Сложное предложение как единица языка
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Презентация содержит определение сложного предложения, его классификации и структуру грамматических основ. Сложное предложение-это синтаксическая конструкция, образующаяся путём соединения нескольких (минимум двух) предложений на основе союзных связей или бессоюзия. Каждая из предикативных частей, входящих в сложное предложение, аналогична по строению простому предложению. Однако в составе сложной конструкции утрачивает такие признаки предложения, как интонационная и смысловая самостоятельность, и взаимодействует с другой частью, выражая развёрнутое сообщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку русского языка "Сложное предложение как единица языка" | 311.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложное предложение представляет собой объединение двух или более предикативных частей, функционирующее как одна коммуникативная единица. Каждая из предикативных частей, входящих в нее, аналогична по строению простому предложению, однако в составе сложной конструкции утрачивает такие признаки предложения, как интонационная и смысловая самостоятельность, и взаимодействует с другой частью, выражая развернутое сообщение, целостное по своему характеру: Мы опять без сговору столкнулись с ней: собираясь вниз, держала ключ в руке (В. Набоков); Сгорело всё, что жизнь дала мне (Л. Алексеева).
Таким образом, сложное предложение - это полипредикативная коммуникативная единица, характеризующаяся структурным и семантическим единством, а также интонационной цельнооформленностью . Важнейшими признаками сложного предложения, противопоставляющими его простому, являются: 1)полипредикативность, обусловливающая наличие сложного механизма взаимо-приспособления предикативных частей и использование для этого специальных средств: Ждет тройка у крыльца, порывом. умчит нас быстрый бег (П. Вяземский); Дружба дружбой, а служба службой; 2) полипропозитивность - наличие двух либо более событийных или логических пропозиций и объединение в семантической структуре предложения номинаций двух или более событий (ситуаций ): Редел на небе мрак глубокий., взошла заря (А. Пушкин).
Событийная пропозиция связана со сферой бытия, движения, деятельности (физической или социальной); логическая пропозиция - с отражением отношений, устанавливаемых в процессе мыслительной деятельности, логических рассуждений (отношения идентификации, тождества и др.). Асимметрия в отношениях предикативности и пропозитивности проявляется в существовании простых предложений, которые характеризуются полипропозитивностью . Это предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, которые представляют собой свернутые пропозиции, а также предложения с именами пропозитивной (событийной) семантики и предложения с вторичными именными предикатами: Человека, вредящего в силу убеждения , можно переубедить. Человека, вредящего по личной злобе , можно смягчить. Только вредящий из страха неуязвим и непреклонен (Л. Гинзбург); Приезд гостьи разбудил собачонок, спавших на солнце (Н. Гоголь); С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым (Л.Н. Толстой).
Сложное предложение - единица многоаспектная . Она характеризуется: а) в структурном аспекте - полипредикативностью и развернутым набором структурных элементов для связи объединяемых предикативных частей; б) в семантическом аспекте - смысловой завершенностью и семантической цельностью, а также часто полипропозитивностью ; в) в коммуникативном аспекте - единством коммуникативного задания и интонационной законченностью. В структурном аспекте сложное предложение строится по моделям (схемам), элементы которых обусловлены его полипредикативным характером: объединение предикативных частей, различных по строению и семантике, требует их структурного, смыслового и интонационного приспособления друг к другу.
Модель сложного предложения включает в себя набор основных и дополнительных средств связи. К основным средствам связи относятся: а)сочинительные и подчинительные союзы: Усталых дум моих полет стал низок, и мир души безводней и бедней (П. Вяземский); Если кончена моя Россия - я умираю (З. Гиппиус ); б)союзные слова, или реляты (в сложноподчиненном предложении): В реке, что жизнью называем, и мы - зеркальная струя (П. Вяземский) ; в)корреляты (указательные слова в составе главной части сложноподчиненного предложения, сигнализирующие о ее незавершенности): Что сожаленье и привет тому , кто гибнет в цвете лет? (М. Лермонтов ); г)опорные слова в сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры - слова, непосредственно распространяемые придаточным: Бредешь в лесу, не думая , что вдруг ты, станешь очевидцем некой тайны (М. Петровых) ; д ) интонация.
