Конспект урока "Чтение" в 5 - 9 классе для детей с интеллектуальными нарушениями
план-конспект урока

5 класс: Внеклассное чтение.  «Сказки народов мира»

             6 класс: Внеклассное чтение М.Пришвин «Лесной хозяин».

            7 класс: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино”.

            8 класс:  М.Ю. Лермонтов «Парус».

             9 класс: М.Ю. Лермонтов «Тучи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx46.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока
Предмет:
чтение
Класс:5-9 коррекционный
Тип урока: 5,6 закрепление пройденного материала

7-9 изучение нового учебного материала.

Тема: 5 класс: Внеклассное чтение. «Сказки народов мира»

6 класс: Внеклассное чтение М.Пришвин «Лесной хозяин».

7 класс: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение “Бородино”.

8 класс: М.Ю. Лермонтов «Парус».

9 класс: М.Ю. Лермонтов «Тучи».

Цель: 5 класс. Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок.

  1. класс. Знакомство с рассказами М.Пришвина.

7-9 классы: научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.

Задачи:

Образовательные: 5 класс: Формировать углубленное смысловое восприятие сказки.

6класс: Совершенствовать навык осознанного чтения

7-9 классы: закрепить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, познакомить со смысловым содержанием стихотворений,

помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять его; осознать символические значения образов в этом стихотворениях;

.Коррекционные: работа над коррекцией мышления, речи на основе воспроизведения прочитанного,

развивать зрительное и слуховое восприятие с помощью коррекционных заданий,

развивать навык выразительного чтения; обогащение словарного запаса;

Воспитательные : 5 класс: воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных народов.

6 класс: Пробудить интерес к рассказам о природе.

7-9 классы: воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины.

Межпредметные связи:

6 класс: Мир природы и человека

Изобразительное искусство. Картина «Лес»

7 класс: история (сведения об Отечественной войне 1812 года);

8 класс. Изобразительное искусство: картина И. К. Айвазовского? «Парус».

Музыкальные произведения

русский язык ( виды предложений по интонации, диалог).

Ресурсы: основные, дополнительные

Компьютер, проектор, аудиозапись, наушники.

Формы организации работ на уроке

Фронтальная, индивидуальная

Список источников информации:

Интернет-ресурсы.

этап урока

содержание

деятельность педагога

деятельность детей

организационный момент

1-3 мин

1. Общая готовность детей к уроку.

#1050;онцентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

Приветствие учащихся. Проверка рабочих мест.

Речевая разминка

Цель – выработка четкой артикуляции

- Предлагаю начать нашу работу с речевой разминки, внимание на доску. Выберите любую из предложенных скороговорок, подготовьтесь к проговариванию.

5 класс. Сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.

Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там ест

Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?

Проблемный вопрос.

5 класс. Для чего нам читать сказки?

6 класс. Прочтите, пожалуйста, эпиграф.

Подумайте, о чем хотел сказать автор?

1. О чём писал М. Пришвин?

2. Что есть у природы?

3. Знаете ли вы эти тайны?

4. Когда сможете узнать эти тайны?

5. Как вы это понимаете?

7-9 класс. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательными стихотворениями М.Ю. Лермонтова. Мы будем работать по следующему плану:

1).Повторим биографию поэта.

2)Познакомимся со стихотворением.

3).Будем учиться правильно и выразительно читать их. -Давайте уточним, о ком мы будем говорить на уроке.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

Ответ учащихся.

Страна сказок

Ответы детей.

(учат добру, интересные и т.д)

«Природа открывает свои тайны только тем, кто хочет быть ее другом, а не врагом».

- Тайны

- Растения, животные, природные явления, полезные ископаемые и т.д.

- став другом

- изучать природу, не навредив ей. Помогать.

I этап до чтения

7-10 мин

Динамичная физминутка.

#1055;роверка домашнего задания.

5 класс:

Беседа по содержанию

Продолжите высказывание (Вывод)

«Сказка ложь….(табличка на доске)

6 класс: Из какой книги вы читали рассказы? Помните, что говорил писатель, обращаясь к юным друзьям?

С какими рассказами вы познакомились?

7 класс: Дополнение учителя: Среди участников Отечественной войны были и родные Михаила Юрьевича. Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал сыну о Бородинской битве. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Михаил Юрьевич очень внимательно слушал воспоминания героев Бородинской битвы. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила. И в честь 25-ой годовщины Отечественной войны 1812 года Лермонтов написал своё замечательное стихотворение.

