Рабочая программа ПМ. 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
рабочая программа по теме
Представляет собой структурированный процесс изучения содержания профессионального модуля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profmodulya_2.docx | 90.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Усманский профессиональный колледж
Г(О)БОУ СПО Усманский профессиональный колледж
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Г(О)БОУ СПО Усманского
профессионального колледжа
_______________ Шишкин В.И.
«____» ________________ 20___г.
рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
2013г.
Рабочая программа ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050146Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик: Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Усманский профессиональный колледж
Разработчик:
Зелепукина О.Н., преподаватель психолого- педагогических дисциплин высшей квалификационной категории.
Рекомендована Экспертно- методическим ОАУ ДПО «Липецкий институт развития образования».
Заключение Экспертно- методического совета №____________ от «____»__________20_____г.
Техническая экспертиза: | заместитель директора по учебной работе Г(О)БОУ СПО Лебедянский педагогический колледж Силаева Т.В. |
Содержательная экспертиза: | Председатель комитета по образованию Усманского района Саливончик С.С. |
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно- цикловой комиссии педагогики и психологии
(Протокол №__________ от «________» _______________________ 2013 г.)
Председатель предметно- цикловой комиссии _______________________ (Минаева О.В.)
Роспись ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 6 |
| 7 |
| 15 |
| 16 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
- Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения,планировать внеурочные занятия.
- Проводить внеурочные занятия.
- Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
- Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
- Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Рабочая программа профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям 050144 Дошкольное образование, 050148 Педагогика дополнительного образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный модуль «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» относится к профессиональным модулям основной профессиональной образовательной программы по направлению ПМ.02. Профессиональные модули, в состав которого входят МДК 02.01 Основы организации внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность), МДК 02.02 Подготовка к летней работе с детьми, а также учебная и производственная (летняя практика) практики..
Профессиональный модуль является практико-ориентированным. В ходе освоения данного модуля обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими ряд способностей, а также профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения профессионального модуля:
В результате освоения профессионального модуля «Организация внеучебной деятельности и общения младших школьников» обучающийсядолжен
иметь практический опыт:
- анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного(-ых) предмета (-ов));
- определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий „в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- наблюдения за детьми и педагогической диагностики интеллектуальных способностей обучающихся;
- ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
- составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использоватьвербальные и невербальные средствапедагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
- мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участиюво внеурочной деятельности, сохранятьсостав обучающихся в течение срокаобучения;
- планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями(лицами, их заменяющими);
- подбирать и использовать на занятиидидактические материалы;
- использовать различные методы и приемы обучения;
- осуществлять самоанализ исамоконтроль при проведении внеурочных занятий;
- выявлять, развивать и поддерживатьтворческие способности обучающихся;
- составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми;
- применять разнообразные формыработы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);
- вести диалог с администрациейобразовательного учреждения по вопросаморганизации внеурочной работы
в избранной области деятельности;
- анализировать организацию внеурочнойработы в избранной области деятельности;
знать:
- сущность, цель, задачи, функции,содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной областидеятельности;
- особенности определения целей и задачвнеурочной работы в начальной школе;
- теоретические основы и методикупланирования внеурочной работы с учетомвозрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся;
- педагогические и гигиеническиетребования к организации внеурочнойработы;
- методические основы организациивнеурочной работы в избранной областидеятельности;
- особенности общения младшихшкольников;
- методы, приемы и формы организацииобщения младших школьников;
- методические основы и особенностиработы с обучающимися, одареннымив избранной области деятельности;
- способы выявления педагогоминтересов и способностей младших школьников;
