Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Профориентация» cоциальное направление «Клуб экспертов выбора профессий»
рабочая программа (5 класс)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов.
Данная программа, разработана для учащихся 5 классов МБОУ «Лицей №6» города Рубцовска.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Содержание курса представляет важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды и формы работ с игровыми элементами, практические занятия, беседа.
Цель программы: способствовать созданию условий для раннего профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.
Задачи программы:
Формировать у обучающихся знания об отраслях профессий, об организации производства. Учить ориентироваться в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Оказание помощи в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Поддержание мотивации обучающихся к осуществлению трудовой деятельности.
Характеристика курса
В соответствии требованиям ФГОС в основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Также на занятиях активно используются различные источники информации, в том числе информационные пространства сети Интернет, что позволяет организовать учебное сотрудничество различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Основное содержание занятий представляет собой совокупность игровых упражнений, решение проблемных ситуаций, направленных на решение задач данной программы.
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, на развитие личностных качеств, приобретение конструктивного опыта совместной деятельности, приобретение опыта регуляции собственных эмоциональных состояний.
Реализация программы предлагает использовать формы и методы, предполагающие как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, обучающиеся могут проявить свои творческие, организационные способности.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной профсоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Режим занятий
Программа рассчитана на 2022-2023 учебный год, 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-45 минут.
Возрастная группа: программа ориентирована на учащихся 5-х классов МБОУ «Лицей №6»
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать».
3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу
«Профориентация»
cоциальное направление
МБОУ «Лицей №6» город Рубцовск
«Клуб экспертов выбора профессий»
(коммуникативная деятельность)
Срок реализации программы 2022-2023 учебный год
Курс 34 часов 1 час в неделю
Составитель: социальный педагог
Дмитриенко Татьяна Александровна
г.Рубцовск, 2022
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов.
Данная программа, разработана для учащихся 5 классов МБОУ «Лицей №6» города Рубцовска.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Содержание курса представляет важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды и формы работ с игровыми элементами, практические занятия, беседа.
Цель программы: способствовать созданию условий для раннего профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране.
Задачи программы:
Формировать у обучающихся знания об отраслях профессий, об организации производства. Учить ориентироваться в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Оказание помощи в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Поддержание мотивации обучающихся к осуществлению трудовой деятельности.
Характеристика курса
В соответствии требованиям ФГОС в основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Также на занятиях активно используются различные источники информации, в том числе информационные пространства сети Интернет, что позволяет организовать учебное сотрудничество различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Основное содержание занятий представляет собой совокупность игровых упражнений, решение проблемных ситуаций, направленных на решение задач данной программы.
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, на развитие личностных качеств, приобретение конструктивного опыта совместной деятельности, приобретение опыта регуляции собственных эмоциональных состояний.
Реализация программы предлагает использовать формы и методы, предполагающие как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, обучающиеся могут проявить свои творческие, организационные способности.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной профсоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Режим занятий
Программа рассчитана на 2022-2023 учебный год, 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-45 минут.
Возрастная группа: программа ориентирована на учащихся 5-х классов МБОУ «Лицей №6»
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать».
3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.
Методическое обеспечение учебного курса:
1.Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.
2.Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11- 12.
3.Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.- Библиогр. в конце ст.
4.Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- № 10.- С. 42-50.- Библиогр. в конце ст. В помощь школьному психологу: пояснительная записка к программе, тематическое планирование курса.
5.Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 5-х классов
6.Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 9.- С. 45-50.- Продолжение. Начало см. №№ 3, 4 , 6, 8 / 2010. Беседа (с контрольными вопросами) о том, что такое профессия? Когда возникло разделение труда, какие бывают профессии и как узнать, какую из них выбрать?
