Факультатив "Культурные традиции русского народа"
рабочая программа по русскому языку (6, 7, 8 класс) по теме

Попова Антонина Ивановна

Для людей, живущих в России, особенно важно знать не только язык, но и исторические корни, основу образа жизни нашего народа. Занятия ТО – это «глоток живой воды», истоком которого является русская старина.

Культурные традиции русского народа- это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Воспитание школьников на культурном наследии является одним из главных направлений педагогического процесса. Культура- это память. Под ней подразумевается беспрерывная интеллектуальная, духовная жизни человека и общества.  Основным направлением программы «Культурные традиции русского народа» является изучение обычаев и преданий русской старины, сказок, былин, заговоров и гаданий, которые таят в себе необъяснимое очарование, доступное сердцу каждого, в ком жива любовь к Отечеству. На занятиях творческого объединения учащиеся познакомятся с богатством великой русской души, притягательная тайна которой веками очаровывала всех, кто хотя бы немного соприкоснулся с , смогут приобщиться к практическим навыкам старинных русских ремесел, увидеть это на очных и виртуальных экскурсиях. Полученные во время занятий ТО знания помогут школьникам открыть для себя самобытную русскую культуру, глубже понять литературные произведения, изучаемые на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kulturnve_traditsii_russkogo_naroda_2016-2017.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Школа № 508»

Утверждаю.

Зам. директора ГБОУ « Школа № 508»

________________Хоменко С.П.

«___»_________________2016 г.

Программа по дополнительному образованию

« Культурные традиции русского народа»

(групповое обучение)

Направленность : культурологическая

Автор:

Попова А.И.

Срок реализации: 3 года

Возраст: 10- 14 лет

Программа принята

педагогическим советом

ГБОУ « Школа № 508»

Протокол №1

От «__»_________2016 г

                             Пояснительная записка

Направленность программы:

Программа имеет культурологическую направленность

Для людей, живущих в России, особенно важно знать не только язык, но и исторические корни, основу образа жизни нашего народа. Занятия ТО – это

«глоток живой воды», истоком которого является русская старина.

Культурные традиции русского народа- это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Воспитание школьников на культурном наследии является одним из главных направлений педагогического процесса. Культура- это память. Под ней подразумевается беспрерывная интеллектуальная, духовная жизни человека и общества.  Основным направлением программы «Культурные традиции русского народа» является изучение обычаев и преданий русской старины, сказок, былин, заговоров и гаданий, которые таят в себе необъяснимое очарование, доступное сердцу каждого, в ком жива любовь к Отечеству. На занятиях творческого объединения учащиеся познакомятся с богатством великой русской души, притягательная тайна которой веками очаровывала всех, кто хотя бы немного соприкоснулся с , смогут приобщиться к практическим навыкам старинных русских ремесел, увидеть это на очных и виртуальных экскурсиях. Полученные во время занятий ТО знания помогут школьникам открыть для себя самобытную русскую культуру, глубже понять литературные произведения, изучаемые на уроках.

Обоснование необходимости программы

       Актуальность программы определяется возросшим интересом к сохранению духовного, художественного, научного и культурного достояния русского народа,  его православной культуры, традиций и обрядов ,  повышению речевой культуры носителей русского языка.

Цель программы:

-использование компенсаторной функции народного  искусства в целом;

-восстановление эмоционально- энергетического тонуса подростков ;

-снятие нервно- психических перегрузок у  учащихся.

Задачи:

1.Образовательные:

-Изучить обобщенный опыт жизни и традиций русского народа;

-Познакомить с лучшими образцами устного народного творчества, их связью с произведениями классической литературы и архитектуры;

- Изучить традиционные виды народного искусства.

2. Воспитательные:

-Воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству, толерантность;

-Учить самостоятельно работать в условиях творческого коллектива;

-Формировать способность доводить начатое дело до конца;

- Формировать эстетический вкус, соблюдение норм культуры речи, этики поведения.

3. Развивающие:

-Формировать стойкий интерес к культурным традициям русского народа;

-Развивать творческие задатки у обучающихся: нешаблонное мышление, художественное восприятие, любознательность, наблюдательность;

-Развивать полезные навыки: внимание, усидчивость, творческое воображение,

-Развивать уверенность в себе при выполнении творческих работ.

Педагогическая целесообразность

Программа разработана на основе программ «Мировая художественная культура» и «Литература», предназначена для работы с детьми в условиях школы полного дня .

