Инновационная деятельность
статья


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 (Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование современных образовательных технологий

включающих в себя общепедагогические

и коррекционные методы и приемы

                                                                                                               Автор-составитель: Черепанова Г.Ф. тьютор

г. Нефтеюганск 2024

  1. Технология дифференцированного обучения.  При её применении обучающиеся класса делятся на условные группы с учетом психологических особенностей школьников (дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения).
  2. Технология формирования учебной деятельности школьников. Учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности обучающихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (раздел, теме), разрабатывает проект своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.
  3. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, умением вести дискуссию с классом и создания условия для возникновения диалога между школьниками.
  4. Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации, разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
  5. ИКТ-технологии  дают возможность улучшить качество обучения, повысить  мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Здоровьесберегающие технологии обучения:
  • - учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
  • - учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
  • - наличие эмоциональных разрядок на уроках;
  • - чередование позы с учетом видов деятельности;
  • - использование физкультурных пауз на уроках.


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 (Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Копилка

коррекционно-развивающих приемов и методов

 с учетом дифференциации детей по группам

                                                                                                               Автор-составитель: Черепанова Г.Ф. тьютор

г. Нефтеюганск 2024

Русский язык

Тема: Предложение

Цель: умение определять границы предложения

1группа  прочитай и скажи, сколько здесь предложений, спиши соблюдая правила записи предложений

Осень - пора отлёта птиц уже улетели ласточки в стайки собираются скворцы отправляются в путь дикие гуси.

2 группа  спиши первые четыре слова и поставь точку

  1. группа  выбери заглавие: «Осень», «Отлёт птиц», «Птицы»

Школьный сад.

Школьники работали в саду старшие окапывали деревья малыши сгребали в кучи листья.

1 группа  спиши, соблюдая правила записи предложений

2 группа  спиши первое предложение, соблюдая правила записи предложений

3 группа - прочитай и скажи, сколько предложений в этом рассказе

Русский язык

Тема: Ударение

Цель: умение выделить ударный слог

1 группа  спиши слова, поставь ударение

Крыжовник, черника, клубника, рябина, черешня, малина. -как можно одним словом сказать, что это такое

2 группа - спиши слова, поставь ударение Крыжовник, черника, клубника, рябина.

3 группа  спиши слова, поставь ударение Крыжовник, черника.

1 группа – спиши слова, ставь знак ударения Ветер, луна, очки, рыба, лото, газета, работа.

2 группа – спиши слова, ставь знак ударения Ветер, луна, очки, рыба, лото.

3 группа – прочитай каждое слово про себя, а потом вслух, выделяй голосом ударный гласный

Ветер, луна, очки, рыба.

Русский язык

Тема: Звуки и буквы

Цель: выделение звуков

Делом важным занят грач:

Ходит полем, словно врач,

Пашни лечит он, поля…

  • где болит, скажи, земля?

1 группа  найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой и придумайте свои слова

2 группа - найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой

3 группа  прочитайте стихотворение

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

  • от холода – кора.

  • задания по группам те же

Русский язык

Тема: Слог

Цель: умение делить слова на слоги

1 группа – запиши слова по слогам, убери один слог так, чтобы получилось новое слово, составь предложение с последним словом

Дорога, болото, бабочка, огород, лесник.

2 группа - запиши слова по слогам, убери один слог так, чтобы получилось новое слово

Дорога, болото, бабочка, огород.

3 группа - запиши слова по слогам

Дорога, болото, бабочка.

1 группа – запиши слово, разделяя на слоги, напиши ещё три слова с таким же количеством слогов: котята

2 группа - запиши слово, разделяя на слоги, напиши ещё два слова с таким же количеством слогов: котята

  1. группа - запиши слово, разделяя на слоги: котята

Математика

Тема: Нумерация.

Цель: закрепление нумерации чисел

1 группа  впиши следующие и предыдущие чётные числа

18, …

…, 12

8, …

14, …

…, 20

…,16

2 группа - впиши следующие и предыдущие числа

18, …

…, 12

8, …

14, …

…, 20

…,16

3 группа - впиши следующие и предыдущие числа

18, …

…, 12

8, …

14, …

…, 20

…,16

Цель: закрепление состава чисел

1 группа  разложи числа на десятки и единицы

18 - ….

15 - ….

14 - ….

17 - ….

12 - ….

19 - ….

16 - ….

11 - ….

2 группа  разложи числа на десятки и единицы

18 - ….

15 - ….

14 - ….

12 - ….

19 - ….

16 - ….

3 группа  разложи числа на десятки и единицы

18 - ….

15 - ….

14 - ….

12 - ….

19 - ….

16 - ….

