Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
рабочая программа (5 класс)
Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_progr.doc | 197.5 КБ |
chtenie_progr.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 131 от «28» августа 2023 г. И.о.директора Центра: ________________ О.В. Панасенкова | СОГЛАСОВАНО: И.О. зам. директора по УВР _____________ О. В.Панасенкова | ПРИНЯТА: на Педагогическом совете Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. | РАССМОТРЕНО: На МО учителей - предметников Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. руководитель МО: __________ Голубева Н. С. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Чтение»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
5 «В» класс
на 2023 – 2024 учебный год
Программу составила: Исаева Елена Сергеевна учитель русского языка и чтения высшей квалификационной категории |
Смоленск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «чтению» для 5в класса общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как неотъемлемая часть учебного процесса, составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1599 от 19.12.2014 г.);
- Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
- СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 28);
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ , 2014 год
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 131 от 28.08.2023 года;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» на 2023 – 2024 учебный год;
- Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
На уроках чтения в 5 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы: полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное
Задачи:
- образовательные:
- формирование общеречевых навыков;
- формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания прочитанного;
- обучение умению отвечать на вопросы, полно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать
основные события, изложенные в произведении;
- обучение умению устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы, адекватно оценивать поступки героев;
- обучение пониманию соответствия описываемых событий жизненным ситуациям;
- расширение кругозора учащихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
- создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
- коррекционно-развивающие:
- коррекция недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы,
- коррекция речевого развития;
- развитие и обогащение словарного запаса;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, умения организовывать свою работу.
- воспитательные:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- формирование личности, гражданской нравственной позиции, целостного -отношения к миру.
- воспитание аккуратности, настойчивости, воли.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределение содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей обучающихся.
Использование современных технологий:
информационно-коммуникационные,
личностно-ориентированное обучение;
здоровьесберегающие, игровые.
Методы и формы обучения
Учитывая, что дети с нарушением интеллекта испытывают трудности в понимании смысла произведения, анализе его содержания, учителю необходимо методы и средства обучения классифицировать в зависимости от этапов обучения: сообщение новых знаний (знакомство с произведением), закрепление, повторение, контроль.
При сообщении новых знаний и знакомстве с произведением учащихся необходимо готовить к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях описанных в тексте. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, непосредственные наблюдения.
Правильное восприятие текста связано с установлением причинно- следственных связей и закономерностей, этот вид деятельности имеет огромное коррекционнозначение, с правильным использованием иллюстративного материала, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Также на уроках педагог использует «словесное» рисование картин к тексту; обучение детей оценивать поступки героев. Чтение по ролям, способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие прочитанного.
Таким образом, учитель в своей работе использует все методы обучения: словесные, наглядные и практические. Приоритет, какому-либо методу отдается в зависимости от темы, целей и содержания уроков.
Средства контроля.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся проводится согласно локальному нормативному акту ОУ.
За учебный год предполагается проведение творческих работ, письменные ответы на вопросы по тексту, а также тестирований, которые включают в себя итоговый контроль изучения темы, раздела в конце четверти или учебного года.
Текущая проверка показывает, могут ли учащиеся применить новые знания на практике. Она помогает выявить затруднения и оказать своевременную помощь учащимся, которые нуждаются в ней.
Осуществление межпредметных связей
Материал уроков по предмету «Чтение» тесно взаимосвязан с такими предметами как:
- русский язык,
- математика,
- природоведение,
- изо, ручной труд.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра- вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
- понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;
- способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
- умение строить сообщения в устной форме;
- умение формулировать собственное мнение;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений;
- принимать участие в уроках внеклассного чтения.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Содержание учебного предмета Устное народное творчество (24 часа)
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.
Картины родной природы (38 часов)
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года.
Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
О друзьях-товарищах (11 часов)
Рассказы о школьниках.
Спешите делать добро (17 часов)
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
О животных (15 часов)
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Из прошлого нашего народа (15 часов)
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Из произведений зарубежных писателей (16 часов) Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.
Навыки чтения.
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки.
Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Работа с текстом.
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение в соответствии с данным планом частей текста.
Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.
Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение
непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
Календарно-тематическое планирование
урок | тема урока | КолЧас | Дата план | Дата факт |
1. | Актуализация знаний учащихся. В. Песков. «Листья падают с клёнов». | 1 | 1.09 | |
2. | С. Соловейчик «Наша Родина». | 1 | 5.09 | |
3-7. | Заклички, песни, считалки, загадки, пословицы. | 5 | 6-13 | |
8. | С, Романовский «Одолень – трава». | 1 | 14.09 | |
9. | Внеклассное чтение. | 1 | 15.09 | |
10-11. | Праздники и приметы народного календаря: август, сентябрь. | 2 | 19,20 | |
12-13. | К. Паустовский «Барсучий нос». | 2 | 21,22 | |
14-15. | М. Садовский «Лесные бусы». | 2 | 26,27 | |
16-17. | С. Романовский «Не посрамим земли Русской». | 2 | 28,29 | |
18-19. | С. Романовский «Куликовская битва». | 2 | 3,4.10 | |
20. | Внеклассное чтение. | 1 | 5.10 | |
21. | А. Твардовский «Лес осенью». | 1 | 6.10 | |
22-24. | Л. Воронкова «Танины дела». | 3 | 10-12 | |
25. | Е. Пермяк «Счастливые часы». | 1 | 13.10 | |
26. | С. Баруздин. «Бревно». | 1 | 17.10 | |
27-28. | С. Михалков «Упрямый козлёнок». | 2 | 18,19 | |
29. | Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть». | 1 | 20.10 | |
30. | О. Высоцкая «Над рекой над Окой». | 1 | 24.10 | |
31-33. | В. Катаев «Цветик-семицветик». | 3 | 25-27 | |
2-я четверть. | ||||
34. | Б. Заходер «Что красивее всего». | 1 | 7.11 | |
35. | О. Высоцкая «Осеннее утро». | 1 | 8.11 | |
36. | Праздники и приметы народного календаря: октябрь. | 1 | 9.11 | |
37-39. | Былина «Освобождение Чернигова». | 3 | 10-15 | |
40-41. | Былина «Илья Муромец и Идолище». | 2 | 16,17 | |
42. | Закличка «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». | 1 | 21.11 | |
43. | З. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». | 1 | 22.11 | |
44-45. | Внеклассное чтение. | 2 | 23,24 | |
46. | Е. Бехлерова «Два приятеля». | 1 | 28.11 | |
47. | В. Коркин «Не умею быть один». | 1 | 29.11 | |
48. | В. Драгунский «Друг детства». | 1 | 30.11 | |
49. | А. Барто «Три очка за старичка». | 1 | 1.12 | |
50-52. | В. Драгунский «Пожар во флигеле…». | 3 | 5-7 | |
53. | Н. Носов «Клякса». | 1 | 8.12 | |
54. | Н. Грибачёв «Заяц Коська и Родничок». | 1 | 12.12 | |
55-56. | Сказка «Морозко». | 2 | 13,14 | |
57. | К. Ушинский «Проказы старухи зимы». | 1 | 15.12 | |
58. | Праздники и приметы народного календаря: декабрь. | 1 | 19.12 | |
59. | В. Даль « Старик – Годовик». | 1 | 20.12 | |
60. | С. Черный «Волк». | 1 | 21.12 | |
61. | Н. Саксонская «Зимний праздник». | 1 | 22.12 | |
62-63. | Рождество. Новый год. | 2 | 26,27 | |
64. | «Коляда»- народная песня. | 1 | 28.12 | |
65. | Праздники и приметы народного календаря: январь. | 1 | 29.12 | |
3-я четверть | ||||
66-68. | Ю. Нагибин «Зимний дуб». | 3 | 9-11 | |
69. | Е. Благинина «Мороз». | 1 | 12.01 | |
70. | И. Снегова «Юркины друзья». | 1 | 16.01 | |
71. | Внеклассное чтение. | 1 | 17.01 | |
72. | Г. Харлампьев «Как обманули хитрую лису». | 1 | 18.01 | |
73-74. | Сказка «Лиса и Дрозд». | 2 | 19,23 | |
75. | Праздники и приметы народного календаря: февраль. | 1 | 24.01 | |
76-77. | Братья Гримм «Госпожа Метелица». | 2 | 25,26 | |
78. | С. Алексеев В. Лосев «Измаил». | 1 | 30.01 | |
79. | С. Алексеев «Штык». | 1 | 31.01 | |
80. | Внеклассное чтение. | 1 | 1.02 | |
81. | Ю. Мориц «Домик с трубой». | 1 | 2.02 | |
82-84. | К. Паустовский «Тёплый хлеб». | 3 | 6-8.02 | |
85. | Н. Колпакова «Дорогая гостья», Масленица. | 1 | 9.02 | |
86. | А. Чехов «Весной». | 1 | 13.02 | |
87. | В. Орлова «Мамин праздник». | 1 | 14.02 | |
88. | Праздники и приметы народного календаря: март. | 1 | 15.02 | |
89. | Внеклассное чтение. | 1 | 16.02 | |
90-91. | Х. – К. Андерсен «Снеговик». | 2 | 27-28 | |
92. | Праздники и приметы народного календаря: апрель. | 1 | 29.02 | |
93. | Я. Аким «Апрель». | 1 | 1.03 | |
94-95. | Г. Скребицкий «Счастливый жучок». | 2 | 5,6.03 | |
96. | Н. Сладков «Варька». | 1 | 7.03 | |
97. | В. Лифшиц «Скворец». | 1 | 12.03 | |
98. | К. Ушинский «Чужое яичко». | 1 | 13.03 | |
99. | Внеклассное чтение. | 1 | 14.03 | |
100. | В. Берестов «Лети!». | 1 | 15.03 | |
101. | Сказка «Ржаной колосок». | 1 | 19.03 | |
