Рабочая программа ПМ. 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
рабочая программа по теме

Представляет собой структурированный процесс изучения содержания профессионального модуля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profmodulya_2.docx90.71 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Усманский профессиональный колледж

Г(О)БОУ СПО Усманский профессиональный колледж

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Г(О)БОУ СПО Усманского

профессионального колледжа

_______________ Шишкин В.И.

«____» ________________ 20___г.

рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

2013г.


Рабочая программа ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050146Преподавание в начальных классах

Организация-разработчик: Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования Усманский профессиональный колледж

Разработчик:

Зелепукина О.Н., преподаватель психолого- педагогических дисциплин высшей квалификационной категории.

Рекомендована Экспертно- методическим ОАУ ДПО «Липецкий институт развития образования».

Заключение Экспертно- методического  совета №____________  от «____»__________20_____г.

Техническая экспертиза:

заместитель директора по учебной работе Г(О)БОУ СПО

Лебедянский педагогический колледж

Силаева Т.В.

Содержательная экспертиза:

Председатель комитета по образованию Усманского района

Саливончик С.С.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно- цикловой комиссии педагогики и психологии

(Протокол №__________ от «________» _______________________ 2013 г.)

Председатель предметно- цикловой комиссии _______________________      (Минаева О.В.)

 Роспись                                     ФИО






                                                


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

  1. СТРУКТУРА и содержание ПрОФЕССИоНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

  1. условия реализации рабочей программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16


1. паспорт рабочей  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

  1. Область применения программы

Рабочая  программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения,планировать внеурочные занятия.
  2. Проводить внеурочные занятия.
  3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
  4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
  5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

       Рабочая  программа профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям 050144 Дошкольное образование, 050148 Педагогика дополнительного образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный модуль «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» относится к профессиональным модулям основной профессиональной образовательной программы по направлению ПМ.02. Профессиональные модули, в состав которого входят МДК 02.01 Основы организации внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность), МДК 02.02 Подготовка к летней работе с детьми, а также учебная и производственная (летняя практика) практики..

Профессиональный модуль является практико-ориентированным. В ходе освоения данного модуля обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими ряд способностей, а также профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения профессионального модуля:

        В результате освоения профессионального модуля «Организация внеучебной деятельности и общения младших школьников» обучающийсядолжен

иметь практический опыт:

  • анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного(-ых) предмета (-ов));
  • определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;
  • наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий „в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
  • наблюдения за детьми и педагогической диагностики интеллектуальных способностей обучающихся;
  • ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

уметь:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;

- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;

- составлять планы внеурочных занятий  с учетом особенностей избранной области  деятельности, возраста обучающихся и  в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

-  использовать различные методы и формы организации внеурочной работы,  строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических  особенностей обучающихся;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения  с обучающимися;

-  планировать ситуации,  стимулирующие общение младших школьников в процессе  внеурочной деятельности, использоватьвербальные и невербальные средствапедагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;

- мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участиюво внеурочной деятельности, сохранятьсостав обучающихся в течение срокаобучения;

- планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями(лицами, их заменяющими);

- подбирать и использовать на занятиидидактические материалы;

-  использовать различные методы и приемы обучения;

- осуществлять самоанализ исамоконтроль при проведении внеурочных занятий;

- выявлять, развивать и поддерживатьтворческие способности обучающихся;

- составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми;

- применять разнообразные формыработы с семьей (собрания, беседы,  совместные культурные мероприятия);

- вести диалог с администрациейобразовательного учреждения по вопросаморганизации внеурочной работы

в избранной области деятельности;

- анализировать организацию внеурочнойработы в избранной области деятельности;

знать:

 - сущность, цель, задачи, функции,содержание, формы и методы организации  внеурочной работы в избранной областидеятельности;

- особенности определения целей и задачвнеурочной работы в начальной школе;

- теоретические основы и методикупланирования внеурочной работы с учетомвозрастных и индивидуальных

особенностей обучающихся;

- педагогические и гигиеническиетребования к организации внеурочнойработы;

- методические основы организациивнеурочной работы в избранной областидеятельности;

- особенности общения младшихшкольников;

- методы, приемы и формы организацииобщения младших школьников;

- методические основы и особенностиработы с обучающимися, одареннымив избранной области деятельности;

- способы выявления педагогоминтересов и способностей младших школьников;

- формы и методы взаимодействияс родителями обучающихся или лицами, ихзаменяющими, как субъектами

образовательного процесса;

- логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;

- виды документации, требования к ееоформлению.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего 384 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 240, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося160 часов;

самостоятельной работы обучающегося 80 часов;

учебной и производственной практики 144 часа.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися,профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия

ПК 2.2.