Математика

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20

с переходом через разряд

Цель: закреплять умение заменять числа двумя слагаемыми

1 группа  реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами

8+9

5+8

6+7

4+6

7+6

9+3

2 группа - реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами

8+9        5+8        6+7

3 группа - реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами

8+9        5+8        6+7

Цель: закрепление состава чисел, развитие навыков вычитания 1 группа  реши примеры, замени вычитаемое двумя числами

18-9

11-8

13-6

16-9

12-7

14-5

2 группа  реши примеры, замени вычитаемое двумя числами

18-9        11-8        13-6

3 группа  реши примеры, замени вычитаемое двумя числами

18-9        11-8        13-6

Математика

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100

с переходом через разряд

Цель: закреплять умение заменять числа двумя слагаемыми

1 группа  реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами

47+5

58+9

29+17

56+6

37+5

14+37

2 группа - реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами

27+6

14+37

47+5

21+13

3 группа - реши примеры, замени второе слагаемое двумя числами

17+6        37+5        23+17

Цель: закрепление состава чисел, развитие навыков вычитания 1 группа  реши примеры, замени вычитаемое двумя числами

62-19

75-38

64-28

38-29

42-17

82-36

2 группа  реши примеры, замени вычитаемое двумя числами

84-9

55-46

56-7

23-17

3 группа  реши примеры, замени вычитаемое двумя числами

18-9        42-17        63-47

Математика

Тема: Умножение и деление.

Цель: развитие вычислительных навыков и математической речи

1 группа  реши примеры, и прочти, используя компоненты умножения

6х2

2х7

5х3

2х5

2х9

4х4

4х2

7х2

3х3

3х4

2 группа  реши примеры

6х2

2х7

5х3

2х5

4х4

4х2

7х2

3х3

3 группа  реши примеры

6х2

2х7

5х3

4х4

4х2

7х2

1 группа  прочитай примеры по  разному,  используя

компоненты

5х2

6х3

12:2

10:5

4х3

3х3

14:2

16:2

2 группа  прочитай примеры используя компоненты умножения и деления

5х2

6х6

12:2

14:2

4х3

3х3

3 группа  прочитай примеры используя компоненты умножения и

деления

5х2

6х3

12:2

14:2

ЖИВОЙ МИР

МАТЕМАТИКА

  1. класс

Распределение по группам:

  1. группа: Мусаев Максуд, Орлова Анастасия, Комаров Ярослав, Тронов Александр.

  1. группа: Губайдуллина Лилия, Ивановичева Ксения, Хайдаршин Дильяр.

  1. группа: Горустович Ксения, Оборина Дарья, Чуманов Николай, Сафин Александр, Шипилов Александр.

РУССКИЙ ЯЗЫК

4класс

Распределение по группам:

1 группа: Комаров Ярослав, Орлова Анастасия, Тронов Александр.

2 группа: Ивановичева Ксения, Губайдуллина Лилия, Сафин Александр, Мусаев Максуд.

  1. группа: Горустович Ксения, Оборина Дарья, Чуманов Николай, Шипилов Александр, Хайдаршин Дильяр.

ЖИВОЙ МИР

  1. класс

Распределение по группам:

1 группа: Тронов Александр, Орлова Анастасия, Комаров Ярослав.

  1. группа: Губайдуллина Лилия, Сафин Александр, Мусаев Максуд, Ивановичева Ксения, Хайдаршин Дильяр.

  1. группа: Горустович Ксения, Оборина Дарья, Чуманов Николай, Шипилов Александр.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  1. класс

Распределение по группам:

  1. группа: Тронов Александр, Мусаев Максуд, Комаров Ярослав, Ивановичева Ксения.

  1. группа: Губайдуллина Лилия, Хайдаршин Дильяр,

Орлова Анастасия, Оборина Дарья.

3 группа: Горустович Ксения, Чуманов Николай, Шипилов Александр, Сафин Александр.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  1. Рассмотри еловые ветки.

Задания.

1 группа. Нарисуйте такую же ветку с тремя шишками. Сколько шишек на двух ветках?

2 группа. Нарисуйте ещё 2 шишки на еловой ветке. Сколько шишек получилось?

3 группа. Разукрасьте 2 шишки на еловой ветке



Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 (Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа с родителями ребёнка

 с расстройством аутистического спектра (РАС)

                                                                                                                 Автор-составитель: Черепанова Г.Ф. тьютор

г. Нефтеюганск 2024

Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками раннего детского аутизма  при всех его клинических вариантах являются:

  • недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, вплоть до полного безразличия к ним;
  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
  • недостаточная реакция на зрительные, слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят капанье воды из водопроводного крана, тиканье часов, шум бытовых приборов;         
  • приверженность к сохранению неизменности окружающего;
  • неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям
  • разнообразные речевые нарушения при раннем детском аутизме;
  • у детей с ранним детским аутизмом  наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Во всем мире все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутистического спектра. За помощью к специалистам  родители обращаются тогда, когда проблемы в развитии и поведении ребёнка очевидны. Это примерно к 3-4 годам.

Аутизм - это медицинский диагноз, и ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую дети с расстройством аутистического спектра (РАС) обладают целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов. Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении РАС у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы.  Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. Чем раньше ребенок будет направлен на обследование, тем правильнее будет оказана коррекционная помощь ребенку и тем легче пройдет адаптация в детском саду, а потом и в школе.

Работа с родителями ребенка с РАС очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Коррекционная работа с ребенком с РАС, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

Бывает  так, что родители, ожидая быстрого эффекта в обучении своего ребёнка с РАС и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить родителям его поведение. Очень часто ребенок с РАС ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых.

