Воспитание обучающихся с ОВЗ на культурных традициях хакасского народа
статья
В статье говорится о формах и методах воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ на примере знакомства с традициями хакасского народа, с целью адаптации и социальной реабилитации детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_obuchayushchihsya_s_ovz_na_traditsiyah_hakasskogo_naroda_-_kopiya.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Побызакова Элла Леонидовна,
учитель русского и хакасского языков,
ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»
Воспитание обучающихся с ОВЗ на культурных традициях хакасского народа
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит культурные традиции народов разных национальностей, проживающих в РФ
Культурные традиции - это культурное наследие общества, народа, которое передаются от старшего поколения к младшему. Культурные традиции могут изменяться в течении времени, а могут и оставаться прежними. Совокупность культурных традиций образует в обществе "культурную память" народа. Благодаря культурным традициям народ объединяется в сильную нацию. Культурные традиции народов РФ – это богатство нашей многонациональной страны.
К культурным традициям относятся язык народа, литература, народные праздники, обычаи, обряды, народные ремесла, народная музыка, народные танцы и игры. Они играют важную роль в формировании идентичности каждого народа России.
В нашей школе с культурными традициями хакасского народа мы знакомим обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках хакасского языка и других предметов, внеклассных занятиях, на общешкольных мероприятиях, праздниках.
Изучение предмета «Хакасский язык» направлено на достижение следующих целей:
развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ на доступном для них уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме на хакасском языке;
воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.
На уроках обучающиеся с интеллектуальными нарушениями получают знания о значимости изучения родного и других языков в современном мире, овладение умением осуществлять межличностное и межкультурное общение. В процессе овладения хакасским языком обучающиеся получают представление о национально-культурных особенностях региона, о социокультурном портрете Республики Хакасия, ее символике, культурном наследии, традициях хакасского народа, о сходстве и различиях в традициях хакасского и русских народов, об особенностях образа жизни, быта, культуры хакасов, о произведениях хакасского устного народного творчества, литературы
У обучающихся с ОВЗ формируются следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение государственного (хакасского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса государственного (хакасского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
уважение к хакасам и другим народам России;
2) духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности
3) эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству хакасского и других народов;
4) физическое воспитание, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде
бережное отношение к физическому и психическому здоровью
5) трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
6) экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе.
Воспитание детей с ОВЗ на традициях народной культуры – одно из важных направлений обновления содержания педагогического процесса. Региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам РФ, а также приобщение их к национальной культуре; воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры, и ее продолжателем.
Приобщение детей с ОВЗ к национальной культуре – одна из главных проблем школьного образования на современном этапе в силу коренных изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в национальном воспитании детей придается приобщению ребенка к искусству, насыщению предметной среды предметами национальной культуры, звучанию национальной музыки. Огромный потенциал национальной культуры воспитания детей сосредоточен в языке, народной культуре. Насыщая жизнь детей в школе фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями хакасского народа мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к хакасской культуре.
Одним из условий является среда развития и воспитания ребенка. Педагогическая грамотность, осведомленность педагогов в данном вопросе, а также доступность получаемых знаний, умений и навыков детьми являются важными условиями приобщения детей к национальной культуре.
В нашем учреждении создание оптимальной среды обеспечивает психологический комфорт личности ребенка с ОВЗ, направляет его творческую активность. В среде происходит взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса, развитие социокультурного опыта ребенка. Развивающая среда в школе-интернате создает благоприятные условия для приобщения детей к национальной культуре, для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, постигает социальные отношения между людьми. Иными словами, среда развития ребенка обеспечивает разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования.
В образовательном процессе можно выделить примерные требования к развивающей среде обучающихся с ОВЗ, формирующие у детей представления о человеке, о истории и национальной культуре. Исходя из этого в нашей школе имеются следующие условия:
1. Подборки книг, открыток, комплекты репродукций, игры, знакомящие с особенностями национальной культуры, трудом, бытом народа, с техническими достижениями человечества (в школьной библиотеке).
2. Уголки краеведения (школьный музей, выставки в библиотеке, в кабинетах и др.).
3. Образцы предметов народного быта (в библиотеке, в мастерских)
4. Образцы национальных костюмов (куклы в национальных одеждах и др.).
5. Произведения художественной литературы (народные сказки, предания, легенды, авторские произведения) в школьной библиотеке.
Обычаи, традиции, праздники, обряды, игры, танцы, которые характеризуют национальную культуру, они усваиваются детьми с ОВЗ в различных видах деятельности, протекающих в специально созданной среде. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но и также среда этническая. Корни национальной специфики, формирующей целостный образ мира ребенка, национальное самосознание кроются в естественных условиях его окружения и проживания. Семья и школа – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для приобщения к национальной культуре и всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Образовательное учреждение играет важную роль в процессе приобщения детей к национальной культуре. Здесь обучающийся приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, знакомятся с особенностями национальной культуры, фольклором, традициями, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективным будет этот процесс, зависит от отношения семьи к национальной культуре. Гармоничное развитие школьника в данном направлении без участия родителей невозможно.
Таким образом, можно заключить, что среда, в которой находится ребенок с ОВЗ, имеет важное значение для приобщения ребенка к национальной культуре. Развивающая среда создает благоприятные условия для ознакомления детей с особенностями хакасской национальной культуры.
Большие потенциальные возможности заключаются в народной музыке. Народная песня – живой подлинный свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песни отражают душевный строй и мир эмоций, горе, радость, печаль, веселье, раздумье, юмор.
Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей.
Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, по определению большой советской энциклопедии, - «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям».
Все хакасские народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Все жанры, формы и элементы фольклора совокупно используются при проведении досугов и праздников на традиционной основе.
