Мониторинг уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7-ом классе.
материал (7 класс)

Неудачина Татьяна Ивановна

Материал насыщен диагностическим инструментарием. Для выявления уровня словарного запаса проводится работа по тестированию, трем методикам и спеиально разработанному анкетированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.1.docx176.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»

Мониторинг

уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7 –м классе.

Разработала:

учитель,

Неудачина Татьяна Ивановна.

г. Иркутск, 2023 г.

Мониторинг

уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий

на уроках истории

у обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в 7 –м классе.

Пояснительная записка.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально- трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

Бедность словарного запаса у обучающихся и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке.

Активный и пассивный исторический словарь обучающихся формируется за счет многократного, вариативного повторения новых терминов. Активный словарь исторических понятий формируется в различных видах деятельности. Знакомство с историческими понятиями происходит через сообщение термина, определение понятия, упражнения в использовании, оперирование новым понятием.

Цель учителя заключается в том, чтобы провести мониторинг всех обучающихся и определить основные пути и содержание коррекционно-педагогической работы, способствующих формированию и обогащению активного словаря исторических терминов и понятий.

Цель мониторинга: определение уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 7 –м классе.

Задачи:

  1. Определить уровень усвоения знаний исторических терминов и понятий;
  2. Определить уровень сформированности активного словаря исторических терминов и понятий.

3. Оценить достижения обучающихся в процессе усвоения исторических терминов и понятий на уроках истории с выделением положительных или отрицательных результатов и планирование корректирующих мероприятий;

4. Обеспечить соответствие результатов обучения через внедрение инновационных технологий обучения.

В работе с обучающимися используются следующие методы:

  • наблюдение;
  • опрос;
  • беседа с учащимися;
  • проведение коррекционной работы.

Изучение словаря исторических терминов выявляется путем наблюдения за детьми в процессе уроков, а также при выполнении индивидуальных заданий во время беседы на уроке и во внеурочное время.

Предполагаемый результат.

Диагностический позволяет:

  • получить объективную оценку уровня сформированности активного словаря исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся;
  • выявить причины отставания или опережения в усвоении программы;
  • осуществить индивидуально-дифференцированный подход при использовании обучающимися исторических терминов и понятий в активном словаре.

Диагностический инструментарий уровня усвоения знаний исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся

с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в 7 –м классе.

Для выявления уровня словарного запаса проводиться работа по тестированию, трем методикам и специально разработанному анкетированию

Тестовые задания предлагаются обучающимся распечатанными на стандартных листах А4 или в формате компьютерного тренажера. Тестирование проводится в начале, середине и в конце учебного года. На выполнение заданий отводится 40 минут. Контрольно-измерительные материалы по истории Отечества включают различные виды заданий достаточного и минимального уровня. При выполнении заданий разрешается пользоваться историческими картами, схемами, таблицами. На минимальном уровне разрешается пользоваться тетрадями и учебниками.

При оценивании результатов каждый положительный ответ внутри задания дает один балл, а общая оценка строится из процентного соотношения положительных и отрицательных ответов. По итогам набранных баллов обучающимся выставляется оценка. При оценивании работ минимального уровня учитывается уровень самостоятельности работы обучающегося.

  • Оценка «5» ставится, если обучающийся дает от 75% до100% верных ответов.
  • Оценка «4» ставится, если обучающийся дает от 55% до 75% верных ответов.
  • Оценка «3» ставится, если обучающийся дает от 20% до 55% верных ответов.
  • Оценка «2» ставится, если обучающийся дает менее 20% верных ответов.

Итоговое тестирование 7 класс

(высокий, средний уровень – достаточный уровень)

1. Соотнеси стрелочкой год с веком, к которому он относится:

1.

988 г.

XIII век

2.

1242 г.

X век

3.

1147 г.

XII век

2. Выбери правильный ответ. Восточные славяне – это:

а) кочевники, которые нападали на соседние народы;

б) предки русских, украинцев, белорусов;

в) варяги, проживавшие на Скандинавском полуострове.

3. Выбери правильный ответ. Какое занятие восточных славян не сохранилось до наших дней:

а) Земледелие

б) Рыболовство

в) Бортничество

г) Охота

4. «Кто сначала, кто потом». Расставь русских князей в порядке очередности правления Киевской Русью:

____ Ольга

____ Ярослав Мудрый

____ Олег

____ Владимир Красное Солнышко

____ Владимир Мономах

5. Прочитай текст. Подумай и напиши, о каком князе идет речь:

Продолжил дело своего отца по укреплению единого русского государства. Развивал торговые отношения с Византией и другими государствами. Начал чеканить серебряные монеты. Создал первый русский сборник законов «Русская Правда». Открывал школы при храмах и монастырях. _______________________________________________________

6. Выбери правильный ответ. Какой русский князь был первым венчан на царство.

а) Иван Калита

б) Ярослав Мудрый

в) Владимир Мономах

7. Напиши, как называется на Руси период с XII по XIII век. _____________________________________________________________________________________

8. Определи и соедини стрелками историческую личность с событием в котором он принимал участие:

1. Александр Невский Куликовская битва

2. Дмитрий Донской Крещение Руси

3. Владимир Красное Солнышко Ледовое побоище

9. Определи и соедини стрелками историческое событие с его датой:

1. Куликовская битва 1242 г.

2. Освобождение Руси от монголо-татарского ига 988 г.

3. Ледовое побоище 1240 г.

4. Крещение Руси 1480 г.

5. Невская битва 1380 г.

