Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»
план-конспект занятия по технологии (9 класс) на тему

Куманикина Галина Викторовна

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.

Задачи исследования:

  • исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;
  • изучение классификации тряпичных кукол;
  • изучение  традиций изготовления тряпичной куклы;
  • освоение технологии изготовления кукол;
  • изготовление образцов кукол-оберегов;
  • закрепление на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
  • воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_tr_kuk.docx73.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Бобровская школа - интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья »

 

Мастер – класс

«Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/13658_08d58b5b0fc93cb5a4704795efaaaa71.png.jpg

                                                                                                                       Выполнила

                                                                                                           учитель технологии

                                                                                                       Куманикина Г.В.                              

Бобров 2017

Куклы известны с глубокой древности. Сколько существует мир, столько существуют и куклы.

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.

Задачи исследования:

  • исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;
  • изучение классификации тряпичных кукол;
  • изучение  традиций изготовления тряпичной куклы;
  • освоение технологии изготовления кукол;
  • изготовление образцов кукол-оберегов;
  • закрепление на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
  • воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.

В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы. 

Для меня эта тема тоже представляет особый интерес. Я люблю заниматься различными видами рукоделия. Впервые познакомившись на уроках технологии с русской народной куклой, я захотела как можно больше узнать о ней, освоить технологию изготовления обрядовых и обереговых кукол.

История возникновения русской куклы

Анализ литературы по теме показал, что, несмотря на достаточно высокий интерес к русской кукле, имеется ограниченное количество книг по данной теме. Большинство из них появились в последние годы.

В литературных источниках авторы знакомят с историей возникновения традиционной русской куклы, описываются уникальные приемы изготовления обрядовых и игровых кукол.

В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов, кукла – это любая фигурка человека.

История человечества с древнейших времен до наших дней – это и история кукол, которые на протяжении тысячелетий оставались неизменным спутником людей.

В древности куклы служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Многие народности верили, что все, производимое над куклой, произойдет с самим человеком. Куклам поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. У русского народа кукла имела особое значение – она олицетворяла силы плодородия земли русской.

В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Прежде всего, она была оберегом.

Для детей кукла была не просто игрушкой, а мудрым учителем в жизни, другом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Тряпичная кукла рассматривалась и как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

В крестьянских семьях кукол было много. Наши предки считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Кукол берегли. Как утверждают исследователи, такое отношение складывалось не потому, что игрушек было мало. Существовали строгие народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души.

Виды и назначение русских традиционных кукол.

  1. Обереговые куклы

    По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые,  обрядовые, игровые.

Обереговые куклы - это отражение той картины мира, в которой жили люди. По народным поверьям, кукла заключала в себе оберегающее начало, она как бы отвлекала на  себя злые силы, оберегала своих хозяев. Ее так и называли: оберег или берегиня. Большинство кукол  на Руси  были оберегами. Каждая из них имела свое обережное значение и была связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Здоровьем, Счастьем, Достатком. Куклам-оберегам приписывались различные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь женщине в хозяйстве, способствовать достатку семьи, хорошему урожаю.

Обереговые куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Им отводили специальное место в доме.

Каждая из обереговых кукол выполняла свои «обязанности». Они сопровождали наших предков с самого рождения и даже принимали участие в судьбе еще не родившегося ребенка. За две недели до рождения ребёнка будущая мать скручивала куклу Куватку и клала ее в колыбель. Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его рождением должна была отгонять злых духов. После крещения младенца она вывешивалась над колыбелью. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка.

Пеленашка – это и кукла-оберег, и первая игрушка новорожденного. В колыбель к малышу клали куклу-пеленашку, которая должна была оберечь его от нечистых сил, болезней, недоброго глаза, от бессонницы. Кроме того, наши предки следили за тем, чтобы колыбель никогда не оставалась пустой. Поэтому, когда малыша вынимали из колыбели, всегда там оставалась кукла-замена. Дарили Пеленашку и женщине, желающей иметь детей. Также существовал обычай во время свадьбы класть Пеленашку невесте на колени, чтобы к ней пришла материнская сила.

Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница. Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка, приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой».

Кукла Берегиня имела особое значение. Она оберегала дом от несчастий и бед. Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок.

Толстушка-Костромушка – оберег от одиночества. Задачей этой куклы было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка делали куколку и выставляли её в спальню на видное место. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.

Обрядовые куклы

Весьма значительная часть русских народных кукол – обрядовые. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны общеизвестны разнообразные и многочисленные деревенские праздники, подчиненные календарному циклу сельскохозяйственных работ.

Праздники были красочными и яркими, сопровождались различными обрядами. Обряды, совершаемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

В центре многих календарных и семейных обрядов была кукла. Она, как самый доступный и понятный образ, становилась посредником в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Обрядовые куклы изготавливали к определённому ритуалу. Посвящались они в основном женским божествам. Служили такие куклы только определенное время. Во время обряда наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры. Когда они выполняли свое назначение, их “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Только некоторых из обрядовых кукол хранились долго. Их почитали и ставили в избе в красный угол.

Примером таких кукол является кукла ангел. Она  дарилась на Рождество и на Пасху. На Рождество Ангелов делали белых и голубых. Украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой. На Пасху делали красных, зеленых, белых. Также Ангел вешался над кроваткой ребенка, «охраняя» его сон от злых помыслов.

3. Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Стригушка – самая распространенная игровая кукла, сделанная из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Одевали и украшали таких кукол на свой вкус. 

Многие игровые куклы считались обучающими. Через куклы дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с миром. Куклы, которые сопровождали ребенка, во многом определяли, кем он вырастет. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке. Девочки-подростки делали кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали они это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

Одной из игровых кукол для ребенка являлась кукла Зайчик на пальчик. Это маленькая кукла одевалась на указательный палец. Ее делали для деток с 3-х лет, чтобы у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым он мог поговорить, поделиться своей бедой или просто поиграть. Рассмотренные нами куклы –это лишь малая часть многообразия русских традиционных кукол, бытовавших на Руси.

Вывод: куклы на протяжении веков сопровождали быт русского человека, отражали его мировоззрение, наиболее значимые события жизни. В жизни наших предков кукла играла огромную роль: она была участницей многих праздников и обрядов, выступала оберегом человека и его жилища, являлась главной игрушкой для детей. По своему назначению куклы можно разделить на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Многие куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Изучая историю русских кукол, я выяснила, что в разных уголках России существовали особые обычаи и традиции их изготовления.

Отличительной чертой народной куклы была ее безликость. Русская кукла не имела лица. Так как она исполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной: могла сглазить и принести несчастья. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, и безвредной.

Народные куклы просты в исполнении. На их изготовление шли в основном подручные материалы. На Руси кукол делали из золы, бересты, дерева, лыка, травы, льна, соломы. Большинство кукол были тряпичные.

Чаще всего для изготовления кукол использовались лоскутки, оставшиеся от старых платьев и рубах. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу. Если взять лоскуты старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Если куклу делали в подарок, то использовали кусочки новых тканей.

Я считаю, что это все может свидетельствовать о том, что и на сегодняшний день народная кукла не утратила своего значения. Этот вид народного творчества и традиции наших предков привлекают нас и сегодня.

Кукла-оберег Вепсская

Капустка - (Вепсская) – Одна из самых древних обереговых кукол, главная помощница женщины, берегиня ее судьбы. Это образ замужней женщины, матери-кормилицы, символ благополучия и достатка, а ее большая грудь – символизирует способность прокормить всех. В наряде Вепсской куколки всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости (рис.2 приложения 2). Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".

Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе. Кукла способствует обретению женской силы и семейного счастья.