102. | Сказка «Золотые руки». | 1 | 20.03 | |
103. | Праздники и приметы народного календаря: май, «Черёмуха». | 1 | 21.03 | |
104. | В. Даль «У каждого самого свой ум». | 1 | 22.03 | |
4-я четверть | ||||
105. | А. Барто « Очки». | 1 | 2.04 | |
106-107. | А. Алексеев. «Необычайные похождения Севы Котлова». | 2 | 3.4.04 | |
108. | Внеклассное чтение. | 1 | 5.04 | |
109. | С. Алексеев «Наташка». | 1 | 9.04 | |
110. | С. Алексеев «Злая фамилия». | 1 | 10,11 | |
111. | О. Дриз «Кто что оставляет». | 1 | 12.04 | |
112. | Д. Биссет «Почтальон и поросёнок». | 1 | 16.04 | |
113- 114. | Х.-К. Андерсен. «Ромашка». | 2 | 17,18 | |
115. | А. Плещеев «Дети и птичка». | 1 | 19.04 | |
116. | М, Пришвин. «Золотой луг». | 1 | 23.04 | |
117. | Праздники и приметы народного календаря: июнь, июль. | 1 | 24.04 | |
118. | Внеклассное чтение. | 1 | 25.04 | |
119. | Н. Некрасов «Крестьянские дети». | 1 | 26.04 | |
120. | Н. Надеждина «Ягодные адреса». | 1 | 2.05 | |
121. | И. Мазин «Ворчливые мухоморы», | 1 | 3.05 | |
122. | С. Воронин «Воинственный Жако». | 1 | 7.05 | |
123. | В. Степанов «Лето». | 1 | 8.05 | |
124. | Ю. Кушак «Рисуй, художник солнечный!». | 1 | 14.05 | |
125. | К. Чуковский «Федорино горе». | 1 | 15.05 | |
126. | М. Зощенко «Не надо врать». | 1 | 16.05 | |
127. | Б. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | 17.05 | |
128. | А. Введенский «Ученый Петя». | 1 | 21.05 | |
129. | Н. Носов «Телефон». | 1 | 22.05 | |
130-131. | В. Драгунский «Тайное становится явным». | 2 | 23,24 | |
132-133. | В. Осеева «Волшебное слово». | 2 | 28,29 | |
134 | Внеклассное чтение | 1 | 30.05 | |
135. | Повторительно –обобщающий урок. | 1 | 31.05 |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 131 от «28» августа 2023 г. И.о.директора Центра: ________________ О.В. Панасенкова | СОГЛАСОВАНО: И.О. зам. директора по УВР _____________ О. В.Панасенкова | ПРИНЯТА: на Педагогическом совете Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. | РАССМОТРЕНО: На МО учителей - предметников Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. руководитель МО: __________ Голубева Н. С. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Чтение»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
5 «В» класс
на 2023 – 2024 учебный год
Программу составила: Исаева Елена Сергеевна учитель русского языка и чтения высшей квалификационной категории |
Смоленск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «чтению» для 5в класса общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как неотъемлемая часть учебного процесса, составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1599 от 19.12.2014 г.);
- Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
- СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 28);
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ , 2014 год
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 131 от 28.08.2023 года;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» на 2023 – 2024 учебный год;
- Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
На уроках чтения в 5 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы: полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное
Задачи:
- образовательные:
- формирование общеречевых навыков;
- формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания прочитанного;
- обучение умению отвечать на вопросы, полно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать
основные события, изложенные в произведении;
- обучение умению устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы, адекватно оценивать поступки героев;
- обучение пониманию соответствия описываемых событий жизненным ситуациям;
- расширение кругозора учащихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
- создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
- коррекционно-развивающие:
- коррекция недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы,
- коррекция речевого развития;
- развитие и обогащение словарного запаса;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, умения организовывать свою работу.
- воспитательные:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- формирование личности, гражданской нравственной позиции, целостного -отношения к миру.
