Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»
рабочая программа (7 класс)

Мадина Салиховна Хапачева

Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА    с. ПСЫНШОКО»  ПРОХЛАДНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «СОШ с Псыншоко»

____________Ф.Х.Тхакахова

Регистрационный номер работы       31897.1.3.2022

                ПРОГРАММА

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа

(адыгэ хабзэ)

«Нравственные уроки»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 10 – 13 лет

Разработчик: Хапачева М.С

Учитель истории

с.Псыншоко

КБР,Пятигорская епархия

maryanakaramizova@yandex.ru

тел.89674297417

2022г

Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Северо-Кавказский Федеральный округ

______________________________________________________________________

(указывается федеральный округ)

Пятигорская епархия

                                                 (указывается епархия)

__________________МКОУ «СОШ с Псыншоко___________________________

(указывается организация)

_____________________Хапачева Мадина Салиховна___________________

Фамилия Имя Отчество (в именительном падеже)

Номинация :

«За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной

организации»

Информация об авторе (авторах) работы:

Дата и место рождения : 25.05.197ог ,КБР, Терский  район ,с Н-Хамидие

Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны,e-mail

КБР, Прохладненский  район, с Псыншоко, ул. Центральная ,1, 361010,

тел 89674297417 ,e-mail- xap-m@yandex.ru

Место работы или род занятий : МКОУ  «СОШ с Псыншоко» учтель истории __________________________________________________

Почётные звания (при их наличии)  -______________________________________________

Наличие премий, призов и иных наград -___________________________________________

Хапачева М.С..________________________

2022 год

                        Пояснительная записка 

                                                                             

       В наше время  проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобретает особое значение. Люди теряют моральные ориентиры, обесцениваются такие понятия, как совесть, честь, долг и все это привело к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, наркомания среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это должен быть высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

       Ведь у каждого  из нас Родина начинается с песни, которую пела нам мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.

     Главная цель  воспитания и обучения это гармоничная развитая личность. И поэтому, передо мной стоит задача – воспитать независимого и самостоятельного человека.

     Я всегда считала и считаю, что основой воспитания подрастающего поколения является адыгэ хабзэ – свод неписаных законов, который должен был выполнять всякий адыг, любящий свою родину, свой народ и уважающий себя.  Ведь адыги сохранились как этнос благодаря соблюдению принципов этой древней этической традиции – адыгэ хабзэ – означающей совокупность лучших нравственных качеств, норм общения в обществе, в семье и в быту. Роль национальных традиций очень велика для развития родного языка и нравственного  воспитания подрастающего поколения.

        Я  думаю, что этот курс будет одной из форм реализации данных программ и предназначен для учащихся школы, стремящихся расширить, углубить и совершенствовать знания адыгских национальных традиций и обычаев.
       Актуальностью этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость в том, чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их ознакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

        Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся школы.

Ценностями данной программы являются:

  1. Почитание родителей;
  2. Забота о старших и младших;
  3. Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
  4. Служение Отечеству;
  5. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй.

В правовом государстве должно существовать:

  1. гражданское общество;  
  2. закон и правопорядок;
  3. межэтнический мир;
  4. свобода и ответственность;
  5. свобода совести и вероисповедания;
  6. свобода личная и национальная;
  7. служение Отечеству (ратное, трудовое, духовное).
  8. Доверие к людям;
  9. институтам государства и гражданского общества.
  10. Нравственный выбор.
  11. Смысл жизни.
  12. Милосердие.
  13. Честность.
  14. Достоинство.
  15. Любовь.
  16. Жизнь.
  17. Родная земля.

Новизна программы состоит  в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания  школьника.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. 
  В наше время всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начнёт осваивать их с самого малого возраста. Народная культура должна предстать в своей целостности, исходной связи с жизнью человека. 
     Программа, которую я представляю, ставит своей целью знакомство учащихся с историей и культурой своего родного уголка, родной земли.  В данной программе предлагаются знания, воспитывающие уважение, любовь к культуре, традициям, быту и опыту родного народа и живущих вместе с ним других народов, а также культуру межнационального общения народа, населения нашего села. 
 Режим занятий: программа рассчитана  для 10-13 лет.  Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу после учебных уроков. Длительность изучения 34 часа в год
 Цель программы: Познакомить учащихся с духовным и материальным и наследием народа; формирование черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры. 