Для работы понадобится:

 лоскут белой х\б ткани 20х20 см

 3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см

 лоскут ткани для косынки и для фартука

 синтепон

 х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу).

Изготовление головы куклы

В середину белого лосута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.

Оформление ручек.

Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.

Подготовка груди.

Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.

Соединение груди с головой (туловищем).

Соединить детали груди с куклой, также примотав нитью.

Подготовка задней части сарафана.

Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.

Оформление сарафана куклы..

Соединить деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, примотать. Опустить юбку вниз.

Вот что получилось.

Подготовка фартука. Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.

Одеть косынку.

Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок.

Список литературы

  1. Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество: Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству.5 – 7 классы: работа с соленым тестом, аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. - Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
  3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.

САМОАНАЛИЗ мастер - класса


Тема «
Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»


Тип урока и его структура: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов с использованием групповой работы учащихся.

  1. С 2011 года начался переход на новое поколение государственных образовательных стандартов. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей  обучающихся.

Поскольку деятельность участников образовательного процесса направлена на достижение результатов, то учителем формулируются целевые установки урока (планируемые достижения учащихся), которые включают предметные, метапредметные и личностные результаты, определяемые стандартом.

  1. При планировании мастер-класса я учитывала личностные особенности воспитанников: исполнительность, волевой самоконтроль, активность, эмоциональность, психологическую напряженность отдельных учащихся.

  1. Сегодняшний мастер-класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы». На этом занятии формируются УУД в условиях практической работы, поскольку Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач

  1. Планируемые результаты (целевые установки урока)  были следующие:                 Личностные: Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости. оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей;
    находить компромиссные решения в групповых действиях;
    объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей;
    в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка;
    развивать самостоятельность в поиске решения различных  задач;
    воспитать уважительное отношение к творчеству – как своему, так и других людей;
    формировать ответственное отношение к учению;
    осознать свою этническую принадлежность к культуре своего народа, знать культуру своих предков;
    развивать мотив учебной деятельности;
    формировать личностный смысл  учения

Метапредметные: Научиться  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом, оценивать свои  учебные достижения. Научиться подбирать цвет, форму, соблюдать пропорции, объем, составлять композиция);
Биология(определение свойств ткани);
Химия (состав и свойства ткани, антисептики);
обслуживающий труд (дизайн помещений: бытовых, производственных);

Цель мастер-класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.

Задачи исследования:

  • исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;
  • изучение классификации тряпичных кукол;
  • изучение  традиций изготовления тряпичной куклы;
  • освоение технологии изготовления кукол;
  • изготовление образцов кукол-оберегов;
  • закрепление на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
  • воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству.

В процессе мастер-класса предполагается формирование следующих блоков УУД:

Регулятивных – учу определять цель занятия, строить план действий, действовать по выбранному плану, находить рациональные способы работы, учу способам самопроверки и взаимопроверки.

Познавательных -  учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи, искать информацию в разных источниках, называть существенные признаки объектов и явлений.

         Личностных – учу понимать причины успеха в учебной деятельности,

проводить самоанализ и самоконтроль результата, осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативных – учу задавать вопросы и отвечать на вопросы, убеждать другого человека, передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту, учу работать в группе, вносить вклад в совместные действия.

Необходима мотивация, побуждающая воспитанников к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Организационный момент имел цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. ( «Хочу, потому что могу»)

Цель актуализации знаний: повторение изученного материала, необходимого для обобщения (развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций). В рамках этого этапа учу способам взаимопроверки.

На этапе целеполагания и планирования провоцирую инициативность обучающихся в формулировании цели предстоящей деятельности.

На этом этапе занятия  использовала подводящий к теме диалог.

На этапе планирования учебной деятельности я применила групповую форму организации учебной деятельности. Формирование групп происходило случайным подбором: учащимся предлагалось выбрать один из четырех цветных жетончиков. Т.О., образовалось 2 группы. Каждая группа готовит композицию, отвечает на вопросы одноклассников и задает вопросы сама. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Учитель здесь выступает в роли консультанта.

