Конспект урока "Чтение" в 5 - 9 классе для детей с интеллектуальными нарушениями
план-конспект урока
5 класс: Внеклассное чтение. «Сказки народов мира»
6 класс: Внеклассное чтение М.Пришвин «Лесной хозяин».
7 класс: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино”.
8 класс: М.Ю. Лермонтов «Парус».
9 класс: М.Ю. Лермонтов «Тучи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 46.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: чтение
Класс:5-9 коррекционный
Тип урока: 5,6 закрепление пройденного материала
7-9 изучение нового учебного материала.
Тема: 5 класс: Внеклассное чтение. «Сказки народов мира» 6 класс: Внеклассное чтение М.Пришвин «Лесной хозяин». 7 класс: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино”. 8 класс: М.Ю. Лермонтов «Парус». 9 класс: М.Ю. Лермонтов «Тучи». | |
Цель: 5 класс. Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок.
7-9 классы: научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений. | |
Задачи: Образовательные: 5 класс: Формировать углубленное смысловое восприятие сказки. 6класс: Совершенствовать навык осознанного чтения 7-9 классы: закрепить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, познакомить со смысловым содержанием стихотворений, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять его; осознать символические значения образов в этом стихотворениях; .Коррекционные: работа над коррекцией мышления, речи на основе воспроизведения прочитанного, развивать зрительное и слуховое восприятие с помощью коррекционных заданий, развивать навык выразительного чтения; обогащение словарного запаса; Воспитательные : 5 класс: воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных народов. 6 класс: Пробудить интерес к рассказам о природе. 7-9 классы: воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины. | |
Межпредметные связи: | 6 класс: Мир природы и человека Изобразительное искусство. Картина «Лес» 7 класс: история (сведения об Отечественной войне 1812 года); 8 класс. Изобразительное искусство: картина И. К. Айвазовского? «Парус». Музыкальные произведения русский язык ( виды предложений по интонации, диалог). |
Ресурсы: основные, дополнительные | Компьютер, проектор, аудиозапись, наушники. |
Формы организации работ на уроке | Фронтальная, индивидуальная |
Список источников информации: | Интернет-ресурсы. |
этап урока | содержание | деятельность педагога | деятельность детей | ||||||||||
организационный момент 1-3 мин | 1. Общая готовность детей к уроку. #1050;онцентрация внимания детей. 3. Общий план действий. | Приветствие учащихся. Проверка рабочих мест. Речевая разминка Цель – выработка четкой артикуляции - Предлагаю начать нашу работу с речевой разминки, внимание на доску. Выберите любую из предложенных скороговорок, подготовьтесь к проговариванию. 5 класс. Сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями. Есть на свете страна такая, Там зло с добром не уживается, Проблемный вопрос. 5 класс. Для чего нам читать сказки? 6 класс. Прочтите, пожалуйста, эпиграф. Подумайте, о чем хотел сказать автор? 1. О чём писал М. Пришвин? 2. Что есть у природы? 3. Знаете ли вы эти тайны? 4. Когда сможете узнать эти тайны? 5. Как вы это понимаете? 7-9 класс. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательными стихотворениями М.Ю. Лермонтова. Мы будем работать по следующему плану: 1).Повторим биографию поэта. 2)Познакомимся со стихотворением. 3).Будем учиться правильно и выразительно читать их. -Давайте уточним, о ком мы будем говорить на уроке.
| 1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. Ответ учащихся. Страна сказок Ответы детей. (учат добру, интересные и т.д) «Природа открывает свои тайны только тем, кто хочет быть ее другом, а не врагом». - Тайны - Растения, животные, природные явления, полезные ископаемые и т.д. - став другом - изучать природу, не навредив ей. Помогать. | ||||||||||
I этап до чтения 7-10 мин Динамичная физминутка. | #1055;роверка домашнего задания. | 5 класс: Беседа по содержанию Продолжите высказывание (Вывод) «Сказка ложь….(табличка на доске) 6 класс: Из какой книги вы читали рассказы? Помните, что говорил писатель, обращаясь к юным друзьям? С какими рассказами вы познакомились? 7 класс: Дополнение учителя: Среди участников Отечественной войны были и родные Михаила Юрьевича. Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал сыну о Бородинской битве. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Михаил Юрьевич очень внимательно слушал воспоминания героев Бородинской битвы. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила. И в честь 25-ой годовщины Отечественной войны 1812 года Лермонтов написал своё замечательное стихотворение. 8 класс: - Современники отмечали в Лермонтове не только ум, одаренность, но и часто переживаемое поэтом трагическое чувство одиночества. 9 класс. Внимательно прочитайте эпиграф урока. Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? ( «Делить веселье все готовы, никто не хочет грусть делить…» М.Ю.Лермонтов). | Пересказ или чтение вслух на выбор. «Кладовая солнца» («Лесной хозяин», «Выскочка») Историческая справка М.Ю.Лермонтова –сообщение ученика.
