Деятельность образовательной организации в контексте развития службы ранней помощи
презентация к уроку

Горенская Алина Геннадьевна

Необходимость развития ранней помощи обусловлена положением Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из группы риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тайшетского района

МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

Районное методическое объединение учителей-логопедов

Тема: «Деятельность

образовательной организации

в контексте развития

службы ранней помощи»

Подготовила: учитель-логопед

Горенская Алина Геннадьевна,

МКОУ Квитокская СОШ №1

Тайшет, 2022

Необходимость развития ранней помощи обусловлена положением Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из группы риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.

В 2018 году в Иркутской области разработана и утверждена распоряжением Правительства Иркутской области от 25 июля 2018 года
№ 531-рп межведомственная Концепция формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2020 года, определяющая основные направления формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска, и их семьям.

В рамках указанной Концепции также утвержден межведомственный План мероприятий («дорожная карта») по формированию и реализации системы ранней помощи в Иркутской области на период до 2020 года, предусматривающий собой:

- разработку нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Координационного совета и механизмов функционирования ранней помощи детям целевой аудитории в Иркутской области;

- организацию работы Координационного совета;

- организацию межведомственного и межсекторного взаимодействия субъектов ранней помощи;

- созданию инфраструктуры служб ранней помощи в регионе;

организацию условий для кадрового развития системы ранней помощи в Иркутской области;

- апробацию, внедрение и тиражирование лучших практик ранней помощи.

В 2018 году была создана региональная служба по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста с целью организации   психолого-педагогического консультирования на базе ГАУ Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Целью работы региональной службы является координация деятельности служб помощи в образовательных организациях Иркутской области.

Основные задачи службы:

- создание базы данных об образовательных организациях, реализующих программы по оказанию ранней помощи;

 - формирование банков эффективных технологий и методик работы по организации ранней помощи, профилактике инвалидности, абилитации и реабилитации, интеграции детей-инвалидов, детей с ОВЗ и семей, воспитывающих таких детей в обществе;

- повышение профессиональных компетенций специалистов организаций разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ от 0 до 3 лет и их семьями.

Для отработки механизмов и реализации распоряжения заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 26 июня 2018 года № 33-рзп «О внесении изменений в распоряжение заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 4 апреля 2018 года № 23-рзп» «Об утверждении Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Иркутской области» на базе региональной службы действует «Пункт образовательной поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ от 0 до 3 лет».

К детям целевой группы от рождения до 3 лет для оказания ранней помощи относятся:

- имеющие статус «ребенка-инвалида»;

- с выявленными генетическими или хромосомными заболеваниями;

- с выявленными заболеваниями, приводящими к расстройствам функций организма (психических, сенсорных, речевой продукции, нейромышечных, скелетных и связанных с движением; других);

- с нарушениями функций организма (психических, сенсорных, речевой продукции, нейромышечных, скелетных и связанных с движениями; других);

- воспитывающиеся в государственных казенных учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- воспитывающиеся в семьях, находящихся в социально опасном положении;

- отнесенные к категории детей с ограниченными возможностями здоровья;

- отстающие в развитии, испытывающие трудности поведения, адаптации, формирования психического здоровья на основании заключения ПМПК.

Отнесение к той или иной целевой группе проходит при наличии справок, выданных медицинскими организациями, либо другими обязательными документами, выданными организациями социальной защиты населения, здравоохранения, образовательными организациями, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства.

Задачи «Пункта»

- ресурсная помощь семьям с детьми-инвалидами, повышение родительской компетенции и социальной активности семей;

- консолидация (организация) интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов в направлении ускоренного внедрения передовых педагогических технологий по сопровождению семьи, имеющей детей с ОВЗ и инвалидов;

- повышение родительской компетентности, обучение родителей коррекционным методикам для применения в домашних условиях, встраивание обучения ребенка в повседневную жизнь семьи;

- развитие социальной активности семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидов;

- организация обмена опытом по созданию и внедрению инновационных социально - психолого - педагогических и информационных технологий сопровождения семьи и ребенка с ОВЗ в ОО Иркутской области;

- разработка и издание методических рекомендаций и пособий по оказанию ранней помощи и сопровождению семьи и детей с ОВЗ, инвалидов.