Проводить внеурочные занятия

ПК 2.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

ПК 2.4.

Анализировать процесс и результаты проведения внеурочной деятельности и отдельных занятий

ПК 2.5.

Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников

ПК 4.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно- методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 4.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

ОК 1.1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 1.2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 1.3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 1.4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 1.5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 1.6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 1.7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 1.8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 1.9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 1.10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 1.11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих

ОК 1.12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная, часов

Производственная (по профилю специальности), часов

Всего, часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

Всего, часов

в т.ч. курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1-2.5, 4.1-4.5

МДК 02.01

Основы организациивнеучебной работы (социально- педагогическая деятельность)

180

120

40

20

60

МДК 02.02

Подготовка к летней работе с детьми

60

40

30

20

Учебная практика.

36

36

Производственная практика. Летняя практика, часов

108

108

Всего:

384

160

70

20

80

36

108


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

384

МДК. 02.01 Основы организации внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность)

120

Раздел 1. Организация внеурочной работы

76

Тема 1.1. Сущность и задачи внеурочной работы

Содержание учебного материала

4

1

Понятие «внеучебная деятельность». Актуальность и преимущества внеурочной деятельности.

1

2

Внеурочная работа и ее место в системе воспитания младших школьников.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Тема 1.2. Основы организации внеурочной работы

Содержание учебного материала

16

1

Нормативно- правовая база внеурочной деятельности.

2

2

Условия организации внеурочной работы.

1

3

Требования к организации внеурочной работы.

1

4

Критерии эффективности результатов внеурочной работы.

1

5

Программа организации внеурочной работы учащихся начальной школы.

2

6

Типы организационных моделей внеурочной деятельности.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

  1. Разработка программы внеурочной работы с младшими школьниками.
  2. Анализ внеурочной работы. Структура и форма анализа.

4

3

3

Тема 1.3.  Содержание внеурочной работы

Содержание учебного материала

14

1

Спортивно- оздоровительная внеурочная работа.

2

2

Духовно- нравственная внеурочная работа.

2

3

Социальное творчество как одно из направлений внеурочной деятельности.

2

4

Общеинтеллектуальная работа с младшими школьниками.

2

5

Общекультурная внеурочная воспитательная работа.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Методика и организационные формы внеурочной работы.

2..Военно- спортивные состязания и соревнования.

3.Формы духовно- нравственной внеурочной работы.

4. Формы интеллектуальной внеурочной работы.

8

3

3

3

3

Тема 1.4. Педагогика досуговой деятельности

Содержание учебного материала

20

1

Основные понятия: «свободное время», «досуговое время», «досуг», «досуговая деятельность», «отдых», «рекреация». История досуговой педагогики.

2

2

Принципы досуговой педагогики.

2

3

Классификация и содержание досуговой деятельности.

2

4

Виды и методы досуговой деятельности.

2

5

Планирование внеурочной работы.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1. Планирование работы кружка дополнительного образования.

2. Праздники, утренники как внеурочная форма работы. Подготовка и оформление сценария праздника.

3. Организация клубов по интересам, специфика деятельности.

4. Экскурсия как форма внеурочной работы с учащимися. Методическая разработка экскурсии.

5. Организация семейного досуга. Методическая разработка семейного досуга.

10

3

3

2

3

3

Тема 1.5. Внеурочная проектная деятельность школьников

Содержание учебного материала

10

1

Особенности организации проектной деятельности.

1

2

Структура проекта, его особенности.

2

3

Формирование научно- исследовательского навыка во внеурочной деятельности.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1. Создание проекта «Расскажи мне о себе», «Моя родословная», «История русских имен и фамилий», «Известные люди. Кто они?»