10. Прочитай текст. Подумай и напиши, о каком событии в нем говорит: Князь Александр вместе с конницей вихрем ворвался в лагерь шведов. Пешие же отряды русских отражали атаки шведов на берегу не давая рыцарям подняться на корабли. Александр вступил в бой с самим Биргером. Долго длился этот поединок двух храбрых воинов. Наконец Александр ранил Биргера копьем в лицо. Биргер побежал к кораблям, спасаясь от неминуемой гибели. Вслед за ним побежали и другие рыцари. __________________________________________________________________

Итоговое тестирование 7 класс

(слабый уровень –минимальный уровень)

1. Разгадай ребус и напиши, как называется место, где ты родился: р1а ___________________________

2. Выбери правильный ответ. Век – это отрезок времени в

а) 10 лет

б) 100 лет

в) 1000 лет

3. Отметь на ленте времени 1380 год (закрась нужную ячейку на Ленте времени):

I ( 1) век

II(2) век

III (3) век

IV (4) век

V ( 5) век

VI (6) век

V II(7) век

VIII (8) век

IX (9) век

X (10) век

XI (11) век

XII (12) век

XIII (13)

XIV (14)

XV (15) век

XVI (16)

XVII (17)

XVIII (18)

XIX (19)

XX (20) век

XXI (21)

4. Соедини ремесленника с изделием, которое он делает:

1. Гончар Кадушка, бочка, лохань

2. Бондарь Подкова, меч, серп

3. Кузнец Глиняная посуда

5. Определи и соедини стрелками в каком событии участвовали исторические личности:

1. Александр Невский Куликовская битва

2. Дмитрий Донской Ледовое побоище

6. Выбери правильный ответ. Какое историческое событие изображено на иллюстрации?

а) Ледовое побоище

б) Куликовская битва

Picture background

7. Соотнеси историческое понятие с его определением:

1. Иго Ханские сборщики дани

2. Баскаки Господство одного народа над другим

3. Ярлык Ханская грамота на право княжения

Оценка уровня усвоения знаний

исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся

с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

в 7 –м классе.

Ф.И. ребенка

Критерии, оценка

Средний балл

Уровень

Знание исторических терминов и понятий

Знание основных исторических дат

Знание исторических персоналий

Знание основных исторических событий

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Методика 1. "Объяснение значений слов". (адаптивная) по методике Т.А.Власовой.

Цель: выявление уровня знания лексического значения слова.

Инструкция: «Ответь, что это обозначает?»

- Столица это – … главный город страны;

-Президент это-…глава нашего государства.

-Россияне это -…жители России;

-Граница это-… линия, которая отделяет территорию нашей страны от территории других стран…..; и т. д.

Методика № 2. "Назови, одним словом". (адаптивная) по Т.И.Власенко.

Цель: Определение обобщенных понятий.

Инструкция: « Скажи, как можно назвать одним словом.»

- Наука о прошлом человечества? (история)

- Люди, от которых мы произошли? (предки)

- Страна, где ты родился? (Родина)

- Помещение, где хранятся вещественные памятники истории? (музей) и т. д.

Методика № 3. «Твои ассоциации к слову» (адаптивная) по В.В.Чиркиной.

Цель: определение уровня понимания учащимися лексических исторического словаря.

Инструкция: «Подбери слово, которое ассоциируется со словом

- Ратник - … воин;

- Дружина - … княжеское войско;

- Оборона - … защита;

- Секира - … боевой топор;

- Копье - … метательное оружие, с металлическим наконечником.

Анкета «Найди правильный ответ и подчеркни его»

Цель анкетирования: определить уровень сформированности активного словаря исторических терминов и понятий.

#1051;юди, которые изучают прошлое

человечества по раскопкам.

Археологии

историки

предки

#1054;бъединение людей, которые всем пользовались сообща.

семья

община

племя

3. Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.

князь

президент

старейшина

4. Место, где жили славяне

деревня

поселение

город

5. Изгородь из заостренных бревен

( колов) вокруг славянского поселения.

частокол

забор

плетень

6. Жилище славян

амбар

хлев

изба

7. Основной вид занятий восточных славян.

бортничество

скотоводство

земледелие

8. Приспособление для рыхления земли.

борона

соха

серп

Сводная ведомость уровня усвоения знаний

исторических терминов и понятий на уроках истории у обучающихся

с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

в 7 –м классе.

Ф.И. ученика

Работа со словарем, основными понятиями

Работа с книгой.

Алгоритмическое освоение

(работа с таблицами, схемами).

Развивающий тренинг (активный семинар, игра).

Тести-
рование

(итоговый тест)

Сооб-
щение

Работа с картой

Итоговая оценка (балл)

Рейтинг учеников 7 класса по истории за ………. учебный год.

Ф И ученика

Оценки за …. четверть

Средний бал

Место

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края

Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс история отечества

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирова...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант7класс история родного края

-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс история и культура родного края

Объектами курса краеведения являются: 1. Природа Липецкой области. 2. Население и хозяйство. 3. История и культура. Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно-пат...

Мониторинг уровня сформированности профессионального самоопределения и профориентации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данный материал поможет педагогам диагностировать у обучающихся профессиональные способности, умения и навыки для будущего жизнеустройства....

Мониторинг уровня сформированности навыков самостоятельной деятельности при выполнении трудовых операций на уроках швейного дела для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данный мониторинг включает в себя наблюдение за поведением ученика на уроке, анализ его устных и письменных ответов, выполнения практических действий, осуществляемых по определенным критериям....