Конспект урока по чтению в 8 классе
план-конспект урока (8 класс)
Урок чтения по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loshadinaya_familiya_v_tk.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». 8 класс
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель: ознакомление с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.
Задачи:
Образовательные: формировать умение анализировать художественный текст.
Коррекционные: развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость; развивать творческие способности.
Воспитательные: развивать эмоциональную сферу личности через создание ситуации успеха и самореализацию, повышать мотивацию к изучению предмета Чтение.
- формировать убеждение, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формировать приоритеты добра как главного условия толерантности и коммуникативности.
Основное содержание темы, термины, понятия: юмор.
Формы урока групповая, индивидуальная
Методы урока Частично поисковый, наглядный, словесный
Планируемый результат :
- Предметные БУД: Дать понятие Юмор, комическая ситуация, умение читать про себя, хором,
- Личностные БУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности формирование, формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование собственного отношения к рассказу.
Метапредметные:
-Познавательные БУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Коммуникативные БУД: Умеет слушать учителя, умение оформлять свои мысли в устной форме; уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту своими словами.
-Регулятивные БУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё мнение.
Оборудование: карточки с пословицами, аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», презентация к уроку, Аудиозапись рассказа А.П. Чехова « Лошадиная фамилия» https://youtu.be/Pm90R0j6L_M, проектор.
Оборудование урока Библиотечная выставка произведений А.П.Чехова, портрет писателя, Чтение 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Автор – составитель З.Ф.Малышева
Место проведения: ГБОУ школа –интернат г.о.Отрадный.
№ | Название этапа, цель | Содержание деятельности | Затраченное время | Приложение | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1.
| Организационный момент Мотивация к работе. Включение в учебную деятельность. Словесный | Организация эмоционального настроя. | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. | 1 мин. | |
2. . | Актуализация знаний Определение темы урока Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: - -- - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Фронтальная Проблемный | : Ребята, предлагаю начать урок с игры, которая называется «Четвёртый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите четвёртое лишнее, объясните свой выбор Слайд 1 «Волк на псарне», «Муха и Пчела», «Лошадиная фамилия ,«Слон и Моська») -Учитель слушает ответы, вносит коррективы в случае необходимости. Учитель: Какое, по-вашему, произведение является лишним? -Итак, сформулируйте тему урока | Ученики выбирают нужное произведение Ответы учеников Определяют тему урока. Участие в беседе. | 4 мин. | Слайд №1 Игра « Четвёртый лишний» |
3. | Первичное усвоение новых знаний Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Словесный Познавательный |
Слайд 2-3 -Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. "Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки - пиши пропало!" - говаривал Антон Павлович. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы. В духе Чехова были и забавные псевдонимы (вымышленные имена, под которыми автор публиковал свои произведения): Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др. В чем сила смеха? Вам поможет эпиграф. Прочитайте его. Выразите своё мнение. Слайд 4 (Человек боится быть осмеянным . И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше)-Что такое юмор? Слайд 5 - Юмор – это всегда какой смех? (Добрый) -Определите жанр произведения. (Юмористический рассказ) | Слушание Высказывание учащихся Высказывание учащихся | 5 мин. | (Практическая деятельность обучающихся) Слайд 2-3 Портрет писателя Слайд 4.5 Выставка книг А.П. Чехова |
4. | Словарная работа Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
| Слайд 6 А сейчас приступим к работе над рассказом. Вы готовы слушать? -Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов. Подумайте и найдите им современные соответствия.
-Корректирует работу ученика | Знакомятся с новыми понятиями: | 2мин. | Слайд №6 |
5. | Физкультминутка | -Здоровье сбережение -А сейчас предлагаю немного отдохнуть. | 3 мин. | Личностные умение применять правила охраны своего здоровья | |
6.
| Первичное восприятие текста Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: осуществляют самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками наглядный Беседа Игра « Кто больше?»
