
Обучающая: способствовать личностному выбору жизненной стратегии каждого участника занятия- тренинга.
Развивающая: развивать умение вести дискуссию, обосновывать свою точку зрения, подкрепляя примерами из собственной жизни, совершенствовать навык самооценки.
Воспитательная: воспитывать понимание необходимости саморазвития чувства личной ответственности для успешной социализации в обществе.
Коррекционная: корректировать негативный опыт детско-родительских отношений.
Участники: воспитанники ЦССВ (8-9 класс).
Методы работы: работа в группе, дискуссия, лекция, элементы арт - терапии (коллаж), игра, упражнение.
Оборудование: мультимедиа, пособие для упражнения «Жизненный путь», раздаточный материал: «Стратегии жизни», 2 ватмана, картинки по темам: «Ответственность» и «Безответственность», пособие к игре: «Ассоциации», клей, фломастеры.
1.Организационный этап.
Педагог: Искренне рада нашей встрече, благодарна вам за то, что вы с большой ответственностью отнеслись к нашему приглашению на занятие- тренинг. Тренинг – это, прежде всего, общение ведущего с группой в целом и с каждым его участником в отдельности, а так же ваше общение между собой. В ходе тренинга вы сможете получить новую информацию о себе и знания том, как можно изменить свою жизнь.
2.Подготовительный этап.
Педагог: Чтобы ваше участие в занятия было активным, заинтересованным, сообщаю вам о том, что в конце занятия у вас будет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить свою деятельность по «критериям результативности», которые представлены тремя уровнями, наивысший уровень - первый. Пожалуйста, прочтите их.
Участники:
1 уровень - активное участие в обсуждении, высказывание собственных умозаключений, подтверждение их примерами из опыта собственной жизни.
2 уровень - активное участие в обсуждении, высказывание собственных умозаключений, без подтверждения примеров из собственной жизни.
3 уровень - активное участие в занятии.
Педагог: предлагаю выполнить упражнение «Жизненный путь», его выполнение поможет определить тему нашей сегодняшней встречи. Перед вами расположены, назовем их условно, «шаги», на которых прописаны определенные этапы, события жизни, которые происходят у большинства людей. Пройдите, пожалуйста, группой эти этапы, на каждом « шаге» выбирая из предлагаемых качеств личности то, которое считаете важным на данном этапе. Обозначьте качество на «шаге». Приступайте, пожалуйста.
Пособие:
1шаг. Дошкольное детство. Качества личности: беззаботный, жизнерадостный, ответственный.
2 шаг. Школьные годы. Качества личности: рассудительный, дисциплинированный, грамотный, внимательный, ответственный.
3 шаг. Получение образования по профессии. Качества личности: коммуникабельный, находчивый, настойчивый, ответственный, добросовестный.
4 шаг. Трудоустройство. Качества личности: грамотный, культурный, волевой, инициативный, ответственный.
5шаг. Создание семьи. Качества личности: разумный, отважный, воспитанный, ответственный.
6 шаг. Рождение потомства. Качества личности: заботливый, ответственный, внимательный, дисциплинированный, добросовестный.
Педагог: Оглянитесь на пройденный путь, назовите качество, которое обозначено вами чаще других.
Участники: Это качество - ответственность.
3. Основная часть.
Педагог:
Да, мы будем говорить об ответственности, как о качестве личности и социальном навыке, о том для чего и как можно развивать в себе чувство ответственности. У вас будет возможность определить собственную стратегию жизни, и на примере сравнения родительской ответственности и безответственности, определить, насколько важна «ответственность» в жизни каждого из вас.
Участники:
Чувство ответственности - внутреннее ощущение обязанности отвечать, и готовность отвечать за то или иное.
Педагог: Чувство ответственности - это ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - воспитать.
Вспомните, что такое навык?
Ответы участников.
Педагог: Вспомните, пожалуйста, какие навыки вы приобрели в детском доме?
Ответы участников.
Педагог: для чего мы играем в игру: «Собираемся в поход» вы мне позже объясните сами. Условия следующие: в поход необходимо взять с собой предлагаемые предметы. Пожалуйста, собирайтесь в поход.
Участникам предлагается перечень:
- аптечка
- компас
- спальные мешки
- ракетница и сигнальные ракеты
- палатки
- карты
- баллон с питьевой водой
Участники делают свой выбор.
Педагог: Что выбрал ты, объясни свой выбор, почему ты взял именно эту поклажу, а не другую? Аргументируй свой ответ.
Ответы участников.
Педагог: другими словами, ты руководствовался чувством личной ответственности - это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я. Кроме этого, важна способность это, сделать, (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации.
Ответственным - не рождаются, ответственным - становятся. Развивать в себе чувство ответственности или не стоит, решать каждому из вас: это зависит от вашей жизненной стратегии, от осознания ответственности за сделанный вами выбор.
Делать выбор всегда сложно, знакомство со «Стратегиями жизни» поможет вам в этом.
Участники зачитывают самостоятельно:
«Стратегии жизни»
В жизни можно выделить как минимум, две основные стратегии, жизненные позиции, которыми пользуются люди – западная и восточная».
«Западная» определяется следующим тезисом: «Я иду на жизнь. Я просчитываю шаги в жизни. Я ставлю конкретные цели и несу ответственность за достижение их». Чисто рассудочная модель, свойственная рациональным, ответственным людям.
