Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР.
статья по психологии

Держанович Елена Петровна

Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_zpr.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Навык чтения складывается из двух сторон — смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне — пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения.

Чтение — один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения. 

1. При формировании навыка необходимо опираться на развитии таких важнейших психологических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

3. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и к книге вообще.

Ведущими специалистами в области психологии и педагогики (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев) доказано положение о неразрывной связи в развитии устной и письменной форм речи, о том, что овладение навыками письма и чтения имеет прямую зависимость от характера и уровня сформированности у ребенка устной речи. Следовательно, если в устной речи у детей наблюдаются отклонения в развитии фонетико-фонематической и/или лексико-грамматической сторон, то и в процессе обучения письменным формам речи у них будут возникать специфические трудности. Таким образом, устная речь детей выступает в качестве первоосновы, фундамента письменных форм речи и в случае своего недоразвития отражает недостатки в письме и чтении.         

Учащиеся с ЗПР испытывают разнообразные трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и чтения. Психофизиологической основой затруднений являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, сложность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

К психолого-педагогическим факторам можно отнести неготовность детей к началу систематического обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения, и, как одно из следствий, не сформированность мотивации к данному виду занятий. Поэтому перед педагогом встает целый комплекс задач, правильное и своевременное решение которых позволит сформировать у ученика навык чтения в необходимом объеме.

Учащиеся с ЗПР долго и с большим трудом овладевают техникой чтения; недостаточно понимают смысл прочитанного; во время чтения допускают большое количество разнообразных ошибок (пропусков, замен, перестановок, повторов, добавлений букв, слогов, слов). Слабая техника чтения, сочетающаяся со сниженным запасом представлений об окружающем мире, бедностью словаря и ограниченностью общего развития, приводит к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текстов в целом.

Ученикам трудно передать содержащуюся в прочитанном тексте главную мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать героев и дать оценку их поступкам. Продолжительное время школьники затрудняются в правильном интонировании при чтении (наблюдается монотонность, отсутствие пунктуационной интонации, несоблюдение динамических и синтагматических пауз). Все эти недостатки, с одной стороны, осложняют понимание прочитанного, а с другой — тормозят накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, отрицательно сказываются на общем и речевом развитии учащихся, мешают преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков их познавательной деятельности, оказывают негативное влияние на весь процесс обучения.

Исходя из этого, обучение чтению учащихся с ЗПР должно вестись в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности и направленными на коррекцию и компенсацию имеющихся у них нарушений развития.

В связи с этим В.Н. Зайцев предлагает для оптимизации скорости чтения следующие рекомендации: 1) частота тренировочных упражнений; 2) «жужжащее» чтение, когда все ученики читают одновременно вполголоса; 3) ежеурочные пятиминутки чтения; 4) чтение перед сном; 5) режим щадящего чтения, когда ребенок прочитает одну, две строчки и после этого получает кратковременный отдых; 6) развитие оперативной памяти; 7) многократное чтение; 8) чтение в темпе скороговорки; 9) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть предложения; 10) стимулирование через самозамеры скорости чтения изо дня в день.

Заслуживает внимания методика скорочтения, разработанная О.А. Андреевым, Л.Н. Хромовым. Авторы выделяют два этапа обучения быстрому чтению: 1) сокращение внутренней артикуляции; 2) овладение приемами чтения, при которых текст воспринимается крупными информационными блоками. Ими предлагается интегральный алгоритм чтения, состоящий из следующих составляющих: автор, источник и его данные, проблема, факты, особенности изначального материала, критика, новизна излагаемого материала. Второй этап в овладении скорочтением основан на эффекте установки.

Дифференциальный алгоритм чтения, разработанный этими авторами, включает в себя выделение ключевых слов, смысловых рядов, предметного значения.

По результатам эксперимента проведенном с воспитанники круглосуточного пребывания (приюта) Территориального центра помощи семье и детям Железнодорожного района г. Екатеринбурга в количестве 60 человек, в возрасте 7 -9 лет с диагнозом "ЗПР психогенного происхождения" по данным методикам показал свою эффективность. По окончанию обучения была проведена итоговая диагностика уровня сформированности компонентов навыка чтения. Сравнительная характеристика результатов промежуточных замеров в первой группе говорит о том, что видна значительная положительная динамика развития скорости чтения у всех детей. Результаты контрольных замеров показывают, что у детей на данный момент в основном сформировался навык сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Контрольные замеры свидетельствуют о соответствии сформированности навыка чтения детей уровню типовых программных требований к чтению.

В научных трудах по психологии и лингвистике известных отечественных и зарубежных ученых дано представление о речи как сложном психологическом образовании и ее особой роли в жизнедеятельности человека. Специалистами доказано, что социальный и главный смысл речи и ее функций заключается в том, что она обеспечивает любую другую деятельность, организуя, планируя, регулируя и контролируя ее. При порождении речевых высказываний, особенно связной речи, их структура и программирование закладываются на смысловом этапе и определяются уровнем развития познавательной деятельности. Существует четкая взаимосвязь и взаимообусловленность речи и других высших психических функций.

Основными моментами при проведении занятий с детьми,  воспитателям было предложено придерживаться следующих рекомендаций:

1. Создавать доброжелательный настрой ребенка на занятие.

2. Читать с детьми небольшими порциями, несколько раз в день.

3. Читать только одновременно с детьми, целыми словами, как бы «вести» за собой ребенка, чуть-чуть опережая его по темпу чтения.

4. Читать ежедневно, с целью закрепления приобретенных умений.

5. Давать словесную оценку деятельности ребенка.

Наряду с вышеописанными заданиями на каждом этапе вводились упражнения по коррекции психологической базы речи (внимания, памяти, мышления). Основная работа в этом направлении осуществлялась на занятиях психолога и дефектолога по индивидуальным планам коррекционной работы.

 

Список литературы

  1. Зайцев В. Н. Резервы быстрого чтения.– М., 2004.
  2. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
  3. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР. Дефектология, 1972г.,№3, стр.18-24
  4. http://danilova.ru/publication/read_metod
  5. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-formirovanie-navyka-chteniya-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-usloviyah-spetsializirovannogo-tsentra#ixzz5YRI0aOCV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения

Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...

Особенности формирования навыка чтения на основе технологии критического мышления на уроках английского языка

Исследования международных экспертов учащихся PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к ос...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Интерактивные игры по формированию навыка чтения у детей с ОВЗ

В данной презентации даются понятия, цели ,функции и методика  проведения интерактивных игр. Автор останавливается на развивающих интернет играх и их роли по овладению учащимися навыками чтения,а...

Особенности формирования навыков осознанного чтения у школьников с нарушением интеллекта

Причины задержки развития  навыков осознанного чтения у школьников с нарушениями интеллекта и методы их формирования и развития....

Презентация "Методы и приёмы по формированию навыков чтения у детей с умственной отсталостью"

quot;Методы и приёмы по формированию навыков чтения у детей с умственной отсталостью"...