Буклет "Профилактика и коррекция дисграфии"
консультация

Гончарова Анна Александровна

Данная информация будет полезна учителям начальных классов, учителям-логопедам, дефектологам и родителям. В буклете кратко изложена информация о профилактике и коррекции дисграфии у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_profilaktika_i_korrektsiya_disgrafii.docx792.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППА РИСКА:

1.        Леворукий ребенок;

2.        Переученный правша;

3.        Ребенок, который посещал логопедическую группу детского сада;

4.        Ребенок, который не посещал детский сад;

5.        Ребенок, в семье которого говорят на двух или более языках.

6.        Ребенок, который слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

7.        Ребенок, у которого есть проблемы с памятью, вниманием. К мерам профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

При дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, графомоторных. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи

ГБОУ школа № 509 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Консультация для родителей и педагогов

Профилактика и коррекция дисграфии

https://pedsovet.org/v3/upload/content/_upl61810aa2873187.83872437_full.jpg

Составитель: 

Гончарова Анна Александровна,

учитель-логопед

2022 год

Что же такое дисграфия?

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Проявление дисграфии:

Типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Словесные игры. Играйте в слова: придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву.

Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием текста.

Упражнения «Лабиринты», «Графические диктанты». Это упражнение хорошо развивает зрительное внимание, крупную моторику (движения руки и предплечья), безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Упражнение «Корректурная проба». Для этого упражнения нужна скучная книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение 5 минут работает по книге с заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а», затем «о», затем «у».

Дальше зачеркиваем согласные, с которыми есть проблемы (но отрабатывать сначала по одной букве), через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна обводится в кружочек, другая зачеркивается или подчеркивается. Буквы должны быть «парными», «похожими» по написанию или элементам (м-л, п-р, п-т (сходство написания); д-б, у-ю, г-д).

Упражнение «Пишем вслух». Каждый день пишите карандашом короткие диктанты, вымышленные истории, послания в будущее, что хотите. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Все что ребенок пишет, пусть проговаривает вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». Например: ВерОника хОтела нарИсовать вОрону.

Под "слабыми долями" подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "ду*п", или перед глухим согласным, типа "пло*шка".

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

Нельзя ругать ребенка за большое количество ошибок, временно отказаться от проверки техники чтения. Не стоит заставлять ребенка читать большие тексты и бесконечно переписывать их.

Даже за незначительные успехи хвалите ребенка, он должен почувствовать себя в ситуации успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...