Составление рассказа-описания по картине Аркадия Пластова «Первый снег»
план-конспект урока (6, 7 класс)

Дёмина Наталья Анатольевна

Вашему вниманию предлагается конспект занятия с детьми с недостатком слуха, а также самоанализ данного занятия. Учащимся основной школы будет интересно узнать, что А. А. Пластов на картине Первый снег изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки. Приятного просмотра!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа-описания по картине Аркадия Пластова «Первый снег»

Цель: составить рассказ-описание по картине А. Пластова «Первый снег».

Задачи:

  • Развивать умение детей описывать картины.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Корректировать звукопроизношение и речь.
  • Воспитывать эмоционально – личностное отношение к художественному произведению.

Словарь: писать картины, валенки, крыльцо дома, передний план картины, автор картины.

Оборудование: ноутбук, проектор, электронная доска, карточки с надписями, распечатанная картина.

Предварительная работа: изучение биографии художника А.Пластова; работа с картиной «Первый снег».

Воспитатель

Дети

Вводная часть:

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь.

- Ребята, послушайте, что скажу:

[Кто знает верную примету

Высоко солнце, значит лето,

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то…]

- Молодцы! Ребята, посмотрите [на стол]. Что вы видите?

-Прикрепите картину [на доску].

-Кто автор этой картины?

- Отлично! Будем читать тему занятия вместе с [Сакинат].

-Добрый день. Здравствуйте

-Зима

- Мы видим картину.

(Прикрепляют картину).

- Автор этой картины Аркадий Пластов.

Читают тему занятия.

Основная часть

-Верно. Внимательно рассмотрите картину.

- Ребята, кого художник изобразил на картине?

- Вы молодцы! [Будем описывать картину].

- Записывать рассказ будет [Саша].

-Читаем первый вопрос. Какое время года изобразил на картине А. Пластов?

-Ребята, верно? А может это все таки лето?

- Почему вы так думаете?

- Где он уже лежит?

-А на что похож снег?

-Очень интересно. А кто выбежал на крыльцо?

- Что мы можем о них сказать?

- Как вы думаете, ей очень холодно?.

-А почему?

-А как одет ее брат?

-Как думаете, куда они спешили?

-Как вы думаете, они счастливы?

-Как вы думаете ,почему они так долго ждали снег?Например?

Отлично получается! Чем мы можем закончить наш рассказ?

-[Будем читать текст].

- Как мы можем назвать рассказ?

Итог.

-Ребята, вы молодцы! Отлично справились с заданием!

-Что мы делали сегодня на занятии?

-Как называется картина?

-Кто автор картины?

-Вы молодцы! Спасибо за занятие. Сегодня вечером мы перепишем этот рассказ в тетрадь.

Рассматривают картину на доске.

-На картине художник изобразил детей, птиц, снег, дом и тд.

- Будем описывать картину.

Саша: Я буду записывать рассказ на доске

- А.А.Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы.

-Да.

-Потому что на улице идет белый пушистый снег.

- Снег уже лежит на крышах домов, на земле, на веточках березы, кустах.

-Он словно одеяло покрыл все вокруг.

-Чтобы посмотреть снег, на крыльцо выбежали брат и сестра.

-Девочка одета очень легко. НА ней тонкое белое платье, теплый желтый платок, валенки.

-Да, ведь она не успела тепло одеться

-Потому что она хотела быстрее посмотреть на первый снег.

-Ее брат одет теплее. На нем теплая куртка, шапка и теплые валенки.

-Брат и сестра спешили полюбоваться первым снегом.

-Я думаю да. На их лицах можно заметить радость, счастье. Они наслаждаются погодой.

-Ребята долго ждали снег, потому что хотели скорее покататься на санках и поиграть в снежки.

- Маша пошла переодеваться, а Миша стоял и ждал ее. Потом они пошли играть в снежки.

-Будем читать текст.

-Рассказ можно назвать (предлагают идеи)

-Сегодня на занятии мы составляли рассказ по картине.

-Картина называется «Первый снег».

- Автор картины – Аркадий Пластов.

-Хорошо.



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия на тему:

«Составление рассказа-описания по предложенной картине»

учителя русского языка и литературы

Дёминой Натальи Анатольевны

Занятие было проведено 5 декабря 2024 года

Цель: составить рассказ-описание по картине А. Пластова «Первый снег».

Задачи:

  • Развивать умение детей описывать картины.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Корректировать звукопроизношение и речь.
  • Воспитывать эмоционально – личностное отношение к художественному

Категория обучающихся: дети с нарушениями слуха в возрасте 14-15 лет.

Предварительная работа: изучение биографии художника А.Пластова, работа с картиной «Первый снег», составление словаря по картине, знакомство с другими работами художника

Поставленные цели сформированы конкретно и реализованы в процессе занятия в хорошей степени. Время, отведенное на этапы занятия шло с небольшой задержкой.

На занятии были использованы упражнения и задания с опорой на слуховой, зрительный и речевой анализаторы. Для этого были подобраны приемы: вопросы, вопросы - противопоставления, рассуждение, утверждение и т.д.

Объем материала соответствует возможностям учащихся, перегрузки на занятии не было. Были продуманы различные варианты закрепления материала, он был доступен и хорошо усвоен, давался в логической последовательности. Во время проведения занятия создавались проблемные ситуации, которые учащиеся вместе с воспитателем разрешили.

Наглядность, которая использовалась на занятии, мотивировала учащихся к более быстрому усвоению материала и служила положительным эмоциональным фоном. Степень самостоятельности учащихся была не высокой. Ученики выполняли задания с помощью педагога. Учащиеся с помощью педагога активно старались использовать весь имеющийся словарь по заданной теме. Ребята были активными, сосредоточенными. Внимание было устойчивое, интерес к занятию прослеживался на протяжении всего времени. Коррекционная направленность занятия выдержанна, корректировались: речь, слуховое и зрительное внимание, слухо – речевую память. На данном занятии поставленные цели и задачи были достигнуты. Обучающиеся с заданиями справились.

Рекомендации: больше использовать сопряженное проговаривание и «Экран» в работе с детьми, так как дети данного класса являются слабослышащими, а значит важно улучшать их возможности восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь   Учитель русского языка и литературы – Морозова М.Б.   Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле ...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова "Первый снег"

Презентация к уроку по теме "Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"...

Сочинение – описание картины А.А. Пластова «Первый снег»

Цели урока:1. Образовательная – подготовить учащихся к самостоятельному (аналогичному теме картины) сочинению на основе жизненного опыта;2. Развивающая - развитие познавательных способностей и интелле...

Подготовка к написанию сочинения по картинам А.Пластова "Первый снег" и И.Грабаря "Февральская лазурь"

Конспект урока может быть полезен для учителей, работающих в 5 классе по УМК Ладыженской...

Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Презентация к уроку "Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег»"...