Направления работы «Пункта»

Информационно-методическое:

- консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения, развития детей, коррекции нарушений в развитии (риск нарушений), осуществления взаимодействия с детьми в условиях семейного воспитания;

- проведение групповых и индивидуальных занятий с семьями, имеющими ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушений), практическое обучение семей с целью оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи детям;

- информирование о деятельности службы с помощью средств массовой информации;

- создание банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;

- повышение квалификации специалистов ОО по вопросам оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста.

Консультативно-диагностическое:

- определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

- максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

- анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

- консультирование родителей по вопросам, подбор оптимальных видов помощи родителям и детям в зависимости от потребностей образовательных услуг и возможных нарушений в развитии детей (риском нарушений);

- реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

- создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды; разработка обоснованных рекомендаций родителям по осуществлению семейного воспитания в зависимости от состояния здоровья ребенка, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;

 - подготовка по согласованию с родителями заключения о развитии ребенка, нуждающегося в обращении в ПМПК;

- консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Коррекционно-развивающее:

- разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

- обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

- проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста.

На основании рекомендаций Министерства образования и науки РФ в сфере образования по реализации моделей выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии ребенка от 13.01.2016 г. № ВК-15/07, во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы службы ранней помощи, которые могут функционировать как самостоятельные организации или структурные подразделения на базе ДОУ, отдельных ОО, реализующих АООП, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Поэтому, если в образовательной организации функционирует центр (пункт), то может быть запрос от родителей (законных представителей) по оказанию ранней помощи детям от 0 до 3 лет, не посещающих ОО. В таких службах (отделениях) ранней помощи должны быть самостоятельно разработаны и утверждены положения о деятельности таких служб (отделений), программы оказания услуг ранней помощи. (Приложение 1. Образец Положение о Службе ранней помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии (риском нарушений) и их семьям, организованной на базе..)

На основании приказа директора МКОУ Квитокской СОШ № 1 от 02.09.2015, на базе детских садов «Чебурашка» и «Теремок», открыты консультационные центры с целью обеспечения всестороннего развития, воспитания и обучения детей в возрасте от года до семи лет, не охваченных дошкольным образованием, выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу и обеспечении успешной адаптации при поступлении в ДОУ, оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, предусмотренной п.3. ст.64 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

С 2019 года МКОУ Квитокская СОШ № 1 является участником  муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», утвержденного мэром Тайшетского района от 01.03.2019 года на 2019-2024гг., и работа консультационного центра ведется в соответствии с планом мероприятий по реализации проекта.

С 2020 года МКОУ Квитокская СОШ № 1 включена в Региональный тематический инновационный комплекс ГАУ ДПО ИРО по теме: «Внедрение эффективной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, не посещающих образовательную организацию, реализующую основную образовательную программу дошкольного образования». Образовательная организация в содружестве с семьей осуществляет воспитание и формирование личности ребенка с первых лет его жизни, оказывая родителям детей раннего возраста, не посещающих детский сад, бесплатные услуги методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.

Приложение 1.

Положение о Службе ранней помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии (риском нарушений) и их семьям, организованной на базе …(образец).

1. Общие положения:

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Службы ранней помощи ….

1.2. Служба ранней помощи в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, ст.43 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998г №127-ФЗ «Об основных гарантиях права ребёнка в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 29.12.2012г №273-Ф3 «Об образовании», Уставом….

1.3. Служба ранней помощи предназначена для оказания помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет, имеющим проблемы в развитии (риском нарушений) и их родителям (законным представителям).