Включение обобщенного знания в систему знаний происходило в процессе выполнения цепочек превращений с последующим контролем учителя.

Для урока, обеспечивающего реализацию ФГОС, обязательным этапом является рефлексивно- оценочный, который направлен на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребенка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. В связи с этим рефлексию, которая проводится на уроке, можно классифицировать следующим образом:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния,

- рефлексия деятельности,

- рефлексия содержания учебного материала.

Я использовала рефлексию содержания учебного материала для выявления уровня усвоения содержания пройденного. С целью ее проведения я применила методику незаконченного предложения.

Мое руководство при выполнении  заданий было инструктирующим, потому что при подготовке отчета каждый  должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил, сможет ли применить свои знания. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

394043, г. Воронеж, ул. Березовая Роща, 54

Тел. (473) 235-34-50, тел./факс (473) 235-25-47

viro-vrn@mail.ru

«__31_» ___02_____ 2017г. № _________на № ____________ от «___» ________20__г.

СПРАВКА О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

 

В соответствии с планом повышения квалификации работников образования Воронежской области на 2017 год и планом очных курсов повышения квалификации воспитателей специальных (коррекционных) образовательных организаций по ДПОП  «Коррекционная педагогика и психология: практическая реализация» на базе «Бобровская школа-интернат для детей – сирот , оставшихся без попечения родителей с ОВЗ » -проходивших с 1-3, 5-7 июня 2017 г.,  проведен мастер – класс Куманикиной Галиной Викторовной,  учителем технологии КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Тип проведенного УВМ:  учебно-воспитательное мероприятие (мастер -класс)

Тема: «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Дата проведения: 2 июня    2017 года.

Место проведения:  КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

     Мероприятие посетило  24   воспитателя. В  ходе учебно-воспитательного мероприятия Участникам курсов  были продемонстрированы формы работы с детьми ОВЗ,  способы интеграции образовательных областей при организации совместной деятельности школьников.  Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.    Задачи мастер – класса: исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы; изучение классификации тряпичных кукол; изучение  традиций изготовления тряпичной куклы; освоение технологии изготовления кукол; изготовление образцов кукол-оберегов; закрепление на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа; воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Слушатели обучились изготовлению куклы-оберега, освоили и проанализировали методические, психолого-педагогические приемы работы с воспитанниками, совершенствовали свои профессиональные компетентности по использованию современных образовательных технологий в работе с детьми ОВЗ.

Слушатели отметили высокий уровень владения разнообразными методическими приемами в организации и проведении  мастер-класса, что позволило дать высокую оценку проведенному мероприятию и найти пути использования опыта педагога в практической деятельности слушателей.

Ректор ВИРО, профессор                                                     Ю.А. Савинков

К.п.н., доцент кафедры ФК, ОБЖ и ВТ                                     М.Ю. Савченко                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская тряпичная кукла" к уроку изобразительного искусства в 6 классе

Презентация "Русская тряпичная кукла" к уроку изобразительного искусства в 6 классе по программе Т.Я Шпикаловой. В презентации представлены фотографии различных видов кукол. представлена их клас...

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

Факультатив "Культурные традиции русского народа"

Для людей, живущих в России, особенно важно знать не только язык, но и исторические корни, основу образа жизни нашего народа. Занятия ТО – это «глоток живой воды», истоком которого является русская ст...

«Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа». Мастер-класс

мастер-класс«Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа»...

Методическая разработка «История русской тряпичной куклы»

Методическая разработка «История русской тряпичной куклы»...

Мастер – класс Для родителей и учащихся «ТРАДИЦИОННАЯ КУКЛА КАК СИМВОЛ СОХРАНЕНИЯ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ»

Цель: развитие речи на основе практического знакомства школьников с  методикой изготовления традиционной куклы – закрутки, воспитание интереса к  истории и традициям создания ручных иг...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...