Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»
рабочая программа (7 класс)
Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПСЫНШОКО» ПРОХЛАДНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «СОШ с Псыншоко»
____________Ф.Х.Тхакахова
Регистрационный номер работы 31897.1.3.2022
ПРОГРАММА
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа
(адыгэ хабзэ)
«Нравственные уроки»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 10 – 13 лет
Разработчик: Хапачева М.С
Учитель истории
с.Псыншоко
КБР,Пятигорская епархия
maryanakaramizova@yandex.ru
тел.89674297417
2022г
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Северо-Кавказский Федеральный округ
______________________________________________________________________
(указывается федеральный округ)
Пятигорская епархия
(указывается епархия)
__________________МКОУ «СОШ с Псыншоко___________________________
(указывается организация)
_____________________Хапачева Мадина Салиховна___________________
Фамилия Имя Отчество (в именительном падеже)
Номинация :
«За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной
организации»
Информация об авторе (авторах) работы:
Дата и место рождения : 25.05.197ог ,КБР, Терский район ,с Н-Хамидие
Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны,e-mail
КБР, Прохладненский район, с Псыншоко, ул. Центральная ,1, 361010,
тел 89674297417 ,e-mail- xap-m@yandex.ru
Место работы или род занятий : МКОУ «СОШ с Псыншоко» учтель истории __________________________________________________
Почётные звания (при их наличии) -______________________________________________
Наличие премий, призов и иных наград -___________________________________________
Хапачева М.С..________________________
2022 год
Пояснительная записка
В наше время проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобретает особое значение. Люди теряют моральные ориентиры, обесцениваются такие понятия, как совесть, честь, долг и все это привело к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, наркомания среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это должен быть высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Ведь у каждого из нас Родина начинается с песни, которую пела нам мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.
Главная цель воспитания и обучения это гармоничная развитая личность. И поэтому, передо мной стоит задача – воспитать независимого и самостоятельного человека.
Я всегда считала и считаю, что основой воспитания подрастающего поколения является адыгэ хабзэ – свод неписаных законов, который должен был выполнять всякий адыг, любящий свою родину, свой народ и уважающий себя. Ведь адыги сохранились как этнос благодаря соблюдению принципов этой древней этической традиции – адыгэ хабзэ – означающей совокупность лучших нравственных качеств, норм общения в обществе, в семье и в быту. Роль национальных традиций очень велика для развития родного языка и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Я думаю, что этот курс будет одной из форм реализации данных программ и предназначен для учащихся школы, стремящихся расширить, углубить и совершенствовать знания адыгских национальных традиций и обычаев.
Актуальностью этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость в том, чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их ознакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся школы.
Ценностями данной программы являются:
- Почитание родителей;
- Забота о старших и младших;
- Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
- Служение Отечеству;
- Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй.
В правовом государстве должно существовать:
- гражданское общество;
- закон и правопорядок;
- межэтнический мир;
- свобода и ответственность;
- свобода совести и вероисповедания;
- свобода личная и национальная;
- служение Отечеству (ратное, трудовое, духовное).
- Доверие к людям;
- институтам государства и гражданского общества.
- Нравственный выбор.
- Смысл жизни.
- Милосердие.
- Честность.
- Достоинство.
- Любовь.
- Жизнь.
- Родная земля.
Новизна программы состоит в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
В наше время всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начнёт осваивать их с самого малого возраста. Народная культура должна предстать в своей целостности, исходной связи с жизнью человека.
Программа, которую я представляю, ставит своей целью знакомство учащихся с историей и культурой своего родного уголка, родной земли. В данной программе предлагаются знания, воспитывающие уважение, любовь к культуре, традициям, быту и опыту родного народа и живущих вместе с ним других народов, а также культуру межнационального общения народа, населения нашего села.
Режим занятий: программа рассчитана для 10-13 лет. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу после учебных уроков. Длительность изучения 34 часа в год
Цель программы: Познакомить учащихся с духовным и материальным и наследием народа; формирование черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи:
Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Изучить историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру своего народа.
4. Познакомиться с историческими памятниками и достопримечательностями родного края.
5. Приобрести знания основ культуры и искусства многонационального населения.
6. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
7. Выработать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
8. Воспитать любовь к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
9. Воспитать любовь к родному краю, её природе и бережное отношение к ней.
10. Воспитать у учащихся чувство патриотизма, гордость и уважение за свой народ.
11. Сформировать интерес к изучению родного края.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример
Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.