Назначение данной программы заключается в том, чтобы оказать ребенку содействие в решении различных проблем: становлении его как личности, взаимоотношении его в коллективе, уважении к языку, культуре и традициям русского народа посредством знакомства с лучшими образцами духовного, художественного, научного наследия нашей страны.

     Новизна программы: содержание данного курса состоит из 3 частей (3 года обучения), которые по принципу преемственности предполагают углубление знаний, умений и навыков учащихся от этапа к этапу по мере их взросления: деление по возрастному восприятию. На каждом из этих этапов образовательный  курс объединен девизом ( см. тем. планирование). При изучении тем наблюдаются межпредметные связи. Теоретические и практические занятия предполагают освоение темы сначала в теории, а затем на практике  ( в том числе экскурсии, просмотры кино- видео-фильмов, участие в праздничных программах, конкурсах и т.д.)

      Особенность программы:

- ориентир на реализацию компенсаторной функции искусства в целом;

-восстановление эмоционально- энергетического тонуса подростков;

- снятие нервно- психических перегрузок у  учащихся

- использование в работе детской любознательности, интереса к истокам народной мудрости.

Практическая значимость программы

заключается в том, что учащиеся имеют возможность познакомиться с особенностями русского фольклора с учетом индивидуальных запросов, приобщиться к  изучению русских народных ремесел, используя свой собственный опыт в том или ином направлении. Важным элементом занятий ТО является введение в программу раздела «Язык и речь»- нормативное употребление слов, построение предложений, составление текстов различных жанров. Изучение этических норм ( особенно для подростков девиантного поведения)  тоже играет немаловажную роль в вопросе воспитания будущего поколения русских людей. В последнее время в России большое внимание уделяется обучению детей православной культуре.         Исходя из этого, ТО

«Культурные традиции русского народа» имеет в программе обучения  соответствующий раздел, теоретические сведения которого подтверждаются практикой( посещение храмов, беседы со священнослужителями).

Благодаря выполнению данной образовательной программы, педагог ДО постарается пролить на душу ребенка тот необъяснимый чистый свет доброты, который сделает его настоящей гармонически развитой личностью.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована  программа

Образовательная программа ДО «Культурные традиции русского народа  ориентирована на детей и подростков от 10 до 14 лет. Она предусматривает работу детских групп в количестве 10-15человек. Группы формируются по классам или параллелям. Зачисление в ТО «Культурные традиции русского народа» производится  по итогам собеседования, приём добровольный, свободный , при наличии заявления от родителей и медицинского показания.

Основные формы организации учебного процесса:

-лекция

-диалоговая форма

-беседа

-игровые занятия

-работа с книгами и иллюстрациями

-экскурсии

- практические занятия

-проектная работа (учебно- исследовательские проекты).

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный,

- наглядный,

- работа с дидактическими материалами,

-самостоятельная познавательная деятельность воспитанников.

Режим и формы занятий

Срок реализации программы-3 года. Трехгодичный период обучения обусловлен принципом преемственности , которая предполагает углубление знаний, умений и навыков учащихся  по мере их взросления.

Программа рассчитана на 38 ч. в год на одну учебную группу.

Каждая группа занимается 1 раз в неделю по 1 часу .

Формы  проведения занятий

-групповые

-коллективная творческая деятельность

- концерты,

-конкурсы,

-учебная проектно- исследовательская деятельность.

Ожидаемые результаты, способы их диагностики.

Занимаясь по программе ДО «Культурные традиции русского народа»,обучающиеся должны:

Знать:

-Основы русской народной  культурологии, мировой художественной культуры;

-Причины и истоки культурных традиций России;

-Основы  устного народного творчества;

-Художественные промыслы и ремёсла;

-Основы учебно- исследовательской деятельности;

-Технику безопасности при выполнении практических работ, экскурсионных мероприятий;

-Произведения русской  литературы , фольклор.

Уметь:

-Использовать знания и умения, полученные на занятиях,  для творческой деятельности, для воплощения собственного замысла на практике;

-Изготавливать простые предметы утилитарного назначения;

-Грамотно, культурно общаться со взрослыми и среди своих сверстников.

 Навыки:

-Изготовления простых предметов с использованием элементов народного стиля;

-Организации и проведения русских народных праздников;

-Творческого решения задач.

                                   

Учебно- тематический план.

1 год обучения.

           

Девиз-«Русская старина»

Наименование разделов и тем

Количество

всего

Вводное занятие

1

1.

Русский фольклор

8

1.1

Загадки

1

1.2

Пословицы и поговорки

1

1.3

Русские народные песни

1

1.4

Детский фольклор. Считалки

1

1.5

Сказки. Виды русских народных сказок.  Персонажи русских народных сказок.

