Игры для развития пространственных функций в профилактике и коррекции дисграфии
методическая разработка

Тирон Татьяна Ивановна

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственно-временных представлений у детей. Учитель-логопед может включать предложенные игры в занятия, творчески подстроив их к изучаемому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_prostranstvennyh_funktsiy.docx165.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития пространственных функций

в профилактике и коррекции дисграфии

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственно-временных предсталений у детей. Учитель-логопед может включать предложенные игры в занятия, творчески подстроив их к изучаемому материалу.

Освоение телесного пространства

Формирование у ребенка пространственных представлений  одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т.п.; или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, мы даем ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством  ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева»— это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево»— простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз»— приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе со взрослым, который и поясняет каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем только взором.

1. Расположение частей тела.

Цель: фиксация внимания детей на собственном лице, называние основных его частей.

Работа возможна перед зеркалом или с куклой. Ребенок смотрит либо на свое отражение, либо на другого ребенка (взрослого) и называет все части лица, которые знает. В дальнейшем можно предложить ребенку нарисовать голову человека и назвать (волосы, лоб, брови, ресницы, глаза, уши, нос, щеки, рот, подбородок).

2. Ходьба и прыжки:

а) с поворотом на 90 и 180° в обе стороны;

б) через предмет (вправо-влево, вперед-назад), лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом, боком, спиной;

в) прыжки с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку:

с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед  через линию, другой  параллельно линии и т.д.).

3.«Выше  ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы)выше, чем...»;«ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и наконец с закрытыми глазами.

4. Игра «Найди пару» Цель: развивать умение различения правой и левой сторон тела. Оборудование: несколько пар бумажных варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т.п.

Ход игры: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).

 

5. Игра «Вверху-внизу» Цель: развивать умение различать направление “выше”  и “ниже” относительно собственного тела Ход игры. Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

 

 6. Игра «Что у тебя на одежде?»  Цель: закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела Ход игры. Предложите ребенку найти на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».

 

8. Игра «Какая рука?» Цель: различение правой и левой сторон тела человека в зеркальном отображении. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игры. ребенку предлагается определить по картинке, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка, какой рукой здороваются мужчины и т.д. Можно попросить ребенка объяснить действия педагога, который, стоя перед ними, поочередно выполняет движения правой (левой) рукой (ногой).

 

9. Игра «Солнышко»   Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.                                             Оборудование: схематическое изображение лица человека. Ход игры. Детям предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

11. Отработка предлогов «над», «под», «между».

Цель: вербализация пространственно расположенных частей лица и тела.

Простой вариант. Ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действиянад головой»,  «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.

Вариант с усложнением. Ребенок смотрит в зеркало на свое отражение, либо на рисунок, показывает часть тела и отвечает: что находится над (выше) глаз?.. Что находится под (ниже)?.. Что находится между?.. Логопеду необходимо дозировать помощь. На следующем этапе вопросы задает ребенок, а взрослый и другие дети выполняют задание, причем, ребенок - ведущий проверяет правильность выполнения задания другими участниками. Здесь взрослому имеет смысл специально делать ошибки с тем, чтобы сам ребенок фиксировал их, исправлял и объяснял правильность.

12. Игра «Мое тело».

Цель: отработка основных предлогов, необходимых для понимания пространства собственного тела; ориентировка в горизонтальной и вертикальной координате лица и тела.

Данная игра является логическим продолжением предыдущих заданий. Необходимо ввести соревновательный момент. Участники не имеют перед глазами картинки с нарисованным лицом и не видят лиц участников. Ведущий задает вопросы: что находится над носом?.. что находится под?.. что находится между?.. что находится выше..., но ниже..?, а участники показывают на себе, причем отрабатывается понимание пространственно расположенных частей тела как по горизонтальной, так и по вертикальной оси. Смена взрослого ведущего. Ведущим становится ребенок, таким образом, ребенок должен сам придумать вопросы с предлогами, не повторяя за взрослым и другими детьми. Рекомендуется, чтобы все дети побывали в роли ведущего, придумывая, корректируя вопросы и контролируя действия участников. Следующим этапом может быть ответы на вопросы без показа. Чтобы у ребенка не было соблазна подглядывать и повторять за другими детьми, завязываются глаза. Таким образом, ребенок, только слыша вопрос, отвечает на него.

13. Игра «Кто быстрее».

