Конспект урока по чтению в 8 классе
план-конспект урока (8 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Тема урока: Н.А.Некрасов – биография.

Цель: ознакомление с основными моментами в жизни писателя, его творчеством через чтение и анализ биографии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 8 классе.

Тема урока: Н.А.Некрасов – биография.

Цель: ознакомление с основными моментами в жизни писателя, его творчеством через чтение и анализ биографии.

Задачи: 

- Развивать навык беглого, осознанного чтения через чтение произведения.

- Развивать связную речь, через ответы на поставленные вопросы.

- Воспитывать интерес к изучаемому предмету, чувства патриотизма.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, скороговорки, раскраска для индивидуальной работы (для Виктора М.), набор букв для составления слов по образцу (для Николая К.).

Ход урока.

I. Орг. момент.

- Сядет тот, кто назовет изученные в этом году произведения.

«Волшебное кольцо», «Перчатка», «Нашла коса на камень», «Добрыня и Змей», «Памятник», «Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне», «На холмах Грузии», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «Смерть поэта», «Родина «»Парус», «Сосна», «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и Пчела».

Формулировка темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с биографией Н.А.Некрасова, его творчеством.

II. Артикуляционная зарядка.

Собрать скороговорку и прочитать:

щеки учил уроки в чернилах ученик у него

Ученик учил уроки

У него в чернилах щеки.

- Дети читают по выбору учителя следующим образом: медленно, напевно, с вопросом, быстро, с восклицанием, через слово, читает по слогам, последнее слово.

III. Проверка домашнего задания.

1. Анализ прочитанного.

- Какое произведение читали?

- Кто автор этой басни?

- Кто главные герои?

- Какой показана Муха? Пчела?

- Выберите из предложенных характеристик те, которые относятся к Мухе, к Пчеле.

(надоедливая, трудолюбивая, спесивая, хвастунья, прямолинейная, наглая, воспитанная)

- В чем мораль басни? (Надо работать, не надоедать людям своим присутствием).

2. Выразительное чтение басни.

- Как надо читать слова Мухи? (хвалясь, спесиво)

- Как надо читать слова Пчелы? (поучительно, немного устав от Мухи).

Вывод:

- Произведения какого автора читали?

- Как называли Крылова? (баснописцем)

- Какие произведения И.А.Крылова изучили в этом году?

- Чем басни отличаются от других произведений?

- Что такое мораль?

- Кем были герои басен Крылова ? (животные)

- Кого высмеивает автор на примере животных? (людей)

- Какие черты характера он высмеивает?

- Какие черты характера хвалит?

- Чему учат его произведения? (быть хорошими)

IV. Изучение темы урока.

1. Вступительная беседа.

Говорят, что люди делают свою страну великой или гибнущей. Мы можем с вами гордиться, потому что живем в великой стране. А почему великой?

В России жили великие люди: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Лермонтов

М.Ю., И.А. Крылов.

- Сегодня мы поговорим еще об одном великом человеке Некрасове Н.А. его жизни и творчестве.

- Какие произведения Н.А.Некрасова вы помните?

- Помните его произведение « Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она»?

- Давайте познакомимся с основными важными моментами из жизни писателя.

Рассказ биографии Н.А.Некрасова с показом слайдов.

- Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года на Украине. В этом году исполнится 191 год со дня рождения писателя. Он прожил 57 лет. Но за это время написал огромное множество произведений, которые интересны и по сей день.

- Кто были его родители?

Его отец Алексей Сергеевич Некрасов был военным. Это был человек, много испытавший на своём веку. Когда Коле исполнилось три года, отец ушел в отставку и переехал в село Грешнево. Там он стал помещиком. Отец был жадным и очень грубым человеком. Он был груб не только с крестьянами, но и с детьми, а так же мамой поэта, которая пыталась защитить детей от негодования отца.

Мама - Александра Андреевна Закревская, варшавянка, была из богатой семьи. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного и грубого армейского офицера; брак состоялся без их согласия и он не был счастлив. Мама поэта была полной противоположностью отцу. Елена Андреевна мечтала, чтобы ее Коля получил хорошее образование, была первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. Никто из писателей не посвятил своей маме столько произведений, как Некрасов.

- Какое образование получил поэт?

Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии.

- В 1838 году, оставив гимназию, уехал в Петербург для поступления в Дворянский полк - одно из лучших военно-учебных заведений того времени. На военной карьере настаивал отец, но Некрасову служить совсем не хотелось. В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь». Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг.

Только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение.

- Что можно сказать о творчестве писателя?