К дополнительным средствам связи, а именно особенностям строения предикативных частей, обусловленным необходимостью их связи с другими, относятся: 1) парадигма сложного предложения - соотношение видо-временных форм и модальных планов сказуемых. Она насчитывает большее количество членов, чем парадигма простого предложения (в сложном предложении их максимальное число достигает 49), что объясняется различными комбинациями временных и модальных планов предикативных частей. Кроме временных и модальных характеристик, парадигма сложного предложения учитывает и видовые формы сказуемых, так как в зависимости от их тождества или несовпадения передаются различные соотношения ситуаций во времени (последовательность или одновременность): Когда пришел врач (сов. вид), больной успокоился (сов. вид) - последовательность действий; Когда врач осматривал больного (несов. вид), никто не мешал (несов. вид) - одновременность;
2) анафорические и катафорические местоимения, свидетельствующие о незавершенности одной из частей и тесной связи ее с другой: анафорические местоименные слова отсылают к предшествующей предикативной части, катафорические - к последующей: В России цензурное ведомство возникло раньше литературы; всегда чувствовалось его роковое совершенство (В. Набоков); Весь город там такой : мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет (Н. Гоголь); 3) структурная неполнота одной из предикативных частей, наличие в ней незамещенных синтаксических позиций: Он в залу; дальше: никого (А. Пушкин); 4) грамматикализованные лексемы, специфические для тех или иных сложных предложений: так, в несобственно-целевых сложноподчиненных предложениях используются лексемы достаточно, недостаточно, слишком и др.: Гению достаточно любых крох опыта, чтобы суметь воссоздать точную картину (А. Битов);
5) семантическая соотносительность лексического наполнения предикативных частей, проявляющаяся в наличии слов с общими схемами или в лексическом повторе: При ясном уме и сердце ясно , и море чисто, как стекло: все так приветно-безопасно , все так улыбчиво-светло (П. Вяземский); 6) незакрепленный/закрепленный(фиксированный)порядок предикативных частей( фиксированная постпозиция нефиксированная постпозиция): Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и поднять с земли (Б. Пастернак); 7)параллелизм строения, релевантный для некоторых типов сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений: Я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы (М. Лермонтов).
Совокупность средств связи - структурных элементов сложного предложения - образует его модель (схему), которая может быть как типовой, так и частной. Типовая модель - это общая модель, по которой строятся все сложные предложения одного структурно-семантического типа, частная модель - модель конкретного сложного предложения. Она включает средства предикативных связей, которые присущи конкретной синтаксической конструкции и релевантны для ее построения. Модель сложного предложения графически передается в виде структурной схемы. Например, предложение: Зло существует, чтобы с ним бороться (И. Бродский) построено по схеме [], (с, что). Модели сложного предложения делятся на свободные и фразеологизированные ( фразеомодели ). Последние включают устойчиво воспроизводимые добавочные средства связи предикативных частей (частицы, особые лексемы, повтор слов или их форм): Связи связями , но надо и совесть иметь (Е. Шварц).
В семантическом аспекте сложное предложение - единица, характеризующаяся семантической целостностью. Его значение не сумма значений составляющих его предикативных частей. "Под грамматическим значением сложного предложения обычно понимают смысловые отношения между его частями, причем то или иное грамматическое значение свойственно не только какому-то одному конкретному предложению, но всем предложениям, имеющим одинаковое строение (структуру), построенным по одной модели". Предложения: Подарков он не принимал, потому что нечем было отдарить (И. Гончаров); Собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять (И. Гончаров); Однажды Варюша проснулась оттого, что Сидор. стучал клювом в стекло (К. Паустовский), несмотря на различие конкретных союзов, построены по общей типовой модели: [], (причинный подчинительный союз). Между событиями первой и второй предикативных частей устанавливается причинная связь. Таким образом, синтаксические значения данных конструкций - значения причины.
Общие и частные синтаксические значения. Общие значения - это значения, присущие типовым моделям сложных предложений и базирующиеся преимущественно на основных средствах связи; частные синтаксические значения определяются с учетом лексического наполнения и дополнительных средств связи и характеризуют подтипы сложных предложений или их разновидности (в пределах подтипа). Сопоставим сложные предложения: а) Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню самовар-инвалид (К. Паустовский); б) Становилось жарко, и я поспешил домой (М. Лермонтов); в) Юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда. (И. Гончаров). Все они построены по общей типовой модели [], и [], основным средством связи в ней выступает соединительный союз и. Общее синтаксическое значение этих конструкций - значение соединения. Лексическое же наполнение их, особенности парадигмы и порядка их частей позволяют выделить частные синтаксические значения: а) перечислительное значение; б) результативное значение; в) соединительно-распространительное значение.