Цель: отработка представлений о схеме тела; правая-левая сторона.

Наличие «браслета-метки» обязательно. Данная игра имеет несколько уровней сложности: 1 уровень предполагает прямые одноручные действия (например, левой рукой дотронься до левого уха; правой рукой дотронься до правого глаза, и т.д.); 2 уровень предполагает перекрестные одноручные действия (например, левой рукой - до правой брови); 3 уровень - перекрестные двуручные действия (например, правой рукой до левой щеки, а левой рукой до правого уха). Соответственно, третий уровень самый сложный и его выполнение детьми возможно только после прохождения предыдущих уровней сложности.

14. Игра «Робот».

Цель: отработка пространственных представлений в двигательной сфере.

Данная игра позволяет развивать зрительно-пространственные функции в двигательной сфере. Ведущий прячет мелкий предмет, в комнате, причем, участники игры закрывают глаза. Когда предмет спрятан, игроки открывают глаза, ведущий говорит, что они - «роботы» и будут искать спрятанную вещь, но по команде ведущего. Ведущий может отдавать такие команды, как: сделай … шагов влево (вправо, вперед, назад); повернись через правое (левое) плечо. Также важным является ориентировка на фиксированную «браслетом» руку. Данная игра имеет несколько уровней сложности. Перечислим некоторые из них:

– При первичном знакомстве с игрой взрослый является ведущим. Он отдает «приказания» куда надо следовать «роботам», чтобы найти спрятанный предмет. Причем, ведущий встает рядом с детьми в одну линию и двигается вместе с ними. При ошибках детей обращается их внимание на «браслет».

– На следующем этапе ведущим остается взрослый, но он уже не двигается вместе с детьми, а просто направляет «роботов». Если кто- то из детей ошибается, то его движение корректируют дети, объясняя как надо выполнять команду. Взрослый приходит на помощь только в очень редких случаях.

– Ведущим становится ребенок. Он прячет предмет и регулирует направление «роботов», причем, двигается вместе с ними в одной «линейке».

– Ведущим остается один из детей. Остальные дети и взрослый - «роботы». На данном этапе взрослый «иногда ошибается». Его движения корректирует ведущий. Если ошибается ведущий, то ему на помощь приходит взрослый, обращая его внимание на «браслеты» его «роботов». Желательно, чтобы ребенок после организующей помощи сам исправил свою ошибку.

– Ведущий - ребенок прячет предмет и встает напротив «роботов». Отдавая команды, ведущий двигается тоже. Таким образом, «роботы» и ведущий двигаются друг на встречу другу. Представленный вариант игры является сложным, поскольку ведущему необходимо направлять игроков, контролируя их движение, производить перешифровку своих шагов, контролируя и свое направление.

– Также сложным вариантом данной игры является поиск спрятанного предмета по написанной схеме.

2. Освоение внешнего пространства

Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.

4. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления  слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

5. «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и  спроситеЧто теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

7. «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача  обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). НапримерГде стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

9. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

11. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоитЕсли встать лицом к окну, то справа будет что?., а слева?., (и т.д.)».

Ему дается инструкцияПокажи верхний правый угол впереди» и т.д.

После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

12. «Капризный фотограф». Логопед-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову  справа от зайца, мишку  слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит  помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.

Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкцииПосади  утку справа от медведя, а птицу  слева от лисы». Модификация задания  ребенок сам говоритЯ посадил льва справа от медведя». Остальные дети или  взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

14. «Где же я сижу?». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое местоЯ сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив (и т.д.)». Затем они меняются местами, и игра продолжается.

15. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»;«левее, чем морковь».

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке.Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»:«Право  где у меня лево, а лево  где право».

А. Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

Б. Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своими, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.

16. «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к психологу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.

17. «Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называетЭто твое правое колено, это твой левый глаз (и т.д.)».

18.«Найди свою правую руку». Сидя напротив ребенка, дать инструкциюДелай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно  согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).

19.«Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.

20.«Веселые картинки». Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

21.«Правильное зеркало». Стоя или сидя с ребенком друг напротив друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если психолог переносит свою правую руку к вправо, то ребенок свою левую  влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

22.«Неправильное зеркало». И.п. то же, но инструкция изменяетсяТо, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты  правой (поднимаются правые руки)». Таким образом, если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.

