Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ
материал

Розанчугова Наталья Викторовна

Цель: Распространение личного педагогического опыта по применению коррекционных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приемов  в работе с детьми с ОВЗ».

Цель: Распространение личного педагогического опыта по применению коррекционных технологий в работе с детьми с ЗПР.

Задачи:

1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по работе с детьми с ЗПР.

2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Оборудование:

Презентация.

Мел.

Мячи.

Цветные карандаши.

Фигурки для педагогической песочницы.

Программированное задание.

Программа:

1. Обобщение педагогического опыта по теме.

2. Орг. момент.

3. Фототерапия.

4. Зрительная гимнастика В.Ф.Базарного.

5. Цветотерапия

6. Зрительная гимнастика Э.С.Аветисова.

7. Песочная терапия.

8. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

9. Изотерапия.

10. Кинестетические упражнения.

11. Сказкотерапия.

12. Мозговая гимнастика Локаловой Н.П.

13. Оригами.

14. Рефлексия опыта. Итог.

А) что взял полезного (интересного).

Б) чем запомнился мастер-класс.

В) отзыв о проведённом мероприятии.

Уважаемые участники!

Сегодня я проведу с Вами небольшой мастер – класс, продемонстрирую комплекс коррекционных упражнений, которые  использую в своей работе.

Обобщение педагогического опыта по теме.

Требования федерального государственного образовательного стандарта ориентируют учителя на «успешное обучение и социализацию, которые могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя».

В силу разнообразия и множественности нарушений у детей ОВЗ коррекционная работа требует привлечения разнообразных приемов и методов. Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно- педагогической работы с ним. Так, на начальных этапах обучения при объяснении нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На более поздних годах обучения ведущее место могут занимать словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.

В специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно- педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. 

Наиболее доступны для учащихся с отклонениями в развитии практически-действенные методы. Особенно эффективны они для учащихся, которые имеют нарушения интеллекта, задержку психического развития, недостатки в речевом и слуховом развитии.

Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно. Необходим поиск новых путей решения повышения познавательной активности учащихся, творческих инновационных методик и технологий, эффективность которых очевидна.  Воздействие на ребенка с задержкой психического развития с помощью искусства может сыграть положительную роль в развитии когнитивных функций, совершенствовании его саморегуляции, игровой деятельности, преодолении личностной незрелости, нарушений эмоционально-волевой сферы, в развитии моторики. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки учащихся приводят к снижению памяти, усталости, возбудимости и невозможности сосредоточиться в течение учебного дня.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: песочная терапия, игротерапия, кинезиология, сказкотерапия,  рефлексотерапия широко используется в практике дефектологов и логопедов,  педагогов – психологов. Безусловно данные методы могут быть полезны в работе других специалистов.

Коррекционное воздействие на ребенка имеющего отклонения в развитии начинается уже с первых минут на уроке.

Олигофренопедагог Худенко  Елена Дмитриевна предлагает Организационный момент   на занятиях использовать с целью актуализации имеющихся знаний у детей.

 На уроках счета дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях. 
Вопросы адресованы каждому ученику индивидуально. 
К какому уроку приготовились? 
Какой он по счету? 
Какое сегодня число? 
Какой месяц? 
Какой по счету месяц в году? 
Какой он по счету в ряду весенних, осенних, зимних месяцев, это в зависимости от сезона?  
Покажите на правой руке, сегодняшнее число, на левой - месяц. 
2 февраля, 3 марта, 4 апреля, 5 мая

– Закройте глаза и представьте, что вы оказались в осеннем лесу. Откройте глаза. Давайте проговорим, кому какой лес представился?

– сегодня мы побываем на огороде. Мы уже знаем про то, что растет на огороде. Давайте вспомним, что вы уже знаете.

1). - На какое слово похоже слово «здоровье»?

 - Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй».

- Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

2). - Давайте поздороваемся и мы.

- А теперь, улыбнемся друг другу, и у нас настроение станет еще лучше.
- Здравствуй, Ваня, вот моя рука ( протягиваю руку ребенку) – Привет!

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

3). - А как это сделать без слов, при помощи рук? (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу, кивнуть головой)

Для введения в тему урока можно использовать технологию арт-терапии -  Фототерапии.

Фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для психического развития, познавательной сферы ребенка, а также для развития и гармонизации личности детей с задержкой в психическом развитии, является одним из направлений арт-терапии. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство (рисование, коллажирование готовых снимков), сочинение историй, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Активная фототерапия с детьми помогает установить контакт, обогатить и активизировать их словарный запас. Фотографирование ребенка способствует повышению его самооценки и удовлетворение его потребности во внимании. Ребенок может ощутить себя творцом (художником, писателем) и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. Изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки». Также фотография на занятиях сочетается с сочинением историй, что  связано с литературным творчеством- использование практического метода со словесным.

На выставке программ вашему вниманию представлена программа по фототерапии. В тематическом планировании рекомендованы темы: Знакомство с фотоаппаратом, Моя первая фотосессия, Мой портрет, Праздники в семье, Кем быть? и т.д. занятия проводятся с использованием фотографий уже готовых, или сделанных во время занятия.

Цель: коррекция психических процессов- анализ, синтез, обобщение, классификация – коррекция мышления; Коррекция внимания, восприятия.

Для коррекции и сохранения психического здоровья необходимо создавать положительные эмоции у учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Лев Семенович Выготский говорил, что «для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен провести ребенка». При организации коррекционных занятий учитель-дефектолог учитывает возможности ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенных затрат усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Во время коррекционных занятий или уроков в целях эмоциональной разгрузки или для переключения с одного вида деятельности на другой необходимо проводить несколько физминуток различной направленности, остановлюсь на физминутках для  коррекции зрения, которые актуальны не только для детей с нарушениями зрения, но и как профилактика  зрения и воспитание здорового образа жизни.

Цветотерапия.

Становление познавательной деятельности ребёнка, его развитие активизируется при включении в образовательный процесс цветотерапии как элемента психогигиенической и психокоррекционной работы.

В настоящее время предметом изучения психологов и педагогов является влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка. Цвет оказывает влияние на психику. Швейцарский психолог Макс Люшер вывел взаимосвязь цветовых предпочтений с эмоциями, которые испытывает человек. Российский психоневролог В. М. Бехтерев внёс значительный вклад в теорию цветотерапии. Он доказал, что цветовая гамма может влиять на состояние человека так же, как и лекарства. Бехтерев установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения. Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета — зелёный, жёлтый, голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды.

Арт-терапевтический метод цветотерапии может использоваться на любом этапе урока и как физминутка, и как рефлексия деятельности.

Цель- коррекция учебной мотивации,

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. 

 «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. 
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия.

Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Следующая Зрительная гимнастика предлагается вашему вниманию - Зрительная гимнастика Э.С.Аветисова.

Лечебно-профилактическая гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова, пользуется огромной популярностью. Он в течение длительного времени изучал проблемы профилактики разнообразных заболеваний глаз. Знаменитый офтальмолог пришёл к выводу, что ранняя профилактика гарантирует отсутствие проблем с оптической системой глаз. В своей методологии, Аветисов делает главный упор на тренировку аккомодации (адаптации глаза к изменениям, вызванным перемещением наблюдаемых объектов на разные расстояния).  Рекомендуется, в целях профилактики, заняться «глазной гимнастикой» как можно раньше, лучше всего еще ребенком. Но и взрослым людям такие упражнения для глаз по Аветисову принесут пользу, особенно почитателям книг, тем, кто много времени проводит у компьютера или страдает близорукостью.

Песочная терапия.

Для создания положительной мотивации на занятиях пользуюсь техникой арт-терапии «Педагогическая песочница», с которой нас познакомила сурдолог Грабенко Татьяна Михайловна.

Цель: коррекция умения работать в коллективе

Расскажу я вам старую легенду, а вы постарайтесь догадаться, о чем сегодня будем говорить.

- Помогайте мне,

«Строим горы из песка,

 над горами облака…»

«Вот большая река

Широка и глубока.»

«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали решать, каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным»,

 другой сказал: «Человек должен быть здоровым»,

третий сказал: «Человек должен быть умным».

Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам».

И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать?

Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море,

другие – за высокие горы.

А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать??? (в самого человека)».

 Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов

2). Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне и в тебе, и в каждом из нас.

Рефлексия: Что будет дальше? (прогнозирование)

Мы собираем коллекцию игрушек для работы в песочнице.

Используя педагогическую песочницу как диагностический модуль можно эффективно выявить  уровень развития учащихся. Песочницу можно использовать во время адаптации учащихся к школе, хорошо работают   дети с эмоционально-волевыми нарушениями,  дети – аутисты, шизофреники, дети с нарушенной учебной мотивацией.

Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой

Учителям в середине урока рекомендуется "пошмыгать" с учениками по - Стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность, и легче усваивается материал.

Известная на весь мир дыхательная гимнастика Стрельниковой датируется 30-40 годами, и тогда позиционировалась как способ для восстановления голоса (А.Н. Стрельникова была певицей).
Гимнастика является единственной в своем роде по технике выполнения и дает действительно потрясающие результаты.

 Вдох — при всех упражнениях короткий, резкий, шумный вдох носом (3 вдоха в течение 2х секунд), который совершается на пике движений (упражнений), сжимающих грудную клетку.

 Выдох — выдыхать нужно произвольно, через рот.  Выдох является пассивным, а точнее, на нем вообще нельзя концентрироваться: считается, что организм сам выбросит лишний воздух.

Когда-то, лет 40 тому назад один йог-индус, увидевший лечебный сеанс Александры Николаевны Стрельниковой в её крохотной квартирке на улице Тухачевского, восторженно сказал: «Для Вашей гимнастики нужен один квадратный метр, чтобы стоять и открытая форточка, чтобы дышать!»…

И буквально через 10-15 минут после начала занятий появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, лёгкость во всём теле, прекрасное настроение. То есть, в минимальный срок – максимальный результат! А это как раз и необходимо современному человеку при нашем образе жизни!

I. «Ладошки» или «Кулачки». Открытые ладони повернуть от себя, а локти в согнутом состоянии направить вертикально вниз. (Эту позу часто называют «позой экстрасенса»). Делаем мощные, шумные вдохи, сжимая резко ладошки в кулаки. Повторяем 4 раза, всякий раз медленно выдыхая воздух. Через 4 вдоха-выдоха делаем паузу – 3-4 сек. Всю серию повторить 24 раза.

VII. «Повороты головы». И.п. – основное, но ноги на ширине бедер. Выполнять попеременные повороты головы вправо-влево, не задерживая, параллельно делать резкие вдохи. Выдох идет непроизвольно через слегка приоткрытый рот. Сессия включает 8 движений-вдохов, между ними паузы 3-4 сек. Всего 12 сессий.

VIII. «Ушки». И.п. – основное. Выполняем покачивания головой: вправо – достаем правое плечо, влево – левое, делая вдохи шумные носом при каждом движении. Плечи не поднимать, шею и корпус не напрягать. Напоминает «неваляшку»: «Ай-ай-ай!» Количество движений, пауз и сессий, как в предыдущих упражнениях.

К заключительным упражнениям из базового цикла: «Маятнику головой»,

Изотерапия.

Необходимо отметить, что влияние педагогической терапии особенно ценно для детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии.

 Практический метод в сочетании со словесным.

Тема занятия: Весна – красивое время года.

Коррекционно-развивающая цель: коррекция и/или компенсация слухового восприятия; развитие моторики; ориентировка в пространстве листа.

Говорят: «Весна витала в воздухе…

Весна витала в воздухе, припоминая, что ей нужно сделать в первую очередь.

«Может быть, сесть на дерево? – думала Весна – чтобы набухли почки…»

«Или сначала расцвести подснежником?» вспоминала Весна.

Хмурилось солнце, видя нерешительность Весны.

«А что если закапать с крыши сосульками? – собиралась Весна – или растаять лужей? А может быть закапать дождиком? ... »

И, наверное, еще долго бы Весна выбирала, но замерзла и полетела на солнце греться.

«И вот так каждый раз!» - улыбнулось теперь весеннее, ставшее наконец-то весенним и теплым солнышко.

Не секрет, что дети с ЗПР имеют речевые нарушения. Связная речь очень страдает. Опираясь на свои рисунки, ученики без труда могут воспроизвести все признаки весны, описанные в рассказе.

Кинестетические упражнения.

Кинезотерапия - восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств адаптивной физической культуры физических и психических способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и  содействие всестороннему и полноценному их развитию.   Эффективное влияние на все без исключения психические функции оказывают систематические физические упражнения. В исследованиях видных  психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и др. показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей с задержкой психического развития.

Мячик сильно по сжимаю
И ладошку поменяю.
(сжимать мячик правой рукой, затем левой)

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!

Сказкотерапия.

Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ЗПР не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и  потребности в общении с окружающими людьми.

Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Дети приобретают знания о законах жизни и о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. В школе также  созданы условия для работы театральной студии, где проходит знакомство со сказкой, распределение ролей, подготовка реквизита, разучивание текста, правильного произнесения слов, построение предложений, отработка интонации.

Простое рассказывание сказки ребёнку без дальнейшего анализа и объяснений уже как полноценная консультация для взрослого. Мягко на подсознательном уровне идёт грандиозная работа, происходит изменение внутреннего плана действий. Происходит «замещение» стиля, который стал неэффективен, на новый продуктивный. Метафорой ребёнку объясняются происходящие события.

Тема занятия: Обувь.

Коррекционно-развивающая цель: коррекция слухового восприятия, развитие умения слушать и отвечать на поставленные вопросы;

БАШМАЧКИ (Макарова Оля, 8 лет)

Жил-был мальчик Коля. У него были новые башмачки. Но жили его башмачки очень плохо. Коля их не берег: не мыл, не чистил и бросал где попало. Не знали башмачки, что же им делать. Тогда решили они отвести Колю на обувную фабрику, чтобы он посмотрел, сколько нужно сделать работы, чтобы такие чудесные башмачки сшить. На следующий день башмачки повели Колю на фабрику, чтобы он посмотрел, как из кусочка кожи башмачки появляются. Фабрика была огромная, и Коля удивился, сколько надо мастеров и машин, чтобы башмачки сшить. Потом к ним подошла важная женщина. Она поздоровалась и спросила башмачки, как они поживают, и бережет ли их Коля. Башмачки грустно вздохнули, но промолчали. Они не хотели жаловаться на своего хозяина. Коле стало очень стыдно, и он сказал спасибо важной женщине за ее работу.

С тех пор Коля всегда берег свои башмачки, ведь он увидел, сколько нужно работы, чтобы сшить такие башмачки.

Вопросы и задания.

  •  Как Коля будет ухаживать за своими башмачками после этого случая?
  •  Расскажите, как вы ухаживаете за своей обувью.
  •  Какими качествами должен обладать хозяин, чтобы его обувь была впорядке?
  •  Придумайте  и расскажите всем, о чем может рассказать обувь хозяину.
  •  Как обувь может отблагодарить человека за его заботу? Придумайте и нарисуйте сказку о том, как о вас заботилась ваша обувь.
  •  Обсудите с детьми, как нужно ухаживать за обувью в разное время года и в разную погоду.

12. Мозговая гимнастика Локаловой Н.П.

Комплекс мозговой гимнастики содержит упражнения способствующие улучшению мозговой деятельности. Отдельные упражнения направлены на развитие моторной координации, устойчивости внимания, способствуют активизации мыслительной деятельности. На занятиях нет неоходимости использовать весь комплекс упражнений в целом, можно брать отдельные упражнения для разминки или в качестве физкультминутки. Выбор упражнения на занятие должен соответствовать поставленным задачам. Комплекс мозговой гимнастики может быть полезен психологам, учителям начальных классов, воспитателям старших групп детского сада.

13. Оригами.

Уроки и занятия с использованием вышеперечисленных технологий имеют дидактическое достоинство: отмечается положительное влияние на развитие связной речи у обучающихся и всех ее компонентов: лексики, грамматики, фонетики; повышается мотивация к учению, развивается умение преодолевать психологический барьер в общении с окружающими.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

14. Рефлексия опыта. Итог.

рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.

Сегодня на занятии я узнал … ( Вопрос себе: Почему? Зачем?) Пригодится ли нам это в жизни?

Мне понравилось … (демонстрация)

Я хочу похвалить …  за …   (Рассказ в рассказе 

– опиши , каким учащимися ты сегодня был на занятии;

- опиши действия своего напарника на сегодняшнем учебном занятии;

- опиши действия преподавателя на сегодняшнем учебном занятии.)

А) что взял полезного (интересного).

Б) чем запомнился мастер-класс.

В) отзыв о проведённом мероприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение коррекционно-развивающих методов и приемов на уроках ручного труда. 15.04.2016 г.

В материале освещены направления коррекционной работы на уроках трудового обучения, наиболее эффективные методы и приемы коррекции недостатков детей с нарушениями интеллекта....

Статья "Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы в ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи"

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...

Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Пояснительная записка. Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в сп...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми  ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...