- формы и методы взаимодействияс родителями обучающихся или лицами, ихзаменяющими, как субъектами
образовательного процесса;
- логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;
- виды документации, требования к ееоформлению.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего 384 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 240, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося160 часов;
самостоятельной работы обучающегося 80 часов;
учебной и производственной практики 144 часа.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися,профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия |
ПК 2.2. | Проводить внеурочные занятия |
ПК 2.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся |
ПК 2.4. | Анализировать процесс и результаты проведения внеурочной деятельности и отдельных занятий |
ПК 2.5. | Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников |
ПК 4.1. | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно- методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся |
ПК 4.2. | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования |
ОК 1.1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 1.2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 1.3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 1.4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 1.5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 1.6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 1.7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
ОК 1.8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 1.9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 1.10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
ОК 1.11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих |
ОК 1.12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1-2.5, 4.1-4.5 | МДК 02.01 Основы организациивнеучебной работы (социально- педагогическая деятельность) | 180 | 120 | 40 | 20 | 60 | |||
МДК 02.02 Подготовка к летней работе с детьми | 60 | 40 | 30 | 20 | |||||
Учебная практика. | 36 | 36 | |||||||
Производственная практика. Летняя практика, часов | 108 | 108 | |||||||
Всего: | 384 | 160 | 70 | 20 | 80 | 36 | 108 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников | 384 | |||
МДК. 02.01 Основы организации внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность) | 120 | |||
Раздел 1. Организация внеурочной работы | 76 | |||
Тема 1.1. Сущность и задачи внеурочной работы | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие «внеучебная деятельность». Актуальность и преимущества внеурочной деятельности. | 1 | ||
2 | Внеурочная работа и ее место в системе воспитания младших школьников. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Тема 1.2. Основы организации внеурочной работы | Содержание учебного материала | 16 | ||
1 | Нормативно- правовая база внеурочной деятельности. | 2 | ||
2 | Условия организации внеурочной работы. | 1 | ||
3 | Требования к организации внеурочной работы. | 1 | ||
4 | Критерии эффективности результатов внеурочной работы. | 1 | ||
5 | Программа организации внеурочной работы учащихся начальной школы. | 2 | ||
6 | Типы организационных моделей внеурочной деятельности. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия
| 4 | 3 3 | ||
Тема 1.3. Содержание внеурочной работы | Содержание учебного материала | 14 | ||
1 | Спортивно- оздоровительная внеурочная работа. | 2 | ||
2 | Духовно- нравственная внеурочная работа. | 2 | ||
3 | Социальное творчество как одно из направлений внеурочной деятельности. | 2 | ||
4 | Общеинтеллектуальная работа с младшими школьниками. | 2 | ||
5 | Общекультурная внеурочная воспитательная работа. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия 1.Методика и организационные формы внеурочной работы. 2..Военно- спортивные состязания и соревнования. 3.Формы духовно- нравственной внеурочной работы. 4. Формы интеллектуальной внеурочной работы. | 8 | 3 3 3 3 | ||
Тема 1.4. Педагогика досуговой деятельности | Содержание учебного материала | 20 | ||
1 | Основные понятия: «свободное время», «досуговое время», «досуг», «досуговая деятельность», «отдых», «рекреация». История досуговой педагогики. | 2 | ||
2 | Принципы досуговой педагогики. | 2 | ||
3 | Классификация и содержание досуговой деятельности. | 2 | ||
4 | Виды и методы досуговой деятельности. | 2 | ||
5 | Планирование внеурочной работы. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия 1. Планирование работы кружка дополнительного образования. 2. Праздники, утренники как внеурочная форма работы. Подготовка и оформление сценария праздника. 3. Организация клубов по интересам, специфика деятельности. 4. Экскурсия как форма внеурочной работы с учащимися. Методическая разработка экскурсии. 5. Организация семейного досуга. Методическая разработка семейного досуга. | 10 | 3 3 2 3 3 | ||
Тема 1.5. Внеурочная проектная деятельность школьников | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Особенности организации проектной деятельности. | 1 | ||
2 | Структура проекта, его особенности. | 2 | ||
3 | Формирование научно- исследовательского навыка во внеурочной деятельности. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия 1. Создание проекта «Расскажи мне о себе», «Моя родословная», «История русских имен и фамилий», «Известные люди. Кто они?» | 4 | 3 | ||
