Урок на тему "Сложное предложение" по русскому языку в 5 классе.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Урок в 5 классу на тему "Сложное предложение" представляет собой урок-исследование, на котором ученики самостоятельно усваивают новый материал и проверяют свои знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме "Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение".
5 класс.
Цель: систематизировать и расширить представление учеников о сложном предложении на основе имеющихся знаний.
Задачи : 1. Учебные : - восстановить в памяти детей признаки сложного предложения;
-познакомить с типами сложного предложения;
-ввести в активный словарь понятия "бессоюзное, союзное, сложносочиненное, сложноподчиненное предложение;
-подробнее познакомить с бессоюзным предложением;
-повторить пунктуацию в сложном предложении.
2. Развивающие: -учить применять знания на практике,
-находить и исправлять свои ошибки,
-учить правильно читать сложные предложения, использовать их в устной и письменной речи,
-учить анализировать и корректировать свои ошибки.
3. Воспитательные : -воспитание социально активной личности, мобильной и адаптивной, способной находить правильное решение , видеть свои ошибки и исправлять их;
- воспитание умения выслушивать мнение окружающих и уважать одноклассников;
- формирование самостоятельности и активности в учебной деятельности , положительных мотивов в учении и в жизни.
Тип урока-ознакомление с новым материалом с опорой на имеющиеся знания.
Ход урока.
1. Вступительная беседа. Актуализация знаний.
-Как называется изучаемый раздел языка?
-О какой синтаксической единице вы узнали на прошлом уроке?
-Для чего служат предложения?
-На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
2. Запись в тетради темы. Планирование этапов урока.
-Предположите, какова цель нашего урока.
- Подумайте, каким может быть порядок работы.
Учитель: " Сегодня на уроке вы самостоятельно будете знакомиться с новыми сведениями по теме, учиться их применять на практике и проверять свои результаты ".
3. Изучение нового материала.
Каждый ученик получает индивидуальную обучающую карточку (ИОК), в которой определен порядок работы при изучении теоретического материала учебника.
Текст карточки.
1. Прочитай в учебнике параграф 37.
2. Устно ответь на вопросы:
-на какие виды делятся сложные предложения?
-почему они делятся на эти виды?
3. Заполни таблицу-схему новыми для тебя терминами.(Схема "Впиши в прямоугольники нужные слова"- лист №1.), определи их суть.
На индивидуальную работу отводится 7 минут.
- Сравните в парах заполнение схемы, исправьте ошибки.
4.Определение признаков сложного предложения. Работа в парах.
Каждый получает карточку №2 и выполняет задания.
Текст карточки № 2.
Поработай с текстом № 1.
1. Прочитай текст.
2. Озаглавь его.
3. Найди сложные предложения.
4. Выпиши основы сложных предложений.
5. Сверь свои результаты с товарищем по парте.
6. Проверь себя по ПК № 1.(Проверочная карточка).
7. Оцени свою работу.
Текст № 1на листе № 2.
Проверочная карточка-лист № 3.
- Поднимите руки те ,у кого менее 2 ошибок.
Коллективная работа.
Задание. Уточнить признаки сложного предложения .- Правильно прочитать предложения, записанные на доске ( про себя ).
Списать с доски предложения , прочитать их ,соблюдая правильную интонацию, подчеркнуть основы.
На доске: Дружба -в..ликая сила, мы учимся дружить.
( Ко )мне заш..л друг , и я очень обрадовался его приходу.
Мы зна..м, что настоящий друг всегда п..может в б..де.(Сопутствующее повторение орфографии).
-В чем отличие сложного предложения от простого?
-Как связаны между собой части сложного предложения?
-Связаны ли по смыслу простые предложения в сложном?
-Что показывает запятая на границе предложений в составе сложного ?
-Сделайте вывод, как называется сложное предложение , части которого соединены только при помощи интонации.
Ответив на эти вопросы, ученики записывают три признака сложного предложения.
1. Содержит 2 или более грамматических основы.
2.Смысловое единство.
3.Простые в составе сложного разделены запятой.
5. Актуализация полученных знаний, работа по индивидуальным развивающим карточкам( ИРК).-10 минут.
Текст карточки.
1.Уточни по учебнику определение бессоюзного сложного предложения.
2. Перенеси в тетрадь схему бессоюзного предложения.
3.Составь предложение по этой схеме по данному началу :
На лугу...
4.Исправь пунктуационные ошибки в тексте № 2.( Лист № 2).
5.Составь схемы исправленных предложений, достаточные для объяснения пунктограмм. Проверка.