Викторина по русским народным сказкам

2

1.6

Былины. Персонажи былин

1

1.7

Русские хороводы. Народные игры и забавы

1

2.

Традиции и обряды, этика

4

2.1

Крестины

1

2.2

Именины, дни рождения

1

2.3

Помолвки. Свадьбы

1

2.4

Похороны и поминки

1

3.

Православие в России

3

3.1

Сущность православного учения: православие как ветвь христианства, учение о Святой Троице, Иисус Христос, учение о спасении, символ веры.

1

3.2

Молитва и ее роль в духовной и нравственной жизни человека

1

3.3

. Подражание молитвам и их переложение в худ. литературе

1

4.

Памятники русской культуры

8

4.1

Памятник Юрию Долгорукому в Москве.

1

4.2

Поход князя Игоря на половцев.( Слово о полку Игореве)

1

4.3

Музеи московского Кремля

1

4.4

Рассказ о Садко. Музыка из оперы М. Мусоргского.

1

4.5

 Рассказ об Иване Грозном. Репродукция картины.

Кинокомедия « Иван Васильевич меняет профессию»

1

4.6

М.В. Лермонтов « Песня про купца Калашникова»

1

4.7

Русский музей

1

4.8

Третьяковская галерея

1

5.

Язык и речь

6

5.1

Обращение на Вы

1

5.2

О вреде пустословия

1

5.3

Этика взаимоотношений продавец- покупатель. Диалоги

1

5.4

Этика телефонного разговора. Диалоги

1

5.5

Чистота речи- признак культурного и грамотного человека. Слова- паразиты

1

5.6

Сленг, жаргон

1

6.

Ремесла на Руси

3

6.1

Гжель

1

6.2

Хохлома

1

6.3

Жостовские подносы

1

7.

Города русские.

Русские усадьбы

10

7.1

Золотое кольцо России( виртуальные экскурсии по городам )

5

Всего

38

                                                     

2 год обучения

Девиз-«Русский дух»

Наименование разделов и тем

Количество

всего

Вводное занятие

1

1

Русский фольклор

2

Анекдоты

1

Пословицы и поговорки, присказки  и сказки о «нечистой силе»

1

2

Традиции и обряды, этика

10

Рождество

1

Старый Новый год

1

Крещение.Гадания на Руси

1

Святки

1

Этика взаимоотношений: мужчина- женщина, молодость- старость

1

Домоводство. Образ домашней жизни

1

Дворянский быт

1

Быт русских царей

1

Русские обеды

Этикет- игра «Накрываем стол»

1

Литературные посиделки «Хлеб да соль»

1

3.

Православие в России

4

Православный храм

1

Служба. Крестный ход

1

Кто служит в церкви. Иерархия в церкви.

1

Учебные заведения русской православной церкви

1

4

Памятники русской культуры

2

Наша картинная галерея: полотна И.Репина, Ф. Решетникова, И.Айвазовского, И.Левитана, И.Шишкина

2

5

Язык и речь

3

Письменность на Руси.

Азбука Кирилла и Мефодия

1

Монастыри, монахи, летописи

1

«Волшебные» слова. «Дежурные» вопросы и ответы

1

6

Ремесла на Руси

4

Богородская игрушка

1

Изделия из соломки

1

Бисероплетение

2

7

Города русские. Русские усадьбы

18

Москва древняя и современная

2

Санкт-Петербург

2

Царское Село

2

Подмосковные усадьбы

4

8

Организационные мероприятия

2

           ВСЕГО

38

                                                   

3 год обучения

Девиз- «Загадка души»

Наименование разделов и тем

Количество

Всего

Вводное занятие

1

1

Русский фольклор

3

Фольклорная экспедиция профессора Афанасьева

1

Русский народ:обычаи и предания, обряды и суеверия. Собрание М. Забылина

1

Народные лирические песни и частушки

Старинные музыкальные инструменты

1

2.

Традиции и обряды, этика

14

Масленица

2

Вербная неделя

1

Благовещение

1

Пасха

1

Троицын день

1

Земледельческие праздники

1

Хозяйственные приметы

1

Заклинания, заговоры, приговоры, обереги и прочее

1

Русская народная одежда

1

Игры русского народа

2

Зимние игры

1

Звериная и птичья охота на Руси

1

3.

Православие в России

5

Золотые купола

1

Святые угодники

1

Иконы

1

Молитвы

1

Православные монастыри

1

4

Памятники русской культуры

2

Произведения русских классиков 19-20 веков, содержащие элементы культурных традиций русского народа

( произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.А.Лермонтова, Т.Н.Толстого и др.)