Родителям, вкладывающим много сил и  времени  в воспитание и обучение ребёнка с РАС , необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту «обратную связь» у родителей,  получается не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, страхах, желаниях, во власти которых находится ребенок.

Исследования таких ученых, как А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г.М.Дульнев и существующий опыт работы с ранним детским аутизмом показывают, что в основу должны быть положены следующие принципы:

  • принцип принятия ребенка  - принципа предполагает, формирование  атмосферы, в которой воспитывается ребенок, уважение к ребенку, вера в его возможности и создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы;
  • принцип помощи - принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического  развития;
  • принцип индивидуального подхода - принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями;
  • принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий - медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком;
  • принцип сотрудничества с семьей - создание комфортной атмосферы в семье, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.

За годы практики специалисты разработали правила поведения родителей с детьми, больными аутизмом, которым нужно следовать постоянно и в обязательном порядке.

Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
  10. Избегать переутомления ребенка.

        Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Коррекционная работа с ребенком с РАС будет успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе, с едиными требованиями.

       Таким образом, чтобы помочь ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагоги и медики  должен работать в тесном контакте с родителями.

Литература

  1.  «Аутята. Родителям об аутизме». Виктор Коган.
  2. «Аутичный ребенок. Пути помощи». О.С. Никольская,
  3. «Аутизм: история, вопросы и современные взгляды». Б.Е. Микиртумов.
  4. «Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение». Е.Р. Баенская, О.С. Никольская и другие.

      Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками раннего детского аутизма  при всех его клинических вариантах являются:

  • недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, вплоть до полного безразличия к ним;
  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
  • недостаточная реакция на зрительные, слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят капанье воды из водопроводного крана,

тиканье часов, шум бытовых приборов;         

  • приверженность к сохранению неизменности окружающего;
  • неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям
  • разнообразные речевые нарушения при раннем детском аутизме;
  • у детей с ранним детским аутизмом  наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Во всем мире все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутистического спектра. За помощью к специалистам  родители обращаются тогда, когда проблемы в развитии и поведении ребёнка очевидны. Это примерно к 3-4 годам.

Аутизм - это медицинский диагноз, и ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую дети с расстройством аутистического спектра (РАС) обладают целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов. Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении РАС у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы.  Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. Чем раньше ребенок будет направлен на обследование, тем правильнее будет оказана коррекционная помощь ребенку и тем легче пройдет адаптация в детском саду, а потом и в школе.

Работа с родителями ребенка с РАС очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Коррекционная работа с ребенком с РАС, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

Бывает  так, что родители, ожидая быстрого эффекта в обучении своего ребёнка с РАС и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить родителям его поведение. Очень часто ребенок с РАС ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых.

Родителям, вкладывающим много сил и  времени  в воспитание и обучение ребёнка с РАС , необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту «обратную связь» у родителей,  получается не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, страхах, желаниях, во власти которых находится ребенок.

Исследования таких ученых, как А. Н. Граборов, Л. С. Выготский, Г.М.Дульнев и существующий опыт работы с ранним детским аутизмом показывают, что в основу должны быть положены следующие принципы:

  • принцип принятия ребенка  - принципа предполагает, формирование  атмосферы, в которой воспитывается ребенок, уважение к ребенку, вера в его возможности и создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы;
  • принцип помощи - принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического  развития;
  • принцип индивидуального подхода - принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями;
  • принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий - медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком;
  • принцип сотрудничества с семьей - создание комфортной атмосферы в семье, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию.

За годы практики специалисты разработали правила поведения родителей с детьми, больными аутизмом, которым нужно следовать постоянно и в обязательном порядке.

Правила работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
  10. Избегать переутомления ребенка.

        Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Коррекционная работа с ребенком с РАС будет успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе, с едиными требованиями.

       Таким образом, чтобы помочь ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагоги и медики  должен работать в тесном контакте с родителями.

Литература

  1.  «Аутята. Родителям об аутизме». Виктор Коган.
  2. «Аутичный ребенок. Пути помощи». О.С. Никольская,
  3. «Аутизм: история, вопросы и современные взгляды». Б.Е. Микиртумов.
  4. «Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение». Е.Р. Баенская, О.С. Никольская и другие.


Предварительный просмотр:

Практические советы и типичные ошибки родителей

при использовании карточек PECS

  1. Ваша папка с картинками, которую условно можно назвать коммуникативной книгой, должна использоваться постоянно. Для этого ее необходимо брать с собой за пределы квартиры на улицу и в общественные места.
  2. Только четкое следование последовательности этапов и тщательная работа на каждом из них позволит полноценно пользоваться системой и достичь результатов. Не нужно торопить ребенка и требовать от него желаемых результатов.
  3. Необходимо понимать, что мы до последнего ждем от ребенка самостоятельности в ответах. Подсказка, которая также необходима при затруднениях ребенка, не должна становится основой обучения. Иначе мы не достигнем продвижения.
  4. Запрещается убирать из книжки карточки, чтобы сократить количество просьб и высказываний с их участием. Следует реагировать также, как и при ответе полноценно разговаривающего ребенка. В этом случае мы не отбираем возможность общаться, а учимся обоснованно отвечать «Нет».
  5. Следует своевременно проводить оценку подкрепляющих стимулов, которые используются вместе с PECS и развиваются также от менее к более сложным.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 (Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование карточек ПЕКС (PECS)

в работе с детьми с ТМНР и РАС

                                                                                                               Автор-составитель: Черепанова Г.Ф. тьютор

г. Нефтеюганск 2024

Содержание:

1. Общение - это что такое? Формы и способы общения. Невербальное общение.

2. Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра.

3. Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми аутистическим спектром

4. Список литературы.

Приложение.

1. Общение - это что такое? Формы и способы общения.

Невербальное общение.

По мнению психологов, потребность в общении является одной из базовых потребностей индивида. Почему же оно так важно? Общение – это один из залогов гармоничного развития личности, условие как духовного, так и физического здоровья, а также способ познания себя и окружающих. И даже несмотря на то что общение между людьми всегда было основой социального бытия человечества, непосредственно объектом психологических исследований оно стало только лишь в XX веке.

Общение - это то, что сопровождает нас повсюду. Мы общаемся с младенческих лет: учимся улыбаться родителям и распознавать незнакомые лица. Потом мы учимся говорить. Разговор - это вербальное общение. Но кто учит нас невербальному общению - мимике, жестам, правильной интонации? Деятельность и общение обуславливают социальные контакты людей.

Разумеется, что между деятельностью и общением, как видами активности, существуют определенные различия. Результат деятельности – это либо какой-то идеальный, либо материальный продукт, тогда как результатом общения является некоторое взаимное влияние личностей друг на друга. Несмотря на подобные различия, деятельность и общение – это взаимосвязанные стороны социальной активности людей. Без интенсивного общения деятельность возникнуть не может. Кроме того, общение – это специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизни человека они выступают в единстве, однако в отдельных ситуациях могут реализовываться отдельно и независимо друг от друга.

В чем роль общения в жизни человека? Это не только вид деятельности, но и многогранный процесс, который включает в себя такие компоненты, как взаимодействие двух и более людей, обмен между ними информацией, формирование моделей поведения, отношений между людьми, образа внутреннего «Я» личности и прочее.

В психологии понятие общения определяется как процесс взаимодействия между двумя и более людьми, который состоит в обмене информацией, имеющий как познавательный, так и эмоциональный характер. В ходе общения возникают, находят свое проявление и формируются межличностные отношения. Также понятие общения предполагает наличие обмена чувствами, мыслями и переживаниями.

В процессе исследования психологи выделили содержание общения, его цель, средства, структуру, а также функции и формы.

Как уже было сказано, процесс общения предполагает обмен информацией. А информация, передающаяся от одного человека к другому, и есть содержание общения. Несмотря на то что человеческое общение является многопредметным и может носить самый разнообразный характер, оно может классифицироваться по своему содержанию.

Кроме того, существует три стороны общения.

Коммуникативная – это обмен информацией между теми, кто занимается совместной деятельностью. Интерактивная сторона общения является обменом не только словами, но и поступками. Перцептивная – это восприятие общающихся друг друга.

Когда люди начинают общаться, они преследуют определенную цель. То есть целью общения является то, ради чего оно затевалось, а значит, они могут быть самыми разнообразными. Например, цель общения может заключаться просто в нем самом. Или же в приобщении одной личности к точке зрения и опыта другой. Средствами общения являются те способы кодирования, передачи, обработки и расшифровки сведений, которые передаются в процессе общения. Они разделяются на вербальные или словесные, то есть те, что представлены речью, и несловесные средства, или невербальное общение, которые включают в себя жесты, мимику, интонациями, прикосновениями, взглядами и прочим.

Для ясности понимания друг друга людям необходимы невербальные средства общения. Естественно, невербальные проявления имеют отношение только для устного общения.

Невербальное общение достаточно часто называют «языком тела», потому что внешние невербальные проявления чувств и эмоций, которые выполняются телом, также являются неким набором знаков и символов. Зачем нужен «язык тела»?

Общение с людьми немыслимо без невербальных проявлений. Основная их функция однозначна: дополнить произнесенное сообщение. Например, если человек сообщает вам о своей победе в каком-либо деле, он может в дополнение к этой информации победно вскинуть вверх руки так, чтобы они оказались над головой, или вовсе подпрыгнуть от радости.

Еще одна функция невербального общения – это усиление устного сообщения, а также его эмоциональной составляющей. Две формы общения могут успешно дополнять друг друга. Например, если при ответе «Нет, я с вами не согласен» собеседник повторит свое сообщение в виде покачивания головой из стороны в сторону в знак отрицания, либо, если ответ «Разумеется, это так», - утвердительным кивком.

Невербальное общение может выразить противоречие между словами и поступками. Например, если вы знаете особенности общения с конкретным человеком, а он будет шутить и веселиться тогда, когда в душе он чувствует себя совершенно развитым, от вас это не укроется.