1.4. Положение о Службе ранней помощи принимается на педагогическом совете ОО и согласовывается с методическим советом ДОУ, утверждается и вводится в действие приказом заведующего ДОУ.

2. Цель, задачи и направления Службы ранней помощи.

2.1. Целью деятельности службы является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии, поддержки семьи в способах его воспитания и обучения.

2.2. Основными задачами Службы ранней помощи являются:

  • проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
  • оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
  • осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
  • включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
  • определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

2.3. Направления деятельности Службы ранней помощи:

2.3.1. Информационно-консультативное направление:

  • информирование родителей об образовательных услугах, предоставляемых Службой ранней помощи;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения, развития детей, коррекции нарушений в развитии (риск нарушений), осуществления взаимодействия с детьми в условиях семейного воспитания;
  • проведение групповых и индивидуальных занятий семей, имеющими ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), со специалистами Службы ранней помощи, практическое обучение семей с целью оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи детям.

2.3.2. Диагностическое направление:

  • комплексное или дифференцированное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования;
  • выявление потенциальных возможностей ребенка;
  • выявление уровня и особенностей развития различных видов деятельности ребенка: познавательной, речевой, изобразительной, конструктивной, игровой, учебной;
  • выявление уровня физического развития и физической подготовленности;
  • выявление особенностей поведения и взаимодействия ребенка с окружающими;
  • подбор оптимальных видов помощи родителям и детям в зависимости от потребностей образовательных услуг и возможных нарушений в развитии детей (риском нарушений);
  • разработка обоснованных рекомендаций родителям по осуществлению семейного воспитания в зависимости от состояния здоровья ребенка, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;
  • подготовка по согласованию с родителями заключения о развитии ребенка, нуждающегося в обращении в муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК).

3. Формы организации Службы ранней помощи.

3.1. Работа Службы ранней помощи организуется в следующих формах:

  • консультативно - методический центр;
  • диагностический центр.

3.2. Работа с родителями (законными представителями) и детьми может быть проведена в форме групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий.

3.3. Работа с детьми организуется в рамках диагностического обследования только в присутствие родителей (законных представителей) по утвержденному графику.

4. Порядок создания Службы ранней помощи

4.1. Служба ранней помощи создается при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения с учетом запросов родителей (законных представителей), воспитывающих ребенка с нарушением в развитии (риск нарушений). Помещение должно отвечать педагогическим и санитарно - гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

4.2. В Службу ранней помощи для проведения диагностического обследования принимаются дети с 0 до 3 лет, не посещающие дошкольное образовательное учреждение при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребенка, медицинской справки о состоянии здоровья родителя(ей).

5. Организация деятельности Службы ранней помощи

5.1. Формы предоставления образовательных услуг, режим работы Службы ранней помощи и длительность пребывания в ней детей определяются дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе социального заказа родителей (законных представителей) с учетом условий осуществления образовательного процесса в учреждении.

5.2. Деятельность Службы ранней помощи осуществляется в течение учебного года в соответствии с графиком работы, утвержденным заведующим ДОУ.

5.3. Информирование заинтересованных лиц осуществляется через размещение информации на сайте детского сада, информационных стендах в дошкольных образовательных учреждениях.

5.4. Обращение родителей (законных представителей) регистрируются в журнале регистрации обращений.

5.5. С родителями (законными представителями) заключается соглашение о взаимодействии, берется согласие на обработку персональных данных, на фото и видеосъемку.

5.6. Штат сотрудников Службы ранней помощи утверждается заведующим ДОУ в пределах утвержденного фонда оплаты труда. В состав специалистов могут входить педагогические работники ДОУ: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, при наличии штатных единиц - инструктор по физической культуре, педагог - психолог, учитель - логопед.

5.7. Учебная нагрузка педагогов Службы ранней помощи не должна превышать нормативов рабочего времени.

5.8. Содержание деятельности Службы ранней помощи определяется планом работы, утвержденным заведующим ДОУ с учетом запросов родителей (законных представителей) ребенка, возможностей педагогического коллектива.