4

3

Тема 1.6. Организация общения в процессе внеурочной воспитательной работы

Содержание учебного материала

12

1

Возможности внеучебной деятельности в формировании коммуникативных умений.

2

Воспитание коммуникативной культуры младших школьников.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Взаимоотношения в классе: диагностика, причины, коррекция..

2. Использование игры как средства формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности.

8

3

3

Раздел 2. Социально- педагогическая деятельность

24

Тема 2.1. Основы социально- педагогической внеурочной работы

Содержание учебного материала

8

1

Сущность социально- педагогической деятельности.

1

2

Структура и направленность социально- педагогической деятельности.

1

3

Методика и технологии социально- педагогической деятельности.

2

4

 Формы социально- педагогической деятельности.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Тема 2.2. Особенности внеурочной социально- педагогической работы с одаренными детьми и детьми девиантного поведения

Содержание учебного материала

16

1

Основные причины появления понятия «отклоняющееся поведение».

1

2

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.

1

3

Делинквентное поведение как форма проявления отклоняющегося поведения.

1

4

Готовность ребенка к школьному обучению и адаптации в школе.

2

5

Индивидуальный подход в воспитании «социально неадаптированных детей».

2

6

Развитие и проблемы одаренности у детей младшего школьного возраста.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1. Диагностика социально- педагогической запущенности детей.

2. Педагогическая коррекция как форма работы с социально неадаптированными детьми.

3. Определение целей, задач, методов работы с социально неадаптированными детьми.

6

3

3

3

Раздел 3. Работа над курсовым проектом.

20

Тема 3.1. Основные этапы работы над проектом

Содержание материала

1. Определение темы проекта и ее актуальности.

3

2. Выделение проблемы. Постановка целей и задач проекта.

3

3.Определение источников информации.

3

4. Составление плана работы.

3

5.Сбор информации.

3

6.Выполнение теоретической части проекта.

3

7.Выполнение практической части проекта.

3

8.Оформление результатов и формулирование выводов.

3

9..Подготовка презентации

3

10. Защита проекта

3

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

-

МДК 02.02 Подготовка к летней работе с детьми

40

Раздел 1. Основы организаторской деятельности

16

Тема 1.1. Личность вожатого

Содержание материала

2

1.Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения.

2

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

-

Тема 1. 2. Основы организаторской деятельности

Содержание материала

8

1.Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка.

2

2.Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная).

2

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

  1. Планирование смены. План работы вожатого (план- сетка, план дня).
  2. Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в смене. Конструирование тематических дней

4

3

3

Тема 1.3. Логика развития лагерной системы

Содержание материала

6

1.Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов.

-

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

1. Организационный период: цели и задачи. Учёт воспитанников смены. Основные дела периода. Требования и традиции лагеря

2.Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде.

3.Заключительный период: основные направления деятельности вожатого.

6

3

3

3

Раздел 2. Развитие коллектива в условиях детского лагеря

12

Тема 2.1. Воспитательные возможности коллектива

Содержание материала

6

1. Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Стадии развития коллектива.

-

2.Педагогическое управление развитием коллектива.

-

3. Стили и методы управления коллективом: микрогруппа, инициативная группа, «мозговой штурм».

2

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

1.Формы диагностики развития коллектива. Критерии диагностики.

2. Игры на формирование коллектива.

4

3

3

Тема 2.2. Самоуправление в лагере.

Содержание материала

6

  1. Самоуправление: понятие, цели, принципы самоуправления. Роль вожатого в организации самоуправления.

  1. Развитие лидерских позиций в условиях лагеря.

-

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

1.Формы организации Самоуправления в лагере.

2.Развитие лидерских качеств. Игры на выявление лидера.

4

3

3

Раздел 3. Организация досуговой деятельности

10

Тема 3.1. Методика организация и проведения КТД в лагере

Содержание материала

4

1.Организация и проведение КТД в лагере.

-

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

1. Методика конструирования и организации КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение, анализ.

2.Разработка конкурсно- игровых программ.

4

3

3

Тема 3.2. Игровая деятельность

Содержание материала

6

1. Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры: подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого в игре.

-

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

1.Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.

2.Ролевые игры в лагере.

3.Игротека: игры на знакомство, сплочение; игры в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.

