Конспект урока по чтению в 8 классе
план-конспект урока (8 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Урок чтения  по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loshadinaya_familiya_v_tk.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения  по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».  8 класс

Тип урока     Урок открытия новых знаний

Цель: ознакомление с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.

Задачи:                 

Образовательные: формировать умение анализировать художественный текст.

Коррекционные: развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость; развивать творческие способности.

Воспитательные: развивать эмоциональную сферу личности через создание ситуации успеха и самореализацию, повышать мотивацию к изучению предмета Чтение.

        - формировать убеждение, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формировать приоритеты добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Основное содержание темы, термины, понятия: юмор.

Формы   урока     групповая, индивидуальная        

Методы урока        Частично поисковый, наглядный, словесный

Планируемый результат :

- Предметные  БУД:    Дать понятие Юмор, комическая ситуация, умение читать про себя, хором,

-  Личностные БУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности формирование, формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование собственного отношения к рассказу.

Метапредметные:

-Познавательные БУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Коммуникативные БУД: Умеет слушать учителя, умение оформлять свои мысли в устной форме; уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту своими словами.

-Регулятивные БУД: умение определять и формулировать цель на уроке;   проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;   высказывать своё мнение.

Оборудование: карточки с пословицами,  аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», презентация к уроку, Аудиозапись  рассказа А.П. Чехова « Лошадиная фамилия» https://youtu.be/Pm90R0j6L_M, проектор.  

Оборудование урока    Библиотечная выставка произведений А.П.Чехова,  портрет писателя,      Чтение 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  Автор – составитель З.Ф.Малышева

Место проведения: ГБОУ школа –интернат г.о.Отрадный.

        

Название этапа, цель

Содержание деятельности

Затраченное время

                                  Приложение

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

   

Организационный момент

Мотивация к работе.

Включение в учебную деятельность.

Словесный

       Организация эмоционального настроя.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

 1 мин.

2.

   .

Актуализация знаний

Определение темы урока

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

         

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные:

- --     - уметь  оформлять свои  

            мысли   в устной  форме.

Фронтальная

Проблемный

: Ребята,   предлагаю начать урок с игры, которая называется «Четвёртый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите четвёртое лишнее, объясните свой выбор

                    Слайд 1 

 «Волк на псарне», «Муха и Пчела», «Лошадиная фамилия ,«Слон и Моська»)  

-Учитель слушает ответы,

 вносит коррективы в случае необходимости.

Учитель: Какое, по-вашему,  произведение является лишним?

-Итак, сформулируйте тему урока

Ученики выбирают нужное произведение

Ответы учеников

Определяют тему урока.

Участие в беседе.

4 мин.

 Слайд №1

 Игра

«   Четвёртый  лишний»

3.

Первичное усвоение новых знаний

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

 

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Словесный

 Познавательный

             

         Слайд 2-3

-Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. "Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки - пиши пропало!" - говаривал Антон Павлович. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы. В духе Чехова были и забавные псевдонимы (вымышленные имена, под которыми автор публиковал свои произведения): Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.

В чем сила смеха? Вам поможет эпиграф. Прочитайте его. Выразите своё мнение.

                        Слайд 4

(Человек боится быть осмеянным . И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше)

-Что такое юмор?   Слайд 5

- Юмор – это всегда какой смех? (Добрый)

-Определите жанр  произведения.

(Юмористический рассказ)

Слушание

Высказывание учащихся

Высказывание учащихся

5 мин.

(Практическая деятельность обучающихся)

     Слайд 2-3  Портрет  писателя

   Слайд 4.5

Выставка книг А.П. Чехова

4.

Словарная  работа

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

         

         

                               Слайд 6

А сейчас приступим к работе над рассказом. Вы готовы слушать? -Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов. Подумайте и найдите им современные соответствия.

  • Опий – болеутоляющее средство.
  • Скипидар – жидкость с едким запахом.
  • Хина – лекарство с горьковатым вкусом.
  • Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.
  • Шарлатанство – обман.
  • Уезд – район (в современном языке)
  • Депеша – телеграмма.
  • Бричка – упряжная повозка.
  • Накося  - возьми, получай.

-Корректирует работу  ученика

Знакомятся с новыми понятиями:

2мин.

Слайд №6

5.

Физкультминутка

-Здоровье сбережение

-А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

3 мин.

Личностные

умение применять правила охраны своего здоровья

6.

 

 

Первичное восприятие текста

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками

наглядный

Беседа

Игра  « Кто больше?»

 

Поисковый

фронтальная

Знакомство с произведением.

Сегодня мы познакомимся с новой разновидностью рассказа - с юмористическим рассказом. Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. 

- Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись  рассказа  «Лошадиная фамилия»

https://youtu.be/Pm90R0j6L_M

- Во время прослушивания рассказа, подумайте, почему этот рассказ называют смешным.

Что необычного в заглавии только что прочитанного рассказа?

- Какое событие послужило темой рассказа?

- Кто герои рассказа? (как обычно люди ничем не примечательные, обыкновенные).

- Что делает человек, если у него болит зуб? А что делает генерал?

-Что пообещал дать замученный генерал тому, кто вспомнит настоящую фамилию?

— Как проводил ночь больной генерал?

- Почему он прибегает к разным несуразным средствам? (он боится).

- Вы только подумайте: генерал - и боится! Это соответствует одно другому?

- А что делают остальные персонажи? Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли? приказчик

— Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше?» Суть игры проста – вам нужно вспомнить как можно больше смешного в рассказе «Лошадиная фамилия» :

--смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу;

 -смешны способы лечения;  

-смешны лошадиные фамилии; смешна речь героев;

--смешна своей неожиданностью развязка и т.д.

-Какие эпизоды вам показались особенно смешными?

                                 СЛАЙД 7

 Давайте теперь посмотрим, какие же секреты юмористического жанра использовал А.П. Чехов.

- Каков юмор автора? ( злой, снисходительный, добродушный)

прослушивание

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, анализируют произведение.

Восприятие текста.

 

 

Выражение своих чувств, мыслей.

10.01 мин.

5мин.

5 мин.

аудиозапись  рассказа  

Игра  «Кто больше?»

Работа по слайду

7.

Обобщение знаний по теме

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; 

Практический

По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя.  Его короткие рассказы  очень емкие по содержанию,  многому учат читателя:

-Чему именно?

                             

                        Слайд 8

1  Учат отличать правду ото лжи,  

2.Учат уважать человека – в себе и в других.

3.Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни.

Учитель: Определите идею  рассказа с помощью русских пословиц. Выберите из предложенных те,  которые созвучны смыслу нашего произведения и обоснуйте выбор

Учащимся предлагаются одинаковые карточки со следующими пословицами

.1. Каков мастер, такова и работа.

2.  Не умеешь — не берись. 

3.Раньше страха испугался.

4. У страха глаза велики.

5.. Лес рубят – щепки летят. 

К рассказу «Лошадиная фамилия»подходит пословица  «Не умеешь — не берись». Вывод: Народная мудрость обличает тех, кто готов согнуться дугой перед вышестоящими и старается им угождать.

 Учитель -Слушает ответы детей.

Корректирует  ответы, внимание   учащихся

на конечном результате урока и  его уровне усвоения

Систематизируют полученные знания, анализируют, обобщают

Оценивают своих товарищей.

 

Отвечают на вопросы.

 

Демонстрация знаний.

Умение работать в паре

Умение  подбирать пословицы по смыслу

6 мин.

Работа  по слайдам

Групповая работа по карточкам

- Самостоятель

ная работа

8.

 

 

Итог урока.

Рефлексия.

Оценивание

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:        

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Индивидуальная

  Почему вы решили, что это юмористический рассказ?

 - Персонажи этого рассказа люди положительные или это отрицательные герои?

Зачем же над хорошим человеком смеяться? (чтобы указать ему на недостаток в его характере)

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Ребята, а какими вы были сегодня на уроке?

Оцените свою работу (сигнальные карточки). (

Критерии самооценки: «Очень хорошо» - красный, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -синий).

-Мы сегодня с вами  учились увидеть смех в рассказе. Мы смеялись. Люди,  когда смеются становятся добрее,  терпимее друг к другу. Смею надеяться, что мы с вами сегодня стали чуть-чуть добрее.

Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке.

Формулируют конечный результат  своей работ

2 мин.

Сигнальные карточки

9.

Домашнее 

Задание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Словесный

С.133-137     Чтение по ролям отрывка в паре

 

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

2 мин.

*Индивидуальное задание  слабо читающим

( отрывок для чтения)

Литература

1.Учебник по Чтению  8 класс    для общеобразовательных  организаций , реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по Чтению  8 класс. Автор – составитель З.Ф. Малышева   Москва  « Просвещение» 2022г.

           2. Аудиозапись  рассказа  «Лошадиная фамилия»  https://youtu.be/Pm90R0j6L_M

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение

Конспект открытого урока по чтению для детей, обучающихся в 3 классе школы - интерната 2 вида II отделения....

Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух"

Урок поможет создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие, ...

Конспект урока по чтению в 3 классе на тему :Урок обобщение «Настали дни весенние!»

Цели: совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, навыков выразитель...

Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .

Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение "Мамины руки" М.Родина

Конспект урока, разбор стихотворения М.Родина "Мамины руки"...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...