- воспитание аккуратности, настойчивости, воли.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределение содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей обучающихся.
Использование современных технологий:
информационно-коммуникационные,
личностно-ориентированное обучение;
здоровьесберегающие, игровые.
Методы и формы обучения
Учитывая, что дети с нарушением интеллекта испытывают трудности в понимании смысла произведения, анализе его содержания, учителю необходимо методы и средства обучения классифицировать в зависимости от этапов обучения: сообщение новых знаний (знакомство с произведением), закрепление, повторение, контроль.
При сообщении новых знаний и знакомстве с произведением учащихся необходимо готовить к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях описанных в тексте. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, непосредственные наблюдения.
Правильное восприятие текста связано с установлением причинно- следственных связей и закономерностей, этот вид деятельности имеет огромное коррекционнозначение, с правильным использованием иллюстративного материала, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Также на уроках педагог использует «словесное» рисование картин к тексту; обучение детей оценивать поступки героев. Чтение по ролям, способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие прочитанного.
Таким образом, учитель в своей работе использует все методы обучения: словесные, наглядные и практические. Приоритет, какому-либо методу отдается в зависимости от темы, целей и содержания уроков.
Средства контроля.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся проводится согласно локальному нормативному акту ОУ.
За учебный год предполагается проведение творческих работ, письменные ответы на вопросы по тексту, а также тестирований, которые включают в себя итоговый контроль изучения темы, раздела в конце четверти или учебного года.
Текущая проверка показывает, могут ли учащиеся применить новые знания на практике. Она помогает выявить затруднения и оказать своевременную помощь учащимся, которые нуждаются в ней.
Осуществление межпредметных связей
Материал уроков по предмету «Чтение» тесно взаимосвязан с такими предметами как:
- русский язык,
- математика,
- природоведение,
- изо, ручной труд.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра- вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
- понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;
- способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
- умение строить сообщения в устной форме;
- умение формулировать собственное мнение;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
- пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
- участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений;
- принимать участие в уроках внеклассного чтения.
Достаточный уровень:
- чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
- чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Содержание учебного предмета Устное народное творчество (24 часа)
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.
Картины родной природы (38 часов)
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года.
Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
О друзьях-товарищах (11 часов)
Рассказы о школьниках.
Спешите делать добро (17 часов)
Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
О животных (15 часов)
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
Из прошлого нашего народа (15 часов)
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Из произведений зарубежных писателей (16 часов) Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.
Навыки чтения.
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки.
Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.
Работа с текстом.
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение в соответствии с данным планом частей текста.
Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.
Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение
непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.