Все творчество поэта пронизано любовью, уважением к простому народу. В своих произведениях он пытался показать несправедливость богатых к бедным. Русский мужик у него «хранитель земли», «стонет по полям и лугам, по тюрьмам и рудникам».

- Как понимаете «хранитель земли»? (ухаживает за землей, пашет, боронует, дает жизнь)

- Женщина у Некрасова - «многострадальная, терпеливая мать», «вянет от времени».

- Как вы понимаете «многострадальная»? (много терпела, страдала)

- Как понимаете выражение «вянет от времени»? (рано стареет)

И в то же время, женщина у него

«Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка».

- Как вы понимаете эти строки? (красива и в простой одежде и в праздничной, все умеет делать, ничем не брезгует, все в ее руках кипит).

- Личная жизнь поэта.

Некрасов был женат. Вот портрет его жены Фекла Викторова - Зинаида Некрасова (имя Зинаида дал ей Некрасов).

Николай Алексеевич был привязан и к своей собаке по прозвищу Кабо. Ему даже был поставлен памятник с собакой. Кроме этого памятника по всей стране существуют и другие, которые являются признанием писателю за его творчество.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел и жизнь его превратилась в медленную смерть. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Некрасов умер 27 декабря 1877 года, в 8 часов вечера. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

- Это то, о чем мы не можем прочитать в учебнике. А теперь познакомимся с рассказом о Некрасове.

Знакомство с биографией из учебника.

1. Словарная работа проводится по слайдам, где даны объяснения слов.

Бурлаки - люди, тянувшие за широкие ремни баржу.

Баржа - большое судно для перевозки грузов.

Бечева - шпагат, тонкая веревка.

Нещадно - не жалея.

Воскрешал - вспоминал, напоминал.

Дворянский класс - группа богатых людей.

2. Проблемный вопрос: Какие произведения написал Н.А.Некрасов?

3. Чтение учителем с.81-83.

4. Чтение детьми.

5. Анализ прочитанного.

- Где провел свое детство писатель?

- Что делал Николай, выбравшись тайком из барского дома?

- Почему народная жизнь стала ему близка? (потому что он общался с этими людьми, слушал их рассказы и песни).

- С чем связаны его детские воспоминания? (с Волгой)

- Как он называет Волгу? (благословенная река)

- Какое первое глубокое горе он испытал на этой реке? (увидел бурлаков, услышал их стоны)

- Как он описал их в стихотворении? (почти пригнувшись головой)

- Как вы думаете, почему они были пригнутыми головой к ногам? (так тяжело было тащить баржу)

- Какую фразу услышал Николай от бурлака? (А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще…)

- Как вы ее понимаете? (смерть для этого человека оказалась лучше его жизни). Смерть для него - это избавление от мучительно трудно жизни.

- Как жилось писателю дома? Зачитать.

- Какой была мама Николая Алексеевича? Зачитать.

- Какие произведения, выступающие против угнетения женщин написал Некрасов? («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»).

- Каким языком написаны его стихи? (прекрасным, певучим, простым, замечательно богатым).

- Какие у него ржаные колосья? (Стоят столбы точенные, Головки золоченные…)

- Как описывает автор свеклу?

- О чем говорит автор в произведении «Размышления у парадного подъезда»? Зачитать.

- Какой показана женщина? Зачитать.

- Как вы понимаете эти строки?

- О чем рассказывает Некрасов в поэме « Русские женщины»?

- Что всегда страстно желал писатель?

- Как вы думаете, почему он хотел, чтобы стихи дошли до народа? ( чтобы народ знал, что есть люди, которые переживают за него).

- Сбылась ли надежда писателя? Что об этом говорит? (мы читаем на уроках, песни поет народ на его стихи и т.д.) Прослушивание романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…»

- Можно ли назвать Некрасова А.Н. «народным поэтом»? Почему? (все творчество посвящено народу, его страданиям).

V. Домашнее задание.

Читать, отвечать на вопросы с.81-83.

VI. Рефлексия.

- Что было трудным на уроке?

- Почему возникли такие трудности?

- Что помогло вам справиться с заданиями?

- Понадобиться ли вам новая информация? Для чего?

- С биографией какого писателя познакомились?

- Какие произведения написал?

- Каким поэтом его называют?

VII. Отметки с комментированием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение

Конспект открытого урока по чтению для детей, обучающихся в 3 классе школы - интерната 2 вида II отделения....

Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух"

Урок поможет создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие, ...

Конспект урока по чтению в 3 классе на тему :Урок обобщение «Настали дни весенние!»

Цели: совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, навыков выразитель...

Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .

Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение "Мамины руки" М.Родина

Конспект урока, разбор стихотворения М.Родина "Мамины руки"...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...