Задачи:

Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Изучить  историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру своего народа.
4. Познакомиться с историческими памятниками и достопримечательностями родного края.
5. Приобрести знания основ культуры и искусства многонационального населения.
6. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
7. Выработать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
8. Воспитать любовь к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
9. Воспитать  любовь к родному краю, её природе и бережное отношение к ней.
10. Воспитать  у учащихся чувство патриотизма, гордость и уважение за свой народ.
11. Сформировать интерес к изучению родного края.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример
Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.
 Формы организации: беседа, познавательно-развлекательные игры, экскурсии, тематические устные журналы,   диспуты, инсценированные представления,  праздники народного календаря, выставки, конкурсы рисунков, фотографий, просмотр видеофильмов, народные игры , встречи с интересными людьми, выставки. 
 Психологическое обеспечение программы:
• создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
• создание творческой атмосферы и желания у учащихся в практической деятельности;
• применение индивидуальных, групповых форм обучения;
 Ожидаемые результаты:
По окончанию обучения учащиеся должны знать: 
• историко-культурное, духовное наследие своей республики
Должны уметь: 
• применять полученные знания на практике;
• работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
• формировать собственную позицию;
• вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота Родины. Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает  духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. 

Я думаю, что «Нравственные уроки», должны быть эмоциональными, строиться на внимании и памяти. Также они должны включать в себя игровые элементы. Нужно использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы.  Домашнее задание может быть такое как рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На нравственных уроках важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

    Занятия  будут проводиться в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

     Программа предполагает  реализацию формирования первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов. Проведение таких мероприятий как:

  1. «Акъыл жан» (острый ум);
  2. «Умники  умницы»
  3. «Адыгский этикет и его достоинство»
  4. Инсценировка одного из национальных обрядов кабардинцев.
  5. Адыгские детские игры.

Планируемые результаты  освоения учащимися

программы внеурочной деятельности «Нравственные уроки»

В процессе реализации программы планируется воспитание нравственных чувств и этического сознания  у  школьников как направление духовно - нравственного развития и воспитания, обучающихся на основе культурных традиций своего народа должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Нравственных уроков» будет обеспечено достижение обучающихся воспитательных результатов  и эффектов.

Ожидаемый результат:

  • бережное отношение к своей семье и её родословной;
  • любовь к своему народу, родному языкуи народам других стран;
  • у детей сформируются понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «здоровый образ жизни»;
  • появится положительная мотивация, интерес к учёбе;

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  •  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  •  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  •  эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  •  принимать и сохранять учебную задачу;
  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  •  строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  •  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  •  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Учебно-тематический план

                    Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

2-3.

История адыгского народа и их отношение с другими народами.

2

4-5.

Устное народное творчество адыгов.

2

6.

Пословицы об этикете.

1

7.

Мудрые мысли и изречение об адыгах.

1

8-9.

Нартский эпос.

2

10-11.

Адыгский этикет и его достоинство.

2

12-15.

Лучшие традиции и обычаи кабардинского народа.

4

16.

Обычай приветствий.

1

17.

Обычай прощаний.

1

18.

Уважительное отношение к родителям.

1

19.

Уважительное отношение к старшим.

1

20.

Уважительное отношение к женщине.

1

21.

Особенности проведения праздников связанных с рождением ребенка и последующим развитием ребенка.

1

22.

Празднование первых самостоятельных шагов ребенка (Лъэтеувэ).

1

23-24.

Воспитание детей и подростков: аталычество.

2

25.

Роль женщин в адыгском обществе.

1

26-28.

Инсценировка одного из национальных обрядов кабардинцев.

3

29-30.

Основные национальные одежды адыгов.

2

31-32.

Танцы и танцевальный этикет.

2

33-34.

Адыгские детские игры.

2

                ИТОГО

34

                                Литература            

1. К.Х .Унежев  «Культура адыгов и балкарцев». «ЭльФа»2003г.                                                               2.М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии древнейших времен до конца 19в.». Нальчик, 1997г.                                                                                               3. А. Гукемухов «История Кабардино- Балкарии». Нальчик, 1988г.                                                 4.Н. Жиляев «Щэнгъасэ». Нальчик, 2003г.                                                                     5.С.Х.Мафедзев «Обряды и обрядовые игры адыгов». Нальчик, 1997г.                                           6.Е.А.Гурбина «Обучение мастерству рукоделие». Волгоград, 2008г.                                    7.С.Х.Мафедзев «Адыгэ хабзэ». Налшык 1994гъ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном молодежном форуме «Время жить в России» «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций в современных условиях» (на примере Шарангского благочиния)

В моем выступлении речь пойдет об очень важной составляющей воспитания подрастающего поколения  -  восстановлении системы традиционных духовно – нравственных ценностей, основанных на правосл...

"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа

Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...

Республиканский семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей»: мастер-класс «Я гусли беру золотые»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:·        познакомить уч...

«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»

Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время увеличился интерес к духовной сфере жизни человека, проблема духовно-нравственного воспитания школьников становится одной из наиболее актуальных. Это получило отражение и в программн...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края

Презентация о работе в МБОУ "Будницкая ОШ" по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....