Методическая разработка
учебно-методическое пособие

Бекетова Ольга Борисовна

Дидактические игры по Развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_did._rechevye_igry.docx166.47 КБ

Предварительный просмотр:

«На птичьем дворе»Похожее изображение

Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат

 домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение

Ход игры. Воспитатель

предлагает детям послушать

 новое стихотворение:

Наши уточки с утра

- Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

- Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

- Бал-бал-бал! Балды-балда!

 Наши гуленьки вверху

- Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно

- Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

 Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

"Как кричат уточки?" -спрашивает педагог.

Дети отвечают.

Так он уточняет, закрепляет с детьми

произношение звуков.

Игры и упражнения на  звукоподражаниеПохожее изображение

«Конь»

Цель игры. Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Ход игры. Дети становятся друг

 за другом и изображают скачущих лошадок.

Воспитатель становится так,

чтобы дети его видели, и вместе с детьми

произносит слова потешки

(слова заранее заучиваются на занятии).

Слова:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру!.. - говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя ребенка.

Движения:

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки.

 Бег все убыстряется.

Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…".

Похожее изображение

«Курочка-рябушечка»

Цель игры. Развивать у детей

речевую активность, отрабатывать с ними

вопросительную интонацию,

упражнять их в правильном звукопроизношении.

Ход игры. Воспитатель показывает

 картинку с изображением рябенькой курочки

 и объясняет, почему ее называют "рябушечкой",

затем предлагает детям поиграть.

 Считалкой выбирают курочку. Воспитатель

надевает ей "шапочку, ставит перед детьми

 и начинает задавать вопросы.

Курочка отвечает на них по подсказке

 воспитателя:

- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

-- Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

--Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Похожее изображение

«Вороны»

Цель игры. Развивать у детей

 слуховое внимание, умение двигаться

 в соответствии со словами стихотворения,

упражнять в правильном произношении звука р,

учить говорить то громко, то тихо.

Ход игры. Дети изображают ворон,

они стоят посреди комнаты и

выполняют

 движения в соответствии с текстом,

который говорит нараспев воспитатель.

 Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Слова:                                        Движения:

Вот под елочкой зеленой        Дети бегают по комнате,

Скачут весело вороны:             размахивая   руками,   как

«Кар-кар-кар!» (Громко.)           крыльями.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (Громко.)

Только к ночи умолкают          Садятся на корточки, ру-

и все вместе засыпают:             ки под щеку — засыпают.

«Кар-кар-кар!» (Тихо.)

Игра проходит хорошо в том случае,

если дети наблюдали за вороной,

за ее повадками: как широко

 она расправляет при полете крылья,

 как громко кричит.

Похожее изображение

Похожее изображение

«Пчелки»

Цель игры. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука ж, учить действовать  по словесному  сигналу.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть: «Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают.) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику-улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!» На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне.

Слова пчелки-мамы:

Полетели пчелки

собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

Слова пчелок-детей:

Этот улей — домик наш,

Уходи, медведь, от нас:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Движения:

Пчелки летают (дети бегают по комнате, размахивая руками) и жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты). Медведь направляется туда же.

Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать.

Игры на развитие фонематического слуха.Похожее изображение

Быстро и медленно.

Поиграйте, как зайчик не спеша скачет по дорожке: «Прыг-скок, прыг-скок!» затем зайчик поскакал быстрее, темп движений и речи ускоряется.

Идет человечек (топ-топ) – пальцы шагают по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками.

«Послушай звуки»

Взрослый предлагает ребенку послушать, а потом назвать какие звуки он услышал на улице (сигнал машины, хруст снега, шуршание листьев, разговор людей, крики и т.д.).

Похожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображение

Игры и упражнения на формирование

 правильного речевого дыхания

«Самолётики»

Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха.

Оборудование: игрушка (игровой персонаж) кусочки разноцветной бумаги на подносе.

Ход игры: Игрушка: Я прилетел(ла) к вам ребята на самолёте.Посмотрите, как много у меня тут самолётиков (показывает поднос). Давайте подуем на самолётики, чтобы они улетели высоко-высоко в небо.

Похожее изображение

«Птичка, лети!»

 Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.

Оборудование: бумажные птички на ниточке.

Ход игры: взрослый показывает детям птичку. Предлагает подуть на нее, чтобы птичка могла полететь и показывает как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на птичку, а она «парит» в воздухе.

