Конспект урока в работе с детьми с РАС Лексическая тема: «Весна. Автоматизация правильного произноше¬ния звука [р] в предложе-нии»
план-конспект урока
Закрепление представлений о весне, совершенствование грамматического строя речи, слогового анализа и синтеза, автоматизация [р] в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС
Лексическая тема
«Весна. Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении»
Ивенкова Г.Е.,
учитель
Коррекционно-образовательные цели
- Закрепление представлений о весне и ее приметах.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, подснежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить).
- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
- Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов.
- Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).
- Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении.
Коррекционно-развивающие цели
- Развитие диалогической речи,
- зрительного внимания,
- мышления,
- артикуляционной, тонкой и общей моторики,
- координации речи с движением,
- тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные цели
- - Формирование навыков сотрудничества,
- - взаимопонимания,
- - доброжелательности,
- - самостоятельности,
- - инициативности,
- - ответственности.
- - Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование
- Магнитная доска, звучащий мяч, тазик с пластмассовыми камешками, мелкие предметы для составления предложений, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, мяч, тетрадь № I по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки со звуком [р] в названиях предметов, разноцветные бумажные кораблики.
Предварительная работа
- Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны.
- Разучивание упражнения «Клен».
- Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года».
- Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март».
- Изготовление разноцветных бумажных корабликов с воспитателями.
Ход занятия
Организационный момент.
- Объявление темы занятия.
- Создание эмоционально положительного фона.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
Учитель приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». Дети здороваются с учителем и встают рядом со стульчиками. Учитель выключает магнитофон и читает стихотворение.
Учитель
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
- Давайте образуем слова одной семейки от слова капать.
- Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом.
Учитель по очереди катает мяч детям.
Учитель. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?
1-йребенок. Капли.
Учитель. Что начинается на припеке с крыш ранней весной?
2-й ребенок. Капель.
Учитель. Как можно назвать маленькую каплю?
3-й ребенок. Капелька.
Учитель. Если капли капают, какие они?
4-й ребенок. Капающие.
Учитель. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать.
Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие.
Упражнение «Раздели на слоги»
- Совершенствование навыка слогового анализа слов.
- Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.
Учитель убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми прозрачными камешками.
Учитель. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.
Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному предмету.
Учитель. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.
1-йребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.
2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.
3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.
4-й ребенок. Грач. Один слог.
Учитель. Замечательно. Я горжусь вами!
«Составь предложение».
* Развитие синтаксического стоя речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ).
Учитель убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на магнитную доску картинку.
Учитель. Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет.
1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко
2-й ребенок. На крышах появляются длинные сосульки.
3-й ребенок. На проталинках расцветают первые подснежники.
4-й ребенок. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Учитель. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?
1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Учитель. Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна, и всю неделю мы будем говорить о ее приметах.
Игра с мячом «Приметы весны»
* Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.
Учитель приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.
Учитель. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.
Бросает мяч стоящему рядом ребенку.
1 -й р е б е н о к. На солнце снег начал таять.
Бросает мяч следующему ребенку.
2-й ребенок. Появились первые проталинки вокруг деревьев.
Бросает мяч следующему ребенку.
3-й р е б е н о к. На проталинках зазеленела травка.
Бросает мяч следующему ребенку.
4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.
Бросает мяч следующему ребенку.
1-й ребенок. Ночи стали короче, а дни длиннее.
(И т. п.)
Упражнение «Клен»
*Координация речи с движением.
Учитель убирает мяч и предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.
За окном сосулька тает,
| Дети стоят, повернувшись лицом в круг. Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе. |
Ветер тучи рвет в клочки. | Руки вверх. Наклоны туловища влево-вправо. |
Разжимает, разжимает Клен тугие кулачки. | Руки перед грудью. Локти опущены вниз. Разжимают кулачки. |
Прислонился он к окошку. | 4 прыжка. |
И едва растает снег, | Наклоны влево-вправо. |
Мне зеленую ладошку | Поворачиваются лицом друг к другу. |
Клен протянет раньше всех.
| Протягивают друг другу правые руки. |
Рукопожатие. |
Упражнение «Выложи схему».
* Совершенствование навыка анализа предложения.
Учитель предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними контейнер с пластмассовыми полосками и фишками-точками.
Учитель. Давайте сосчитаем слова в предложении, которое составила Даша, и выложим его схему. Перечислите слова по порядку.
Дети. Весной, светит, яркое, солнышко. В предложении четыре слова.
Учитель. Выложите схему. Дети выкладывают схему.
Учитель. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой»?
Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» и обозначает большую букву.
Учитель. Верно. Молодцы! Разберите схемы. Учитель убирает контейнер.
Работа в тетради.
- Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.
- Профилактика нарушений письменной речи.
Учитель приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Учитель. Откройте тетради- Посмотрите, что нарисовал для вас художник, и отгадайте загадку:
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Дети. Это сосулька.
Учитель. Правильно. Обведите нарисованную сосульку голубым карандашом и раскрасьте ее, а потом обведите и раскрасьте любым карандашом крышу, на которой она висит.
Дети выполняют задание. Учитель оценивает их работу.
Упражнение «Весенний ручеек».
* Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении с использованием слов со звуком [р] в разных позициях.
Учитель убирает тетради и контейнер с карандашами.
Учитель.
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек».
Учитель раздает детям предметные картинки (ветка вербы, грач, подснежник, три разноцветных бумажных парусника).
Учитель. Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильно произносить звук [р]. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов в ручейке, Дима.
1-й ребенок. В ручейке отражается ветка вербы.
Учитель. Кто видит свое отражение в ручейке, Юра?
2-й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке.
Учитель. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Нюша?
3-й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник.
Учитель. Что мы видим в ручейке, Алина?
4-й ребенок. В ручейке мы видим разноцветные парусники.
Учитель. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь!
Игра-соревнование «У кого больше корабликов».
* Расширение словаря глаголов по теме «Весна».
Учитель оставляет детям предметные картинки.
Учитель. А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.
1-й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется.
2-й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов.
3-й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.
4-й ребенок. Парусники плывут, качаются, переворачиваются.
Учитель. Посмотрите-ка, кто же получил наибольшее количество корабликов.
Дети. Это Славик.
Учитель. Славик, ты сегодня победитель!
Окончание занятия
* Оценка работы детей.
Учитель предлагает детям вспомнить, о нем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнении, а потом оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие логопедия +музыка. Автоматизация звука ч. Лексическая тема "Весна"
Материал предназначен для логопедической группы учащихся МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида. Коррекционная направленность - музыкотерапия - как средство коррекции нарушения речи. Цель: создать благопр...

Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе( 1 вид). Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».
Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе (1 вид). Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»»....

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 9 класс....

1.22 Старшая группа. Март, 2-я неделя. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Весна. Признаки весны. Звук и буква Д"
Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР)...

конспект занятия по лексической теме: "Весна. Перелетные птицы"
Конспект итогового занятия по лексической теме....

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звук Рь буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восп...

Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»
Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»...