Консультация для родителей "Формирование навыков личной гигиены у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в семье".
консультация
Уважаемые родители! Я вам предлагаю упражнения по формированию и привитию навыков личной гигиены в домашних условиях. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: учитель-дефектолог
Шипицина Е.С.
ГБОУ РХ «Школа-интернат для
детей с нарушениями слуха»
Консультация для родителей
«Формирование навыков личной гигиены у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в семье».
Уважаемые родители! Ниже я вам предлагаю упражнения по формированию и привитию навыков личной гигиены в домашних условиях. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важным для таких деток являются культурно-гигиенические навыки. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.
Работа по формированию и привитию навыков личной гигиены у детей должна начинаться с рождения. У детей с ОВЗ этот процесс оказывается несколько затянут по времени.
I.Работа начинается с позитивного настроя ребенка к воде и водным процедурам.
1. "Здравствуй, водичка!"
Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая.
Давайте с ней поздороваемся.
- Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговаривают: «Здравствуй, водичка! Погладьте водичку."
- А теперь давайте поздороваемся пальчиками. Приговаривают: «Здравствуй водичка!
- Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно.
- Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).
- Пальцы бегут по воде, шагают.
-Вот бегут босые ножки,
-Прямо по дорожке.
2.Упражнение «Дождик капает».
Вынь руки из воды, опусти пальчики вниз, что это капает с пальчиков? (Вода).
Как она капает? Кап-кап-кап - это друзья «Капельки» – капли.
А давай сделаем дождик на воде пальчиками ( ударяют пальчиками о поверхность воды).
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Тучки собираются
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Дождик начинается
-Дождик, дождик перестань,
-Отдохнуть немного дай!
3.Игра «Собиратели морских сокровищ».
А теперь мы достанем со дна бассейна морские сокровища, и положим их в коробочку это наши морские сокровища.
Сокровища вы собрали, но ведь в воде живут и рыбки.
4. Игра «Вылови рыбку».
Ребенок вылавливает рыбок и складывает их в ведёрко.
II.Одновременно с играми с водой необходимо учить различать и дифференцировать предметы гигиены. Расческа, зубная щетка, паста, мыло, мочалка и т.д. должны находиться в доступном для ребенка месте; ребенок должен знать что из этих предметов может быть индивидуальным, а что- общим; знать свои индивидуальные предметы гигиены.
Далее формируем сам навык действий с этими предметами. Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.
Не отчаивайтесь, если у ребенка не получается выполнение какого-то действия, работайте с ребенком поэтапно. Научили взаимодействовать с предметом при совместных действиях, переходите ко второму этапу - демонстрируйте ребенку действие, а затем предлагайте выполнить самому.
Следующий этап - учите ребенка выполнять действие по инструкции, инструкция на первых порах делится на части. Например, покажи, где у нас умывальник. Подойди (или помогите) к умывальнику. Покажи, где мыло, возьми мыло и т.д.
Если ребенок начал самостоятельно выполнять действие, не прекращайте работу в этом направлении. Основная особенность ваших детей - это потеря навыка без дополнительного практического подкрепления.
При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.
Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть навыком, и, во-вторых, медленное продвижение вперед.
Например, умение мыть руки, можно разбить на 4 шага:
1. включить воду;
2. намылить руки;
3. споласкивать руки;
4. выключать воду.
Конечно, сначала вам придется сделать первый, второй, третий шага, т.е. начать с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий. Предоставьте ребенку самому только закончить задание - выключить воду. Помогите ему взяться за кран, для того, чтобы как только вы скомандуете: "Закрой!", он смог бы выключить воду и таким образом легко и быстро завершил бы весь процесс мытья рук.
Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за ребенка чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока не доберетесь до самого начала задания. Следуя этому принципу, получается, что, стартовав, ребенок обязательно придет к финишу.
III. Подготовка к обучению навыком личной гигиены должна проходить в игре.
"Водичка, водичка!"
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает ребенку двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
"Умывалочка"
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
"Вымой руки"
Оборудование: заяц резиновый, умывальник Мойдодыр
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Занятие "Сделаем лодочки"
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
1.засучить рукава (взрослый произносит потешку:"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
2. открыть кран;
3. сложить ладони рук "лодочкой";
4. подставить руки под струю воды;
5. закрыть кран;
6. вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
"Мыльные перчатки"
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
"Почистим зубки"
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.
Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
"Фонтанчики"
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!
Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
"Делаем прическу"
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом – не сделать за него то, что он должен сделать сам (у взрослого ведь получится гораздо быстрее).
Спасибо! Желаю удачи!
Литература:
1. Басилова Т.А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, №3
2. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.
3. Конина Е.Ю. Формирование культурно – гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. – Айрис – пресс, 2007.
4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 2007.
5. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно – гигиенических навыков. // Дошкольное воспитание. – 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"
статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...
Особенности коммуникации детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии.
Особенности коммуникации детей с ТМНР....
Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению- условие доступности образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития ПЛАН1.Актуаль...
Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС.
Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС. Все учащиеся нашей школы имеют умственную отсталость разной степени ...
"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"
Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...
Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»
В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....
проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»
В данном проекте раскрываются условия для реализации особых образовательных потребностей детей с ТМНР в соотвествии с ФГОС. Может быть использован в качестве методического пособия при организации рабо...