"Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"
рабочая программа на тему
Реализация проекта "Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей сирот домов ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lekoteka.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность.
Лекотека как модель службы ранней помощи для детей домов ребенка.
Во исполнение Указа Президента РФ от 01,0602012 г. №761 « О национальной стратегии действий и интересах детей на 2012 -2017 годы», решений Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ -150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ», в целях совершенствования качества психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в декабре 2012 года ГКУ СДР №19 принял участие в проекте «Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка».
«Российская Лекотека - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Имеются программы: "Маленькие ступеньки" (Австралия), "Портедж" (США), "Каролина - руководство для дошкольников с особыми нуждами" (США), программа, получившее название "«Лекотека»" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция"). Первая «Лекотека» была основана по инициативе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 г. на базе университетской клиники и преследовала цель игровой поддержки больного ребенка. Первая американская «Лекотека», ставшая впоследствии Национальным Центром Лекотек, открыла свои двери в Evanston (Illinois) в 1980 году.
Российская «Лекотека» возникла 10 лет назад и получила свое развитие в Москве. В 2001 году проект «Российская «Лекотека», был поддержан Агентством США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России». Модель «Российская «Лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ. В декабре 2001 года она была представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в образовании» и отмечена золотой медалью.
МГППУ написана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека» авторы: А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А.. Авторы программы «Лекотека» опирались на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка, общение с близким взрослым; использование идеи современной западной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), теории привязанности (Боулби, М. Малер) и других.
На базе ГКУ СДР №19 с 01.12.2012 г. было организовано структурное подразделение «Лекотека», с целью осуществления деятельности, ориентированной на улучшение и повышение качества психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 1 мес. до 4 лет, с нарушениями развития, имеющими и не имеющими статус ребенка-инвалида, для расширения их возможностей обучения и социализации.
В рамках проекта группа специалистов (педагог-психолог, логопеды и воспитатели) прошла теоретическое и практическое обучение основным видам деятельности Службы ранней помощи в Российской Лекотеке.
В данном проекте были произведены модификация и адаптация Российской Лекотеки, как модели Службы ранней помощи для детей-сирот в доме ребенка. Для этого были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.
Специалистами дома ребенка совместно со специалистами Центральной Российской Лекотеки была разработана и апробирована новая организационная модель Лекотеки, спроектирована образовательная программа, в соответствии с ФГТ, рассмотрена и утверждена форма документации, определен режим работы.
В рамках указанной деятельности были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.
Цель структурного подразделения Лекотеки дома ребенка – это обеспечение психолого-педагогического и медико - социального сопровождения детей от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями развития и для полноценного развития личности ребенка и дальнейшей успешной социализации, формирование предпосылок учебной деятельности, поддержка развития личности детей, оставшихся без попечения родителей и оказание им психолого-педагогической помощи.
Психолого- педагогическое сопровождение детей осуществлялось на основе гибких индивидуальных маршрутов и личностно-ориентированных программ. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут предполагал постепенное включение воспитанника в коллектив сверстников с помощью сопровождающего взрослого. Исходя из индивидуальных особенностей детей, с различными нарушениями приходилось составлять перспективные индивидуальные планы (3-4 мес.) для каждого малыша.
Содержание и методы работы определяются индивидуально-ориентированными программами, разработанными специалистами на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Основной принцип работы с ребенком: следование за активностью ребенка, работа в «теме» малыша.
- Принцип комплексного воздействия (интегративные занятия).
- Принцип систематичности.
- Принцип наглядности.
- Принцип субъектно-ориентированного подхода.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Принцип оптимистического подхода.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком.
Игра - основной метод Лекотеки. Равноправное партнерство специалистов и детей – главное условие эффективной работы. В организации «Лекотеки» предполагается использование игровых методов, арт-терапевтических, акустических техник, песочной терапии для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей, метод М.Монтессори, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию; работа в сенсорной комнате.
В Лекотеке дома ребенка организовано правильное пространство, оборудованное игровыми пособиями, способствующими развитию у детей познавательной активности
и воображения, тактильной чувствительности, интереса к творчеству и движению. Имеется хранилище ля игрушек.
Деятельность специалистов Лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:
- поддержку усилий персонала дома ребенка по развитию личности ребенка;
- налаживание эффективного общения ребенка со взрослым и другими детьми группы;
- формирование предпосылок к обучению.
Также осуществлялся мониторинг достижения детей по усвоению индивидуальной программы. В процессе мониторинга исследовался уровень физического развития, уровень социализации, уровень развития коммуникативных способностей, развитие познавательной деятельности, мышления и игры.
В результате внедрения работы структурного подразделения Лекотека, специалистами было охвачено значительное число детей, нуждающихся в дополнительных занятиях, и оказана психолого-педагогическая помощь, групповому персоналу даны рекомендации по адаптации детей в группе, найдены и разработаны индивидуальные программы коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Лекотека для нашего дома ребенка является инновационной формой работы с детьми, она уже хорошо зарекомендовала себя как самый лучший и удобный вариант реальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности службы ранней помощи
Организация деятельности службы ранней помощи...
Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...
Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи.
Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в Службе ранней помощи....
Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи
Сопровождение ребенка и семьи в условиях службы ранней помощи...
Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ «Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении»
В статье рассматривается ресурсный потенциал территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОг.М: материально-техническое, архитектурное, кадровое, программно-методическое обеспечение....
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей, посещающих Службу ранней помощи
В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи. Рассмотрены задачи, которые стоят перед психологом, ко...
Индивидуальное сопровождение ребёнка в службе ранней помощи (Лекотека)
Индивидуальноесопровождение ребёнка в службе ранней помощи(Лекотека)...