Невербальное общение помогает сделать акцент на чем-либо. Например, вместо слова «внимание» можно показать жест, который привлечет взгляды зала. Так, жест с поднятым указательным пальцем на вытянутой вверх руке сделает акцент на том, что говорит оратор.

Кроме того, формы общения могут успешно взаимозаменять друг друга. Например, вместо того чтобы произносить какой-либо текст, можно использовать жест, заменяющий его. Так, вы можете сразу указать рукой направление, необходимое собеседнику, или пожать плечами в знак того, что вы не знаете ответа на поставленный вопрос. Крайне важно научиться уравновешивать в своем поведении и речи вербальные и невербальные средства общения. Похвально, если ваши навыки общения позволяют это сделать. Подобное равновесие позволяет максимально точно и полно доносить до собеседника необходимую информацию, а также понимать его ответное послание.

Способы общения должны выполнять свою главную функцию – передачу сообщения. Если человек монотонно и безэмоционально говорит, то вскоре его собеседники устанут, начнут отвлекаться и не получат всей информации. Или, наоборот, если оратор слишком активно жестикулирует, нередко в его речи проскальзывают междометия, а слова – редкое явление в его речи, он перегрузит восприятие собеседника ненужной информацией, что быстро его утомит. Подобное сообщение, определенно, оттолкнет слушателя от столь экспрессивного партнера по разговору.

В жизни люди оценивают друг друга еще до того, как впервые заговорят. Поэтому можно создать впечатление суетливого человека или, наоборот, уверенного в себе, только одной позой или же походкой. Жестикуляция позволяет подчеркнуть смысл всего вышесказанного, а также расставить акценты и выразить ваше отношение к тому, что вы рассказали. Однако необходимо помнить о том, что, например, деловое общение не допускает того, чтобы речь сопровождалась лишними жестами. Кроме того, необходимо помнить, что в общении каждого народа существуют свои жесты, а общая для двух народов жестикуляция может трактоваться совершенно по-разному.

Итак, невербальные средства разговора. Пора дать им определение. Общение без слов разделяется на следующие четыре категории. Основной передатчик информации о человеке – это его лицо. Именно оно рассказывает о настроении, чувствах и эмоциях личности. Как говорил Толстой, глаза являются зеркалом души. Недаром многие тренинги и семинары на развитие понимания настроения детей начинаются с того, что участники учатся по фотографиям распознавать основные эмоции, такие как страх, удивление, тоска, гнев, печаль, радость и прочие. Эти два элемента общения как бы объединяют невербальные и вербальные средства общения. Именно с помощью различных интонаций, тембра, громкости, ритмики и тона голоса одна и та же фраза может звучать абсолютно по-разному, тогда как смысл информации меняется на прямо противоположный.

2. Аутистический спектр у детей. Расстройства аутистического спектра.

Аутизм является стойким и стабильным заболеванием, его симптоматика остается у больного на всю жизнь, ее выраженность зависит лишь от своевременной коррекции заболевания. Достаточно часто аутисты ведут практически полноценную жизнь, не испытывая серьезных трудностей.

Итак, для того, чтобы врачи поставили соответствующий диагноз, необходимо, чтобы в картине заболевания присутствовали как минимум три составляющих (при этом их проявление не единично):

• • отсутствие интереса к окружающим людям, снижение интереса к социальным контактам;

• • проблемы с общением и взаимодействием с другими, невротические реакции на «социальные» ситуации – истерики, мутизм, паника;

• • стереотипное поведение, странные интересы (например, дети предпочитают играть с явно неигровыми предметами: ботинками, обрывками газет, шнурками и тому подобное).

Оговоримся, что сегодня нет единого мнения по поводу того, что считать аутизмом. Принято говорить о расстройствах аутистического спектра, для каждого из которого характерна особая картина заболевания. Следующий список является актуальным на 2016 год перечисление заболеваний, входящих в этот спектр. Эти расстройства взяты из DSM-V (международная классификация расстройств):

• • синдром Каннера (собственно – аутизм);

• • синдром Аспергера;

• • синдром Ретта;

• • атипичный аутизм.

Если обратится к МКБ-10, то эти расстройства находятся в группе F84.N, а, например, синдром Ретта (F84.2) считается редким. Таким образом, очевидно, что аутизм как таковой – это симптомокомплекс с различной вариацией проявлений.

На сегодняшний день аутистические расстройства одни из самых встречаемых в детском возрасте. Примерно каждый 50-й ребенок проявляет признаки этого заболевания. Начиная с конца 90-х годов постановки этого диагноза учащаются. Таким образом, число гипотетических аутистов растет.

Объяснить, с чем это связано достаточно трудно. Ученые выделяютчетыре фактора:  изменением условий окружающей среды, совершенствование методов диагностики и увеличение количества обращений к экспертам, а также фактор ошибочного диагноза, связанный с тем, что психологическая деятельность в России никак не лицензируется.

Если говорить о половой принадлежности болезни, то аутизм в 75% случаев – сугубо мальчишечья болезнь. В среднем заболеваемость составляет 1 девочка к 4 мальчикам. Это при условии, что аутизм не ведет за собой деменции (приобретенной умственной отсталости).