«Восточная» определяется противоположной метафорой: «Не я иду на жизнь, а жизнь идет на меня, а я беру то, что она дает». В этой стратегии основным является поведение человека, то есть, как он ведет себя по жизни, то он и получает от жизни».
Педагог: прочтите ещё раз и скажите, какая из стратегий приемлема для вас лично.
Ответы участников. Обсуждение.
Педагог: Значит, есть смысл говорить о том, как можно развить «чувство ответственности» - как социальный навык. Для начала важно сделать ответственность своей ценностью. А именно: осознать, что ответственность - это важнейший социальный навык, благодаря которому можно качественно улучшить свою жизнь и стать ее полноценным автором. Этому навыку может научиться любой человек. Поверить в это, загореться этим. Захотеть воспитывать в себе и развивать чувство ответственности.
Познакомимся с приемами развития ответственности:
Можно стать более ответственными, задавая себе несколько раз в день следующие вопросы: "Какие передо мной существуют возможности для использования? Что я могу сделать?"
- Вместо мыслей и высказываний в стиле «я хочу» иногда лучше спросить себя: "Что я могу сделать, чтобы получить то, что хочу?"
- Чтобы получить больше ясности в том, поступаю ли я ответственно, полезно спросить себя: "Если бы я хотел быть полностью ответственным за свои поступки прямо сейчас, что я должен был сделать?"
- Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
- Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться.
- Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность, например, учеба
- Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более безответственный, чем ты - но все-таки брат. Результат - беру за него ответственность.
- Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: "Если бы я любил". Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя - а если бы рядом был бы мой отец? Мой брат? Мой близкий друг? Как бы я тогда поступил? и дальше поступать, созвучно своим ответам.
Педагог: Игра «Противоположности».
Я произношу слово, а вы называете противоположное по смыслу слово. Начали!
Слова: взрослый, активный, заботливый, белый, нежный, ответственный, безответственный.
Зная и понимая, что такое ответственность, попытайтесь дать определение безответственности. Вам одна минута.
Участники: (предлагают свои формулировки).
Зачитывают со слайда: Безответственность - неспособность, а чаще, нежелание отвечать за что-либо.
Педагог: игра «Ассоциации».
На плакате вертикально написано слово «ответственность». К каждой букве необходимо подобрать ассоциации, которые связаны в целом со словом «ответственность». Ассоциации записываются.
О - обязательства
Т - тревога
В - вера
Е - ежедневно
Т - терпение
С - самовоспитание
Т - требовательность
В– возможность
Е - ежеминутно
Н - навык
Н - необходима
О - опыт
С - способность
Т - трудолюбие
Ь -
Педагог: Давайте еще раз вернемся к « Жизненному пути».
На каком этапе мы остановились?
Участники:
Вы определили, что чувство ответственности очень важно, необходимо на данном этапе. Чтобы вы это почувствовали, возможно частично осознали, предлагаю, разделиться на мини-группы, и составить коллаж: 1 группа на тему: «Последствия родительской ответственности», 2группа на тему: «Последствия родительской безответственности». Допустимо изображение каких-то атрибутов, символов, социальной среды по изображаемой теме.
Участники групп создают коллаж.
Педагог: попытайтесь представить и защитить свой проект.
Групповая защита созданного коллажа.
Педагог: спасибо, вы справились с заданием, а сейчас предлагаю вам увидеть последствия родительской ответственности и безответственности такими, какими их диктует жизнь.
Показ слайдов: дети, рожденные от наркоманов, алкоголиков, курящих, асоциального образа жизни, и дети, рожденные в благополучных семьях.
Педагог: Таковы последствия ответственности и безответственности.
Либо ты берешь ответственность на себя, либо страдаешь и завидуешь.
4. Рефлексия.
Ответы участников на вопросы педагога:
1.По какому уровню эффективности ты оцениваешь себя? Почему?
2. Как можно связать критерии эффективности работы на занятии с темой нашей встречи?
3. Что нового для себя узнал на занятии? Пригодится, ли тебе это в жизни?
Словесная оценка педагогом каждого участника занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....
Методическая разработка открытого занятия "Личное фермерское хозяйство российского фермера"
На занятии ребята знакомяться с фермерскими хозяйствами Самарской области и своего района. Узнают о профессиях в сельском хозяйстве. Детям прививается уважение к труду людей этих про...
Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург
Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой бинарный урок общеметодологической направленности (один из четырёх типов уроков деятельностной н...
Методическая разработка урока русского языка "Личные окончания глаголов"
Почему я преподаю русский язык и литературу?«Любовь, что движет солнце и светила» – вот ответ, простой и вечный, не мой, но какой же точный!Почему я преподаю язык этим оголтелым подр...
Методическая разработка открытого урока "Развитие навыка ансамблевого музицирования
ЦЕЛЬ-современное осмысление,использование опыта педагогов прошлых лет и нашего времени для достижения определенного уровня ансамблевой зрелости учащихся.ЗАДАЧИ:1)Раскрыть истоки, сущность и основное с...
Методическая разработка урока : "Правонарушения и юридическая ответственность"
Цель урока: Познакомить учащихся с определением, основными признаками и видами правонарушений, расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии...
Методическая разработка открытого урока : «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»
Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на на...