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Клуб экспертов выбора профессий»
2022-2023 учебный год
№ п/п | Тема | Основная деятельность | Деятельность обучающихся | дата | |
По плану | По факту | ||||
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности (4 ч.) | |||||
1 ч. | Начало пути | Знакомство участников программы. Игры и упражнения, помогающие познакомиться. Примеры профессиональных судеб известных учёных, писателей, изобретателей, артистов Развилки на профессиональном пути. | Участие в играх, помогающих познакомиться, снять напряжение, установить доверительную атмосферу (например, «Никто не знает, что я…». Участие в беседе об особенностях современного рынка труда в России. В Том числе об отраслях, которые сегодня испытывают дефицит кадров (сельскоехозяйство, металлургия, информаци-онныетехнологии, химическая промышленность), о низкой доле наукоёмких, технологичных отраслей. | 07.09.22 | |
1 ч. | Алгоритм поиска профессии: пять шагов осознанного выбора. | 14.09.22 | |||
1 ч. | Что значит профессия для человека? | 21.09.22 | |||
1 ч. | Знакомство и просмотр фильма «Человеческие возможности». Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу. | 28.09.22 | |||
Раздел 2. Готовность к профессиональному выбору (14 ч.) | |||||
1 ч. | «Кто принимает решение?» | Вербальная и не вербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека. Устная и письменная речь. Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как умение не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие. | Участие в беседе о том, что влияет на здоровье человека. Обсуждение причин разной продолжительности жизни человека в разных странах. Выяснение отличий физического и психического здоровья. Игра «Самая опасная для здоровья профессия». | 05.10.22 | |
1 ч. | Мои личные профессиональные планы. Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия». | 12.10.22 | |||
1 ч. | Встреча с интересной личностью. | 19.10.22 | |||
1 ч. | Человек и профессиональная деятельность. | 26.10.22 | |||
2 ч. | Мир профессий. | 09.11.22 16.11.22 | |||
1 ч. | Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. | 23.11.22 | |||
2 ч. | Экскурсия на предприятия нашего района. | 30.11.22 07.12.22 | |||
1 ч. | Формула выбора профессии. Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. | 14.11.22 | |||
1 ч. | Выбор будущей профессиональной сферы. Известные люди региона. Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…». | 21.11.22 | |||
1 ч. | «Профессия – это действие!» | 28.11.22 | |||
2 ч. | Практическая работа с методиками: «Визитка», «Тебе подходят профессии», «Узнай профессию». | 11.01.23 18.01.23 | |||
Раздел 3. Самоисследование (4 ч.) | |||||
2 ч. | Исследование личных особенностей и способностей. Сочинение «… - это призвание!». | Способность к самопознанию как особенность человека. Способы получения знаний о себе «Я» в зеркале «другого». Понимание себя как одно из условий успешного профессионального самоопределения. | Составление перечня вопросов школьному психологу на тему «Как узнать себя и что потом с этим делать?». Участие в блиц-интервью со школьным психологом. Обсуждение связи психологических особенностей личности и будущей профессии. Прохождение (пожеланию) нескольких онлайн-тестов. | 25.01.23 01.02.23 | |
1 ч. | Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности». | 08.02.23 | |||
1 ч. | Встреча с интересной личностью. | 15.02.23 | |||
Раздел 4. Современный рынок труда (9 ч.) | |||||
1 ч. | «Как устроен рынок труда?» | Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов. Построение траектории собственной жизни. Сегодняшние успехи и достижения. | Участие в беседе о важности наличия мечты, о возможностях и преградах по пути следования за мечтой, о потенциале образа будущего для совершения действий в настоящем. Умение выделять современные и престижные профессии. | 22.02.23 | |
2 ч. | Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода. | 01.03.23 15.03.23 | |||
2 ч. | Экскурсия на предприятия нашего района. | 22.03.23 05.04.23 | |||
1 ч. | Ранняя профессиональная деятельность. | 12.04.23 | |||
1 ч. | Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!». | 19.04.23 | |||
1 ч. | Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. | 26.04.23 | |||
1 ч. | Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!». | 03.05.23 | |||
Раздел 5. Рефлексия (3 ч.) | |||||
2 ч. | «Мой выбор» | Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Клуб экспертов выбора профессий». Основные эмоции, знания, выводы, сомнения, открытия. | Участие в рефлексии: каждый обучающийся продолжает предложенные педагогом фразы: «Мои главные эмоции вовремя занятий…», «Мои главные открытия за это время…», «Мои сомнения связаны с тем, что…», «Я хочу в будущем…», «Хочу сказать спасибо…», «Самое интересное занятие курса…». | 10.05.23 17.05.23 | |
1 ч. | Творческий проект "Моя будущая профессия". | 24.05.23 | |||
Итого: | 34 часов |
Социальный педагог Дмитриенко Т.А.
р.т 5-68-59
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа проектной деятельности по английскому языку для 10-11 классов "Выбор профессии".
Программа предназначена для систематизации знаний по английскому языку, знакомства учащихся с различными профессиями, помощи в решении задач профессионального самоопределения и для приобщения учащихся...
клуб "Старшеклассник" "Здоровье и твой выбор профессии"
Данное мероприятие поможет обучающимся сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений с учетом состояния здоровья; поможет определить свою профессиональ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 6 классеосновной школы спортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностив 6 классеосновной школыспортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»...
Рабочая программа по элективному курсу «Профориентация и социальная компетентность» для учащихся 9 класса заместителя директора по воспитательной работе Сураевой Марии Николаевны
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих документов: - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв...
рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"
Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Клуб «Найди и реализуй себя»
Курс «Найди и реализуй себя» изучается на уровне среднего общего образования в качестве внеурочной деятельности.Курс «Найди и реализуй себя» обращен к старшим школьни...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»
Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...