Найти описание современниками М.Ю.Лермонтова. « Гладкие… слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза». « На Лермонтове был мундир лейб-гвардии гусарского полка, он даже не снял ни сабли, ни перчаток… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительносью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и наподвижно – тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских и выдававшихся губ.., но присущую мощь тотчас сознавал всякий». ( И.С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания»). Ответы детей. Веселье и грусть. | ||||||||||
IIэтап во время чтения 7-10 мин | #1055;ервичное чтение текста. 2. Перечитывание текста. #1041;еседа по содержанию в целом. | 5 класс: Чтобы попасть в эту удивительную страну ответьте на вопрос: Что такое сказка? - Чем сказки отличаются от рассказов? 6 класс: Анализ прочитанного рассказа: • Можно ли автора назвать другом природы? • С чем он беседовал? • Что привлекло его внимание? • Как он боролся с огнем? • Что вспомнил о своем детстве? • Кто же поджег дерево? Найдите это в тексте. • Как автор назвал мальчика? • О чем думал мальчик? • Какое чувство охватило людей во время дождя? 7 класс. Бородино – это название села, которое находится в 125 км от Москвы. (Карта “Отечественная война 1812года” и иллюстрация). 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года именно здесь произошло решающее сражение, которое решило весь ход Отечественной войны. Именно здесь сражались русские и французы (иллюстрация). Русскую армию возглавлял М.И.Кутузов (портрет). Армию французов возглавлял Наполеон (портрет). Храбро сражались русские воины. Но французская армия имела перевес в силах. Чтобы сохранить армию, Кутузов принимает решение отступить. Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву (иллюстрация). Русский народ одержал победу в этой войне.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением, описывается это важнейшее событие в Отечественной войне 1812 года. - В какой форме написано стихотворение? От чьего имени ведется рассказ о Бородинском сражении?. (Картина П.Заболоцкого “Старый солдат”). - Что можно о нём сказать - Что побудило ветерана рассказать о Бородинском сражении. Вспомните, с какой интонацией нужно прочесть вопросительное предложение. Дополнение: - Русская армия оставила Москву. Это было сделано с целью сохранения армии. Кутузов это хорошо понимал. На военном совете в Филях он доказал свою правоту. Французская армия вошла в город. Город был пуст. Население покинуло Москву. Французов здесь ожидал голод и холод. Подкреплённая свежими силами, оружием, русская армия освободила Москву от французов. 8 класс. Определите душевное состояние поэта. Определение характера музыки. Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? Мятежный 9 класс. Несколько слов о создании стихотворения. В 1840 году М.Ю. Лермонтов за дуэль снова сослан на Кавказ, где шла война. Его назначили в полк, который находился на самом опасном участке войны и нёс огромные потери. Лермонтов понимал, что его посылают на верную смерть. А он мечтал уйти в отставку и посвятить свою жизнь литературе. В то время он уже был знаменитым поэтом. Из воспоминаний современника Лермонтова Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…» Так появилось стихотворение «Тучи». Чтение учителем вслух. | Просмотр презентации Ответ: Сказка – это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь. (В сказке есть волшебство) - начало рассказа. - с дождем - Хозяин леса Словарная работа. редуты - земляные укрепления на поле боя; лафет- приспособление для ствола пушки; кивер - высокий головной убор для военных; бивак- стоянка войска под открытым небом; картечь- снаряд для поражения противника на близком расстоянии; уланы, драгуны- солдаты кавалерийских частей в царской армии; мусью- мсье (франц.)- обращение к французу; бусурманы- враги; хват- смелый человек; сеча – сражение, битва. Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи. -В форме диалога. -Ведется от имени старого солдата. Опытный, переживший невзгоды простой солдат, он участник сражения. Был на поле боя, видел все события своими глазами. -Ему задали вопрос, ответом на который и явился рассказ? Аудиопрослушивание музыкальных произведений на стихотворения «Парус».(А.Варламов. Романс) На доске слова для справок:
| ||||||||||