Далее отрабатываются движения с перешифровкой:

Одно-  и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например: дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца;

движение рук ребенка относительно себя в сторону, противоположную направлению рук психолога. Например: правая рука психолога двигается вправо, а правая рука ребенка  влево относительно себя (соответственно влево  вправо, вверх вниз, вниз вверх, к себе от себя, от себя к себе, налево вверх направо вниз и т.д.).

23. Игра «Что справа от меня?»  Цель: развивать умение определять направления пространства относительно руки (правой и левой) Ход игры. Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления “слева”, “спереди” и “сзади”.

 

26. Игра «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя". Ход игры. Дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

 

27. Игра «Наоборот»  Цель: закреплять в речи противоположные пространственные понятия Оборудование: мяч Ход игры. Игра с мячом. Взрослый говорит: – Над окном. Ребенок: – Под окном. К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – … Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т.д.

 

 

30. игра «Что изменилось?»

Цель:  развивать умение определять положение предмета относительно другого предмета   Ход игры. Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем. Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

 

31. Игра «Внизу - наверху» Цель. Формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться. Оборудование. Два мяча, две куклы, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.

 

   34. Игра «Назови соседей»   Цель: закреплять  умение определять расположение предмета относительно другого предмета  Оборудование: лист бумаги с расположенными на нем изображениями разных предметов Ход игры. Вариант 1: педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п. Вариант 2: педагог просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.

 

  37. Игра «Геометрический диктант»  Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости   Оборудование: лист бумаги, набор геометрических фигур   Ход игры. Педагог даёт инструкции, например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения: вариант 1: у педагога заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем педагога) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

   38. Игра «Я еду на машине». Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости   Оборудование: лист бумаги (А3), маленькая машинка Ход игры. Вариант 1. Дети, слушая инструкции педагога, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

 39. Игра «Расскажи про свой узор». Цель: учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, картинка). Оборудование: лист бумаги с изображенным на нем узором Ход игры: Всем детям раздали листы бумаги с изображенными на них узорами. Они должны рассказать, где расположены элементы узора: в левом нижнем углу – треугольник, в правом верхнем углу круг и т.д.

3. Пространственные схемы и диктанты

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

1.Двигательный диктант (по шагам), например: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад и т.д.

3.«Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментариемНарисую месяц в правом верхнем углу».

4.«Покажи направление». Научите ребенка показывать направления рукой (потом  только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем  по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).

5.«Куда указывает стрелка?». Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично  нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.

6. «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. НапримерИз центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем  прямую линию в левый нижний угол» и т.д.

На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку «Графические диктанты»(для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

7. «Расставь знаки». ИнструкцияОбозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от второй  сверху, от третьей  справа, от четвертой  слева». Аналогично  с двумя разными знаками.

8. «Стрелки». ИнструкцияОбозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй  вправо, от третьей  влево, от четвертой  вверх». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

Графический диктант.

Ведущим становится ребенок. В качестве помощи можно предложить ребенку диктовать «нарисованный» диктант и обводить его карандашом. Взрослый оказывает организующую помощь.

Написание диктанта по схеме. Детям предлагается написанная схема и зафиксирована точка, с которой каждый ребенок начнет «писать диктант».

Как вариант, можно использовать данное упражнение и иным образом. Например, один ребенок диктует, второй - показывает руками, третий пишет схему, а четвертый пишет диктант.

4. Конструирование и копирование

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. 

  1. Плоскостные кубики Кооса.

Цель: развитие зрительно-пространственной функции; формирование пространственных представлений (верхний правый угол), через вербализацию; развернутость внутренней программы действия.

Детям предлагается собирать фигуры из 4, затем 8 и 10 кубиков, имеющих красные, белые и красно- белые стороны. Программа действия изначально развернута. Дети называют пространственное расположение красных уголков (например, верхний правый угол) на стороне кубиков. Для собирания картинки детям демонстрируется «расчерченный» образец. То есть, на целостной картинке образца уже нарисованы границы каждого кубика. Благодаря вербализации процесса собирания, фиксирования внимания детей на стороны кубика, расчерченности границ каждого кубика происходит постепенный перенос действия во внутренний план.

  1. Черные и белые квадраты.

Цель: развитие зрительно-пространственных функций.

Данные задания построены по аналогии с предыдущими. Детям предлагается поле, расчерченное на 9 (или 16) квадратов и сами квадраты. Ориентируясь на игровом поле, дети составляют «узоры» из предлагаемых квадратов, работая по речевой инструкции вместе с педагогом, затем по наглядной инструкции, затем самостоятельно, под контролем взрослого и самостоятельно по внутренней программе действия.