Календарно-тематическое планирование
урок | тема урока | КолЧас | Дата план | Дата факт |
1. | Актуализация знаний учащихся. В. Песков. «Листья падают с клёнов». | 1 | 1.09 | |
2. | С. Соловейчик «Наша Родина». | 1 | 5.09 | |
3-7. | Заклички, песни, считалки, загадки, пословицы. | 5 | 6-13 | |
8. | С, Романовский «Одолень – трава». | 1 | 14.09 | |
9. | Внеклассное чтение. | 1 | 15.09 | |
10-11. | Праздники и приметы народного календаря: август, сентябрь. | 2 | 19,20 | |
12-13. | К. Паустовский «Барсучий нос». | 2 | 21,22 | |
14-15. | М. Садовский «Лесные бусы». | 2 | 26,27 | |
16-17. | С. Романовский «Не посрамим земли Русской». | 2 | 28,29 | |
18-19. | С. Романовский «Куликовская битва». | 2 | 3,4.10 | |
20. | Внеклассное чтение. | 1 | 5.10 | |
21. | А. Твардовский «Лес осенью». | 1 | 6.10 | |
22-24. | Л. Воронкова «Танины дела». | 3 | 10-12 | |
25. | Е. Пермяк «Счастливые часы». | 1 | 13.10 | |
26. | С. Баруздин. «Бревно». | 1 | 17.10 | |
27-28. | С. Михалков «Упрямый козлёнок». | 2 | 18,19 | |
29. | Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть». | 1 | 20.10 | |
30. | О. Высоцкая «Над рекой над Окой». | 1 | 24.10 | |
31-33. | В. Катаев «Цветик-семицветик». | 3 | 25-27 | |
2-я четверть. | ||||
34. | Б. Заходер «Что красивее всего». | 1 | 7.11 | |
35. | О. Высоцкая «Осеннее утро». | 1 | 8.11 | |
36. | Праздники и приметы народного календаря: октябрь. | 1 | 9.11 | |
37-39. | Былина «Освобождение Чернигова». | 3 | 10-15 | |
40-41. | Былина «Илья Муромец и Идолище». | 2 | 16,17 | |
42. | Закличка «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». | 1 | 21.11 | |
43. | З. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». | 1 | 22.11 | |
44-45. | Внеклассное чтение. | 2 | 23,24 | |
46. | Е. Бехлерова «Два приятеля». | 1 | 28.11 | |
47. | В. Коркин «Не умею быть один». | 1 | 29.11 | |
48. | В. Драгунский «Друг детства». | 1 | 30.11 | |
49. | А. Барто «Три очка за старичка». | 1 | 1.12 | |
50-52. | В. Драгунский «Пожар во флигеле…». | 3 | 5-7 | |
53. | Н. Носов «Клякса». | 1 | 8.12 | |
54. | Н. Грибачёв «Заяц Коська и Родничок». | 1 | 12.12 | |
55-56. | Сказка «Морозко». | 2 | 13,14 | |
57. | К. Ушинский «Проказы старухи зимы». | 1 | 15.12 | |
58. | Праздники и приметы народного календаря: декабрь. | 1 | 19.12 | |
59. | В. Даль « Старик – Годовик». | 1 | 20.12 | |
60. | С. Черный «Волк». | 1 | 21.12 | |
61. | Н. Саксонская «Зимний праздник». | 1 | 22.12 | |
62-63. | Рождество. Новый год. | 2 | 26,27 | |
64. | «Коляда»- народная песня. | 1 | 28.12 | |
65. | Праздники и приметы народного календаря: январь. | 1 | 29.12 | |
3-я четверть | ||||
66-68. | Ю. Нагибин «Зимний дуб». | 3 | 9-11 | |
69. | Е. Благинина «Мороз». | 1 | 12.01 | |
70. | И. Снегова «Юркины друзья». | 1 | 16.01 | |
71. | Внеклассное чтение. | 1 | 17.01 | |
72. | Г. Харлампьев «Как обманули хитрую лису». | 1 | 18.01 | |
73-74. | Сказка «Лиса и Дрозд». | 2 | 19,23 | |
75. | Праздники и приметы народного календаря: февраль. | 1 | 24.01 | |
76-77. | Братья Гримм «Госпожа Метелица». | 2 | 25,26 | |
78. | С. Алексеев В. Лосев «Измаил». | 1 | 30.01 | |