2

5

Язык и речь

4

Афоризмы, фразеологизмы и крылатые выражения с элементами УНТ

1

Нормативная и ненормативная лексика

1

Происхождение ругательств, проклятий и мата

1

Традиционные способы выражения благодарности , недовольства.

Повседневный речевой этикет

1

6

Ремесла на Руси

4

Вологодское кружево

1

Русское вышивание

2

Палехская миниатюра

1

7

Города русские. Русские усадьбы

6

Подмосковные города русские( защита рефератов)

2

Город моего детства ( сообщения уч-ся)

2

Деревенская сказка( сообщения уч-ся )

2

8.

Организационные мероприятия

3

     Всего

38

                           

 Содержание программы

                                   1 год обучения

Вводное занятие

Теория:

Техника безопасности на занятии., во время проведения экскурсий и практических работ. Основные направления, термины и понятия курса «Культурные традиции русского народа»

  1. Русский фольклор

Теоретический материал:

Загадки, пословицы, поговорки, их толкование. Русские народные сказки, игры,  песни, хороводы.

  Виды практической деятельности:

- викторина по сказкам,

-просмотр видеофильмов,

-проведение народных игр .

  1. Традиции и обряды, этика

Теоретический материал:

Русские народные праздники и обряды: крестины, именины, свадьбы, похороны и поминки.

Виды практической деятельности: организация проведения чаепития для именинников, просмотр видеофильма с показом старинного свадебного обряда.

  1. Православие в России

  Теоретический материал:

Сущность православного учения. Символ веры. Молитвы.

Виды практической деятельности:

-чтение молитв, посвященных помощи в учёбе, здоровье, сохранении

мира и согласия в доме.

 

  1. Памятники русской культуры

Теоретический материал:

Русское культурное наследие: музыка, искусство, литература.

Русский музей. Третьяковская галерея.

Виды практической деятельности:

-посещение музея московского Кремля , Третьяковской галереи  (возможно, виртуальные экскурсии по данным объектам)

  1. Язык и речь-

Теоретический материал:

Чистота речи- признак культурного и грамотного  человека.

Нормативная и ненормативная русская лексика.

Этикетные языковые нормы.

Виды практической деятельности:

-диалоговые формы общения: телефонный разговор, продавец- покупатель.

  1. Ремесла на Руси.

Теоретический материал:

  «Живая» Русь в виде изделий мастеров Гжели, Хохломы, Жостова .

Виды практической деятельности:

- выездные экскурсии на предприятия, организация выставок, работа творческой мастерской.

  1. Города русские. Русские усадьбы

Теоретический материал:

Путешествие по Золотому кольцу России: г.Суздаль, Владимир, Ярославль, Углич, Мышкин.

Виды практической деятельности:

-экскурсия по Золотому кольцу России ( возможен виртуальный вариант), организация фотоотчёта.

8.Организационные мероприятия

Участие в конкурсах и праздничных мероприятиях.

 Организация выставок детских работ и фотографий .

Организация и проведение экскурсий.

                                2 год обучения

                        Содержание программы

Вводное занятие

Техника безопасности на занятиях, во время проведения экскурсий, практических занятий.

  1. Русский фольклор

Теоретический материал: анекдоты, тема «нечистой силы» в произведениях УНТ.

2. Традиции, обряды, этика

Теоретический материал: зимние русские народные праздники и обряды.

Домоводство.  Царский и дворянский быт. Этика взаимоотношений.

Виды практической деятельности:

- гадания на Руси,

-этикет- игра «Накрываем на стол»,

- литературные посиделки.

3.Православие в России

Теоретический материал: православный храм, служба, иерархия в церкви.

Виды практической деятельности: посещение православного храма.

4.Памятники русской культуры

Теоретический материал: изучение полотен русских художников, направленность их художественного творчества.

Виды практической деятельности: посещение выставочного центра «Наследие»

5.Язык и речь

Теоретический материал: письменность на Руси, монастыри, летописи.

Виды практической деятельности: игра- этикет «Волшебные» слова; «дежурные» вопросы и ответы.

6.Ремесла на Руси

Теоретический материал: Богородская игрушка. Изделия из соломки. Бисероплетение.

Виды практической деятельности: изготовление изделий из бисера.

7.Города русские. Русские усадьбы

Теоретический материал: Москва древняя и современная. Подмосковные усадьбы. С.-Петербург и пригороды.

Виды практической деятельности: самостоятельные исследовательские проекты обучающихся, подготовка презентации.