III этап после чтения 10-15 мин | #1056;абота с иллюстрациями. 5. Творческие задания. | 5 класс. Викторина по сказкам. 6 класс. • Кто может быть истинным хозяином леса? (Учитель обращает внимание на картину «Лес» и проводит по ней беседу.) • Как вы считаете, кому из героев рассказа природа может открыть свои тайны? 7 класс. Работа по вопросам учебника. -При чтении какого отрывка нужно голосом передать чувства досады и разочарования, которые охватывали солдат? -При чтении какого отрывка нужно передать чувство удовлетворённости предстоящим боем? -При чтении нужно передать нетерпеливое ожидание решительного сражения. - Чтение этого отрывка - почувствовать торжественное настроение русских воинов накануне великой битвы. -При чтении этих строк нужно передать гордость старого солдата за своего командира и за всех воинов. -Каково общее впечатление от Бородинского боя? (Бой был стремительный, страшный, жаркий.) - Как рассказчик передаёт мужество и героизм русских солдат? -Какой момент боя рассказчик считает главным? Почему? -Бой утих с наступлением темноты. Что вспоминает рассказчик после боя? (Подсчитывали потери и рвались завтра снова в бой -Как называет рассказчик французов? Вывод. Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. 8 класс. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя: 9 класс. Сейчас вы самостоятельно поработайте на листочках, которые лежат у вас на столах. | Презентация Работа по вопросам учебника. Рукопашный бой. В описании боя представлена быстрая смена картин. Поэт заставляет не только увидеть, но и услышать звуки боя («Звучал булат, картечь визжала»). Самостоятельное чтение. Работа по вопросам. первые две строчки каждой строфы – картина моря; вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ). Самостоятельная работа. Работа с дидактическим материалом к стихотворению «Тучи». | ||||||||||
подведение итогов урока | 5 класс. У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг на друга. Как вы думаете, почему? 6 класс. Какие эпизоды рассказов заставили вас улыбнуться? Какие отрывки вызвали грусть? (Учитель вновь обращает внимание на эпиграф.) 7 класс. И сегодня нас волнует это стихотворение и это событие. Почему? Найдите подтверждение строк. М.Ю.Лермонтов сказал:” Недаром помнит вся Россия про день Бородина”. 8 класс. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь? Вывод: - О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло. 9 класс. Вернёмся к вопросам, на которые вы отвечали и подведём итоги. - Мы считаем, что стихотворение …….элегией, потому, что…… - Кто помнит эпиграф урока, отражает ли он тему, которую мы рассматривали? #1048;тог урока | Различны, потому, что они написаны или сочинены в разных странах, и в них отражены обычаи разных народов и разных стран. Схожи между собой, потому, что в них отразились обычаи разных народов о счастье, их вера в победу добра над злом. Война во все времена никого не оставляла равнодушным. Война – это слёзы и смерть, это кровь и разруха. Но подвиг русских солдат, погибших во спасение Отечества, будет жить вечно. М.Ю.Лермонтов сказал: « Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Выслушиваем несколько ответов учащихся. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научился, узнал …") | |||||||||||
домашнее задание 1-2 мин. | 5 класс. Рисунки к сказкам. 6 класс. Прочитать рассказы В.Астафьева «Зачем я убил коростеля?» и «Белогрудка». 7-9 класс. Выразительное чтение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника-чаепития для детей 1-4 классов для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Сценарий праздника в честь окончания первой четверти....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5-6 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Рабочая программа по природоведению 5-6 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ГЕОГРАФИЯ 6-9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Рабочая программа по географии 6-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной от...
Внеклассное логопедическое мероприятие «В гостях у сказки» (1-4 класс для детей с интеллектуальными нарушениями)
У детей с ограниченными возможностями здоровья свой мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Они так же любят сказки потому,что сказки – это не просто выдуманные и...
Рабочая программа по математике в 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями, 210 ч
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. под редакцией докт...
Конспект организации досуга для детей с интеллектуальными нарушениями «Лето в гостях у ребят»
Конспект досуга "Лето в гостях у ребят" споспособствует формированию представления детей о лете, как о времени года, о фруктах, овощах, грибах, содействует развитию координации дв...
Конспект урока "Чтение" в 5, 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями
6 класс закрепление пройденного материала Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Р...