Урок на тему "Сложное предложение" по русскому языку в 5 классе.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Урок в 5 классу на тему "Сложное предложение" представляет собой урок-исследование, на котором ученики самостоятельно усваивают новый материал и проверяют свои знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме "Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение".

                             5 класс.

Цель: систематизировать и расширить представление учеников о сложном предложении на основе имеющихся знаний.

  Задачи : 1. Учебные : - восстановить в памяти детей признаки сложного предложения;

                     -познакомить с типами сложного предложения;

                     -ввести в активный словарь понятия "бессоюзное, союзное, сложносочиненное, сложноподчиненное предложение;

                      -подробнее познакомить с бессоюзным предложением;

                      -повторить пунктуацию в сложном предложении.

                   2. Развивающие: -учить применять знания на практике,

                                              -находить и исправлять свои ошибки,

                                              -учить правильно читать сложные предложения, использовать их в устной и письменной речи,

                                                  -учить анализировать и корректировать свои ошибки.

                   3. Воспитательные : -воспитание социально активной личности, мобильной и адаптивной, способной находить правильное решение , видеть свои ошибки и исправлять их;

                    - воспитание умения выслушивать мнение окружающих и уважать одноклассников;

                   - формирование самостоятельности и активности в учебной деятельности , положительных мотивов в учении и в жизни.

                                                 

                                                   

Тип урока-ознакомление с  новым  материалом с опорой на    имеющиеся знания.

                                    Ход урока.

1. Вступительная беседа. Актуализация знаний.

-Как называется изучаемый раздел языка?

-О какой синтаксической единице вы узнали на прошлом уроке?

-Для чего служат предложения?

-На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

2. Запись в тетради темы. Планирование этапов урока.

-Предположите, какова цель нашего урока.

- Подумайте, каким может быть порядок  работы.

Учитель: " Сегодня на уроке вы самостоятельно будете знакомиться с новыми сведениями по теме, учиться их применять на практике и проверять свои результаты ".

3. Изучение нового материала.

Каждый ученик получает индивидуальную обучающую карточку (ИОК), в которой определен порядок работы при изучении теоретического материала учебника.

Текст карточки.

1. Прочитай в учебнике параграф 37.

2. Устно ответь на вопросы:

-на какие виды делятся сложные предложения?

-почему они делятся на эти виды?

3. Заполни таблицу-схему новыми для тебя терминами.(Схема "Впиши в прямоугольники нужные слова"- лист №1.), определи их суть.

 

На индивидуальную работу отводится 7 минут.

- Сравните в парах заполнение схемы, исправьте ошибки.

4.Определение признаков сложного предложения. Работа в парах.

 

Каждый получает карточку №2 и выполняет задания.

Текст карточки № 2.

Поработай с текстом № 1.

1. Прочитай текст.

2. Озаглавь его.

3. Найди сложные предложения.

4. Выпиши основы сложных предложений.

5. Сверь свои результаты с товарищем по парте.

6. Проверь себя по ПК № 1.(Проверочная карточка).

7. Оцени свою работу.

Текст № 1на листе № 2.

Проверочная карточка-лист № 3.

- Поднимите руки те ,у кого менее 2 ошибок.

Коллективная работа.

Задание. Уточнить признаки сложного предложения .- Правильно прочитать предложения, записанные на доске ( про себя ).

Списать с доски предложения , прочитать их ,соблюдая правильную интонацию, подчеркнуть основы.

На доске: Дружба -в..ликая сила, мы учимся дружить.

( Ко )мне заш..л друг , и я очень обрадовался его приходу.

 Мы зна..м, что настоящий друг всегда п..может в б..де.(Сопутствующее повторение орфографии).

-В чем отличие сложного предложения от простого?

 -Как связаны между собой части сложного предложения?

-Связаны ли по смыслу простые предложения в сложном?

-Что показывает запятая на границе предложений в составе сложного ?

-Сделайте вывод, как называется сложное предложение , части которого соединены только при помощи интонации.

Ответив на эти вопросы, ученики записывают три признака сложного предложения.

1. Содержит 2 или более грамматических основы.

2.Смысловое единство.

3.Простые в составе сложного разделены запятой.

5. Актуализация полученных знаний, работа по индивидуальным развивающим карточкам( ИРК).-10 минут.

                         

Текст карточки.

1.Уточни по учебнику определение бессоюзного сложного предложения.

2. Перенеси в тетрадь схему бессоюзного предложения.

3.Составь предложение по этой схеме по данному началу :

  На лугу...

4.Исправь пунктуационные ошибки в тексте № 2.( Лист № 2).