6

3

3

3

Раздел 4. Оформительские умения в работе вожатого

2

Тема 4.1. Оформительские умения в работе вожатого

Содержание материала

2

1.Оформительские умения в работе вожатого. Фон. Шрифты.

-

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

1. Отрядный уголок. Оформление отрядного места. Изготовление призов.

2

3

Самостоятельная работа при изучении ПМ 02:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной методической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Самостоятельная работа с учебно- методической литературой, пособиями. Написание рефератов, исследовательских работ, методических разработок. Изучение методик диагностики и исследований в педагогической работе. Подготовка презентаций. Изготовление графических моделей, макетов, шаблонов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Компетентностный подход в организации внеурочной деятельности учителя. Социальный портрет учащегося. Формы педагогического общения. Специфика общения во внеурочной деятельности. Как родителям уберечь ребенка от «дурной компании». Ошибки учителей и родителей в общении с детьми. Взаимодействие как основа эффективного делового общения. План работы кружка народного творчества. Составление внеурочного занятия на тему «Дружба». Религиозные праздники в структуре внеурочной работы массового праздника. Сценарий игровой программы. Техника безопасности при проведении внеурочной работы. Создание мультимедийной презентации к проекту военно- патриотической направленности. Понятие «трудные» и «педагогически запущенные дети». Индивидуально- типологические особенности личности. Социализация и ее механизмы. Отклонения базовых черт личности. Воспитательная работа с социально неадаптированными детьми. Диагностика дезадаптации. Методы и методики психической диагностики. Анализ внеурочной деятельности с использованием информационно- коммуникативных технологий. Особенности психического развития: младший школьник, подросток. Состояние ребенка в различные периоды смены. Формы психолого- педагогический поддержки воспитанника. Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Стадии развития коллектива. Педагогическое управление развитием коллектива. Теоретические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера. Диагностика личности ребенка в детском лагере. План- сетка лагерной смены.  Игры и конкурсы в лагере. Разрешение конфликтных ситуаций в лагере.

80

Примерная тематика курсовых проектов:

Социально-педагогические проблемы в семейном воспитании подростков

Развитие душевных и духовных качеств личности в опыте народной педагогики

Условия формирования и развития детского коллектива

Воспитание как компонент профессионального образования

Инновационные разработки в педагогике

Современные воспитательные системы

Взаимосвязь игры и обучения

Организация и методика стимулирования здорового образа жизни педагога и воспитанников в школьном воспитании.

Внеурочная работа как средство воспитания.

Педагогическая культура семьи, ее воспитательный потенциал.

Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Педагогическая поддержка как основа создания и развития ученического самоуправления.

Методика и техника поддержки в воспитании одаренных детей.

Коллективная творческая деятельность как основа современных воспитательных технологий.

Самовоспитание школьника в условиях самодеятельности.

Творческие формы воспитательной работы с родителями в современной школе.

Приобщение к культуре в процессе воспитания как средство развенчания псевдокультуры и бескультурья.

Внеурочная воспитательная работа в гуманистическом воспитании младших школьников.

Кружковая работа как форма внеурочной деятельности.

Деловая игра как форма воспитательного мероприятия.

Воспитывающий характер системы дополнительного образования.

Значение трудового воспитания в формировании всесторонне развитой личности школьника

Школа как место социализации и центр сообщества.

Культурно-воспитательная деятельность младших школьников.

Гражданское воспитание как основа нравственности.

Всего:

240

Учебная практика

Виды работ:

- изучение специфики работы летних оздоровительных лагерей, особенности;

- составление плана лагерной смены в различных видах деятельности;

- овладение функциями вожатого, воспитателя отряда.

36

Производственная летняя практика

Виды работ:

- планирование, проектирование, анализ и самоанализ коллективных творческих дел с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми;

- стимулирование общения младших школьников в процессе досуговой деятельности;

- выявление и развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности;

- оформление технологической документации.

108

Всего:

384


4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Педагогики и психологии».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Педагогики и психологии»:

  • комплект учебно-методических пособий;
  • программы для начальных классов;
  • нормативно-правовая документация образовательного учреждения;
  • наглядные пособия.

Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: программное обеспечение общего и профессионального назначения, методические разработки сценариев.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова] ; под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Стандарты второго поколения. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
  3. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. Изд. КАРО, 2007. - 160 с.
  4. Полянина Н.Б., Силаева Т.Е. и др. Проектная деятельность в начальной школе. Сборник для учителей начальных классов. Изд. Учитель, 2010. -131 с. .
  5. Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. Изд. Вентана-Граф, 2009. - 112 с.
  6. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарта нового поколения. Сборник. М.: Просвещение, 2010. - 111 с.

Дополнительные источники:

1. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П., Гальцова Е.А. Компакт-диск для компьютера. Группа продленного дня. Учебная и досуговая деятельность. Воспитательный процесс, учебно-воспитательные занятия, внеурочные мероприятия, дидактические игры и упражнения. Изд. Учитель, 2009.

2. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах / авт.-сост. Н.М.Гончарова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 249 с.

3. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н.Ерошенков. - М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 221 с.

4. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию). Серия «Здравствуй, школа!». Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.

5. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа. Занятия.Работы учащихся. : пособие для учителей начальных классов. - Изд. Учитель, 2010. - 138 с.

6. Лободинй Н.В. и др. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. : пособие для учителей, классных руководителей. - Изд. Учитель, 2010. - 205 с.

7. Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность. : пособие для учитфлей. - Изд. Учитель, 2006. - 122 с.

8. Педсовет. Журнал. М.: Издательский дом «Первое сентября»

9. Педагогическое творчество. Журнал. М.: Издательский дом «Первое сентября»

10. Интернет - ресурс. Сущность внеклассной воспитательной работы. Форма доступа, http://www.pedsovet.info/pages/articles/metodica

11. Интернет-ресурс. Форма доступа, http://studproekt.stavsu.ru/index.

12. Интернет - ресурс. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Форма доступа. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/kazar/01.php

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственным практикам в рамках профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Основы внеурочной работы (социально- педагогическая деятельность).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

 Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение помеждисциплинарному курсу:наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Основы педагогического мастерства учителя начальных классов», «Основы организации внеурочной работы», «Теоретическиеи прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов».

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Итоговым контролем освоения обучающимися профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» является  экзамен (3 курс).

Результаты обучения (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия

план внеурочной работы

Текущий контроль в форме:

- зачет по практическим занятиям;

- контрольных работ по темам МДК;

- зачет по практическим занятиям;

- зачеты по учебной и производственным практикам и по каждому из разделов профессионального модуля;

Проводить внеурочные занятия

организация и проведение внеурочных занятий; разработка внеурочных занятий; разработка сценариев

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

тестирование

Анализировать процесс и результаты проведения внеурочной деятельности и отдельных занятий

анализ внеурочного занятия

Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников

оформление документации, методических разработок, протоколов

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно- методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

разработка программ, планов, сценариев, методических разработок по различным видам деятельности;

составление программ, комплексов работы с одаренными детьми;

апробация программ во время учебной и производственной практик

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

картотека игр, наглядный материал, модель оформления кабинета

- защита исследовательского проекта

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

копилка учебно- методического материала, составление программ

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

методические разработки, планы, программы, карты

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

проекты

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты обучения (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

демонстрация интереса к будущей профессии

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

применение Интернет- ресурсов в профессиональной деятельности обучающегося

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

выбор и применение методов и способов обучающегося;

оценка эффективности и качества выполнения профессиональной деятельности

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

разработка планов индивидуального самообразования;

повышение педагогического мастерства

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

анализ инноваций, современных педагогических технологий

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

соблюдение техники безопасности

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих

соблюдение нормативно- законодательных актов

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

исполнение воинской обязанности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОС по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

Контрольно- оценочные средства для проведения квалификационного экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников разработаны в соответствии с Программой подготовки сп...

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Робототехника» для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №5.Использование  конструкт...

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для 5 класса

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения о...

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Робототехника» для 5 классов

Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3...

Рабочие программы для организации внеурочной деятельности по ОБЖ

Внеклассная работа в настоящее время стала важной формой общественного воспитания детей, она представляет систему организованных занятий, проводимых школой с учащимися во внеурочное время, являющихся ...

Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»

Актуальность программы.Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматрив...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Основы конструктивного общения"

Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя и других ...