79. | С. Алексеев «Штык». | 1 | 31.01 | |
80. | Внеклассное чтение. | 1 | 1.02 | |
81. | Ю. Мориц «Домик с трубой». | 1 | 2.02 | |
82-84. | К. Паустовский «Тёплый хлеб». | 3 | 6-8.02 | |
85. | Н. Колпакова «Дорогая гостья», Масленица. | 1 | 9.02 | |
86. | А. Чехов «Весной». | 1 | 13.02 | |
87. | В. Орлова «Мамин праздник». | 1 | 14.02 | |
88. | Праздники и приметы народного календаря: март. | 1 | 15.02 | |
89. | Внеклассное чтение. | 1 | 16.02 | |
90-91. | Х. – К. Андерсен «Снеговик». | 2 | 27-28 | |
92. | Праздники и приметы народного календаря: апрель. | 1 | 29.02 | |
93. | Я. Аким «Апрель». | 1 | 1.03 | |
94-95. | Г. Скребицкий «Счастливый жучок». | 2 | 5,6.03 | |
96. | Н. Сладков «Варька». | 1 | 7.03 | |
97. | В. Лифшиц «Скворец». | 1 | 12.03 | |
98. | К. Ушинский «Чужое яичко». | 1 | 13.03 | |
99. | Внеклассное чтение. | 1 | 14.03 | |
100. | В. Берестов «Лети!». | 1 | 15.03 | |
101. | Сказка «Ржаной колосок». | 1 | 19.03 | |
102. | Сказка «Золотые руки». | 1 | 20.03 | |
103. | Праздники и приметы народного календаря: май, «Черёмуха». | 1 | 21.03 | |
104. | В. Даль «У каждого самого свой ум». | 1 | 22.03 | |
4-я четверть | ||||
105. | А. Барто « Очки». | 1 | 2.04 | |
106-107. | А. Алексеев. «Необычайные похождения Севы Котлова». | 2 | 3.4.04 | |
108. | Внеклассное чтение. | 1 | 5.04 | |
109. | С. Алексеев «Наташка». | 1 | 9.04 | |
110. | С. Алексеев «Злая фамилия». | 1 | 10,11 | |
111. | О. Дриз «Кто что оставляет». | 1 | 12.04 | |
112. | Д. Биссет «Почтальон и поросёнок». | 1 | 16.04 | |
113- 114. | Х.-К. Андерсен. «Ромашка». | 2 | 17,18 | |
115. | А. Плещеев «Дети и птичка». | 1 | 19.04 | |
116. | М, Пришвин. «Золотой луг». | 1 | 23.04 | |
117. | Праздники и приметы народного календаря: июнь, июль. | 1 | 24.04 | |
118. | Внеклассное чтение. | 1 | 25.04 | |
119. | Н. Некрасов «Крестьянские дети». | 1 | 26.04 | |
120. | Н. Надеждина «Ягодные адреса». | 1 | 2.05 | |
121. | И. Мазин «Ворчливые мухоморы», | 1 | 3.05 | |
122. | С. Воронин «Воинственный Жако». | 1 | 7.05 | |
123. | В. Степанов «Лето». | 1 | 8.05 | |
124. | Ю. Кушак «Рисуй, художник солнечный!». | 1 | 14.05 | |
125. | К. Чуковский «Федорино горе». | 1 | 15.05 | |
126. | М. Зощенко «Не надо врать». | 1 | 16.05 | |
127. | Б. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | 17.05 | |
128. | А. Введенский «Ученый Петя». | 1 | 21.05 | |
129. | Н. Носов «Телефон». | 1 | 22.05 | |
130-131. | В. Драгунский «Тайное становится явным». | 2 | 23,24 | |
132-133. | В. Осеева «Волшебное слово». | 2 | 28,29 | |
134 | Внеклассное чтение | 1 | 30.05 | |
135. | Повторительно –обобщающий урок. | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура" для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)
Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать проч...
Рабочая программа по коррекционно – развивающей области «Логопедические занятия» для обучающихся с лёгкой для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи, формирование необходимых практических умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоят...