Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ
статья по теме
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезными социальными, психологическими и педагогическими проблемами.
Для ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) семья имеет особое значение, выступая в качестве условия выживания и практически единственного шанса на положительный результат процесса социализации. Чем тяжелее нарушение развития, тем более жизненно важной для него является поддержка семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_sluzhby_ranney_pomoshchi_i_semi.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ»
Свиягина Ирина Леонидовна, педагог-психолог
ГБС(К)ОУ школа - интернат № 2 г.о. Жигулевск
Состояние психологического здоровья детей раннего возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач региональной образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной темы. Проблематика развития детей раннего возраста все чаще встречается в запросах родителей на консультативных приемах у педагога-психолога ПМПК и СРП. С каждым годом растет процент детей, имеющих отклонение от нормы в сенсомоторном и психоречевом развитии.
Раннее детство – уникальный и неповторимый в жизни каждого человека период. Новые требования к современной системе образования, ориентированные на качество процесса воспитания, развития дошкольников раннего возраста, в еще большей степени предполагают активное привлечение родителей в образовательный процесс.
Самые близкие взрослые, родители являются первыми людьми, которые передают ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии. Именно они создают особый эмоциональный микроклимат семьи, основанный на чувстве любви, принятия, благодаря которому у ребенка раннего возраста формируется особое отношение к себе, его чувство самоценности, мировоззренческая позиция.
Однако, далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические решения. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте, как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т.д.) и представление ему множества игрушек. В других семьях, наоборот, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать малыша в 2 года, как 5-7 -летнего (учат считать, писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.). В обоих случаях игнорируются возрастные и индивидуальные особенности детей, чего делать не следует.
Опыт показывает, что большинство детей не умеют или не считают нужным играть со сверстниками и организовывать совместную деятельность. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т.н.), являются прямым следствием такого «неумения» родителей.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезными социальными, психологическими и педагогическими проблемами.
Для ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) семья имеет особое значение, выступая в качестве условия выживания и практически единственного шанса на положительный результат процесса социализации. Чем тяжелее нарушение развития, тем более жизненно важной для него является поддержка семьи.
Ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать комфортные психологические условия в семье, способствующие сохранению и укреплению его здоровья. Для этого родителям необходимо четко представлять характер нарушения, динамику развития ребенка. Без помощи специалистов тут не обойтись. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Важнейшее условие социализации ребенка с ОВЗ – сознательное участие семьи в общественном процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует педагогическое воздействие на ребенка.
Сотрудничество педагогов с родителями помогает лучше понять ребенка, а также передать им свои знания и профессиональный опыт. Наблюдая за своим ребенком в обстановке, отличной от домашней, родители объективнее узнают его уровень, возможности, затруднения, при этом становятся активными участниками, а не сторонними наблюдателями. Тесная и постоянная связь со специалистами, их консультации, лечение – необходимое условие успешного развития и преодоления трудностей.
Информирование родителей способствует расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности; дает направление на самостоятельный поиск нужной информации, учит ориентироваться в современной специальной литературе.
Главным и необходимым условием достижения целей программы являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель ребенок специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.
Использование информационных и, особенно, телекоммуникационных технологий, на наш взгляд повышает эффективность взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с ОВЗ. Использование телекоммуникаций позволяет педагогам оперативно информировать родителей, организуя при этом индивидуальный диалог. Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные консультации для родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в службу ранней помощи.
Эффективным дополнением программы является выпуск электронного информационно-методического журнала для родителей, разделы которого включают теоретический и практический материал по определенной теме. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволяет родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер на CD-диске или по электронной почте.
Итак, практические занятия с родителями и детьми в сочетании с информационными технологиями оказывает позитивное влияние:
- В результате совместной коррекционно-развивающей работы специалистов СРП и родителей у 86% детей выявлена положительная динамика в нервно-психическом развитии.
- 100% родителей стали более заинтересованно относиться к проблемам ребенка (как мамы, так и папы). У них повысилась психологическая и педагогическая компетенция, пробудился интерес к развитию ребенка. Они все чаще стали обращаться с психологическими, педагогическими вопросами к специалистам.
- До 12% снизился показатель высокой личностной тревожности у родителей.
- После посещения занятий у 82% родителей выявлено позитивное самочувствие, высокая активность и хорошее настроение.
- До90% увеличилось количество родителей, стремящихся проводить больше времени с ребенком, принимающих ребенка таким, какой он есть, уважающих индивидуальность ребенка, симпатизирующих ему.
Таким образом, для получения позитивной динамики в развитии детей раннего возраста с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать и находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать их в совместный коррекционно-образовательный процесс, что повышает качество психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.
Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то р...
Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи
Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи...
Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"
Выступление на педагогическом совете "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Статья "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"
В статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку. Автор предлагает посмотреть какие эффективные приемы и спос...
Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования
Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования...
«Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»
laquo;Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»...