Конструкция №1.

Задание 1. Инструкция: Давай поиграем в игру, ты спрячешь одну бусинку (оранжевую) в любую коробочку и запомнишь, а в конце занятия вспомнишь, куда ты ее положил. Но для того, чтобы лучше запомнить, давай назовем: цвет бусинки, которую ты будешь прятать; ряд в конструкции, где находится спрятанная бусинка; цвет коробочки, в которую ты будешь прятать бусинку. После того, как все проговаривается, ребенок может прятать бусинку. В конце занятия ребенка просят вспомнить, куда он спрятал бусинку. Причем, сначала ребенок должен сказать, где она (цвет бусинки, ряд, цвет коробочки), и лишь потом открыть коробочку.

Задание 3.

Инструкция: Сейчас я спрячу одну бусинку. Объясни, куда я ее спрятала. Молодец, а если я переверну (поворот) конструкцию, где будет спрятанная мной бусинка? В какой из коробочек, объясни?

Если на данном этапе ребенок затрудняется с ответом, то ему оказывается помощь: Перевернуть конструкцию в исходное положение; коробочка, в которую спрятана бусинка, выдвинута. В какую коробочку я спрятала бусинку? Какого цвета коробочка? Молодец, а если я переверну конструкцию (переворот), бусинка останется в той же коробочки? Где она? Молодец, Как ты думаешь, почему изменилась сторона (сначала, была в крайней правой, а теперь стала в крайней левой)? Выслушиваются объяснения ребенка.

Ребенку предлагается самому спрятать одну бусинку, объяснить, где она; затем перевернуть конструкцию и не открывая коробочки рассказать в какой коробочке его бусинка; после объяснений открыть. Когда занятие будет завершено, необходимо попросить малыша вспомнить нахождение бусинки.

Кроме этого возможны все предложенные выше игры, но уже с тремя бусинками.

  1. Игра «Магический квадрат»

В игре представлены 4 квадрата. Первый квадрат разрезан на 5 частей, второй и третий - на 6 частей, четвертый - на 7 частей. Из каждого квадрата предлагается собрать 10-11 различных фигур. Причем при построении каждой фигуры необходимо использовать все «кусочки» квадрата. На начальном этапе детям предлагаются расчерченные на «кусочки» квадрата образцы для собирания. Таким образом, ребенок просто действует по предлагаемой схеме. После того, как ребенок сможет легко ориентироваться в схеме образца, ему предлагаются для собирания другие фигуры, но образцы фигур не расчерчены.

Также возможно после сбора фигур их графическое изображение. Сначала ребенком обводится контур фигуры, а затем эта «целостность» разбивается ребенком на составные части. Причем, перед глазами у ребенка должна находится его собранная фигура.

8.«Я — конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

9. «Найди нужный блок» ИнструкцияНайди среди верхних фигур нужный блок и дострой нижнюю фигуру так, чтобы она стала такой же, как соседняя. Ты можешь разворачивать «блоки»«.

Рис.7

10.«Орнамент». Разрежьте квадраты, расположенные слева на рис. сначала на 4, а потом  в более сложном варианте  лишь на 2 (по горизонтали или вертикали) части. Попросите ребенка сложить из полученных частей придуманные вами орнаменты; сначала  более простые, а затем  аналогичные тем, что представлены на рис. справа. Понятно, что для маленьких детей здесь более адекватны привычные для них кубики.

На первом этапе формирования процессов копирования целесообразно осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию.Помимо прочего, этот прием формирует «память руки»и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.

11.«Копирование фигур».

А. Копирование различных простых фигур.

Б. Копирование сложных фигур и изображений, как, например, на рис.  Сначала фигура анализируется совместно психологом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.

Рис.9

В. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180°. Поворот на 90° может быть обыгран следующим образомНарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180° —«Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так/ чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка, если они выполнены с соблюдением масштаба, например на бумаге в клетку.

Удивительным образом действует на детей обсуждение его собственного рисунка, отраженного в зеркале, которое приставляется к полученному изображению и/или образцу сверху, слева и т. д.

5. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующееВстать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.

Отношения объектов между собой. Устойчивые отношения. Необратимые конструкции.