6. Управление Службой ранней помощи

6.1. Непосредственное руководство Службой ранней помощи осуществляет лицо, назначенное руководителем по приказу заведующего ДОУ.

6.2. Функционирование Службы ранней помощи осуществляют специалисты дошкольного образовательного учреждения, педагоги, назначенные приказом заведующего ДОУ.

6.3. Заведующий ОО определяет функциональные обязанности каждого работника Службы ранней помощи, которые закрепляются в должностных инструкциях.

6.4. Специалисты Службы ведут планирование и анализ ее деятельности с учетом индивидуальных и групповых социальных заказов родителей воспитанников.

7. Обязанности и ответственность сторон

7.1. Заведующий детским садом обязан:

  • предоставить оборудование и оснащение для Службы ранней помощи;
  • получать информацию от руководителя Службы ранней помощи об организации деятельности Службы ранней помощи.

7.2. Педагоги, осуществляющие работу Службы ранней помощи, обязаны:

-рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетентности;

-применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, коррекционной, профилактической работы;

  • в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;
  • хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате, диагностической, консультативной и других видов работ,

7.3. Педагоги Службы ранней помощи несут ответственность:

  • за адекватность используемых диагностических, развивающих и профилактических методов и средств;
  • за оформление документации в установленном порядке;
  • за качество предоставляемых образовательных услуг.

8. Права сторон.

8.1. Заведующий имеет право:

  • утверждать локальные нормативные акты, обеспечивающие работу Службы ранней помощи;
  • размещать информацию о деятельности Службы ранней помощи в средствах массовой информации, на сайте учреждения, информационных стендах;
  • ставить вопрос о поощрении специалистов Службы ранней помощи.

8.2. Педагоги службы ранней помощи имеют право:

  • самостоятельно определять приоритетные направления работы по запросам родителей (законных представителей) детей с учетом конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;
  • самостоятельно формулировать задачи работы с детьми и родителями (законными представителями) ребенка, выбирать формы и методы реализации поставленных задач;
  • рекомендовать родителям (законным представителям) ребенка консультацию в муниципальной психолого – медико - педагогической комиссии.

8.3. Родители (законные представители) ребенка имеют право:

  • защищать права и интересы ребенка;
  • заслушивать отчеты о деятельности Службы ранней помощи;
  • вносить предложения по улучшению работы с детьми;
  • на конфиденциальность информации о ребенке и его семье.

9. Гарантии и компенсации

9.1. Услуги, предоставляемые специалистами Службы ранней помощи, осуществляются бесплатно.

9.2. Определяет виды и размер надбавок, доплат стимулирующего характера в пределах средств учреждения, направленных на оплату труда специалистов Службы ранней помощи (в соответствии со ст. 170 Трудового кодекса РФ).

10. Делопроизводство

10.1. Документация Службы ранней помощи ведется в соответствии с требованиями к организации делопроизводства и включает в себя:

  • план работы;
  • график работы педагогов;
  • договор с родителями (законными представителями);
  • журнал регистрации обращений родителей (законных представителей) ребенка;
  • индивидуальные карты сопровождения детей;
  • диагностическую документацию (протоколы, таблицы, карты и т.д.),

аналитическую документацию (отчёты, диаграммы, таблицы, справки, свод-анализ и т.д.)

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1 (детский сад « Ч ебурашка») ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ Подготовила: учитель-логопед Горенская Алина Геннадьевна Март , 2022

Слайд 2

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ОБУСЛОВЛЕНА ПОЛОЖЕНИЕМ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА В ЧАСТИ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ИМЕЮЩИХ СТАТУСА РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, ДЕТЕЙ ИЗ ГРУППЫ РИСКА, ВКЛЮЧАЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ .

Слайд 3

Концепция формирования и развития системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Иркутской области от 25 июля 2018 года № 531-рп План мероприятий («дорожная карта») по формированию и развитию системы ранней помощи детям, имеющим ограничения жизнедеятельности, и детям группы риска в Иркутской области на период до 2020 года утвержден Распоряжением Правительства Иркутской области от 25 июля 2018 года № 531-рп

Слайд 7

К детям целевой группы от рождения до 3 лет для оказания ранней помощи относятся: - имеющие статус «ребенка-инвалида»; - с выявленными генетическими или хромосомными заболеваниями; - с выявленными заболеваниями, приводящими к расстройствам функций организма (психических, сенсорных, речевой продукции, нейромышечных, скелетных и связанных с движением; других); - с нарушениями функций организма (психических, сенсорных, речевой продукции, нейромышечных, скелетных и связанных с движениями; других); - воспитывающиеся в государственных казенных учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - воспитывающиеся в семьях, находящихся в социально опасном положении; - отнесенные к категории детей с ограниченными возможностями здоровья; - отстающие в развитии, испытывающие трудности поведения, адаптации, формирования психического здоровья на основании заключения ПМПК.

Слайд 8

Задачи «Пункта» - ресурсная помощь семьям с детьми-инвалидами, повышение родительской компетенции и социальной активности семей; - консолидация (организация) интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов в направлении ускоренного внедрения передовых педагогических технологий по сопровождению семьи, имеющей детей с ОВЗ и инвалидов; - повышение родительской компетентности, обучение родителей коррекционным методикам для применения в домашних условиях, встраивание обучения ребенка в повседневную жизнь семьи; - развитие социальной активности семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидов; - организация обмена опытом по созданию и внедрению инновационных социально - психолого - педагогических и информационных технологий сопровождения семьи и ребенка с ОВЗ в ОО Иркутской области; - разработка и издание методических рекомендаций и пособий по оказанию ранней помощи и сопровождению семьи и детей с ОВЗ, инвалидов.

Слайд 9

Направления работы «Пункта» Информационно-методическое: консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения, развития детей, коррекции нарушений в развитии (риск нарушений), осуществления взаимодействия с детьми в условиях семейного воспитания; - проведение групповых и индивидуальных занятий с семьями, имеющими ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушений), практическое обучение семей с целью оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи детям; - информирование о деятельности службы с помощью средств массовой информации; - создание банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста; - повышение квалификации специалистов ОО по вопросам оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста. Консультативно-диагностическое: - определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста; - максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка; - анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка; - консультирование родителей по вопросам, подбор оптимальных видов помощи родителям и детям в зависимости от потребностей образовательных услуг и возможных нарушений в развитии детей (риском нарушений); - реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; - создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды; разработка обоснованных рекомендаций родителям по осуществлению семейного воспитания в зависимости от состояния здоровья ребенка, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению; - подготовка по согласованию с родителями заключения о развитии ребенка, нуждающегося в обращении в ПМПК; - консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста. Коррекционно-развивающее: - разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка; - обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; - проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста.

Слайд 10

Положение о службе ранней помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии (риском нарушений) и их семьям, организованной на базе…. 1. Общие положения: 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Службы ранней помощи …. 1.2. Служба ранней помощи в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, ст.43 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998г №127-ФЗ «Об основных гарантиях права ребёнка в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 29.12.2012г №273-Ф3 «Об образовании», Уставом…. 1.3. Служба ранней помощи предназначена для оказания помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет, имеющим проблемы в развитии (риском нарушений) и их родителям (законным представителям). 1.4. Положение о Службе ранней помощи принимается на педагогическом совете ОО и согласовывается с методическим советом ДОУ, утверждается и вводится в действие приказом заведующего ДОУ.

Слайд 11

2. Цель, задачи и направления Службы ранней помощи. 2.1. Целью деятельности службы является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии, поддержки семьи в способах его воспитания и обучения.