Поисковый фронтальная | Знакомство с произведением. Сегодня мы познакомимся с новой разновидностью рассказа - с юмористическим рассказом. Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. - Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись рассказа «Лошадиная фамилия» - Во время прослушивания рассказа, подумайте, почему этот рассказ называют смешным. Что необычного в заглавии только что прочитанного рассказа? - Какое событие послужило темой рассказа? - Кто герои рассказа? (как обычно люди ничем не примечательные, обыкновенные). - Что делает человек, если у него болит зуб? А что делает генерал? -Что пообещал дать замученный генерал тому, кто вспомнит настоящую фамилию? — Как проводил ночь больной генерал? - Почему он прибегает к разным несуразным средствам? (он боится). - Вы только подумайте: генерал - и боится! Это соответствует одно другому? - А что делают остальные персонажи? Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли? приказчик — Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше?» Суть игры проста – вам нужно вспомнить как можно больше смешного в рассказе «Лошадиная фамилия» : --смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу; -смешны способы лечения; -смешны лошадиные фамилии; смешна речь героев; --смешна своей неожиданностью развязка и т.д. -Какие эпизоды вам показались особенно смешными? СЛАЙД 7 Давайте теперь посмотрим, какие же секреты юмористического жанра использовал А.П. Чехов. - Каков юмор автора? ( злой, снисходительный, добродушный) | прослушивание Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, анализируют произведение. Восприятие текста.
Выражение своих чувств, мыслей. | 10.01 мин. 5мин. 5 мин. | аудиозапись рассказа Игра «Кто больше?» Работа по слайду |
7. | Обобщение знаний по теме Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; Практический | По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: -Чему именно?
Слайд 8 1 Учат отличать правду ото лжи, 2.Учат уважать человека – в себе и в других. 3.Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Учитель: Определите идею рассказа с помощью русских пословиц. Выберите из предложенных те, которые созвучны смыслу нашего произведения и обоснуйте выбор Учащимся предлагаются одинаковые карточки со следующими пословицами .1. Каков мастер, такова и работа. 2. Не умеешь — не берись. 3.Раньше страха испугался. 4. У страха глаза велики. 5.. Лес рубят – щепки летят. К рассказу «Лошадиная фамилия»подходит пословица «Не умеешь — не берись». Вывод: Народная мудрость обличает тех, кто готов согнуться дугой перед вышестоящими и старается им угождать. Учитель -Слушает ответы детей. Корректирует ответы, внимание учащихся на конечном результате урока и его уровне усвоения | Систематизируют полученные знания, анализируют, обобщают Оценивают своих товарищей.
Отвечают на вопросы.
Демонстрация знаний. Умение работать в паре Умение подбирать пословицы по смыслу | 6 мин. | Работа по слайдам Групповая работа по карточкам - Самостоятель ная работа |
8.
| Итог урока. Рефлексия. Оценивание Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; Индивидуальная | Почему вы решили, что это юмористический рассказ? - Персонажи этого рассказа люди положительные или это отрицательные герои? Зачем же над хорошим человеком смеяться? (чтобы указать ему на недостаток в его характере) - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. Ребята, а какими вы были сегодня на уроке? Оцените свою работу (сигнальные карточки). ( Критерии самооценки: «Очень хорошо» - красный, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -синий). -Мы сегодня с вами учились увидеть смех в рассказе. Мы смеялись. Люди, когда смеются становятся добрее, терпимее друг к другу. Смею надеяться, что мы с вами сегодня стали чуть-чуть добрее. | Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке. Формулируют конечный результат своей работ | 2 мин. | Сигнальные карточки |
9. | Домашнее Задание Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Словесный | С.133-137 Чтение по ролям отрывка в паре
| Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. | 2 мин. | *Индивидуальное задание слабо читающим ( отрывок для чтения) |
Литература
1.Учебник по Чтению 8 класс для общеобразовательных организаций , реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по Чтению 8 класс. Автор – составитель З.Ф. Малышева Москва « Просвещение» 2022г.
2. Аудиозапись рассказа «Лошадиная фамилия» https://youtu.be/Pm90R0j6L_M
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению 3 класс II отделение
Конспект открытого урока по чтению для детей, обучающихся в 3 классе школы - интерната 2 вида II отделения....
Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух"
Урок поможет создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие, ...
Конспект урока по чтению в 3 классе на тему :Урок обобщение «Настали дни весенние!»
Цели: совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, навыков выразитель...
Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .
Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...
Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .
Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....
Конспект урока по чтению 3 класс II отделение "Мамины руки" М.Родина
Конспект урока, разбор стихотворения М.Родина "Мамины руки"...
План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»
Данныйурок внеклассногочтения расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...