Конспект урока в работе с детьми с РАС Лексическая тема: «Весна. Автоматизация правильного произноше¬ния звука [р] в предложе-нии»
план-конспект урока

Ивенкова Галина Евгеньевна

Закрепление представлений о весне, совершенствование грамматического строя речи, слогового анализа и синтеза, автоматизация [р] в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_vesna.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС

Лексическая тема

«Весна. Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении»

Ивенкова Г.Е.,

учитель


Коррекционно-образовательные цели

  • Закрепление представлений о весне и ее приметах.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, подснежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить).
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
  • Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов.
  • Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).
  • Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении.

Коррекционно-развивающие цели

  • Развитие диалогической речи,
  • зрительного внимания,
  • мышления,
  • артикуляционной, тонкой и общей моторики,
  • координации речи с движением,
  • тактильной чувствительности.

Коррекционно-воспитательные цели

  • - Формирование навыков сотрудничества,
  • - взаимопонимания,
  • - доброжелательности,
  • - самостоятельности,
  • - инициативности,
  • - ответственности.
  • - Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование

  • Магнитная доска, звучащий мяч, тазик с пластмассовыми камешками, мелкие предметы для составления предложений, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, мяч, тетрадь № I по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки со звуком [р] в названиях предметов, разноцветные бумажные кораблики.

Предварительная работа

- Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны.

- Разучивание упражнения «Клен».

- Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года».

- Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март».

- Изготовление разноцветных бумажных корабликов с воспитателями.

Ход занятия

Организационный момент.

  • Объявление темы занятия.
  • Создание эмоционально положительного фона.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Учитель приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». Дети здороваются  с учителем и встают рядом со стульчиками. Учитель выключает магнитофон и читает стихотворение.

Учитель

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет.

Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!

 - Давайте образуем слова одной семейки от слова капать.

- Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом.

 Учитель по очереди катает мяч детям.

Учитель. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?

1-йребенок. Капли.

Учитель. Что начинается на припеке с крыш ранней весной?

2-й ребенок. Капель.

Учитель. Как можно назвать маленькую каплю?

3-й ребенок. Капелька.

Учитель. Если капли капают, какие они?

4-й ребенок. Капающие.

Учитель. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать.

Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие.

Упражнение «Раздели на слоги»

  • Совершенствование навыка слогового анализа слов.
  • Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.

Учитель убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми прозрачными камешками.

 

Учитель. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.

Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному предмету.

Учитель. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.

1-йребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.

2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.

3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.

4-й ребенок. Грач. Один слог.

Учитель. Замечательно. Я горжусь вами!

«Составь предложение».

* Развитие синтаксического стоя речи (составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ).

Учитель убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на магнитную доску картинку.

Учитель. Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет.

1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко

2-й ребенок. На крышах появляются длинные сосульки.

3-й ребенок. На проталинках расцветают первые подснежники.

4-й ребенок. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.

Учитель. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?

1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.

Учитель. Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна, и всю неделю мы будем говорить о ее приметах.

Игра с мячом «Приметы весны»

* Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.

Учитель приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.

Учитель. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.

Бросает мяч стоящему рядом ребенку.

1 -й р е б е н о к. На солнце снег начал таять.

Бросает мяч следующему ребенку.

2-й ребенок. Появились первые проталинки вокруг деревьев.

Бросает мяч следующему ребенку.

3-й р е б е н о к. На проталинках зазеленела травка.

Бросает мяч следующему ребенку.

4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.

Бросает мяч следующему ребенку.

1-й ребенок. Ночи стали короче, а дни длиннее.

(И т. п.)

Упражнение «Клен»

*Координация речи с движением.

Учитель убирает мяч и предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.

За окном сосулька тает,

 

Дети стоят, повернувшись лицом в круг. Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.

Ветер тучи рвет в клочки.

Руки вверх. Наклоны туловища влево-вправо.

Разжимает, разжимает

Клен тугие кулачки.

Руки перед грудью. Локти опущены вниз. Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку.

4 прыжка.

И едва растает снег,

Наклоны влево-вправо.

Мне зеленую ладошку

Поворачиваются лицом друг к другу.

Клен протянет раньше всех.

 

Протягивают друг другу правые руки.

Рукопожатие.

Упражнение «Выложи схему».

* Совершенствование навыка анализа предложения.

Учитель предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними контейнер с пластмассовыми полосками и фишками-точками.

Учитель. Давайте сосчитаем слова в предложении, которое составила Даша, и выложим его схему. Перечислите слова по порядку.

Дети. Весной, светит, яркое, солнышко. В предложении четыре слова.

Учитель. Выложите схему. Дети выкладывают схему.

Учитель. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой»?

Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» и обозначает большую букву.

Учитель. Верно. Молодцы! Разберите схемы. Учитель убирает контейнер.

Работа в тетради.

  • Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.
  • Профилактика нарушений письменной речи.

Учитель приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Учитель. Откройте тетради- Посмотрите, что нарисовал для вас художник, и отгадайте загадку:

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

Дети. Это сосулька.

Учитель. Правильно. Обведите нарисованную сосульку голубым карандашом и раскрасьте ее, а потом обведите и раскрасьте любым карандашом крышу, на которой она висит.

Дети выполняют задание. Учитель оценивает их работу.

Упражнение «Весенний ручеек».

* Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложении с использованием слов со звуком [р] в разных позициях.

Учитель убирает тетради и контейнер с карандашами.

Учитель.

Весна пришла, сосульками

Карнизы украшая.

Ручьи задорно булькают,

Сугробы подмывая.

Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек».

Учитель раздает детям предметные картинки (ветка вербы, грач, подснежник, три разноцветных бумажных парусника).

Учитель. Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильно произносить звук [р]. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов в ручейке, Дима.

1-й ребенок. В ручейке отражается ветка вербы.

Учитель. Кто видит свое отражение в ручейке, Юра?

2-й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке.

Учитель. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Нюша?

3-й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник.

Учитель. Что мы видим в ручейке, Алина?

4-й ребенок. В ручейке мы видим разноцветные парусники.

Учитель. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь!

Игра-соревнование «У кого больше корабликов».

* Расширение словаря глаголов по теме «Весна».

Учитель оставляет детям предметные картинки.

 Учитель. А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.

1-й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется.

2-й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов.

3-й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.

4-й ребенок. Парусники плывут, качаются, переворачиваются.

Учитель. Посмотрите-ка, кто же получил наибольшее количество корабликов.

Дети. Это Славик.

Учитель. Славик, ты сегодня победитель!

Окончание занятия

* Оценка работы детей.

Учитель предлагает детям вспомнить, о нем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнении, а потом оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие логопедия +музыка. Автоматизация звука ч. Лексическая тема "Весна"

Материал предназначен для логопедической группы учащихся МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида. Коррекционная направленность - музыкотерапия - как средство коррекции нарушения речи. Цель: создать благопр...

Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе( 1 вид). Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4 классе (1 вид).  Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»»....

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 9 класс....

конспект занятия по лексической теме: "Весна. Перелетные птицы"

Конспект итогового занятия по лексической теме....

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звук Рь буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восп...

Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»

Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»...