Слайд 12

2.2. Основными задачами Службы ранней помощи являются: - проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; - оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям; - осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; - определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Слайд 13

2.3. Направления деятельности Службы ранней помощи: 2.3.1. Информационно-консультативное направление: - информирование родителей об образовательных услугах, предоставляемых Службой ранней помощи; - консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения, развития детей, коррекции нарушений в развитии (риск нарушений), осуществления взаимодействия с детьми в условиях семейного воспитания; - проведение групповых и индивидуальных занятий семей, имеющими ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), со специалистами Службы ранней помощи, практическое обучение семей с целью оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи детям.

Слайд 14

2.3.2. Диагностическое направление: - комплексное или дифференцированное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования; - выявление потенциальных возможностей ребенка; - выявление уровня и особенностей развития различных видов деятельности ребенка: познавательной, речевой, изобразительной, конструктивной, игровой, учебной; - выявление уровня физического развития и физической подготовленности; - выявление особенностей поведения и взаимодействия ребенка с окружающими; - подбор оптимальных видов помощи родителям и детям в зависимости от потребностей образовательных услуг и возможных нарушений в развитии детей (риском нарушений); - разработка обоснованных рекомендаций родителям по осуществлению семейного воспитания в зависимости от состояния здоровья ребенка, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению; - подготовка по согласованию с родителями заключения о развитии ребенка, нуждающегося в обращении в муниципальную психолого – медико – педагогическую комиссию (далее - ПМПК).

Слайд 15

3. Формы организации Службы ранней помощи. 3.1. Работа Службы ранней помощи организуется в следующих формах: - консультативно - методический центр; - диагностический центр. 3.2. Работа с родителями (законными представителями) и детьми может быть проведена в форме групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий. 3.3. Работа с детьми организуется в рамках диагностического обследования только в присутствие родителей (законных представителей) по утвержденному графику.

Слайд 16

4. Порядок создания Службы ранней помощи 4.1. Служба ранней помощи создается при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения с учетом запросов родителей (законных представителей), воспитывающих ребенка с нарушением в развитии (риск нарушений). Помещение должно отвечать педагогическим и санитарно - гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. 4.2. В Службу ранней помощи для проведения диагностического обследования принимаются дети с 0 до 3 лет, не посещающие дошкольное образовательное учреждение при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребенка, медицинской справки о состоянии здоровья родителя(ей).

Слайд 17

5. Организация деятельности Службы ранней помощи 5.1. Формы предоставления образовательных услуг, режим работы Службы ранней помощи и длительность пребывания в ней детей определяются дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе социального заказа родителей (законных представителей) с учетом условий осуществления образовательного процесса в учреждении. 5.2. Деятельность Службы ранней помощи осуществляется в течение учебного года в соответствии с графиком работы, утвержденным заведующим ДОУ. 5.3. Информирование заинтересованных лиц осуществляется через размещение информации на сайте детского сада, информационных стендах в дошкольных образовательных учреждениях. 5.4. Обращение родителей (законных представителей) регистрируются в журнале регистрации обращений. 5.5. С родителями (законными представителями) заключается соглашение о взаимодействии, берется согласие на обработку персональных данных, на фото и видеосъемку. 5.6. Штат сотрудников Службы ранней помощи утверждается заведующим ДОУ в пределах утвержденного фонда оплаты труда. В состав специалистов могут входить педагогические работники ДОУ: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, при наличии штатных единиц - инструктор по физической культуре, педагог - психолог, учитель - логопед. 5.7. Учебная нагрузка педагогов Службы ранней помощи не должна превышать нормативов рабочего времени. 5.8. Содержание деятельности Службы ранней помощи определяется планом работы, утвержденным заведующим ДОУ с учетом запросов родителей (законных представителей) ребенка, возможностей педагогического коллектива.