А вот если брать случаи аутизма с формированием когнитивной неполноценности, то на 1 девочку приходится 5 аутистов мужского пола. Важно обратить внимание, что заболевание может начать проявлять себя в любом возрасте: как и сразу после рождения, так и в раннем дошкольном детстве, а иногда и в первых классах школы.

На заре изучения этого расстройства основной фактор заболевания ученые видели в патогенном и отстраненном воспитании, при котором мать была чрезмерно холодна с ребенком. Но с развитием техники и интереса к проблеме были выделены гены, которые вероятно отвечают за становления расстройства. Интересно, что было выделено свыше 5 генов, которые могут обуславливать развитие аутизма.

Однако этот вопрос до сих пор не разрешен, поскольку еще никому не удалось установить точную топографию гена, точно связанных с аутизмом. Более того, не все гены являются «чистыми» — непонятно, аутизм является геном-мутантом или особым сочетанием определенных генов.

Интересно и то, что мутации в ДНК происходят не обязательно у родителей и передаются к детям. У ребенка может быть определенная предрасположенность к развитию тех или иных мутаций, а само генетическое изменение может происходить и после рождения, и во время внутриутробного развития.

Одна из гипотез основывается на том, что внутриутробные мутации запускаются посредством трансляции матерью опасных для плода веществ и воздействий:

• • фенолы;

• • инфекционные поражения во время беременности;

• • некоторые продукты.

Более того, дети, рожденные раньше срока с большей вероятностью подвержены развитию расстройств аутистического спектра. Возрастная мать и поздняя беременность также увеличивают процент возможного заболевания.

В этом разделе мы приведем некоторые яркие признаки расстройств аутистического спектра в виде списка. Предварительно скажем, что первые признаки заболевания могут обнаруживаться уже на первых месяцах жизни ребенка. Итак, начнем:

• ребенок с большим трудом и слезами привыкает к молодой маме, категорически не любит находиться на руках. Мускулатура малыша находится в постоянно высоком тонусе, а при кормлении – любое положение воспринимается малышом как неудобное. Может быть и прямо противоположный вариант: малыш чрезмерно вял и не реагирует на стимулы извне;

• зрительная фиксация и сосредоточение у таких детей развивается позже. Более того, ребенок эмоционально не реагирует или реагирует негативно на лицо взрослого. Игрушки и всевозможные вещи вокруг малыша вызывают у него больший интерес, чем родители;

• задерживается развитие так называемого комплекса оживления (одна из первых форм целенаправленного взаимодействия с взрослым). Реакции на взрослых может в принципе не быть;

• в норме трехмесячные дети уже умеют различать яркие эмоции и соответственно реагировать на них. Развивается навык эмоционального взаимодействия. Аутистичные дети в принципе не проявляют обратной связи, либо же их реакции сводятся к плачу, который прекращается, если взрослый уйдет;

• при нормальном течении развития к годовалому возрасту дети уже могут разборчиво произносить отдельные слова, управлять высотнотональной и фонематической составляющей голоса. Посредством голоса выражаются эмоции. Больные дети испытывают трудности с речевым развитием и могут к этому возрасту либо вообще не говорить (но уже и не лепетать), либо их речь монотонна и бесцветна;

• к двум годам у детей обычно оформляется фразовая речь, насыщенная эмоциями. Ребенок аутист испытывает серьезные трудности с построением фразовой речи, может сохранятся мутизм. Сама речь, если она есть монотонна. Могут наблюдаться эхолалии – повторение услышанного, проговаривание ранее заученного;

• к пяти годам у ребенка формируется первая и крепкая эмоциональная привязанность к родителям (матери). У детей с аутизмом привязанность в принципе не формируется или же выражена в извращенной форме. Например, они никак не реагируют на отсутствие взрослых, играют в одиночестве, не стремятся к контакту. Присутствие родителей может даже пугать их, вызывать плач. В некоторых случаях наоборот – дети не отпускают мать от себя (связано с тем, что в кризисе трех лет не произошла сепарация Я ребенка от образа матери). При этом на присутствие никак не реагирует;

• в этот же период развивается детская ролевая игра, основанная на тесном взаимодействии между детьми. Дети с расстройством типа аутизма не испытывают интереса к обычным детским играм, избегает контактов с другими малышами;

• к 7 годам признаки аутизма проявляются еще ярче. Дети становятся замкнутыми, появляются стереотипные интересы, их можно назвать «не от мира сего». Появляется тенденция к упорядочиванию вещей, дети могут бурно реагировать на перестановки, переезды и новые вещи в своей комнате. Отказ от общения происходит не только относительно незнакомцев, но и разрушаются контакты с родственниками;

• жизнь ребенка приобретает строгий порядок: все делается в определенное время, вещи лежат на конкретных местах, для всех действий есть строгая последовательность. Речь остается невыразительной, могут появляться яктации (ритмичные раскачивания) и тругие стереотипные действия (вроде кивания, щелканья пальцами и т.п.). Вещи ребенок начинает раскладывать по размеру и цвету;

• происходят сдвиги и в интеллектуальной сфере. Дети-аутисты могут страдать и от олигофрении, а могут и сильно преуспевать в чем-либо. Чаще всего одаренность детей-аутистов выражается в феноменальных математических способностях и точных науках. К слову, такие интересы – это единственное, что связывает ребенка с обществом, иногда дети готовы даже обсуждать интересующие их вопросы – но не более.