Тема 1.6. Организация общения в процессе внеурочной воспитательной работы | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Возможности внеучебной деятельности в формировании коммуникативных умений. | |||
2 | Воспитание коммуникативной культуры младших школьников. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия 1.Взаимоотношения в классе: диагностика, причины, коррекция.. 2. Использование игры как средства формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности. | 8 | 3 3 | ||
Раздел 2. Социально- педагогическая деятельность | 24 | |||
Тема 2.1. Основы социально- педагогической внеурочной работы | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Сущность социально- педагогической деятельности. | 1 | ||
2 | Структура и направленность социально- педагогической деятельности. | 1 | ||
3 | Методика и технологии социально- педагогической деятельности. | 2 | ||
4 | Формы социально- педагогической деятельности. | 3 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Тема 2.2. Особенности внеурочной социально- педагогической работы с одаренными детьми и детьми девиантного поведения | Содержание учебного материала | 16 | ||
1 | Основные причины появления понятия «отклоняющееся поведение». | 1 | ||
2 | Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. | 1 | ||
3 | Делинквентное поведение как форма проявления отклоняющегося поведения. | 1 | ||
4 | Готовность ребенка к школьному обучению и адаптации в школе. | 2 | ||
5 | Индивидуальный подход в воспитании «социально неадаптированных детей». | 2 | ||
6 | Развитие и проблемы одаренности у детей младшего школьного возраста. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия 1. Диагностика социально- педагогической запущенности детей. 2. Педагогическая коррекция как форма работы с социально неадаптированными детьми. 3. Определение целей, задач, методов работы с социально неадаптированными детьми. | 6 | 3 3 3 | ||
Раздел 3. Работа над курсовым проектом. | 20 | |||
Тема 3.1. Основные этапы работы над проектом | Содержание материала | |||
1. Определение темы проекта и ее актуальности. | 3 | |||
2. Выделение проблемы. Постановка целей и задач проекта. | 3 | |||
3.Определение источников информации. | 3 | |||
4. Составление плана работы. | 3 | |||
5.Сбор информации. | 3 | |||
6.Выполнение теоретической части проекта. | 3 | |||
7.Выполнение практической части проекта. | 3 | |||
8.Оформление результатов и формулирование выводов. | 3 | |||
9..Подготовка презентации | 3 | |||
10. Защита проекта | 3 | |||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия | - | |||
МДК 02.02 Подготовка к летней работе с детьми | 40 | |||
Раздел 1. Основы организаторской деятельности | 16 | |||
Тема 1.1. Личность вожатого | Содержание материала | 2 | ||
1.Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. | 2 | |||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия | - | |||
Тема 1. 2. Основы организаторской деятельности | Содержание материала | 8 | ||
1.Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка. | 2 | |||
2.Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная). | 2 | |||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия
| 4 | 3 3 | ||
Тема 1.3. Логика развития лагерной системы | Содержание материала | 6 | ||
1.Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов. | - | |||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия 1. Организационный период: цели и задачи. Учёт воспитанников смены. Основные дела периода. Требования и традиции лагеря 2.Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде. 3.Заключительный период: основные направления деятельности вожатого. | 6 | 3 3 3 | ||
Раздел 2. Развитие коллектива в условиях детского лагеря | 12 | |||
Тема 2.1. Воспитательные возможности коллектива | Содержание материала | 6 | ||
1. Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Стадии развития коллектива. | - | |||
2.Педагогическое управление развитием коллектива. | - | |||
3. Стили и методы управления коллективом: микрогруппа, инициативная группа, «мозговой штурм». | 2 | |||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия 1.Формы диагностики развития коллектива. Критерии диагностики. 2. Игры на формирование коллектива. | 4 | 3 3 | ||
Тема 2.2. Самоуправление в лагере. | Содержание материала | 6 | ||
| ||||
| - | |||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия 1.Формы организации Самоуправления в лагере. 2.Развитие лидерских качеств. Игры на выявление лидера. | 4 | 3 3 | ||
Раздел 3. Организация досуговой деятельности | 10 | |||
Тема 3.1. Методика организация и проведения КТД в лагере | Содержание материала | 4 | ||
1.Организация и проведение КТД в лагере. | - | |||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия 1. Методика конструирования и организации КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение, анализ. 2.Разработка конкурсно- игровых программ. | 4 | 3 3 | ||
Тема 3.2. Игровая деятельность | Содержание материала | 6 | ||
1. Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры: подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого в игре. | - | |||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия 1.Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный. 2.Ролевые игры в лагере. 3.Игротека: игры на знакомство, сплочение; игры в ненастную погоду, с залом, подвижные игры. | 6 | 3 3 3 | ||
