Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ
статья по теме

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезными  социальными, психологическими и педагогическими проблемами.

Для ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ)  семья имеет особое значение, выступая в качестве условия выживания и практически единственного шанса на положительный результат процесса социализации. Чем тяжелее нарушение развития, тем более жизненно важной для него является поддержка семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_sluzhby_ranney_pomoshchi_i_semi.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи  как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего  возраста с ОВЗ»

Свиягина Ирина Леонидовна, педагог-психолог

ГБС(К)ОУ школа - интернат № 2 г.о.  Жигулевск

Состояние   психологического здоровья детей  раннего возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который  прямо или косвенно включен в решение стратегических задач  региональной образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной темы. Проблематика   развития детей раннего возраста все чаще встречается в запросах родителей на консультативных приемах у педагога-психолога ПМПК и СРП. С каждым годом растет процент детей, имеющих отклонение от нормы в сенсомоторном и психоречевом развитии.  

Раннее детство – уникальный и неповторимый в жизни каждого человека период. Новые требования к современной системе образования, ориентированные на качество процесса воспитания, развития дошкольников раннего возраста, в еще большей степени предполагают активное привлечение родителей в образовательный процесс.

Самые близкие взрослые, родители являются первыми людьми, которые передают ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии. Именно они создают особый эмоциональный микроклимат семьи, основанный на чувстве любви, принятия, благодаря которому у ребенка раннего возраста формируется особое отношение к себе, его чувство самоценности, мировоззренческая позиция.

 Однако, далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические решения. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте, как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т.д.) и представление ему множества игрушек. В других семьях, наоборот,  переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать малыша в 2 года,  как 5-7 -летнего (учат считать, писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.). В обоих случаях игнорируются возрастные и индивидуальные особенности детей, чего делать не следует.

Опыт показывает, что большинство детей не умеют или не считают нужным играть со сверстниками и организовывать совместную деятельность. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т.н.), являются прямым следствием такого «неумения» родителей.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезными  социальными, психологическими и педагогическими проблемами.

Для ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ)  семья имеет особое значение, выступая в качестве условия выживания и практически единственного шанса на положительный результат процесса социализации. Чем тяжелее нарушение развития, тем более жизненно важной для него является поддержка семьи.

 Ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать комфортные  психологические условия в семье, способствующие сохранению и укреплению его здоровья. Для этого родителям необходимо четко представлять характер нарушения, динамику развития ребенка. Без помощи специалистов тут не обойтись. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся  партнерами  и вместе решают поставленные задачи.  Важнейшее условие социализации ребенка с ОВЗ – сознательное участие семьи в общественном процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует педагогическое воздействие на ребенка.

              Сотрудничество педагогов с родителями помогает лучше понять ребенка, а также передать им свои знания и профессиональный опыт. Наблюдая за своим ребенком в обстановке, отличной от домашней, родители объективнее узнают его уровень, возможности, затруднения, при этом становятся активными участниками, а не сторонними наблюдателями. Тесная и постоянная связь со специалистами, их консультации, лечение – необходимое условие успешного развития и преодоления трудностей.

Информирование родителей способствует расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности; дает направление на самостоятельный поиск нужной информации, учит ориентироваться в современной специальной литературе.

Главным и необходимым условием достижения целей программы являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель  ребенок  специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

Использование информационных  и, особенно, телекоммуникационных технологий, на наш взгляд  повышает  эффективность взаимодействия педагогов и  родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с ОВЗ.  Использование   телекоммуникаций позволяет педагогам оперативно информировать родителей,  организуя при этом индивидуальный диалог. Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные консультации для родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в службу ранней помощи.  

Эффективным дополнением программы является выпуск электронного информационно-методического журнала для родителей, разделы которого включают  теоретический и практический материал по определенной теме.  Открытие подписки на электронный вариант журнала позволяет  родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер на CD-диске или  по электронной почте.

Итак, практические занятия с родителями и детьми  в сочетании  с информационными технологиями оказывает  позитивное влияние:

  • В результате совместной коррекционно-развивающей работы специалистов СРП  и родителей у 86% детей выявлена положительная динамика в нервно-психическом развитии.
  • 100% родителей стали более заинтересованно относиться к проблемам ребенка (как мамы, так и папы). У них повысилась психологическая и педагогическая компетенция, пробудился интерес к развитию ребенка. Они все чаще стали обращаться с психологическими, педагогическими вопросами к специалистам.
  • До 12% снизился показатель высокой личностной тревожности у родителей.
  • После посещения занятий у 82% родителей выявлено позитивное самочувствие, высокая активность и хорошее настроение.
  • До90% увеличилось количество родителей, стремящихся проводить больше времени с ребенком, принимающих ребенка таким, какой он есть, уважающих индивидуальность ребенка, симпатизирующих ему.

Таким образом,  для получения позитивной динамики в развитии детей раннего возраста с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать и находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать их в совместный коррекционно-образовательный процесс, что повышает качество  психолого-педагогического сопровождения детей раннего  возраста с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.

Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то р...

Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи

Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи...

Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

Выступление на педагогическом  совете "Эффективность уроков  русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Статья "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

В статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку. Автор предлагает посмотреть какие  эффективные приемы и спос...

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования...

«Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»

laquo;Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»...