Внимательный читатель обратит внимание, что все симптомы связаны с нарушениями на уровне поведения и приобретаются они (да и развиваются) вместе с ходом развития ребенка. В соответствии с тяжестью и формой заболевания симптоматика может быть выражена по-разному. В одних случаях стоит родителю что-либо передвинуть в комнате ребенка, как у того начинается истерический припадок, в других случаях аутизм выражается в небольшой «затуманенности», отстраненности от происходящего, незаинтересованности в активном общении и взаимодействии.

О тяжелейших формах аутизма говорят в случае отсутствия речи к пяти-шести годам.

Поставить точный диагноз на современном уровне медицины сложно. Генный анализ дает неустойчивый результат, а многие психические дисфункции могут быть связаны с другими заболеваниями. Однако систематическое наблюдение у психолога может подтвердить или исключить аутизм.

К сожалению, волшебной таблетки от этого нарушения нет. Очевидно, что каждый ребенок уникален также, как и его заболевание – поэтому курс лечения всегда назначается индивидуально. Однако психологи развития (детский возраст) нашли периоды, в которые коррекция симптомов заболевания происходит не слишком проблематично. Оптимальным при раннем детском аутизме считается занятие с ребенком в возрасте от 2 до 5 лет, так как именно в этот период развиваются высшие психические функции, речь приобретает коммуникативный смысл, да и происходит общее созревание головного мозга и нервной системы.

Поскольку ученое сообщество до сих пор не знает, что же такое аутизм, то цель лечения сводится к подавлению симптомов и развитию социально полезных навыков. Групповые занятия направлены на развитие речи-общения, формирование навыков самообслуживания и поддержание интеллектуального тонуса малыша.

Важны для ребенка аутиста и занятия в логопедических группах, которые курируются опытными логопедами и психологом, разбирающимся в системе развития речи. Очевидный эффект дает популярный сегодня метод арт-терапии: помимо как бы «случайному» обучению общению, дети развивают мелкую моторику, учатся выражать и понимать эмоции через собственное творчество. К методам арт-терапии относятся упрощенные виды искусств: музыка, лепка, художество. Такая работа, что немаловажно, помогает снизить уровень тревожности ребенка.

Классическим направлением в лечении аутизма на постсоветском пространстве является трудотерапия: включение детей в какие-то социально значимые процессы. Кстати, набирают популярность и методы работы с ребенком посредством домашних питомцев (автор статьи не ручается за реальную прагматичность этого метода).

В некоторых случаях детям могут назначаться антипсихотические вещества, например – антидепрессанты и нейролептики. Однако автор считает их применение оправданным только в тяжелых случаях, так как побочные эффекты некоторых препаратов для детей могут быть чрезвычайно серьезными. Поэтому их применение не всегда является оправданным по отношению к «цене» их действия. И со стороны родителей, и со стороны профессионалов, назначение антипсихотиков является серьезной этической проблемой.

К сожалению, аутизм – это одно из заболеваний, которое излечить окончательно невозможно, однако при целенаправленном лечении происходит ремиссия заболевания, а в некоторых случаях диагноз полностью аннулируется. Но, к сожалению, процент реально не испытывающих трудностей аутистов не превышает 22%. Каких-то точных и актуальных данных за последний десяток лет собрать не удалось, а объяснить такое большое распределение между больными/частично здоровыми наука пока не в силе.

По некоторым данным, если ребенку поставлен диагноз раннего детского аутизма (до 5 лет), то необходимо проверить его интеллектуальный уровень. Конечно, мы считаем неоправданным сводить все развитие к показателю IQ, однако реальная связь между возможностью адаптации и уровнем IQ есть. Так, если показатель превышает к пятилетнему возрасту 50 баллов, то велик шанс удачного исхода.

В противном случае, ребенок получит неблагоприятный прогноз. В таком случае необходимо провести и диагностику олигофрении, поскольку аутизм – частый спутник этого заболевания. Такие дети, даже вырастая остаются социально беспомощными, они нуждаются в «третьей силе», которая будет поддерживать их. К сожалению, риск развития этого сценария достаточно велик.

3. Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми аутистическим спектром

Под аутизмом понимается тяжелое нарушение психического развития, которое характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи, и как результат – несформированность коммуникативного поведения.

Проблемой аутизма занимались такие авторы, как: Т.Л. Лещинская, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, С.А. Морозова, И.В. Ковалец, Г.Е. Большакова и др.

Существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей, такие как: метод эмоционального растормаживания речевого развития Е.Ф. Соботович (стимулирование речи с помощью музыки); методика использования звукоподражаний О.А. Румянцевой и Н.Е. Старосельской – «перевод» звуками русского языка неречевых звучаний; сеансы холдинг-терапии М.М. Либлинг – включает в себя повторяющиеся процедуры удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Данные методики имеют ряд недостатков, т.к. они в большей степени способны растормаживать аффективные высказывания ребенка без возможности сохранения и поддержания речевой активности ребенка на определенном стабильном уровне. Поэтому их использование при работе с детьми с аутистическими нарушениями ограничено.