Раздел 4. Оформительские умения в работе вожатого | 2 | |||
Тема 4.1. Оформительские умения в работе вожатого | Содержание материала | 2 | ||
1.Оформительские умения в работе вожатого. Фон. Шрифты. | - | |||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия 1. Отрядный уголок. Оформление отрядного места. Изготовление призов. | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа при изучении ПМ 02: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Самостоятельная работа с учебно- методической литературой, пособиями. Написание рефератов, исследовательских работ, методических разработок. Изучение методик диагностики и исследований в педагогической работе. Подготовка презентаций. Изготовление графических моделей, макетов, шаблонов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Компетентностный подход в организации внеурочной деятельности учителя. Социальный портрет учащегося. Формы педагогического общения. Специфика общения во внеурочной деятельности. Как родителям уберечь ребенка от «дурной компании». Ошибки учителей и родителей в общении с детьми. Взаимодействие как основа эффективного делового общения. План работы кружка народного творчества. Составление внеурочного занятия на тему «Дружба». Религиозные праздники в структуре внеурочной работы массового праздника. Сценарий игровой программы. Техника безопасности при проведении внеурочной работы. Создание мультимедийной презентации к проекту военно- патриотической направленности. Понятие «трудные» и «педагогически запущенные дети». Индивидуально- типологические особенности личности. Социализация и ее механизмы. Отклонения базовых черт личности. Воспитательная работа с социально неадаптированными детьми. Диагностика дезадаптации. Методы и методики психической диагностики. Анализ внеурочной деятельности с использованием информационно- коммуникативных технологий. Особенности психического развития: младший школьник, подросток. Состояние ребенка в различные периоды смены. Формы психолого- педагогический поддержки воспитанника. Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Стадии развития коллектива. Педагогическое управление развитием коллектива. Теоретические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера. Диагностика личности ребенка в детском лагере. План- сетка лагерной смены. Игры и конкурсы в лагере. Разрешение конфликтных ситуаций в лагере. | 80 | |||
Примерная тематика курсовых проектов: Социально-педагогические проблемы в семейном воспитании подростков Развитие душевных и духовных качеств личности в опыте народной педагогики Условия формирования и развития детского коллектива Воспитание как компонент профессионального образования Инновационные разработки в педагогике Современные воспитательные системы Взаимосвязь игры и обучения Организация и методика стимулирования здорового образа жизни педагога и воспитанников в школьном воспитании. Внеурочная работа как средство воспитания. Педагогическая культура семьи, ее воспитательный потенциал. Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания. Педагогическая поддержка как основа создания и развития ученического самоуправления. Методика и техника поддержки в воспитании одаренных детей. Коллективная творческая деятельность как основа современных воспитательных технологий. Самовоспитание школьника в условиях самодеятельности. Творческие формы воспитательной работы с родителями в современной школе. Приобщение к культуре в процессе воспитания как средство развенчания псевдокультуры и бескультурья. Внеурочная воспитательная работа в гуманистическом воспитании младших школьников. Кружковая работа как форма внеурочной деятельности. Деловая игра как форма воспитательного мероприятия. Воспитывающий характер системы дополнительного образования. Значение трудового воспитания в формировании всесторонне развитой личности школьника Школа как место социализации и центр сообщества. Культурно-воспитательная деятельность младших школьников. Гражданское воспитание как основа нравственности. | ||||
Всего: | 240 | |||
Учебная практика Виды работ: - изучение специфики работы летних оздоровительных лагерей, особенности; - составление плана лагерной смены в различных видах деятельности; - овладение функциями вожатого, воспитателя отряда. | 36 | |||
Производственная летняя практика Виды работ: - планирование, проектирование, анализ и самоанализ коллективных творческих дел с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми; - стимулирование общения младших школьников в процессе досуговой деятельности; - выявление и развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности; - оформление технологической документации. | 108 | |||
Всего: | 384 |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Педагогики и психологии».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Педагогики и психологии»:
- комплект учебно-методических пособий;
- программы для начальных классов;
- нормативно-правовая документация образовательного учреждения;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: программное обеспечение общего и профессионального назначения, методические разработки сценариев.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова] ; под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Стандарты второго поколения. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. Изд. КАРО, 2007. - 160 с.
