"Взаимодействие учителя и тьютора в учебном процессе с обучающимися с РАС"
методическая разработка
Индивидуальная помощь обучающимися с РАС является одной из самых эффективных при формировании основ учебной деятельности, поэтому при обучении в классе ребенка с РАС возникает не просто потребность в особых образовательных условиях, но и востребованность постоянного педагогического сопровождения, которое осуществляет тьютор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya_i_tyutora_v_uchebnom_protsesse_s_obuchayushchimisya_s_ras.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя и тьютора
в учебном процессе с обучающимися с РАС
Слайд 1
Индивидуальная помощь обучающимися с РАС является одной из самых эффективных при формировании основ учебной деятельности, поэтому при обучении в классе ребенка с РАС возникает не просто потребность в особых образовательных условиях, но и востребованность постоянного педагогического сопровождения, которое осуществляет тьютор. Необходимость тьюторского сопровождения обучающихся с аутизмом указывается в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии.
Учитель и тьютор – это одна команда. Их взаимодействие осуществляется в трех основных направлениях:
Слайд 2
1) в процессе обучения;
2) в процессе социализации и воспитания (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).
3) в процессе работы с родителями (законными представителями) ребенка с РАС.
Мы рассмотрим эффективность взаимодействия учителя и тьютора в процессе обучения ребенка с РАС на уроке.
Слайд 3
Основные этапы взаимодействия учителя и тьютора в образовательном процессе – это:
-Обсуждение целей и задач совместной работы;
- Совместное планирование урока с учетом соотношения цели и задач урока в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с РАС данной темы и запланированными результатами.
- Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий, включение ребенка в различные формы активности на уроке, в различные формы учебного взаимодействия (индивидуальная работа, работа в парах, мини-группах, фронтальная работа).
-Обсуждение возможных трудностей в образовательной деятельности обучающегося с РАС и путей их преодоления.
- Ежедневная фиксация наблюдений за поведением ребенка в образовательной среде с целью совместного планирования работы по преодолению возникших трудностей. В дневнике наблюдения записываются особенности поведенческих проявлений ребенка в образовательном процессе. При анализе наблюдений учитель и тьютор планируют, как наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок - учитель – тьютор.
Слайд 4
Тьютор — это помощник учителя. Цель работы тьютора при организации учебной деятельности ребенка с РАС, это:
- адаптация образовательной среды:
Ребенок с РАС не может находиться на равных условиях с другими обучающимися класса, так как темп, способ и эффективность восприятия информации им всегда индивидуальны, поэтому тьютор помогает учителю обеспечивать успешное решение задач прогрессивного личностного развития ребенка с РАС. Помогает создавать комфортные условия для успешного включения ребенка в пространство урока, организует рабочее место для обучающегося в соответствии с его особенностями, а также выявляет и продвигает интересы тьюторанта, создаёт среду, где появились бы дополнительные ресурсы для создания и реализации АООП.
- оказание помощи учителю в адаптации учебной программы, учебного материала:
Тьютор осуществляет поиск способов эффективного усвоения материала обучающимся, подбор карточек, компьютерных программ, специальных дидактических пособий, канцтоваров и др.
Облегчает процесс восприятия и обработки ребенком получаемого материала и выступает в качестве посредника между учителем и учеником.
Слайд 5
Модель взаимодействия «Учитель-Тьютор-Ученик»
Из данной модели мы видим, что процесс взаимодействия между учителем и обучающимся осуществляется через тьютора. Например: учитель на уроке дает всем детям учебное задание, но ребенок с РАС зачастую не может самостоятельно обработать полученную информацию. Тьютор в этом случае помогает ребенку, индивидуально адаптируя инструкцию учителя. Тьютор открыто не вмешивается в учебный процесс, он как бы «тень» и учителя, и ребенка. С учителем во время урока предполагается одностороннее взаимодействие. Учитель непосредственно обращается к ребенку, но опосредованно к тьютору. Тьютор всегда сосредоточен и внимателен, готов помочь обучающемуся в любую минуту. Но не существует конкретных шаблонов для педагога в образовании ребенка с РАС, так как каждый ребенок индивидуален и неповторим. Поэтому тьютор во время урока должен самостоятельно определить, какой вид помощи или подсказки использовать, учитывая уровень знаний ребенка, его индивидуальные особенности, настроение и другие факторы.