Мероприятия, проведенные МО гуманитарного цикла:
2018
1. Экскурсия в музей «Казановка», участие в мастер-классе по изготовлению талгана
2019.
1. Конкурс «Моя Хакасия», посвященный Дню хакасского языка
2. Литературно- музыкальный вечер, посвященный 100-летию М. Е. Кильчичакова, хакасского поэта, хайджи, драматурга
3. Экскурсия в литературный музей им. М. Кильчичакова в аале Верхняя Тея
2020
Участие в проекте школьной библиотеки «Поэты родного края»:
1. Творческий вечер и литературная гостиная, посвященные творчеству хакасских поэтов
М. Кильчичакова, В. Майнашева, В. Барашкова
2021
1.Внеклассное занятие, посвященное хакасскому героическому эпосу, в 5-6 классах
2.Внеклассное занятие «Хакасский героический эпос. Героическое сказание «Албынчы», в 7-9 классах
3. Турнир по хакасской игре «Хазых»
2022
1. Открытый урок хакасского языка по теме «Города и районы Республики Хакасия»
2. Конкурс чтецов «Моя мама лучшая на свете»
3. Экскурсия в музей «Хуртуях тас», участие обучающихся в мастер-классе по изготовлению блюда из талгана
2023
1. Интегрированное внеклассное занятие «К истокам родной земли: легенда о Хуртуях тас»
2024
1. Праздник «День семьи, любви и верности», посвященный году семьи в России
2. Экскурсия в Республиканский краеведческий музей в г. Абакан
В перечисленных мероприятиях учителя-предметники проводят большую воспитательную работу, прививают обучающимся с интеллектуальными нарушениями любовь к Родине, к своему народу, уважение к старшим, бережное отношение к природе, нравственные качества (доброта, честность, справедливость, чувство товарищества и взаимопомощи и др).
Организация мероприятий строится на основе народных традиций, обычаев и подчиняется культурно-историческим традициям их проведения. Подготовка включает в себя применение различных методов и приемов: разучивание соответствующих стихотворений на хакасском и русском языках, тахпахов, песен, игр, загадок, пословиц, инсценировку сказок, легенды. Также дети принимают активное участие в украшении помещения, готовят свои рисунки, поделки и т.д. При этом важно создать радостную атмосферу. Дети празднично одеваются (используются хакасские народные костюмы), находятся в хорошем настроении. Некоторые мероприятия превращаются в театрализованное представление, в котором участвовали и дети, и взрослые. Такое проведение мероприятий и праздников оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Целью проведения таких мероприятий является приобщение обучающихся с ОВЗ к хакасской национальной культуре, к традициям и обычаям хакасского народа.
Большую работу в данном направлении проводит педагог-организатор нашей школы Симаткина Н.Г. Ежегодно она организует и проводит общешкольный праздник «Чыл пазы», мероприятие «Представляем хакасскую игру (обряд)», выставка «Осенняя юрта» и др. Учителя МО гуманитарного цикла принимают активное участие в проведении этих общешкольных праздников, мероприятий.
C традициями и обычаями хакасского народа мы можем познакомить детей в школе. Но научить языку на уроке хакасского языка (один час в неделю) задача очень сложная. В Республике Хакасия в последние годы стоит проблема сохранения хакасского языка. Наш богатый, красивый, родной язык, можно сказать, вымирает. Молодое поколение не говорит и не хочет разговаривать на родном языке. Причин, конечно, много (социальные, экономические и т.д). Но я считаю, важную и даже главную роль в сохранении языка играет семья, т.е. родители наших детей (папы, мамы, бабушки, дедушки). Ведь многие из них владеют хакасским языком, но не разговаривают на нем с детьми. Но, если даже так, уважаемые взрослые, разговаривайте на хакасском языке между собой. Ребенок должен слышать речь на родном языке. Таким образом, язык сохранится у детей на слуху («тiл хулахха сиип парар»). Такие дети понимают речь на хакасском языке, но не говорят. Таких школьников уже легче учить языку на уроках. В нашей школе-интернате есть дети говорящие на родном языке. Чтобы они говорили на хакасском языке, уважаемые взрослые, давайте создадим им развивающую и сохраняющую язык обстановку (среду). Просто будем разговаривать с детьми, владеющими хакасским языком, на родном языке. Ведь многие из нас знают хакасский язык. На нем просто надо говорить между собой на работе и дома. Это моя большая просьба к нашему коллективу.
В последние годы большую работу в сохранении хакасского языка и национального самосознания проводит Министерство образования, Министерство национальной политики, Министерство культуры РХ при поддержке Правительства Республики Хакасия. В республике проводятся много мероприятий в данном направлении. Одно из них является материальное вознаграждение детей и взрослых, владеющих хакасским языком. Огромная благодарность Правительству РХ за поддержку и развитие нашего родного хакасского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
В статье представлен кузбасский опыт организации внеурочной воспитательной работы с подростками на основе национальных традиций.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание,...
Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
ПатриотизмОснованный на традициях...
Факультатив "Культурные традиции русского народа"
Для людей, живущих в России, особенно важно знать не только язык, но и исторические корни, основу образа жизни нашего народа. Занятия ТО – это «глоток живой воды», истоком которого является русская ст...
Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»
Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...
Нравственное воспитание школьника через традиции и обычаи и культуру хакасского народа.
Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения является национнальная культура, потому что она - основа м...
О МЕТОДАХ ПРИОБЩЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ХАКАССКОГО НАРОДА
Знакомя воспитанников интерната с историческим и культурным наследием их Родины, воспитатели интерната способствуют формированию у детей патриотизма, высоких нравственных и эстетических чувств, ...
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»
Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...