- Полянина Н.Б., Силаева Т.Е. и др. Проектная деятельность в начальной школе. Сборник для учителей начальных классов. Изд. Учитель, 2010. -131 с. .
- Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. Изд. Вентана-Граф, 2009. - 112 с.
- Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарта нового поколения. Сборник. М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
Дополнительные источники:
1. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П., Гальцова Е.А. Компакт-диск для компьютера. Группа продленного дня. Учебная и досуговая деятельность. Воспитательный процесс, учебно-воспитательные занятия, внеурочные мероприятия, дидактические игры и упражнения. Изд. Учитель, 2009.
2. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах / авт.-сост. Н.М.Гончарова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 249 с.
3. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н.Ерошенков. - М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 221 с.
4. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию). Серия «Здравствуй, школа!». Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.
5. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа. Занятия.Работы учащихся. : пособие для учителей начальных классов. - Изд. Учитель, 2010. - 138 с.
6. Лободинй Н.В. и др. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. : пособие для учителей, классных руководителей. - Изд. Учитель, 2010. - 205 с.
7. Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность. : пособие для учитфлей. - Изд. Учитель, 2006. - 122 с.
8. Педсовет. Журнал. М.: Издательский дом «Первое сентября»
9. Педагогическое творчество. Журнал. М.: Издательский дом «Первое сентября»
10. Интернет - ресурс. Сущность внеклассной воспитательной работы. Форма доступа, http://www.pedsovet.info/pages/articles/metodica
11. Интернет-ресурс. Форма доступа, http://studproekt.stavsu.ru/index.
12. Интернет - ресурс. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Форма доступа. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/kazar/01.php
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственным практикам в рамках профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Основы внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность).
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение помеждисциплинарному курсу:наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Основы педагогического мастерства учителя начальных классов», «Основы организации внеурочной работы», «Теоретическиеи прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов».
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» является экзамен (3 курс).
Результаты обучения (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия | план внеурочной работы | Текущий контроль в форме: - зачет по практическим занятиям; - контрольных работ по темам МДК; - зачет по практическим занятиям; - зачеты по учебной и производственным практикам и по каждому из разделов профессионального модуля; |
Проводить внеурочные занятия | организация и проведение внеурочных занятий; разработка внеурочных занятий; разработка сценариев | |
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся | тестирование | |
Анализировать процесс и результаты проведения внеурочной деятельности и отдельных занятий | анализ внеурочного занятия | |
Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников | оформление документации, методических разработок, протоколов | |
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно- методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся | разработка программ, планов, сценариев, методических разработок по различным видам деятельности; составление программ, комплексов работы с одаренными детьми; апробация программ во время учебной и производственной практик | |
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду | картотека игр, наглядный материал, модель оформления кабинета | - защита исследовательского проекта |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов | копилка учебно- методического материала, составление программ | |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений | методические разработки, планы, программы, карты | |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования | проекты |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты обучения (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | демонстрация интереса к будущей профессии | |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля | |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций | |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | применение Интернет- ресурсов в профессиональной деятельности обучающегося | |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами | самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | выбор и применение методов и способов обучающегося; оценка эффективности и качества выполнения профессиональной деятельности | |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | разработка планов индивидуального самообразования; повышение педагогического мастерства | |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий | анализ инноваций, современных педагогических технологий | |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей | соблюдение техники безопасности | |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих | соблюдение нормативно- законодательных актов | |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | исполнение воинской обязанности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОС по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
Контрольно- оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников разработаны в соответствии с Программой подготовки сп...
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Робототехника» для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №5.Использование конструкт...
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для 5 класса
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения о...
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Робототехника» для 5 классов
Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3...
Рабочие программы для организации внеурочной деятельности по ОБЖ
Внеклассная работа в настоящее время стала важной формой общественного воспитания детей, она представляет систему организованных занятий, проводимых школой с учащимися во внеурочное время, являющихся ...
Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»
Актуальность программы.Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматрив...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Основы конструктивного общения"
Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя и других ...