Рассмотрим некоторые виды подсказок, которые используются на уроках, как эффективное средство обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Слайд 6
Полная физическая подсказка, или «рука в руке».
Её цель - направлять действия обучающегося на протяжении всей целевой деятельности. Учитель дает задание обучающимся. Тьютор молча делает всё сам, используя руки ребенка. Тьютор стоит сзади и держит руки ребенка в своих. При этом говорит и хвалит ребенка учитель.
Частичная физическая подсказка.
Учитель дает задание, тьютор предоставляет обучающемуся некоторую помощь, управляя действиями обучающегося на протяжении части целевой деятельности.
Слайд 7
Жестовая подсказка.
Она включает в себя указание, кивание или любой другой вид действия, которое обучающийся может наблюдать у педагога.
Слайд 8
Визуальная подсказка.
Может включать в себя картинки, знаки, текст, видео, рисунки, схемы, инструкции на бумажном или электронном носителе. В ходе выполнения учебных заданий детям с РАС также могут понадобиться дополнительные визуальные подсказки, заложенные в самих материалах для занятий. Например, мы просим ребенка показать зеленый квадрат, то есть выбрать его из трех или четырех квадратов. При этом нужный квадрат должен быть крупнее по размеру.
Слайд 9
Позиционная подсказка.
Данный тип подсказки чаще всего используется, когда работа проводится за столом. Предполагается, что педагог размещает объект для правильной реакции ближе к обучающемуся, чтобы тот правильно выполнил задание, или же педагог выстраивает на столе нужную последовательность. Например: учитель показывает ребенку три объекта: мячик, ботинок и яблоко, а затем просит ребенка: «Покажи, что из этого фрукт». Тьютор размещает яблоко ближе всего к ребенку, и то сразу его замечает.
Слайд 10
Вербальная подсказка.
Это слова и вопросы.
Полная вербальная подсказка – тьютор дает обучающемуся полный устный ответ (произнесение всей фразы или слова) на заданный учителем вопрос.
(ВИДЕО)
Частичная вербальная подсказка – тьютор предоставляет обучающемуся часть ответа на заданный учителем вопрос или же просто произносит первый звук или слог.
(ВИДЕО)
Слайд 11
Важные советы по использованию подсказок.
Подсказка должна идти сразу же после инструкции учителя. При обучении новым знаниям, навыку подсказки должны быть самыми сильными. Далее подсказки должны встраиваться в обучающую ситуацию только в том случае, если ребенку сложно самостоятельно выполнить учебное задание. А потом стараться полностью избавляться от них, чтобы ребёнок выполнял инструкции без подсказок. Это важно для того чтобы ребенок не стал зависимым от подсказок, то есть излишне не полагался на них.
Слайд 12
Командная работа учителя и тьютора позволяет в полной мере реализовывать системный подход и повышать эффективность образовательного процесса, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития ребенка с РАС не только в учебе, но и в формировании ключевых жизненных компетенций.
Если работа учителя и тьютора осуществляется в тандеме, то совместная учеба детей с РАС и других детей класса идет на пользу и тем, и другим.
Педагоги должны, в первую очередь, найти общий язык и понимать друг друга. От того, насколько доверительными, партнёрскими, уважительными будут эти отношения, зависит успех сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие родителей и образовательной организации в процессе социализации обучающихся
Взаимодействие родителей и образовательной организации в процессе социализации обучающихся...
Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса
Залог успеха работы учителя-логопеда во многом зависит от грамотно выстроенного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ
Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических занятий, а подразумев...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
Слайд 1. На современном этапе, в эпоху введения ФГОСов, семейное воспитание признано ведущим. Сотрудничество семьи и педагога – необходимое условие успешного коррекционно-воспитательного во...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...
Взаимодействие учителя-дефектолога с участниками образовательного процесса в рамках реалиции ФГОС
консультация для педагогов...