1. Отработка предлогов «над», «под», «в», «на».

Цель: материализация программы, понимание предлогов.

Ребенку дают небольшой предмет и просят этот предмет положить на голову, причем, взрослый показывает на себе - кладет руку на голову.. Аналогично отрабатываются все остальные предлоги, «под» - рука под подбородком, «перед» - рука перед лицом, «за» - рука за затылком. Также действия можно опосредовать любым знаком, например, стрелочкой вверх, вниз; кружочком с точкой внутри и за пределами кружка;

2. Отработка предлогов «перед», «за».

Работа с данными предлогами начинается на предметном материале. Предметы, или карточки с цифрами ставятся друг за другом в одну линию. Детьми анализируется порядок выставления предметов или цифр, учитывая заданное взрослым направление (нарисованная стрелка). Например, первый предмет слева - матрешка, второй - треугольник, третий-машинка, и т.д.до 15, соответственно, стрелка будет показывать направление слева- направо. Детьми анализируется предмет «перед» каким- либо (т есть предшествующий предмет, число) и «за» каким- либо.

Следующим этапом является отработка того, что предмет, либо число «за каким- то» - находится справа от ребенка, а число «перед каким- то»- слева от него в числовом, или предметном ряду.

3.Числовой ряд, отработка предлогов «до», «после».

Ребенку предлагается выложить из чисел числовой ряд. Стрелочкой взрослый фиксирует направление. Данное задание является логическим продолжением задания с предметным рядом. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что «до»= «меньше»; «после»= «больше».

Устойчивые конструкции

Ребенку предлагается небольшая коробка, которая должна открываться и любой небольшой предмет, например, значок. Ребенка просят положить значок на (перед, за, в, под) коробку.

Работа с рисуночным материалом, например, рисунок домика на, перед, за, в котором находится мышка. Взрослый показывает знак (стрелочка вверх) и дети должны ответить какой картинке он соответствует. Данное задание может быть контрольным в данном блоке.

Подвижные отношения. Обратимые конструкции

– Отработка предлогов. Проводится та же работа, что и в «устойчивых конструкциях». Но детям предлагается работать с двумя одинаковыми предметами, но имеющими разную окраску. Например, ребенку дают 2 книжки, одна из которых черная, другая белая. Ребенка просят положить белую книжку на черную. Подобным образом отрабатываются другие предлоги. Другим вариантом отработки основных предлогов является работа с двумя книжками, но имеющими разную толщину и размер. Ребенка просят вложить толстую маленькую книжку в тонкую большую, и. т. д.

– Числа. На доске пишутся цифры в любом порядке (три ряда и три колонки) тремя разноцветными мелками. Ребенка просят сначала назвать все цифры, затем сказать, какие цифры обозначены какими мелками. Еще раз зафиксировать внимание ребенка на его правой и левой ( браслет) руке. После этого, взрослый просит назвать все цифры, находящиеся левее (правее, выше, ниже) всех, например, зеленых. После отработки задания на «разноцветном» материале, пишутся цифры одним цветом. Взрослый просит ребенка назвать цифру, которая, например, левее 5, но выше 3.

Данные задания могут проводиться и на буквенном материале, а для более маленьких - на предметном.

– Ребусы. Ребенку предлагается расшифровать сложные грамматические конструкции. Выполнение данных заданий является заключительным этапом отработки предлогов «в», «на», «под», «над», «к», «от». Если ребенку трудно включиться в задание, необходимы разъяснения взрослого. Приведем пример. Нарисована буква «о», внутри которой написана буква «р». Ребенка просят сказать, что нарисовано на картинке. Хорошим ответом является перечисление двух букв. Тогда взрослый спрашивает, как расположены эти буквы. Хорошим ответом ребенка является : «одна в другой». Взрослый фиксирует то, что говорит ребенок на доске. После этого ребенку дают стеклянную банку и маленький предмет, который опускается в банку. Ребенка спрашивают, что он видит. Ребенок отвечает, что видит банку и маленький предмет, который находится в банке (взрослый фиксирует на доске: «в банке предмет»). Тогда взрослый предлагает ребенку представить вместо банки букву «о», а вместо предмета - «р» и подставить в ту грамматическую конструкцию, которая записана на доске. Ребенок подставляет вместо слов буквы и получает слово «вор». Таким образом, постепенно решаются более сложный ребусы.

2. «Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над,пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог.