Слайд 18

6. Управление Службой ранней помощи 6.1. Непосредственное руководство Службой ранней помощи осуществляет лицо, назначенное руководителем по приказу заведующего ДОУ. 6.2. Функционирование Службы ранней помощи осуществляют специалисты дошкольного образовательного учреждения, педагоги, назначенные приказом заведующего ДОУ. 6.3. Заведующий ОО определяет функциональные обязанности каждого работника Службы ранней помощи, которые закрепляются в должностных инструкциях. 6.4. Специалисты Службы ведут планирование и анализ ее деятельности с учетом индивидуальных и групповых социальных заказов родителей воспитанников.

Слайд 19

7. Обязанности и ответственность сторон 7.1. Заведующий детским садом обязан: - предоставить оборудование и оснащение для Службы ранней помощи; - получать информацию от руководителя Службы ранней помощи об организации деятельности Службы ранней помощи. 7.2. Педагоги, осуществляющие работу Службы ранней помощи, обязаны: - рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетентности; - применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, коррекционной, профилактической работы; в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка; хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате, диагностической, консультативной и других видов работ, 7.3. Педагоги Службы ранней помощи несут ответственность: за адекватность используемых диагностических, развивающих и профилактических методов и средств; за оформление документации в установленном порядке; за качество предоставляемых образовательных услуг.

Слайд 20

8. Права сторон. 8.1. Заведующий имеет право: - утверждать локальные нормативные акты, обеспечивающие работу Службы ранней помощи; - размещать информацию о деятельности Службы ранней помощи в средствах массовой информации, на сайте учреждения, информационных стендах; - ставить вопрос о поощрении специалистов Службы ранней помощи. 8.2. Педагоги службы ранней помощи имеют право: - самостоятельно определять приоритетные направления работы по запросам родителей (законных представителей) детей с учетом конкретных условий дошкольного образовательного учреждения; - самостоятельно формулировать задачи работы с детьми и родителями (законными представителями) ребенка, выбирать формы и методы реализации поставленных задач; - рекомендовать родителям (законным представителям) ребенка консультацию в муниципальной психолого – медико - педагогической комиссии.

Слайд 21

8.3. Родители (законные представители) ребенка имеют право: - защищать права и интересы ребенка; - заслушивать отчеты о деятельности Службы ранней помощи; - вносить предложения по улучшению работы с детьми; - на конфиденциальность информации о ребенке и его семье. 9. Гарантии и компенсации 9.1. Услуги, предоставляемые специалистами Службы ранней помощи, осуществляются бесплатно. 9.2. Определяет виды и размер надбавок, доплат стимулирующего характера в пределах средств учреждения, направленных на оплату труда специалистов Службы ранней помощи (в соответствии со ст. 170 Трудового кодекса РФ).

Слайд 22

10. Делопроизводство 10.1. Документация Службы ранней помощи ведется в соответствии с требованиями к организации делопроизводства и включает в себя: 1. План работы. 2. График работы педагогов. 3. Договор с родителями (законными представителями). 4. Журнал регистрации обращений родителей (законных представителей) ребенка. 5. Индивидуальные карты сопровождения детей. 6. Диагностическую документацию (протоколы, таблицы, карты и т.д.). 7. Аналитическую документацию (отчёты, диаграммы, таблицы, справки, свод-анализ и т.д.).

Слайд 23

Инновационная педагогическая площадка РТИК ГАУ ДПО ИРО по теме: «Внедрение эффективной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, не посещающих образовательную организацию, реализующую основную образовательную программу дошкольного образования»

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности службы ранней помощи

Организация деятельности службы ранней помощи...

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

"Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"

Реализация проекта "Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"...

Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ «Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении»

В статье рассматривается ресурсный потенциал территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОг.М: материально-техническое, архитектурное, кадровое, программно-методическое обеспечение....

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в СРП. Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ "Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении".

В статье рассматривается процесс взаимодействия специалистов при разработке и реализации программы коррекционной работы в Службе ранней помощи....

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей, посещающих Службу ранней помощи

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи. Рассмотрены задачи, которые стоят перед психологом, ко...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В УСЛОВИЯХ СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ

Особенности и закономерности развития детей раннего возраста, рекомендации родителям и педагогам...