Разграничение общего и частного значений существенно важно для классификации сложных предложений: типы сложных предложений выделяются с учетом общих значений, подтипы и их разновидности - с учетом частных синтаксических значений. Частное значение может конкретизироваться в результате использования синтаксически специализированных элементов. Это наречия, частицы (и их сочетания), вводные слова, которые выполняют в сложном предложении функции конкретизаторов определенного частного значения. Так, в предложении Уже почти перед самым дотом лежали передовые стрелки, а по дороге все равно ходить было невозможно (Н. Тихонов) слова уже и все равно выражают уступительное значение. Роль таких элементов особенно велика в сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях.
Различаются два типа таких лексических элементов: 1)типологически-конструктивные элементы, необходимые для реализации основного синтаксического значения сложного предложения. Так, антонимы выражают сопоставительное значение, основное для сложносочиненных и бессоюзных предложений с сопоставительными отношениями: Молодой - на службу, старый - на совет (пословица); сложное предложение грамматическая связь 2) частно-конструктивные элементы, вызывающие добавочное грамматическое значение, не совпадающее с основным значением предложения; так, использование модальных слов в сложноподчиненных предложениях с придаточными причины модифицирует основное синтаксическое значение: Верно , пуля попала ему в плечо, потому что вдруг он опустил руку (М. Лермонтов). Придаточное выражает не причинное, а следственное значение, поскольку в главной части дается его логическое обоснование.
В семантическом аспекте сложное предложение выступает как полипропозитивная единица: оно ориентировано на сообщение о двух или более ситуациях, каждая из которых получает предикатное выражение, и может содержать несколько диктумных смыслов. Монопропозитивными являются: 1)сложноподчиненные предложения с присубстантивно-атрибутивными (определительными) придаточными, в которых придаточная часть употребляется не для наименования отдельной ситуации, а для установления референции имени: Есть слова, которые только кажутся банальными; 2) изъяснительно-объектные сложные предложения, в которых одна часть может содержать модус высказывания (давать модальную и/или оценочную интерпретацию сообщения), а вторая - диктум (основное сообщение): И мнится мне, всё сумасбродней все люди бродят наяву (П. Вяземский); Хорошо, что осень уже прошла; 3)сложноподчиненные предложения с местоименно-соотносительными придаточными, в которых придаточная часть в сочетании с коррелятом дает развернутое наименование лица или предмета: Это все, что я расслышал (М. Булгаков) - ср.: все расслышанное.
В коммуникативном аспекте сложное предложение рассматривается как целостная единица, выполняющая определенное коммуникативное задание. Актуальное членение сложного предложения осуществляется посредством интонации и порядка частей. При нейтральном (объективном) порядке частей тема обычно находится в начале высказывания (первая часть); рема же занимает постпозицию, ср.: (Мороз). Холодно, // снег хрустит под ногами. Ср.: (Мороз). Снег хрустит под ногами, // холодно. В последнем высказывании изменение порядка частей актуализирует рему, первая часть выделяется интонацией (повышение высоты тона на ударном слове и увеличение его длительности). Тема-рематическое членение сложного предложения отражает выделение менее и более значимой для говорящего информации: наиболее важная информация представляет рему высказывания.
Классификация сложных предложений опирается на соположение средств связи предикативных частей и синтаксических значений. При дифференциации сложных предложений используются количественные и качественные критерии их деления, связанные как с их структурой, так и с семантикой. 1)По количеству предикативных частей различаются двучленные/многочленные предложения: Шел дождь, и от сильного ветра шумели деревья (А. Чехов); Некоторое время он стоял у окна: небо было простоквашей; изредка в том месте, где плыло слепое солнце, появлялись опаловые ямы (В. Набоков); 2)По наличию союзных средств связи противопоставляются союзные/бессоюзные сложные предложения: в союзных конструкциях предикативные части соединяются союзами (сочинительными или подчинительными) или союзными словами, бессоюзные предложения характеризуются отсутствием союзных средств связи: Ты запой мне ту песню, что прежде нам певала старая мать (С. Есенин); Будет, будет время: солнце вновь придет (К. Случевский).