Исходя из этого, актуальной является проблема внедрения и использования эффективных альтернативных адаптированных методик в систему коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникации и межличностного общения детей с аутистическими нарушениями.

Одной из эффективных является методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS).

PECS (Picture Exchange Communication System), или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из Программы исправления аутизма в городе Делавэр (штат Нью-Джерси).

Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).

Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS: отработка сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.

Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше пяти лет; проводят ее в виде тренинга, который можно проводить как в образовательном учреждении, так и дома. С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.

Стадия первичного обучения – осуществляется физический обмен картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше – вкусовые или вещевые. Педагог привлекает внимание ребенка на любимый предмет и осуществляет его обмен на карточку (изображение этого предмета). Идеальный вариант – когда происходит приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Вначале добавляются имена существительные.

Вторая стадия обучения – обучение ребенка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать книгу с набором карточек и коммуникационное поле (книгу), на которое ребёнок будет выкладывать карточки, изученные ранее. Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинать работать на дистанции, которую в дальнейшем постепенно увеличивают. Ученику нужно дать четко понять, насколько важно добиться внимания коммуникативного партнера до обмена картинками. В крайнем случае, можно прибегнуть к помощи второго педагога.

Третья стадия обучения – выбор двух-трех различных картинок, обучение распознавать, что изображено на карточке. Результаты записываются: действительно ли ребенок хотел тот предмет, который он просил при помощи карточки. Ошибка на этой стадии – это ошибка распознавания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов (вводится предикативный словарь). Важная составная часть – научить ребенка находить нужную карточку в книге. Также существуют специальные приспособления для работы на улице, в гостях, для облегчения коммуникации при передвижении по дому.

Четвертая стадия обучения – обучение составлять предложения из карточек. Используются полоска в книге для составления предложения «Я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)», также используется техника «обратной цепочки». Ребенка учат просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). В конце этапа в коммуникативной книге ученика содержится, как правило, 25-50 небольших карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнерами.

Пятая стадия обучения – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.

1. Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?»

2. Взрослый задает вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять предложение.

На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.

Шестая стадия обучения – обучение делать комментарии при помощи карточек. Ученик должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?». Внимание обращается не столько на требование вещи / деятельности, сколько на назывании данного явления. В начале педагог действует так же, как и на предыдущих этапах: задает вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Постепенно визуальная опора исчезает.

Чтобы дойти до последних этапов, нужно очень много тренироваться. Зачастую спонтанные комментарии трудно даются младшим ученикам, имеющим небольшой опыт общения с помощью системы PECS. Работа с такими детьми должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее направление.

Несомненно, использование карточек для коммуникации не является широко распространенным методом общения учащихся с нарушением развития. Но, с другой стороны, и коммуникация и общение не являются самой сильной стороной детей с аутистическими нарушениями. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его – благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.

На практике введение системы PECS бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка. Причиной этому служит не в затруднения самого ребенка, а в неправильные действия родителей и педагогов. Ошибки бывают следующие:

1. Страх. При малейшей неуспешности в приобретении навыка обмена карточками родители отказываются от данной системы и возвращаются к занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий. Опасения возникают на основе уверенности в том, что само по себе развитие навыка звукопроизношения приведет к общению.

2. Закрепление «не коммуникативных» действий. На практике встречаются помощники, которые не дожидаются инициативы ребенка, а тянутся вместе с его рукой к карточке (без его внутренней мотивации). Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться, когда он хочет что-нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых.

3. Слишком быстрый переход к этапу различения карточек.Пренебрежение вторым этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие этапы часто затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к ограниченному использованию карточек.

4. Ограниченная среда обучения (лишь занятиями, либо квартирой). Однако важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка везде, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.

5. Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях. Ограниченный набор карточек для просьб мотивационных стимулов часто не позволяет навыкам коммуникации последовательно развиваться. В данном случае общение становится принужденным и бессмысленным.

6. Закрепление неправильной цепочки поведения. Ребенок должен привыкнуть сам приносить карточки для желаемого предмета, а не направлять руку взрослого для удовлетворения желания.

7. Зависимость от подсказок. Инициатива ребенка не должна гаситься словесными инструкциями и подсказками взрослого.

8. Требование речевых реакций в процессе использования карточек. Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких результатов.

9. Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек. Чтобы ограничить использование предмета, нельзя убирать карточку – просто нужно научиться говорить ребенку «Нет»на его назойливые просьбы.

10. Обучение не по протоколу. Последовательное обучение по протоколу позволит избежать вышеперечисленных ошибок и поспособствует более быстрому и качественному обучению столь необходимым для аутичного ребенка коммуникативным навыкам.

Основные преимущества использования системы РЕСS:

1. РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков [2, c. 35].

Таким образом, аутизм рассматривают как вариант тяжелого нарушенного развития, отклоняющегося от нормативного, который проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

Процесс освоения «аутичным» ребенком необходимых навыков межличностных отношений является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...