5.Составь схемы исправленных предложений, достаточные для объяснения пунктограмм. Проверка.

6. Напиши сочинение- миниатюру на тему " Зима " (4-5 предложений) , обязательно употребив сложные бессоюзные предложения.

7. Подчеркни основы в сложных предложениях в сочинении.

8. Проверь знаки препинания.

9. Оцени свою работу.

Учитель оценивает работу учеников по самостоятельной работе с карточками и листу самооценки.

6. Заключительный этап урока. Самооценка своей работы на уроке. Прогнозирование тем следующих уроков.

1) Расскажите, что вы узнали на уроке и как эти знания помогут вам в дальнейшей работе  по теме " Сложное предложение".

2). Самостоятельное оценивание своей работы на уроке. На листке самооценки ( лист №4) поставить + в соответствии с уровнем понимания и выполнения учебных задач на уроке.

3). Сделать предположение, какие сведения о сложном предложении будут рассматриваться на следующих уроках.

     

Домашнее задание (на выбор):

1).  Составить синквейн со словом " Предложение" и самостоятельно составить и записать 5 сложных бессоюзных предложений.

2).Выполнить упражнение № 136( выписать сложные предложения, подготовить устный пересказ текста, опираясь на выписанные предложения).

3). Задание для всех : выучить теорию и сделать опорную схему-памятку.

Пояснительная записка к плану урока "Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение". 5 класс.

Урок, проведенный в 5 классе по названной теме , ориентирован на ознакомление с новой темой с опорой на уже имеющиеся знания. При планировании урока учитывались психологические и возрастные особенности учащихся, а также уровень их подготовки.

Работа на уроке организована в соответствии с современными требованиями к формированию у учеников универсальных учебных навыков.

Формулируя цель и задачи урока, я исходила из возможности определить их таким образом, чтобы максимально добиться активности детей и продолжить работу по развитию умственного и творческого потенциала , самостоятельности и креативности. Этого невозможно добиться без использования современных педагогических технологий.

На разных этапах урока целесообразно применение элементов развивающего, проблемного, дифференцированного обучения.

 

Развивающее обучение

1.Целеполагание.

2. Четкая формулировка задач и самих этапов урока, работа с карточками.

3. Опора на уже имеющиеся знания.

4.Осуществление контроля и самоконтроля в процессе работы и на ее завершающем этапе.

5. Направленность на творческую активность.

1.Ученики ставят сами цель, что способствует осознанному ее выполнению. -1-й этап урока.

2. Учит планировать свою деятельность, выбирать темп работы, принимать самостоятельные решения, определять выбор средств достижения цели.

3. Изучение сложного предложения осуществляется с опорой на знание основы предложения, отличия сложного предложения от простого- 1, 2, 3 этапы урока.

4.Способствует формированию правильной самооценки, стимулирует стремление исправить ошибки, приучает к обязательности и ответственности , формирует толерантность.

5. На разных этапах урока присутствуют задания , направленные на проявление творческой активности-составление предложения по данному началу, написание сочинения-миниатюры о зиме , домашнее задание- составление сложных предложений.

   

Проблемное обучение.

.

2. Выявление основных признаков сложного предложения в процессе анализа предложений.

3. Задания, требующие активной мыслительной деятельности.

2.Развитие умения обобщать , делать выводы : от частного -к общему.

3. Работа с текстом, Обобщение полученных знаний, составление синквейна (домашнее задание).

   На уроке присутствует внешняя и внутренняя дифференциация. Внешняя- домашнее задание предполагает выбор видов работы. Внутренняя: работая с индивидуальными карточками, ученик обязательно самостоятельно ищет пути выполнения задания.

     В  целом урок соответствует современным требованиям :

- способствует формированию универсальных учебных действий,

- учит самостоятельно определять пути решения учебных задач,

- развивает логическое и творческое мышление,

- стимулирует творческий потенциал,

- воспитывает самостоятельность, толерантность,

- способствует формированию правильной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и русскому языку 5 класс

Интегрированный урок истории и русского языка...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Предлог" русский язык 7 класс

Папка содержит конспект и мультимедийную презентацию по русскому языку 7 класс, по учебнику Ладыженской...

Имя прилагательное (Урок-повторение по учебнику «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А. Быстровой)

Цели урока. 1. Обобщение и систематизация  знаний об имени прилагательном как части речи. 2. Формирование  УУД:  личностные, познавательные, коммуникативные, информационные и регу...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

Конспект урока (с использованием ЭОР). Русский язык. 7 класс. Обособление причастного оборота

Конспект урока к учебнику Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Необходимое техническое оборудование: ЦОР...