8 класс:

- Современники отмечали в Лермонтове не только ум, одаренность, но и часто переживаемое поэтом трагическое чувство одиночества.

9 класс. Внимательно прочитайте эпиграф урока. Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? ( «Делить веселье все готовы, никто не хочет грусть делить…» М.Ю.Лермонтов).

Пересказ или чтение вслух на выбор.

«Кладовая солнца»

(«Лесной хозяин», «Выскочка»)

Историческая справка

М.Ю.Лермонтова –сообщение ученика.

Найти описание современниками М.Ю.Лермонтова.

« Гладкие… слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза».

« На Лермонтове был мундир лейб-гвардии гусарского полка, он даже не снял ни сабли, ни перчаток… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительносью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и наподвижно – тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских и выдававшихся губ.., но присущую мощь тотчас сознавал всякий». ( И.С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания»).

Ответы детей.

Веселье и грусть.

IIэтап во время чтения

7-10 мин

#1055;ервичное чтение текста.

2. Перечитывание текста.

#1041;еседа по содержанию в целом.

5 класс: Чтобы попасть в эту удивительную страну ответьте на вопрос: Что такое сказка?

- Чем сказки отличаются от рассказов?

6 класс: Анализ прочитанного рассказа:

• Можно ли автора назвать другом природы?

• С чем он беседовал?

• Что привлекло его внимание?

• Как он боролся с огнем?

• Что вспомнил о своем детстве?

• Кто же поджег дерево? Найдите это в тексте.

• Как автор назвал мальчика?

• О чем думал мальчик?

• Какое чувство охватило людей во время дождя?

7 класс.

Бородино – это название села, которое находится в 125 км от Москвы. (Карта “Отечественная война 1812года” и иллюстрация).

7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года именно здесь произошло решающее сражение, которое решило весь ход Отечественной войны. Именно здесь сражались русские и французы (иллюстрация). Русскую армию возглавлял М.И.Кутузов (портрет). Армию французов возглавлял Наполеон (портрет). Храбро сражались русские воины. Но французская армия имела перевес в силах. Чтобы сохранить армию, Кутузов принимает решение отступить.

Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву (иллюстрация). Русский народ одержал победу в этой войне.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, описывается это важнейшее событие в Отечественной войне 1812 года.

- В какой форме написано стихотворение?

От чьего имени ведется рассказ о Бородинском сражении?. (Картина П.Заболоцкого “Старый солдат”). - Что можно о нём сказать

- Что побудило ветерана рассказать о Бородинском сражении. Вспомните, с какой интонацией нужно прочесть вопросительное предложение.

Дополнение: - Русская армия оставила Москву. Это было сделано с целью сохранения армии. Кутузов это хорошо понимал. На военном совете в Филях он доказал свою правоту. Французская армия вошла в город. Город был пуст. Население покинуло Москву. Французов здесь ожидал голод и холод. Подкреплённая свежими силами, оружием, русская армия освободила Москву от французов.

8 класс. Определите душевное состояние поэта.

Определение характера музыки.

Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? Мятежный

9 класс. Несколько слов о создании стихотворения.

В 1840 году М.Ю. Лермонтов за дуэль снова сослан на Кавказ, где шла война. Его назначили в полк, который находился на самом опасном участке войны и нёс огромные потери. Лермонтов понимал, что его посылают на верную смерть. А он мечтал уйти в отставку и посвятить свою жизнь литературе. В то время он уже был знаменитым поэтом.

Из воспоминаний современника Лермонтова Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»

Так появилось стихотворение «Тучи».

Чтение учителем вслух.

Просмотр презентации

Ответ: Сказка – это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.

(В сказке есть волшебство)

- начало рассказа.

- с дождем

- Хозяин леса

Словарная работа.

редуты - земляные укрепления на поле боя; лафет- приспособление для ствола пушки; кивер - высокий головной убор для военных; бивак- стоянка войска под открытым небом; картечь- снаряд для поражения противника на близком расстоянии; уланы, драгуны- солдаты кавалерийских частей в царской армии; мусью- мсье (франц.)- обращение к французу; бусурманы- враги; хват- смелый человек; сеча – сражение, битва.

Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.

-В форме диалога. -Ведется от имени старого солдата. Опытный, переживший невзгоды простой солдат, он участник сражения. Был на поле боя, видел все события своими глазами. -Ему задали вопрос, ответом на который и явился рассказ?

Аудиопрослушивание музыкальных произведений на стихотворения «Парус».(А.Варламов. Романс)

На доске слова для справок:

напряжённо

задумчиво

стремительно

размеренно

взволнованно

не спеша

бурно

торжественно

порывисто

спокойно

III этап после чтения

10-15 мин

#1056;абота с иллюстрациями.

5. Творческие задания.

5 класс. Викторина по сказкам.

6 класс.

• Кто может быть истинным хозяином леса? (Учитель обращает внимание на картину «Лес» и проводит по ней беседу.)

• Как вы считаете, кому из героев рассказа природа может открыть свои тайны?

7 класс. Работа по вопросам учебника.

-При чтении какого отрывка нужно голосом передать чувства досады и разочарования, которые охватывали солдат?

-При чтении какого отрывка нужно передать чувство удовлетворённости предстоящим боем?

-При чтении нужно передать нетерпеливое ожидание решительного сражения.

- Чтение этого отрывка - почувствовать торжественное настроение русских воинов накануне великой битвы.

-При чтении этих строк нужно передать гордость старого солдата за своего командира и за всех воинов.

-Каково общее впечатление от Бородинского боя? (Бой был стремительный, страшный, жаркий.) - Как рассказчик передаёт мужество и героизм русских солдат?

-Какой момент боя рассказчик считает главным? Почему?

-Бой утих с наступлением темноты. Что вспоминает рассказчик после боя? (Подсчитывали потери и рвались завтра снова в бой

-Как называет рассказчик французов?

Вывод. Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

8 класс. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:

9 класс. Сейчас вы самостоятельно поработайте на листочках, которые лежат у вас на столах.

Презентация

Работа по вопросам учебника.

Рукопашный бой.

В описании боя представлена быстрая смена картин. Поэт заставляет не только увидеть, но и услышать звуки боя («Звучал булат, картечь визжала»).

Самостоятельное чтение. Работа по вопросам.

первые две строчки каждой строфы – картина моря;

вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).

Самостоятельная работа.

Работа с дидактическим материалом к стихотворению «Тучи».

подведение итогов урока

5 класс. У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг на друга.

Как вы думаете, почему?

6 класс.

Какие эпизоды рассказов заставили вас улыбнуться?

Какие отрывки вызвали грусть?

(Учитель вновь обращает внимание на эпиграф.)

7 класс.

И сегодня нас волнует это стихотворение и это событие. Почему? Найдите подтверждение строк.

М.Ю.Лермонтов сказал:” Недаром помнит вся Россия про день Бородина”.

8 класс. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь? Вывод:

- О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло.

9 класс.

Вернёмся к вопросам, на которые вы отвечали и

подведём итоги.

- Мы считаем, что стихотворение …….элегией, потому, что……

- Кто помнит эпиграф урока, отражает ли он тему, которую мы рассматривали?

#1048;тог урока

Различны, потому, что они написаны или сочинены в разных странах, и в них отражены обычаи разных народов и разных стран.

Схожи между собой, потому, что в них отразились обычаи разных народов о счастье, их вера в победу добра над злом.

Война во все времена никого не оставляла равнодушным. Война – это слёзы и смерть, это кровь и разруха. Но подвиг русских солдат, погибших во спасение Отечества, будет жить вечно.

М.Ю.Лермонтов сказал:

« Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Выслушиваем несколько ответов учащихся.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

("Сегодня я научился, узнал …")

домашнее задание

1-2 мин.

5 класс. Рисунки к сказкам.

6 класс.

Прочитать рассказы В.Астафьева «Зачем я убил коростеля?» и «Белогрудка».

7-9 класс. Выразительное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5-6 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рабочая программа  по природоведению 5-6 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ГЕОГРАФИЯ 6-9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рабочая программа  по географии 6-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной от...

Внеклассное логопедическое мероприятие «В гостях у сказки» (1-4 класс для детей с интеллектуальными нарушениями)

У детей с ограниченными возможностями здоровья свой мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Они так же любят сказки потому,что сказки – это не просто выдуманные и...

Рабочая программа по математике в 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями, 210 ч

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. под редакцией докт...

Конспект организации досуга для детей с интеллектуальными нарушениями «Лето в гостях у ребят»

Конспект досуга "Лето в гостях у ребят" споспособствует формированию представления детей о лете, как о времени года, о фруктах, овощах, грибах, содействует развитию координации дв...

Конспект урока "Чтение" в 5, 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями

6 класс    закрепление пройденного материала  Тема: « Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными».Урок –обобщение по сказке Р.Киплинга «Р...