3. «Нарисуй предлог». Предложите (с вашей помощью) ребенку нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом, например как на рис.

4. «Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка (см.Рис.), и записать его прямо под картинками.

Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.

5. «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка  под волком, а выше всех  лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.

6. «Новоселье». Освоив предыдущее упражнение, ребенок по представлению решает такие задачки:

«В теремке поселились: лягушка  под мышкой, зайчик  над лисичкой, а мышка  под лисичкой. Кто на каком этаже живет?»

«Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы  под Карповыми, Ивановы  над Черновыми, а Карповы  под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры».

Теперь можно перейти к более сложным предлогам, обозначающим движение в определенном направлении.

7. «Схема движения». Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее.

Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая. Затем  зарисовать предлоги (рис.), предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.

8. «Придумай предложение». На основе отработанных выше навыков предложите ребенку схему, на которой двумя полосками обозначено действие. Ему надо придумать подходящее к ней предложение и записать его под рисунком. Составьте подобные схемы для различных предлогов и действий, а ребенок придумает к ним предложения. Предложите ему самому составить для вас такие «задачи.

9. «Что, где, кто, куда?» Попросите ребенка ответить на подобные вопросы применительно к его квартире, классу, улице и т.д. Затем, используя любую сюжетную картинку, попросите его проделать то же самое, интерпретируя ее, т.е. рассказывая, кто (что) где находится, куда движется и т.д.

На следующем этапе ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности сначала предметного,а затем числового ряда в направлении слева направо.По аналогии можно предложить ему задачки, связанные с усвоением алфавита.

10. «Разложим по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, напримерПервым идет ананас, вторым  яблоко, третьей  клубника (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.

11. «Пронумеруем ряд». Пронумеруйте ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). При этом акцент делается на то, что, определяя число, стоящее «за» и «перед» какими-либо, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что  число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после»—  справа.

12. «Ряд чисел». С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните, что чем левее в ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? Здесь очень поможет «маркировка» величины: следующая цифра выше предыдущей, следующая еще выше, предыдущая ниже и т.д. В каком направлении возрастают числа в ряду? Ребенок сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает. Прочитайте ряд в обратном порядке. Как изменяется величина чисел в этом направлении?

13.«Соседи» нашего числа». Психолог вместе с ребенком называет «соседей» любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.

14. «Верни число на место». Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответаПропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а значит, стоит справа от него». ИлиЧисло семь на единицу меньше восьми, значит, стоит слева от него».

Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

15.«Синонимы и антонимы». На наглядном материале и в игре с мячом закрепите такие пространственные понятия, как «высокийдлинный», «большойогромный», «близкийдалекий», «маленький крохотный», «высокий  низкий», «широкийузкий», «тонкийтолстый», «рядомдалеко близко», «впереди сзади» и т.п.

16.«Закончи предложение, ответь на вопросы». Предложите ребенку закончить предложения типаПеред тем как прийти домой,...», «Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял...».

Ребенок отвечает на вопросы типаЧто выше, человек или дом?», «Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя?», «Когда день длиннее, зимой или летом?».

17. «Что было раньше?». Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше, какое позжеПосле того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».

18. «Кто самый-самый?» Надо ответить на вопросы типаТоля веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?», «Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех?», «Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый? Кто старше всех? Кто самый высокий?».

19. «Кто старше?»«Покажи на рисунке, кто кого старше, моложе (и т.п.)». Здесь можно использовать любой подходящий стимульный материалОля старше  Сережи и моложе Кати. Где на рисунке Оля, Катя, Сережа?»

20. «Расположение предметов» Предложите ребенку определить и назвать расположение предметов. Задавайте вопросыЛинейка под ластиком или ластик под линейкой?», «Что между вазой и часами?», «Жук справа или слева от ножа?», «Кто выше (ниже)?» и т.п. Предложите ему подобрать пропущенные-., наречия и предлоги:справа от и слева от, сзади от и т.п. НапримерСтол... от топора и... от замка; лампа... столом и ...от окна; бутылка ...от свечи и ...от зонтика».

21. «Сравни и растолкуй». Ребенок должен растолковать (вначале глядя на рисунки) такие логико-грамматические конструкции, как «моя рука  в моей руке  моей рукой», «хозяйка куклы  кукла хозяйки», «мамина дочка - дочкина мама», «хозяин собаки  собака хозяина» и т.п.

