Применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ
проект

Баева Елена Викторовна

Представленный проект долгосрочный, его можно отнести и к здоровьесберегающим, и к игровым технологиям; он отвечает качественным и количественным критериям достижений планируемых результатов, что делает его целесообразным для применения в практике современных образовательных учреждений и интересной получателю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsionnaya_deyatelnost.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект инновационной деятельности учителя-дефектолога Баевой Е.В.

Тема: «Применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ОВЗ».

 

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют развитию мозга»

(Иван Петрович Павлов)

 

Пояснительная записка

В последние годы во всем мире наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в России тоже отмечается негативная динамика в этой области. По данным последней переписи населения, в России около 10% детей имеют ограниченные возможности здоровья, а значит, что более 7 миллионов детей нуждаются в особом внимании и поддержке общества в создании специальных условий образования. Это вызывает повышенный спрос на разработку и применение новых, эффективных практик и технологий коррекционной работы.

В педагогическом проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями в условиях индивидуального обучения (на дому).

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С.Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка, улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала. Выполняться упражнения могут учащимися всех возрастных групп.  Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга. Регулярное выполнение нейрогимнастических игр и упражнений приносит ребенку реальную пользу:

− обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;

− повышает физическую и умственную работоспособность;

− снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;

− активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;

− способствует развитию общей и мелкой моторики;

− развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты и возможности.

Данные упражнения достаточно просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки, создания специальных условий, дополнительного инвентаря и не требуют специально выделенного времени в расписании.

Участники проекта: учащихся с интеллектуальными нарушениям, учитель, родители.

Вид проекта: смешанный (инновационный и учебно- образовательный).

Сроки реализации: три года (долгосрочный).

Актуальность и новизна. Нейропсихологическая коррекция выделяется как одно из перспективных современных направлений, предлагая комплекс подходов, нацеленных на восстановление нарушенных функций мозга и развитие его компенсаторных возможностей. Такой подход обеспечивает значимые результаты, включая улучшение коммуникации, повышение внимания и успехи в учебе, что подтверждается научными исследованиями и практикой. Важно подчеркнуть нестандартность предложенных решений, их новизну и оригинальность, а также связь с современными запросами общества и возможность адаптации к условиям различных образовательных организаций. В данном случае мной определен благополучатель – ребенок с ОВЗ, хотя эта практика может успешно применяться и в работе с нормотипичными детьми. Повсеместно отмечают значительный рост числа детей с ЗРР и ЗПР соответственно.

Отлично зарекомендовавшим себя инструментом коррекции подобных соматических нарушений является нейрогимнастика. Нейрогимнастические упражнения являются высокоэффективным инструментом не только при работе с детьми ОВЗ в коррекционной работе, но и с нормотипичными детьми в групповой или индивидуальной развивающей работе.

При регулярном использовании упражнений нейрогимнастики можно отметить следующие положительные эффекты:

• улучшение памяти, внимания и восприятия;

• синхронизация работы правого и левого полушарий

головного мозга;

• улучшение состояния общей (крупной) и мелкой моторики;

• развитие речи;

• повышение способности к обучению и восприятию новой

информации;

• развитие саморегуляции и самоконтроля;

• развитие способностей.

Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей. Нейропсихологические упражнения представляет собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через гимнастику и игры.

Нейрогимнастика особенно полезна детям:

• возбудимым, с нарушенным вниманием, агрессивным;

• тревожным, неуверенным, переживающих эмоциональное

напряжение.

• с плохой координацией, с отсутствием плавности движений;

• с речевыми нарушениями.

• с наличием утомляемости и низкой устойчивости к нагрузкам;

• испытывающим трудности в общении;

• а также медлительным детям.

Главный принцип этих упражнений –задействовать противоположные конечности вместе и попеременно. По мнению многих ученых именно слаженная работа обоих полушарий является основой интеллектуального развития ребенка. Вся изюминка проекта в том, что упражнения вводятся как игровой момент, как разминка перед и во время занятий. Мотивация для детей – «А ты так можешь?» Сопровождение музыкой, интересными авторскими песенками поддерживают интерес детей к занятиям на протяжении длительного времени. Каждый ребенок талантлив и открыт миру. Наша задача - раскрыть его творческий потенциал и способствовать его гармоничному целостному развитию.