Формы организации: беседа, познавательно-развлекательные игры, экскурсии, тематические устные журналы, диспуты, инсценированные представления, праздники народного календаря, выставки, конкурсы рисунков, фотографий, просмотр видеофильмов, народные игры , встречи с интересными людьми, выставки.
Психологическое обеспечение программы:
• создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
• создание творческой атмосферы и желания у учащихся в практической деятельности;
• применение индивидуальных, групповых форм обучения;
Ожидаемые результаты:
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
• историко-культурное, духовное наследие своей республики
Должны уметь:
• применять полученные знания на практике;
• работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
• формировать собственную позицию;
• вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота Родины. Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Я думаю, что «Нравственные уроки», должны быть эмоциональными, строиться на внимании и памяти. Также они должны включать в себя игровые элементы. Нужно использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Домашнее задание может быть такое как рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На нравственных уроках важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Занятия будут проводиться в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Программа предполагает реализацию формирования первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов. Проведение таких мероприятий как:
- «Акъыл жан» (острый ум);
- «Умники умницы»
- «Адыгский этикет и его достоинство»
- Инсценировка одного из национальных обрядов кабардинцев.
- Адыгские детские игры.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности «Нравственные уроки»
В процессе реализации программы планируется воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно - нравственного развития и воспитания, обучающихся на основе культурных традиций своего народа должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Нравственных уроков» будет обеспечено достижение обучающихся воспитательных результатов и эффектов.
Ожидаемый результат:
- бережное отношение к своей семье и её родословной;
- любовь к своему народу, родному языкуи народам других стран;
- у детей сформируются понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «здоровый образ жизни»;
- появится положительная мотивация, интерес к учёбе;
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | ||
2-3. | История адыгского народа и их отношение с другими народами. | 2 | ||
4-5. | Устное народное творчество адыгов. | 2 | ||
6. | Пословицы об этикете. | 1 | ||
7. | Мудрые мысли и изречение об адыгах. | 1 | ||
8-9. | Нартский эпос. | 2 | ||
10-11. | Адыгский этикет и его достоинство. | 2 | ||
12-15. | Лучшие традиции и обычаи кабардинского народа. | 4 | ||
16. | Обычай приветствий. | 1 | ||
17. | Обычай прощаний. | 1 | ||
18. | Уважительное отношение к родителям. | 1 | ||
19. | Уважительное отношение к старшим. | 1 | ||
20. | Уважительное отношение к женщине. | 1 | ||
21. | Особенности проведения праздников связанных с рождением ребенка и последующим развитием ребенка. | 1 | ||
22. | Празднование первых самостоятельных шагов ребенка (Лъэтеувэ). | 1 | ||
23-24. | Воспитание детей и подростков: аталычество. | 2 | ||
25. | Роль женщин в адыгском обществе. | 1 | ||
26-28. | Инсценировка одного из национальных обрядов кабардинцев. | 3 | ||
29-30. | Основные национальные одежды адыгов. | 2 | ||
31-32. | Танцы и танцевальный этикет. | 2 | ||
33-34. | Адыгские детские игры. | 2 | ||
ИТОГО | 34 |
Литература
1. К.Х .Унежев «Культура адыгов и балкарцев». «ЭльФа»2003г. 2.М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии древнейших времен до конца 19в.». Нальчик, 1997г. 3. А. Гукемухов «История Кабардино- Балкарии». Нальчик, 1988г. 4.Н. Жиляев «Щэнгъасэ». Нальчик, 2003г. 5.С.Х.Мафедзев «Обряды и обрядовые игры адыгов». Нальчик, 1997г. 6.Е.А.Гурбина «Обучение мастерству рукоделие». Волгоград, 2008г. 7.С.Х.Мафедзев «Адыгэ хабзэ». Налшык 1994гъ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном молодежном форуме «Время жить в России» «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций в современных условиях» (на примере Шарангского благочиния)
В моем выступлении речь пойдет об очень важной составляющей воспитания подрастающего поколения - восстановлении системы традиционных духовно – нравственных ценностей, основанных на правосл...
"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа
Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...
Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:· познакомить уч...
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе приобщения к традициям и обычаям культурного наследия российского казачества
Рабочая программа клуба казачьей направленности, расчитанная 3 года....
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»
Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время увеличился интерес к духовной сфере жизни человека, проблема духовно-нравственного воспитания школьников становится одной из наиболее актуальных. Это получило отражение и в программн...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края
Презентация о работе в МБОУ "Будницкая ОШ" по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....