8.Организационные мероприятия

 Участие в конкурсах и праздничных мероприятиях.

Организация выставок детских работ и фотографий.

Организация и проведение экскурсий.

3 год обучения

Девиз- «Загадка души»

                

        Вводное занятие        

1        Русский фольклор        

        Теоретический материал: Фольклорная экспедиция профессора Афанасьева        

        Русский народ:обычаи и предания, обряды и суеверия. Собрание М. Забылина         

        Народные лирические песни и частушки

Старинные музыкальные инструменты 

Виды практической деятельности: самостоятельные исследовательские проекты обучающихся, подготовка презентации.

        

2.        Традиции и обряды, этика        

        Теоретический материал: Масленица        

        Вербная неделя        

        Благовещение        

        Пасха        

        Троицын день        

        Земледельческие праздники        

        Хозяйственные приметы        

        Заклинания, заговоры, приговоры, обереги и прочее        

        Русская народная одежда        

        Игры русского народа        

        Зимние игры        

        Звериная и птичья охота на Руси 

Виды практической деятельности: самостоятельные исследовательские проекты обучающихся, подготовка презентации.

        

3.        Православие в России        

        Теоретический материал: Золотые купола        

        Святые угодники        

        Иконы        

        Молитвы        

        Православные монастыри 

Виды практической деятельности: самостоятельные исследовательские проекты обучающихся, подготовка презентации.

        

4        Памятники русской культуры        

        Теоретический материал: Произведения русских классиков 19-20 веков, содержащие элементы культурных традиций русского народа

( произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.А.Лермонтова, Т.Н.Толстого и др.)        

Виды практической деятельности: самостоятельные исследовательские проекты обучающихся

5        Язык и речь        

        Теоретический материал: Афоризмы, фразеологизмы и крылатые выражения с элементами УНТ        

        Нормативная и ненормативная лексика        

        Происхождение ругательств, проклятий и мата        

        Традиционные способы выражения благодарности , недовольства.

Виды практической деятельности: Повседневный речевой этикет,игра- этикет        

6        Ремесла на Руси        

        Теоретический материал: Вологодское кружево        

        Русское вышивание        

        Палехская миниатюра 

Виды практической деятельности: вышивание.        

7        Города русские. Русские усадьбы        

        Подмосковные города русские( защита рефератов)        

        Город моего детства ( сообщения уч-ся)        

        Деревенская сказка( сообщения уч-ся )

 Виды практической деятельности: самостоятельные исследовательские проекты обучающихся, подготовка презентации        

8.        Организационные мероприятия        

                

         Организация выставок детских работ и фотографий.

Организация и проведение экскурсий.

            

Методическое обеспечение программы

Материальное обеспечение программы, как условие ее реализации

Для проведения занятий необходим кабинет площадью 50 кв.м.

Необходимые материалы и оборудование:

-Телевизор

-DVD- плейер

-Видеомагнитофон

-Аудиоаппаратура

-Альбомы

-Карандаши цветные

-Краски акварельные

-Ткань

-Бисер

-Нитки-мулине

Дидактические и наглядные материалы

-Фотографии и открытки объектов русской старины

-Репродукции работ русских художников

-Библиотечный фонд

-Аудио- и видеотека

-работы выпускников ТО.

Список литературы.

1.Даль В.И.:Толковый словарь живого великорусского языка.- М.,1982.

2. Жегалова К.С.:Пряник, прялка и птица Сирин.-М.,2013.

3. Забылин М.:Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия.-

М.,Эксмо, 2003.

4.Народные лирические песни:Б-ка поэта., С-Пб,-2014

5.НосковаЗ., Постникова И.: Организация литературных вечеров и утренников.-М.-2012

6.Загадки русского народа:Сб. загадок, вопросов, притч и задач.-

Сост. Садовников.-М.-1991.

7.Карташев А.В.: Очерки по истории русской церкви.-М., 1991

8.Соколова Л.: Воспитание ребенка в русских традициях.-М., 2012.

9. Юрьев Ю.:Разговор о важном.-М..2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Внеклассное мероприятие "Традиции русского народа."

Мероприятие знакомит обучающихся с традициями празднования Пасхи на Руси....

Научно-исследовательская работа. «Боевые и нравственные традиции русского народа».

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его с...

Статья "Зачем девочек учить рукоделию (традиции русского народа)."

С раннего возраста за работой взрослых наблюдали дети, перенимали приемы обработки различных природных материалов, овладевали секретами мастерства, создавали своим...

"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"

В материале представлены приметы осенних  дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...

Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...