Похожее изображение

Похожее изображение

«Мы подуем высоко…»

Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

Ход игры: Дети выполняют игровые действия согласно словам стихотворения.

Мы подуем высоко, (дети поднимаются на носочки, руки на поясе и дуют)

Мы подуем низко, (приседают на корточки и дуют)

Мы подуем далеко, (встают, руки на пояс, дуют, сложив губы трубочкой, вытягивая голову вперед)

Мы подуем близко, (подносят ладонь к лицу и дуют на ладонь)

Похожее изображение

 «Пускание корабликов»

Цель: формирование умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Оборудование: таз с водой, бумажный кораблик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука «ф» . Можно дуть вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом плывет плавно. Воспитатель: «Но вот налетел порывистый ветер» - дети произносят звук «п» 2-3 раза на одном выдохе: п-п-п.

Похожее изображение

«Птицеферма»

Цель: Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.

Оборудование: игрушки: курица, цыпленок, петух, утка, гусь.

Ход игры: Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит звукоподражания 3-4 раза. Затем игрушки убирают. Воспитатель говорит детям: «вот мы пришли на ферму, а навстречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам…(показывает гуся) гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Далее воспитатель показывает последовательно остальные игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания. Сначала говорят все участники игры. Затем можно попросить 3-4 детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания дети произносили на одном выдохе (2-3, 3-4 звукоподражания).

«Лети, бабочка!»Похожее изображение

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

 «Ветерок»Похожее изображение

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

 «Чей шарик дальше?»Похожее изображение

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: легкий пластмассовый шарик для пинг-понга.

Ход игры: Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

Игры и упражнения для развития артикуляцииПохожее изображение

Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд), перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день.

«Птенчик»

Ребенок широко открывает рот, язык лежит спокойно на дне ротовой полости, а мама подносит щепоть правой руки изображая как будто что-то туда кладет. (повторить не менее 3 раз)

Ротик шире открывай –

Кушай птенчик не зевай!

«Трубочка»

С напряжением вытягиваем губы вперед, удерживаем губы 3-5 сек

Губки в трубочку сложи –

Хоботок всем покажи.

«Улыбка»Похожее изображение

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы.

Улыбнись мне поскорей,

Тяни губки до ушей!

«Колечко»

Положение губ, как при произнесении звука [о].

Губки круглые сложи

И колечко покажи.

«Прятки»

Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, а затем отодвиньте язык за нижние зубы - «язычок спрятался» (3 – 5 раз).

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

КошечкаПохожее изображение

Высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык (3 – 5 раз).

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

«Лошадка»

Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Цокайте то медленно, то увеличивая темп.

Скачем на лошадке

По дорожке кладкой.

«Стой лошадка»

Закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать «тпру».

Стой моя лошадка, стой!

Прискакали мы домой!

Игры и упражнения для развития силы голосаПохожее изображение

Научите малыша говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, а затем маленькую.

Учите говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Например, кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Учите говорить голосом разной высоты. Вот из далека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…»

 Дети часто говорят в ускоренном темпе, важно постепенно вырабатывать умеренный темп речи.

«Большой и маленький»

Возьмите картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите большие и громко произнесите: «ТИК-ТАК», затем картинку с маленькими часами и тихо произнесите: «Тик-так».

«Передай»

Попросите у ребенка спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка..

«Отгадай, кто позвал»

Выбирается водящий, он становится спиной к детям на расстоянии 3-4 м и закрывает глаза. Ведущий подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается рукой. Тот громко называет имя водящего, зовет его,Похожее изображение

 например: Саша-а-а!

Водящий разворачивается.

- Кто тебя позвал, угадай! - спрашивает ведущий. Водящий называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

«Угадай, кто сказал»

Каждый ребенок получает по несколько картинок с изображением разных зверей. Ведущий произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть у детей на картинках. Например:

Медведь. Ры-ры, где тут мед? Целый день хожу по лесу, ищу мед. Очень хочется есть

Или:

Белка. Прыг да скок, с ветки на ветку - и так

целый день. Главное - набрать шишек в корзинку, орешков, а еще мне надо насушить грибов на зиму.

Дети поднимают соответствующие картинки. Ведущий объявляет тех, кто угадал, а кто нет

Похожее изображение

Дидактические игры и упражнения

по развитию речи

 

(вторая гуппа раннего возраста)

Подготовил: воспитатель Бекетова О.Б.

МБОУ «Большетарховская ОСШ»

 дошкольная группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...