Мониторинг уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7-ом классе.
материал (7 класс)
Материал насыщен диагностическим инструментарием. Для выявления уровня словарного запаса проводится работа по тестированию, трем методикам и спеиально разработанному анкетированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1.1.docx | 176.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»
Мониторинг
уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7 –м классе.
Разработала:
учитель,
Неудачина Татьяна Ивановна.
г. Иркутск, 2023 г.
Мониторинг
уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий
на уроках истории
у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в 7 –м классе.
Пояснительная записка.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально- трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Бедность словарного запаса у обучающихся и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке.
Активный и пассивный исторический словарь обучающихся формируется за счет многократного, вариативного повторения новых терминов. Активный словарь исторических понятий формируется в различных видах деятельности. Знакомство с историческими понятиями происходит через сообщение термина, определение понятия, упражнения в использовании, оперирование новым понятием.
Цель учителя заключается в том, чтобы провести мониторинг всех обучающихся и определить основные пути и содержание коррекционно-педагогической работы, способствующих формированию и обогащению активного словаря исторических терминов и понятий.
Цель мониторинга: определение уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7 –м классе.
Задачи:
- Определить уровень усвоения знаний исторических терминов и понятий;
- Определить уровень сформированности активного словаря исторических терминов и понятий.
3. Оценить достижения обучающихся в процессе усвоения исторических терминов и понятий на уроках истории с выделением положительных или отрицательных результатов и планирование корректирующих мероприятий;
4. Обеспечить соответствие результатов обучения через внедрение инновационных технологий обучения.
В работе с обучающимися используются следующие методы:
- наблюдение;
- опрос;
- беседа с учащимися;
- проведение коррекционной работы.
Изучение словаря исторических терминов выявляется путем наблюдения за детьми в процессе уроков, а также при выполнении индивидуальных заданий во время беседы на уроке и во внеурочное время.
Предполагаемый результат.
Диагностический позволяет:
- получить объективную оценку уровня сформированности активного словаря исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся;
- выявить причины отставания или опережения в усвоении программы;
- осуществить индивидуально-дифференцированный подход при использовании обучающимися исторических терминов и понятий в активном словаре.
Диагностический инструментарий уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в 7 –м классе.
Для выявления уровня словарного запаса проводиться работа по тестированию, трем методикам и специально разработанному анкетированию
Тестовые задания предлагаются обучающимся распечатанными на стандартных листах А4 или в формате компьютерного тренажера. Тестирование проводится в начале, середине и в конце учебного года. На выполнение заданий отводится 40 минут. Контрольно-измерительные материалы по истории Отечества включают различные виды заданий достаточного и минимального уровня. При выполнении заданий разрешается пользоваться историческими картами, схемами, таблицами. На минимальном уровне разрешается пользоваться тетрадями и учебниками.
При оценивании результатов каждый положительный ответ внутри задания дает один балл, а общая оценка строится из процентного соотношения положительных и отрицательных ответов. По итогам набранных баллов обучающимся выставляется оценка. При оценивании работ минимального уровня учитывается уровень самостоятельности работы обучающегося.
- Оценка «5» ставится, если обучающийся дает от 75% до100% верных ответов.
- Оценка «4» ставится, если обучающийся дает от 55% до 75% верных ответов.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся дает от 20% до 55% верных ответов.
- Оценка «2» ставится, если обучающийся дает менее 20% верных ответов.
Итоговое тестирование 7 класс
(высокий, средний уровень – достаточный уровень)
1. Соотнеси стрелочкой год с веком, к которому он относится:
1. | 988 г. | XIII век |
2. | 1242 г. | X век |
3. | 1147 г. | XII век |
2. Выбери правильный ответ. Восточные славяне – это:
а) кочевники, которые нападали на соседние народы;
б) предки русских, украинцев, белорусов;
в) варяги, проживавшие на Скандинавском полуострове.
3. Выбери правильный ответ. Какое занятие восточных славян не сохранилось до наших дней:
а) Земледелие
б) Рыболовство
в) Бортничество
г) Охота
4. «Кто сначала, кто потом». Расставь русских князей в порядке очередности правления Киевской Русью:
____ Ольга
____ Ярослав Мудрый
____ Олег
____ Владимир Красное Солнышко
____ Владимир Мономах
5. Прочитай текст. Подумай и напиши, о каком князе идет речь:
Продолжил дело своего отца по укреплению единого русского государства. Развивал торговые отношения с Византией и другими государствами. Начал чеканить серебряные монеты. Создал первый русский сборник законов «Русская Правда». Открывал школы при храмах и монастырях. _______________________________________________________
6. Выбери правильный ответ. Какой русский князь был первым венчан на царство.
а) Иван Калита
б) Ярослав Мудрый
в) Владимир Мономах
7. Напиши, как называется на Руси период с XII по XIII век. _____________________________________________________________________________________
8. Определи и соедини стрелками историческую личность с событием в котором он принимал участие:
1. Александр Невский Куликовская битва
2. Дмитрий Донской Крещение Руси
3. Владимир Красное Солнышко Ледовое побоище
9. Определи и соедини стрелками историческое событие с его датой:
1. Куликовская битва 1242 г.
2. Освобождение Руси от монголо-татарского ига 988 г.
3. Ледовое побоище 1240 г.
4. Крещение Руси 1480 г.
5. Невская битва 1380 г.