6. Напиши сочинение- миниатюру на тему " Зима " (4-5 предложений) , обязательно употребив сложные бессоюзные предложения.
7. Подчеркни основы в сложных предложениях в сочинении.
8. Проверь знаки препинания.
9. Оцени свою работу.
Учитель оценивает работу учеников по самостоятельной работе с карточками и листу самооценки.
6. Заключительный этап урока. Самооценка своей работы на уроке. Прогнозирование тем следующих уроков.
1) Расскажите, что вы узнали на уроке и как эти знания помогут вам в дальнейшей работе по теме " Сложное предложение".
2). Самостоятельное оценивание своей работы на уроке. На листке самооценки ( лист №4) поставить + в соответствии с уровнем понимания и выполнения учебных задач на уроке.
3). Сделать предположение, какие сведения о сложном предложении будут рассматриваться на следующих уроках.
Домашнее задание (на выбор):
1). Составить синквейн со словом " Предложение" и самостоятельно составить и записать 5 сложных бессоюзных предложений.
2).Выполнить упражнение № 136( выписать сложные предложения, подготовить устный пересказ текста, опираясь на выписанные предложения).
3). Задание для всех : выучить теорию и сделать опорную схему-памятку.
Пояснительная записка к плану урока "Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение". 5 класс.
Урок, проведенный в 5 классе по названной теме , ориентирован на ознакомление с новой темой с опорой на уже имеющиеся знания. При планировании урока учитывались психологические и возрастные особенности учащихся, а также уровень их подготовки.
Работа на уроке организована в соответствии с современными требованиями к формированию у учеников универсальных учебных навыков.
Формулируя цель и задачи урока, я исходила из возможности определить их таким образом, чтобы максимально добиться активности детей и продолжить работу по развитию умственного и творческого потенциала , самостоятельности и креативности. Этого невозможно добиться без использования современных педагогических технологий.
На разных этапах урока целесообразно применение элементов развивающего, проблемного, дифференцированного обучения.
Развивающее обучение 1.Целеполагание. 2. Четкая формулировка задач и самих этапов урока, работа с карточками. 3. Опора на уже имеющиеся знания. 4.Осуществление контроля и самоконтроля в процессе работы и на ее завершающем этапе. 5. Направленность на творческую активность. | 1.Ученики ставят сами цель, что способствует осознанному ее выполнению. -1-й этап урока. 2. Учит планировать свою деятельность, выбирать темп работы, принимать самостоятельные решения, определять выбор средств достижения цели. 3. Изучение сложного предложения осуществляется с опорой на знание основы предложения, отличия сложного предложения от простого- 1, 2, 3 этапы урока. 4.Способствует формированию правильной самооценки, стимулирует стремление исправить ошибки, приучает к обязательности и ответственности , формирует толерантность. 5. На разных этапах урока присутствуют задания , направленные на проявление творческой активности-составление предложения по данному началу, написание сочинения-миниатюры о зиме , домашнее задание- составление сложных предложений. |
Проблемное обучение. . 2. Выявление основных признаков сложного предложения в процессе анализа предложений. 3. Задания, требующие активной мыслительной деятельности. | 2.Развитие умения обобщать , делать выводы : от частного -к общему. 3. Работа с текстом, Обобщение полученных знаний, составление синквейна (домашнее задание). |
На уроке присутствует внешняя и внутренняя дифференциация. Внешняя- домашнее задание предполагает выбор видов работы. Внутренняя: работая с индивидуальными карточками, ученик обязательно самостоятельно ищет пути выполнения задания.
В целом урок соответствует современным требованиям :
- способствует формированию универсальных учебных действий,
- учит самостоятельно определять пути решения учебных задач,
- развивает логическое и творческое мышление,
- стимулирует творческий потенциал,
- воспитывает самостоятельность, толерантность,
- способствует формированию правильной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и русскому языку 5 класс
Интегрированный урок истории и русского языка...
"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс
Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...
Повторительно-обобщающий урок по теме "Предлог" русский язык 7 класс
Папка содержит конспект и мультимедийную презентацию по русскому языку 7 класс, по учебнику Ладыженской...
Имя прилагательное (Урок-повторение по учебнику «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А. Быстровой)
Цели урока. 1. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. 2. Формирование УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, информационные и регу...
урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец работы творческой группы уч...
урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец работы творческой группы уч...
Конспект урока (с использованием ЭОР). Русский язык. 7 класс. Обособление причастного оборота
Конспект урока к учебнику Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Необходимое техническое оборудование: ЦОР...