Рабочая программа внеурочной деятельности «Профориентация» для обучающихся 9-А класса.
рабочая программа (8 класс)

Таушова Анна Германовна

Подготовка обучающихся с проблемами в развитии к самостоятельному выбору профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost._proforientatsiya.8_b.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ирминская специальная (коррекционная) школа-интернат»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для специальных (коррекционных) школ

базовый уровень

«Профориентация»

9 - Б класс

Срок реализации:1 год

Составитель  рабочей программы:

воспитатель Таушова Анна Германовна

2024 – 2025 учебный год

I. Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Профориентация» для обучающихся 9-Б  класса.

Нормативные документы

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599.

Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) ГОУ «Ирминская специальная (коррекционная) школа--интернат» (Приказ № __ от ___. ___. 2023 г.)

Учебный план ГОУ ЛНР «Ирминская специальная (коррекционная)  школа – интернат».

Предмет исследования:

  • Профессиональное самоопределение учащихся 8 класса коррекционной школы.

Объект исследования:

  • Профессиональные предпочтения учащихся 8 класса коррекционной школы, их адекватность в соответствии со своими возможностями.

Гипотеза:

  • Учащиеся коррекционной школы испытывают затруднения в последующем трудоустройстве из-за недостаточности сформированной способности к профессиональному и личностному самоопределению в соответствии со своими реальными возможностями.

Цель программы:

  • Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков  8 класса коррекционной школы;
  • Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
  • Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

Задачи:

  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;
  • воспитать уважение к рабочему человеку.

Учащиеся должны знать:

  • уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; карьеры;
  • значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;
  • проводить профессиографический анализ профессий и соотносить  

     требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Контроль знаний и умений.

  • Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по

      результатам выполнения учащимися практических заданий.

  • Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.

Примечание: данная программа является дополнением к дополнительному профессиональному и последующему, профессиональному периодам, осуществляемыми в школе посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания учащихся (общественно полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности).

Этапы программы по профориентации:

  1. Диагностический
  2. Профпросветительский (профинформационный)
  3. Профконсультационный
  4. Постконсультационная диагностика

Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.

Занятия проводятся один раз в неделю.

I этап:  « Диагностика учащихся»

 Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.

Это направление реализуется в двух планах:

· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной  деятельности.

В целом в итоге завершения первого этапа профориентации необходимо:

  • определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;
  • из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
  • определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;
  • оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;
  • сформулировать профессиональные рекомендации, оценить адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.

Применяемые методики:

  1. Схема Хочу – Могу – Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.
    Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.
  2. «Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина
  3. Тест Айзенка по типу темперамента

II этап: «Информационно-просветительское направление»

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

III этап«Консультационное направление»

Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.

IV этап Обучающее (или формирующее) направление.

В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

  • умение анализировать мир профессий;
  • умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты:

Планируемые результаты и критерии эффективности проекта

      С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям психолога. При этом предполагается, что  рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагога. К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:


1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.


2. Потребность в обоснованном выборе профессииПоказатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости трудат.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 9 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.


4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.


5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. 
В качестве 
процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер  любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие  личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  9 – Б  класс

Цель: Систематизация знаний о мире профессий. Воспитание профессионального самоопределения. Развитие профессионального сознания. Формирование личностного смысла выбора конкретной профессии. Воспитание умения выбирать между профессиональным желанием, склонностями и способностями.

34 часа - в год, 1 час в неделю

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное. Правила работы в группе.

1

2

Диагностическое.

1

3

Диагностическое.

1

4

Счастье – когда тебя понимают

1

5

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

6

Темперамент и профессии

1

7

Что такое характер?

1

8

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

9

Особенности мышления

1

10

Память и внимание

1

11

Склонность и интересы в выборе профессии

1

12

Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова.

1

13

Что я знаю о себе?

1

14

Ошибки в выборе профессий.

1

15

Составление личного профессионального плана.

1

16

Навыки самопрезентации. Заключительное занятие.

1

18

Здоровье и карьера.

1

19

Профориентационная игра «Спящий город».

1

20

Современный рынок труда. Профессии 21 века.

1

21

Устраиваемся на работу.

1

22

Сто дорог – одна твоя.

1

23

Легко ли быть молодым.

1

24

Как претворить мечты в реальность.

1

25

Рабочее место, его организация и содержание. Правила безопасности труда.

1

26

Искусство самопрезентации: язык телодвижений.

1

27

Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей.

1

28

Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми

1

29

Искусство самопрезентации: деловая этика

1

30

Я учусь принимать решение

1

31

Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе профессии

1

32

Тренинг «На пороге взрослой жизни»

1

33

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

34

Итоговое занятие. Знаю, помню, могу.

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Учебная литература:

  1. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
  2.  Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация    в УПК”; М.: Педагогика, 1985г.   (Педагогический поиск:Опыт, проблемы,  находки); 
  3.  “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика,               1987 г.;
  4. Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
  5. Festival.1september.ru;
  6. http://www.vashpsixolog.ru/;
  7. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.;
  8. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.
    Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.;
  9.  «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.
  10.  Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки  воспитанников 5- 9  классов», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Профориентация 9 класс".

В данной рабочей программе дана примерная сетка КТП по профориеетации для 9 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Программа внеурочной деятельности, профориентация "Мой выбор"

Помощь обучающимся в профориентационных вопросах...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Профориентация» cоциальное направление «Клуб экспертов выбора профессий»

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обуч...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...