5. Разминки

Разминка "Аист"

 Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. стоять на одной ноге, поочередно меняя ноги

Топай правою ногой,                    топнуть правой ногой

Топай левою ногой.                      топнуть левой ногой

Снова — правою ногой,               топнуть правой ногой

Снова — левою ногой,                 топнуть левой ногой

После — правою ногой,               топнуть правой ногой

После — левою ногой.                 топнуть левой ногой

Вот тогда придешь домой.           маршировать на месте

 

Разминка "Самолёт"

Пролетает самолет,                             раскинуть руки в стороны, взгляд вниз

С ним собрался я в полет!                  кружиться на месте

Правое крыло отвел -                         потянуться вправо всем телом    

Левое крыло отвел -                           потянуться влево всем телом    

Я мотор завожу                                       рука описывает большой круг

И внимательно гляжу!                       описать круг в другую сторону

Поднимаюсь и лечу,                          выпрыгивание из приседа

Возвращаться не хочу!                      кружиться на месте

 

Разминка "На зарядку становись!"

Эй, ребята, что вы спите!                         потянуться

На зарядку становитесь!                          маршировать на месте

Справа – друг и слева – друг!                  потянуться всем телом вправо и влево

Вместе все в веселый круг!                     дети образовывают круг

 Под веселые напевы                                 далее выполнять упражнения

Повернемся вправо, влево.                       в соответствии с текстом разминки  

Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова поклонись!

Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой!

Топни левой ногой! Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу. Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу. Левую дай другу руку.

Шаг – назад и два – вперед! Вправо, влево поворот!

Покружимся, повернемся, Снова за руки возьмемся.

 

Разминка «Ослик в огороде»

Во саду ли, в огороде                                                         разводить руками в стороны

У Ивана ослик бродит.                                                       маршировать на месте

Выбирает, выбирает, Что сначала съесть – не знает.           наклоны к левой и правой ноге

Наверху созрела слива,                                                      потянуться вверх

А внизу растет крапива.                                                     наклониться вниз

Впереди крыжовник зреет,                               сделать три шага вперед и развести руки

Позади малина спеет.                                          вернуться в исходное положение

Слева – свекла, справа – брюква,                       повороты корпуса влево – вправо  

Слева – тыква, справа – клюква.

Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва        потянуться вверх

Закружилась голова,                                           наклониться вниз

Кружится в глазах листва.                                  кружиться на месте

Ослик глубоко вздохнул…И без сил на землю лег. сесть на свое место 

 

Пальчиковая гимнастика «Кролик»

Маленький кролик                                    Кисти прижать к голове, как ушки

С большими ушами,

Розовым носом,                                       Дотронуться до носа

Смешными усами.                                   Указательные пальцы прижаты к губам

Норку глубокую роет себе                      “Роем ноку” указательным пальцем

Сильными лапками

В мягкой земле.

Чистит он шёрстку себе                            потирать каждый палец противоположной                                         рукой

Или спит.                                                       Руки кладём под щёку

Кролик ушами всегда шевелит.                  Шевелим "ушами”

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов.                Закрыть лицо ладонями  

 

Пособия

  1. Александрова Е. С. Альбом Профилактика дисграфии. Визуальные ряды, Умные лабиринты. Узорный алфавит.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Школа внимания, 2020
  3. Глозман Ж. М., Соболева А. Е. (ред.) Комплексная коррекция трудностей в обучении. М., Смысл, 2019
  4. Сунцова А. В., Курдюкова С.. В. Изучаем пространство с нейропсихологом. «Генезис».

Настольная магнитная Игра "Дом" 630652 - купить по цене 1739 рубНастольная магнитная Игра "Дом" 630652 - купить по цене 1739 руб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза  слов у младших школьников с ОВЗ,  а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...

Профилактика и коррекция дисграфии

логопедический практикум...

Буклет "Профилактика и коррекция дисграфии"

Данная информация будет полезна учителям начальных классов, учителям-логопедам, дефектологам и родителям. В буклете кратко изложена информация о профилактике и коррекции дисграфии у младших школьников...

Профилактика и коррекция дисграфии

Нарушения письма при дисграфии – это ошибки при письме, не связанные с правилами языка и правописания. Ошибки при дисграфии имеют специфический системный характер, не поддаются коррекции при доп...

Буклет. Профилактика и коррекция дисграфии.

Буклет для родителей.Профилактика и коррекция дисграфии....