 

Цель проекта: Профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, активация природных механизмов работы мозга с помощью нейропсихологических упражнений; способствовать формированию межполушарных связей у детей, что является необходимым условием для успешного обучения детей в школе: гармоничному сбалансированному развитию тонкой моторики рук и взаимодействию обоих полушарий мозга детей.

Задачи проекта:

Для детей:

− развитие межполушарной специализации;

− синхронизация работы полушарий;

− развитие интеллектуальной деятельности;

− развитие мелкой моторики;

− воспитывать волю ребенка;

− развитие фонематического слуха, фонематической памяти,

− развитие произвольного внимания, способность к его

переключению.

Для учителей:

− повысить психолого-педагогическую компетентность

учителя.

Для родителей:

− вовлечь родителей в образовательный процесс ОО,

активизировать и обогатить их педагогические возможности.

Этапы реализации.

Подготовительный этап

1. Диагностика уровня развития детей.

2. Анализ методической литературы по данной теме.

3. Подбор упражнений, игр, музыкального, стихотворного материала.

4. Организация образовательной среды: подбор оборудования (ковриков, удобной одежды и обуви, инструментов)

5. Подбор информационного и практического материала

Основной этап

1. Проведение индивидуальных занятий.

2. Проведение консультаций для родителей учащихся.

3. Организация развивающей среды.

4. Использование игр в свободное от занятий время.

5. индивидуальная работа с детьми.

6. Вовлечение родителей (играть с ребенком дома, вне уроков, используя видео- и аудио-материалы).

Заключительный этап

1. Диагностика уровня развития учащихся.

2. Анализ результатов проекта.

3. Творческий отчет (презентация проекта на методическом объединении).

 

Планируемые результаты:

1. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у учащихся речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.

2. У детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных представлений, повышается уверенность в своих силах.

3. Выполнение упражнений доставляет учащимся удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышает работоспособность.

4. Улучшение внешней социализации и коммуникации детей (дети с радостью делятся новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения; повышается их самооценка).

5. Повышение мотивации родителей в участии в образовательной деятельности учреждения.

6. Пополнение банка дидактических средств обучения (игры, презентации).

7. Рост уровня психолого-педагогической компетентности учителей.

 Таким образом, социальная значимость проекта очевидна. Для детей это открыло новые возможности для коммуникаций. Учащиеся стали увереннее в собственных силах и возможностях, получили новый игровой инструмент для развития.

Представленный проект долгосрочный, его можно отнести и к здоровьесберегающим, и к игровым технологиям; он отвечает качественным и количественным критериям достижений планируемых результатов, что делает его целесообразным для применения в практике современных образовательных учреждений и интересной получателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция, развитие и формирование высших психических функций.Методы нейропсихологической коррекции.

В данном докладе представлена работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на расслабление мышц, релаксации, дыхательные упражнения. Для чего нужны такие упражнения. А значит это дает д...

Использование методов нейропсихологической коррекции в логопедической работе с учениками младших классов общеобразовательной школы

   Увеличение числа детей, имеющих несформированность  высших психических функций, стави специалистов перед необходимостью искать новые пути коррекции. Современными нейрофизиолог...

Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми

Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...

Презентация: Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Актуальность - данной темы в том, что  в настоящее время бумажные куклы вновь стали востребованными. Несмотря на то, что наши дети имеют все самое необходимое для развития - конструкторы, пазлы, ...

Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ

Цель: Распространение личного педагогического опыта по применению коррекционных технологий в работе с детьми с ОВЗ....

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: В данной статье представлен опыт использования приемов методики М.Монтессори в работе с детьми с ОВЗ.Ключевые слова: дети с ОВЗ, методика М.Монтессори, зона практической жизни, математическ...