10. Прочитай текст. Подумай и напиши, о каком событии в нем говорит: Князь Александр вместе с конницей вихрем ворвался в лагерь шведов. Пешие же отряды русских отражали атаки шведов на берегу не давая рыцарям подняться на корабли. Александр вступил в бой с самим Биргером. Долго длился этот поединок двух храбрых воинов. Наконец Александр ранил Биргера копьем в лицо. Биргер побежал к кораблям, спасаясь от неминуемой гибели. Вслед за ним побежали и другие рыцари. __________________________________________________________________
Итоговое тестирование 7 класс
(слабый уровень –минимальный уровень)
1. Разгадай ребус и напиши, как называется место, где ты родился: р1а ___________________________
2. Выбери правильный ответ. Век – это отрезок времени в
а) 10 лет
б) 100 лет
в) 1000 лет
3. Отметь на ленте времени 1380 год (закрась нужную ячейку на Ленте времени):
I ( 1) век | II(2) век | III (3) век | IV (4) век | V ( 5) век | VI (6) век | V II(7) век | VIII (8) век | IX (9) век | X (10) век | XI (11) век | XII (12) век | XIII (13) | XIV (14) | XV (15) век | XVI (16) | XVII (17) | XVIII (18) | XIX (19) | XX (20) век | XXI (21) |
4. Соедини ремесленника с изделием, которое он делает:
1. Гончар Кадушка, бочка, лохань
2. Бондарь Подкова, меч, серп
3. Кузнец Глиняная посуда
5. Определи и соедини стрелками в каком событии участвовали исторические личности:
1. Александр Невский Куликовская битва
2. Дмитрий Донской Ледовое побоище
6. Выбери правильный ответ. Какое историческое событие изображено на иллюстрации?
а) Ледовое побоище
б) Куликовская битва
7. Соотнеси историческое понятие с его определением:
1. Иго Ханские сборщики дани
2. Баскаки Господство одного народа над другим
3. Ярлык Ханская грамота на право княжения
Оценка уровня усвоения знаний
исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в 7 –м классе.
Ф.И. ребенка | Критерии, оценка | Средний балл | Уровень | |||||
Знание исторических терминов и понятий | Знание основных исторических дат | Знание исторических персоналий | Знание основных исторических событий | Умение устанавливать причинно-следственные связи | ||||
Методика 1. "Объяснение значений слов". (адаптивная) по методике Т.А.Власовой.
Цель: выявление уровня знания лексического значения слова.
Инструкция: «Ответь, что это обозначает?»
- Столица это – … главный город страны;
-Президент это-…глава нашего государства.
-Россияне это -…жители России;
-Граница это-… линия, которая отделяет территорию нашей страны от территории других стран…..; и т. д.
Методика № 2. "Назови, одним словом". (адаптивная) по Т.И.Власенко.
Цель: Определение обобщенных понятий.
Инструкция: « Скажи, как можно назвать одним словом.»
- Наука о прошлом человечества? (история)
- Люди, от которых мы произошли? (предки)
- Страна, где ты родился? (Родина)
- Помещение, где хранятся вещественные памятники истории? (музей) и т. д.
Методика № 3. «Твои ассоциации к слову» (адаптивная) по В.В.Чиркиной.
Цель: определение уровня понимания учащимися лексических исторического словаря.
Инструкция: «Подбери слово, которое ассоциируется со словом
- Ратник - … воин;
- Дружина - … княжеское войско;
- Оборона - … защита;
- Секира - … боевой топор;
- Копье - … метательное оружие, с металлическим наконечником.
Анкета «Найди правильный ответ и подчеркни его»
Цель анкетирования: определить уровень сформированности активного словаря исторических терминов и понятий.
#1051;юди, которые изучают прошлое человечества по раскопкам. | Археологии | историки | предки |
#1054;бъединение людей, которые всем пользовались сообща. | семья | община | племя |
3. Самый старый, мудрый и уважаемый член общины. | князь | президент | старейшина |
4. Место, где жили славяне | деревня | поселение | город |
5. Изгородь из заостренных бревен ( колов) вокруг славянского поселения. | частокол | забор | плетень |
6. Жилище славян | амбар | хлев | изба |
7. Основной вид занятий восточных славян. | бортничество | скотоводство | земледелие |
8. Приспособление для рыхления земли. | борона | соха | серп |
Сводная ведомость уровня усвоения знаний
исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в 7 –м классе.
Ф.И. ученика | Работа со словарем, основными понятиями | Работа с книгой. | Алгоритмическое освоение (работа с таблицами, схемами). | Развивающий тренинг (активный семинар, игра). | Тести- (итоговый тест) | Сооб- | Работа с картой | Итоговая оценка (балл) |
Рейтинг учеников 7 класса по истории за ………. учебный год.
Ф И ученика | Оценки за …. четверть | Средний бал | Место |
|
|
|
|
Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества
Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края
Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс история отечества
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирова...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант7класс история родного края
-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс история и культура родного края
Объектами курса краеведения являются: 1. Природа Липецкой области. 2. Население и хозяйство. 3. История и культура. Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно-пат...
Мониторинг уровня сформированности профессионального самоопределения и профориентации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данный материал поможет педагогам диагностировать у обучающихся профессиональные способности, умения и навыки для будущего жизнеустройства....
Мониторинг уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности при выполнении трудовых операций на уроках швейного дела для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данный мониторинг включает в себя наблюдение за поведением ученика на уроке, анализ его устных и письменных ответов, выполнения практических действий, осуществляемых по определенным критериям....