В составе союзных конструкций далее выделяются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, противопоставляемые по характеру основной синтаксической связи; 3)по характеру модели (схемы) различаются предложения, построенные по свободным моделям, и предложения, построенные по несвободным ( фразеологизированным ) моделям (предложения фразеологизированной структуры). Предложения фразеологизированной структуры построены по особым несвободным моделям, которые характеризуются наличием дополнительных устойчиво воспроизводимых средств связи (частиц, особых лексем, повторов). Их признаками служат: а) моделируемость , основанная на устойчивости фразеосхемы и ее воспроизводимости ; б) особо тесная связь предикативных частей; в) нередко фиксированный порядок частей; г) тенденция к идиоматичности значения; д ) наличие разнообразных экспрессивно-оценочных смыслов: Чем больше пламени в моем давно бывалом, тем меньше впереди огня во мне усталом (И. Северянин); Храбрись не храбрись, а храбрее мира не будешь (Н. Лесков).
По функции (характеру целеустановки ) выделяются функциональные типы сложного предложения. При этом различаются: 1) функционально однородные предложения - предложения , все предикативные части которых совпадают по целеустановке : а) повествовательное: Я шел медленно: мне было грустно (М. Лермонтов); б) вопросительное: Почему… другие все могут, а я не могу? (Л. Толстой) ; в) побудительное: Все отдай земле земное, и, как синий дым, восходи к нам в голубое, чист и невредим (Ф. Сологуб). 2) синкретичные , объединяющие функционально разнородные части: а) повествовательно-вопросительное: Без сомнения, он был в жалком положении, но что было делать? (Л. Толстой); б) повествовательно-побудительное: …Лучше не найдете: обратите нежный взгляд, девушки, к пехоте (А. Твардовский); в) побудительно-вопросительное: Да забеги к уряднику - чего он там прохлаждается? (А. Чехов); г) побудительно-повествовательное: Пойми: несвобода от лжи доводит до зверства (В Корнилов).
Близость к моносубъектным сложным предложениям особенно ярко проявляется: 1) при различии: а) модальных планов сказуемых: Он бы сам к вам непременно явился, да побоялся обеспокоить (И. Тургенев ); б) показателей модальности: модальных глаголов, предикативов (необходимо, нужно и др .): Он хотел встать с дивана - и не мог, хотел выговорить слово - и язык не повиновался (И. Гончаров); Нести не могу - и несу мою ношу (В. Маяковский); 2) при несовпадении видо-временных планов сказуемых: Замерла я в долгой дреме и встречаю ранний мрак (А. Ахматова); 3) при наличии лексических конкретизаторов (наречий, вводных слов, частиц) при одном из компонентов ряда, уточняющих частное синтаксическое значение: Я стащил у нее месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон (М. Булгаков).
Сложные предложения , как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными. В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части. Следовательно, сложное предложение противопоставлено простому предложению как единица полипредикативная единице монопредикативной . Таким образом, сложное предложение - это синтаксическая единица , компонентами которой являются предикативные единицы , объединенные синтаксической связью и синтаксическими отношениями. Вывод:
Литература 1.Крючков С.Е. и Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Учеб. пособие для студентов пед . ин-тов … - М.: Просвещение, 1977. - 191 с. 2.Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш . учеб. заведений: В 2 ч. - Ч.2: Морфология, Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой . - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 704 с. 3.Современный русский язык: Учеб. для филол . спец. высших учебных заведений / Под ред.В.А. Белошапковой . - М.: Азбуковник, 1999. - 928 с. 4.Современный русский язык: Учебник / Под общей редакцией Л.А. Новикова. - СПб.: изд-во "Лань", 2001. - 864 с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"
Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...
Урок на тему "Сложное предложение" по русскому языку в 5 классе.
Урок в 5 классу на тему "Сложное предложение" представляет собой урок-исследование, на котором ученики самостоятельно усваивают новый материал и проверяют свои знания....
Презентация на тему: "Бессоюзное сложное предложение". Урок русского языка в 9 классе.
Представлены слайды по теме: "Бессоюзное сложное предложение"...
Простые и сложные предложения. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Презентация для 5 класса "Простые и сложные предложения". Предмет: русский язык.
А.С.Пушкин считал, что «язык славяно – русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения....
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Урок русского языка в 9 классе.
Конспект урока по русскому языкуТема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном пр...
Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания...