Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
рабочая программа (5 класс)

Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_progr.doc197.5 КБ
Microsoft Office document icon chtenie_progr.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 131

от «28» августа 2023 г.

И.о.директора Центра:

________________

О.В. Панасенкова

СОГЛАСОВАНО:

И.О. зам. директора по УВР

_____________

 О. В.Панасенкова

ПРИНЯТА:

на Педагогическом совете Протокол № 1

от «28» августа 2023 г.

РАССМОТРЕНО:

 На МО учителей -  предметников

Протокол № 1

от «28» августа 2023 г.

руководитель МО:

__________  

Голубева Н.  С.

Рабочая программа по учебному предмету

«Чтение» 

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)

5  «В» класс

на 2023 – 2024 учебный год

Программу составила:

Исаева Елена Сергеевна

учитель русского языка и чтения

высшей квалификационной категории

Смоленск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «чтению» для 5в класса общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как неотъемлемая часть учебного процесса, составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.);
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1599 от 19.12.2014 г.);
  • Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
  • СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 28);
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ , 2014 год
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 131 от 28.08.2023 года;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» на 2023 – 2024 учебный год;
  • Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

На уроках чтения в 5 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы: полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное

Задачи:

- образовательные:

  • формирование общеречевых навыков;
  • формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания прочитанного;
  • обучение умению отвечать на вопросы, полно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать

основные события, изложенные в произведении;

  • обучение        умению        устанавливатьпричинно-следственные        связи,        делать выводы, адекватно оценивать поступки героев;
  • обучение        пониманию        соответствия        описываемых        событий        жизненным ситуациям;
  • расширение кругозора учащихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
  • создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

- коррекционно-развивающие:

  • коррекция недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы,
  • коррекция речевого развития;

-            развитие и обогащение словарного запаса;

-            развитие логического мышления, внимания, памяти, умения организовывать свою работу.

- воспитательные:

-            приобщение        учащихся        к        богатствам        отечественной        и        мировой художественной литературы;

-           формирование личности, гражданской нравственной позиции, целостного -отношения к миру.

-           воспитание аккуратности, настойчивости, воли.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределение содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей обучающихся.

Использование современных технологий:

информационно-коммуникационные,

личностно-ориентированное обучение;

 здоровьесберегающие, игровые.

Методы и формы обучения

Учитывая, что дети с нарушением интеллекта испытывают трудности в понимании смысла произведения, анализе его содержания, учителю необходимо методы и средства обучения классифицировать в зависимости от этапов обучения: сообщение новых знаний (знакомство с произведением), закрепление, повторение, контроль.

При сообщении новых знаний и знакомстве с произведением учащихся необходимо готовить к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях описанных в тексте. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, непосредственные наблюдения.

Правильное восприятие текста связано с установлением причинно- следственных связей и закономерностей, этот вид деятельности имеет огромное коррекционнозначение, с правильным использованием иллюстративного материала, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Также на уроках педагог использует «словесное» рисование картин к тексту; обучение детей оценивать поступки героев. Чтение по ролям, способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие прочитанного.

         Таким образом, учитель в своей работе использует все методы обучения: словесные, наглядные и практические. Приоритет, какому-либо методу отдается в зависимости от темы, целей и содержания уроков.

Средства контроля.

Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся проводится согласно локальному нормативному акту ОУ.

 За учебный год предполагается проведение творческих работ, письменные ответы на вопросы по тексту, а также тестирований, которые включают в себя итоговый контроль изучения темы, раздела в конце четверти или учебного года.

     Текущая проверка показывает, могут ли учащиеся применить новые знания на практике. Она помогает выявить затруднения и оказать своевременную помощь учащимся, которые нуждаются в ней.

Осуществление межпредметных связей

        Материал уроков по предмету «Чтение» тесно взаимосвязан с такими предметами как:

  • русский язык,
  • математика,
  • природоведение,
  • изо, ручной труд.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • владение        навыками        коммуникации        и        принятыми        нормами        социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра- вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  • развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
  • понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;
  • способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
  • умение строить сообщения в устной форме;
  • умение формулировать собственное мнение;
  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей  деятельности.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-      осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;

  • пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
  • выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений;
  • принимать участие в уроках внеклассного чтения.

Достаточный уровень:

  • чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
  • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
  • определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
  • чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
  • определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
  • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
  • пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
  • выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Содержание учебного предмета Устное народное творчество (24 часа)

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.

Картины родной природы (38 часов)

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года.

Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

О друзьях-товарищах (11 часов)

Рассказы о школьниках.

Спешите делать добро (17 часов)

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

О животных (15 часов)

Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Из прошлого нашего народа (15 часов)

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Из произведений зарубежных писателей (16 часов) Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

Навыки чтения.        

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки.

Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом.

        

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение в соответствии с данным планом частей текста.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение

непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки,  пословицы, поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.

Календарно-тематическое планирование                                                                   

урок

тема урока

КолЧас

Дата план

Дата факт

1.

Актуализация знаний учащихся. В. Песков. «Листья падают с клёнов».

1

1.09

2.

С. Соловейчик «Наша Родина».

1

5.09

3-7.

Заклички, песни, считалки, загадки, пословицы.

5

6-13

8.

С, Романовский «Одолень – трава».

1

14.09

9.      

Внеклассное чтение.

1

15.09

10-11.

Праздники и приметы народного календаря: август, сентябрь.

2

19,20

12-13.

К. Паустовский «Барсучий нос».

2

21,22

14-15.

М. Садовский  «Лесные бусы».

2

26,27

16-17.

С. Романовский «Не посрамим земли Русской».

2

28,29

18-19.

С. Романовский  «Куликовская битва».

2

3,4.10

20.

Внеклассное чтение.

1

5.10

21.

А. Твардовский «Лес осенью».

1

6.10

22-24.

Л. Воронкова «Танины дела».

3

10-12

25.

Е. Пермяк «Счастливые часы».

1

13.10

26.

С. Баруздин. «Бревно».

1

17.10

27-28.

С. Михалков «Упрямый козлёнок».

2

18,19

29.

Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть».

1

20.10

30.

О. Высоцкая «Над рекой над Окой».

1

24.10

31-33.

В. Катаев «Цветик-семицветик».

3

25-27

2-я четверть.

34.

Б. Заходер «Что красивее всего».

1

7.11

35.

О. Высоцкая «Осеннее утро».

1

8.11

36.

Праздники и приметы народного календаря: октябрь.

1

9.11

37-39.

Былина «Освобождение Чернигова».

3

10-15

40-41.

Былина «Илья Муромец и Идолище».

2

16,17

42.

Закличка «Ты, Мороз, Мороз, Мороз».

1

21.11

43.

З. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре».

1

22.11

44-45.

Внеклассное чтение.

2

23,24

46.

Е. Бехлерова «Два приятеля».

1

28.11

47.

В. Коркин «Не умею быть один».

1

29.11

48.

В. Драгунский «Друг детства».

1

30.11

49.

А. Барто «Три очка за старичка».

1

1.12

50-52.

В. Драгунский «Пожар во флигеле…».

3

5-7

53.

Н. Носов «Клякса».

1

8.12

54.

Н. Грибачёв «Заяц Коська и Родничок».

1

12.12

55-56.

Сказка «Морозко».

2

13,14

57.

К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

1

15.12

58.

Праздники и приметы народного календаря: декабрь.

1

19.12

59.

В. Даль « Старик – Годовик».

1

20.12

60.

С. Черный «Волк».

1

21.12

61.

Н. Саксонская «Зимний праздник».

1

22.12

62-63.

Рождество. Новый год.

2

26,27

64.

«Коляда»- народная песня.

1

28.12

65.

Праздники и приметы народного календаря: январь.

1

29.12

3-я четверть

66-68.

Ю. Нагибин «Зимний дуб».

3

9-11

69.

Е. Благинина «Мороз».

1

12.01

70.

И. Снегова «Юркины друзья».

1

16.01

71.

Внеклассное чтение.

1

17.01

72.

Г. Харлампьев «Как обманули хитрую лису».

1

18.01

73-74.

Сказка «Лиса и Дрозд».

2

19,23

75.

Праздники и приметы народного календаря: февраль.

1

24.01

76-77.

Братья Гримм «Госпожа Метелица».

2

25,26

78.

С. Алексеев В. Лосев «Измаил».

1

30.01

79.

С. Алексеев «Штык».

1

31.01

80.

Внеклассное чтение.

1

1.02

81.

Ю. Мориц «Домик с  трубой».

1

2.02

82-84.

К.  Паустовский «Тёплый хлеб».

3

6-8.02

85.

Н. Колпакова «Дорогая гостья», Масленица.

1

9.02

86.

А. Чехов «Весной».

1

13.02

87.

В. Орлова «Мамин праздник».

1

14.02

88.

Праздники и приметы народного календаря: март.

1

15.02

89.

Внеклассное чтение.

1

16.02

90-91.

Х. – К. Андерсен «Снеговик».

2

27-28

92.

Праздники и приметы народного календаря: апрель.

1

29.02

93.

Я. Аким «Апрель».

1

1.03

94-95.

Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

2

5,6.03

96.

Н. Сладков «Варька».

1

7.03

97.

В. Лифшиц «Скворец».

1

12.03

98.

К. Ушинский «Чужое яичко».

1

13.03

99.

Внеклассное чтение.

1

14.03

100.

В. Берестов «Лети!».

1

15.03

101.

Сказка «Ржаной колосок».

1

19.03

102.

Сказка «Золотые руки».

1

20.03

103.

Праздники и приметы народного календаря: май, «Черёмуха».

1

21.03

104.

В. Даль «У каждого самого свой ум».

1

22.03

4-я четверть

105.

А. Барто « Очки».

1

2.04

106-107.

А. Алексеев. «Необычайные похождения Севы Котлова».

2

3.4.04

108.

Внеклассное чтение.

1

5.04

109.

С. Алексеев «Наташка».

1

9.04

110.

С. Алексеев «Злая фамилия».

1

10,11

111.

О. Дриз «Кто что оставляет».

1

12.04

112.

Д. Биссет «Почтальон и поросёнок».

1

16.04

113- 114.

Х.-К. Андерсен. «Ромашка».

2

17,18

115.

А. Плещеев «Дети и птичка».

1

19.04

116.

М, Пришвин. «Золотой луг».

1

23.04

117.

Праздники и приметы народного календаря: июнь, июль.

1

24.04

118.

Внеклассное чтение.

1

25.04

119.

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

1

26.04

120.

Н. Надеждина «Ягодные адреса».

1

2.05

121.

И. Мазин «Ворчливые мухоморы»,

1

3.05

122.

С. Воронин «Воинственный Жако».

1

7.05

123.

В. Степанов «Лето».

1

8.05

124.

Ю. Кушак «Рисуй, художник солнечный!».

1

14.05

125.

К. Чуковский «Федорино горе».

1

15.05

126.

М. Зощенко «Не надо врать».

1

16.05

127.

Б. Житков «Как я ловил человечков».

1

17.05

128.

А. Введенский «Ученый Петя».

1

21.05

129.

Н. Носов «Телефон».

1

22.05

130-131.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

2

23,24

132-133.

В. Осеева «Волшебное слово».

2

28,29

134

Внеклассное чтение

1

30.05

135.

Повторительно –обобщающий урок.

1

31.05



Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 131

от «28» августа 2023 г.

И.о.директора Центра:

________________

О.В. Панасенкова

СОГЛАСОВАНО:

И.О. зам. директора по УВР

_____________

 О. В.Панасенкова

ПРИНЯТА:

на Педагогическом совете Протокол № 1

от «28» августа 2023 г.

РАССМОТРЕНО:

 На МО учителей -  предметников

Протокол № 1

от «28» августа 2023 г.

руководитель МО:

__________  

Голубева Н.  С.

Рабочая программа по учебному предмету

«Чтение» 

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)

5  «В» класс

на 2023 – 2024 учебный год

Программу составила:

Исаева Елена Сергеевна

учитель русского языка и чтения

высшей квалификационной категории

Смоленск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «чтению» для 5в класса общеобразовательного учебного учреждения, осуществляющего обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как неотъемлемая часть учебного процесса, составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.);
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1599 от 19.12.2014 г.);
  • Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
  • СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 г. N 28);
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ , 2014 год
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 131 от 28.08.2023 года;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» на 2023 – 2024 учебный год;
  • Устава ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

На уроках чтения в 5 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы: полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное

Задачи:

- образовательные:

  • формирование общеречевых навыков;
  • формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания прочитанного;
  • обучение умению отвечать на вопросы, полно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать

основные события, изложенные в произведении;

  • обучение        умению        устанавливатьпричинно-следственные        связи,        делать выводы, адекватно оценивать поступки героев;
  • обучение        пониманию        соответствия        описываемых        событий        жизненным ситуациям;
  • расширение кругозора учащихся через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
  • создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

- коррекционно-развивающие:

  • коррекция недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы,
  • коррекция речевого развития;

-            развитие и обогащение словарного запаса;

-            развитие логического мышления, внимания, памяти, умения организовывать свою работу.

- воспитательные:

-            приобщение        учащихся        к        богатствам        отечественной        и        мировой художественной литературы;

-           формирование личности, гражданской нравственной позиции, целостного -отношения к миру.

-           воспитание аккуратности, настойчивости, воли.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределение содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей обучающихся.

Использование современных технологий:

информационно-коммуникационные,

личностно-ориентированное обучение;

 здоровьесберегающие, игровые.

Методы и формы обучения

Учитывая, что дети с нарушением интеллекта испытывают трудности в понимании смысла произведения, анализе его содержания, учителю необходимо методы и средства обучения классифицировать в зависимости от этапов обучения: сообщение новых знаний (знакомство с произведением), закрепление, повторение, контроль.

При сообщении новых знаний и знакомстве с произведением учащихся необходимо готовить к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях описанных в тексте. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, непосредственные наблюдения.

Правильное восприятие текста связано с установлением причинно- следственных связей и закономерностей, этот вид деятельности имеет огромное коррекционнозначение, с правильным использованием иллюстративного материала, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Также на уроках педагог использует «словесное» рисование картин к тексту; обучение детей оценивать поступки героев. Чтение по ролям, способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие прочитанного.

         Таким образом, учитель в своей работе использует все методы обучения: словесные, наглядные и практические. Приоритет, какому-либо методу отдается в зависимости от темы, целей и содержания уроков.

Средства контроля.

Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся проводится согласно локальному нормативному акту ОУ.

 За учебный год предполагается проведение творческих работ, письменные ответы на вопросы по тексту, а также тестирований, которые включают в себя итоговый контроль изучения темы, раздела в конце четверти или учебного года.

     Текущая проверка показывает, могут ли учащиеся применить новые знания на практике. Она помогает выявить затруднения и оказать своевременную помощь учащимся, которые нуждаются в ней.

Осуществление межпредметных связей

        Материал уроков по предмету «Чтение» тесно взаимосвязан с такими предметами как:

  • русский язык,
  • математика,
  • природоведение,
  • изо, ручной труд.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • владение        навыками        коммуникации        и        принятыми        нормами        социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра- вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  • развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
  • понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;
  • способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
  • умение строить сообщения в устной форме;
  • умение формулировать собственное мнение;
  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей  деятельности.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-      осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;

  • пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
  • выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений;
  • принимать участие в уроках внеклассного чтения.

Достаточный уровень:

  • чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
  • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
  • определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
  • чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
  • определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
  • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
  • пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
  • выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Содержание учебного предмета Устное народное творчество (24 часа)

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.

Картины родной природы (38 часов)

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года.

Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

О друзьях-товарищах (11 часов)

Рассказы о школьниках.

Спешите делать добро (17 часов)

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

О животных (15 часов)

Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Из прошлого нашего народа (15 часов)

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Из произведений зарубежных писателей (16 часов) Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

Навыки чтения.        

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки.

Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом.

        

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение в соответствии с данным планом частей текста.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение

непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки,  пословицы, поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.

Календарно-тематическое планирование                                                                   

урок

тема урока

КолЧас

Дата план

Дата факт

1.

Актуализация знаний учащихся. В. Песков. «Листья падают с клёнов».

1

1.09

2.

С. Соловейчик «Наша Родина».

1

5.09

3-7.

Заклички, песни, считалки, загадки, пословицы.

5

6-13

8.

С, Романовский «Одолень – трава».

1

14.09

9.      

Внеклассное чтение.

1

15.09

10-11.

Праздники и приметы народного календаря: август, сентябрь.

2

19,20

12-13.

К. Паустовский «Барсучий нос».

2

21,22

14-15.

М. Садовский  «Лесные бусы».

2

26,27

16-17.

С. Романовский «Не посрамим земли Русской».

2

28,29

18-19.

С. Романовский  «Куликовская битва».

2

3,4.10

20.

Внеклассное чтение.

1

5.10

21.

А. Твардовский «Лес осенью».

1

6.10

22-24.

Л. Воронкова «Танины дела».

3

10-12

25.

Е. Пермяк «Счастливые часы».

1

13.10

26.

С. Баруздин. «Бревно».

1

17.10

27-28.

С. Михалков «Упрямый козлёнок».

2

18,19

29.

Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть».

1

20.10

30.

О. Высоцкая «Над рекой над Окой».

1

24.10

31-33.

В. Катаев «Цветик-семицветик».

3

25-27

2-я четверть.

34.

Б. Заходер «Что красивее всего».

1

7.11

35.

О. Высоцкая «Осеннее утро».

1

8.11

36.

Праздники и приметы народного календаря: октябрь.

1

9.11

37-39.

Былина «Освобождение Чернигова».

3

10-15

40-41.

Былина «Илья Муромец и Идолище».

2

16,17

42.

Закличка «Ты, Мороз, Мороз, Мороз».

1

21.11

43.

З. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре».

1

22.11

44-45.

Внеклассное чтение.

2

23,24

46.

Е. Бехлерова «Два приятеля».

1

28.11

47.

В. Коркин «Не умею быть один».

1

29.11

48.

В. Драгунский «Друг детства».

1

30.11

49.

А. Барто «Три очка за старичка».

1

1.12

50-52.

В. Драгунский «Пожар во флигеле…».

3

5-7

53.

Н. Носов «Клякса».

1

8.12

54.

Н. Грибачёв «Заяц Коська и Родничок».

1

12.12

55-56.

Сказка «Морозко».

2

13,14

57.

К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

1

15.12

58.

Праздники и приметы народного календаря: декабрь.

1

19.12

59.

В. Даль « Старик – Годовик».

1

20.12

60.

С. Черный «Волк».

1

21.12

61.

Н. Саксонская «Зимний праздник».

1

22.12

62-63.

Рождество. Новый год.

2

26,27

64.

«Коляда»- народная песня.

1

28.12

65.

Праздники и приметы народного календаря: январь.

1

29.12

3-я четверть

66-68.

Ю. Нагибин «Зимний дуб».

3

9-11

69.

Е. Благинина «Мороз».

1

12.01

70.

И. Снегова «Юркины друзья».

1

16.01

71.

Внеклассное чтение.

1

17.01

72.

Г. Харлампьев «Как обманули хитрую лису».

1

18.01

73-74.

Сказка «Лиса и Дрозд».

2

19,23

75.

Праздники и приметы народного календаря: февраль.

1

24.01

76-77.

Братья Гримм «Госпожа Метелица».

2

25,26

78.

С. Алексеев В. Лосев «Измаил».

1

30.01

79.

С. Алексеев «Штык».

1

31.01

80.

Внеклассное чтение.

1

1.02

81.

Ю. Мориц «Домик с  трубой».

1

2.02

82-84.

К.  Паустовский «Тёплый хлеб».

3

6-8.02

85.

Н. Колпакова «Дорогая гостья», Масленица.

1

9.02

86.

А. Чехов «Весной».

1

13.02

87.

В. Орлова «Мамин праздник».

1

14.02

88.

Праздники и приметы народного календаря: март.

1

15.02

89.

Внеклассное чтение.

1

16.02

90-91.

Х. – К. Андерсен «Снеговик».

2

27-28

92.

Праздники и приметы народного календаря: апрель.

1

29.02

93.

Я. Аким «Апрель».

1

1.03

94-95.

Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

2

5,6.03

96.

Н. Сладков «Варька».

1

7.03

97.

В. Лифшиц «Скворец».

1

12.03

98.

К. Ушинский «Чужое яичко».

1

13.03

99.

Внеклассное чтение.

1

14.03

100.

В. Берестов «Лети!».

1

15.03

101.

Сказка «Ржаной колосок».

1

19.03

102.

Сказка «Золотые руки».

1

20.03

103.

Праздники и приметы народного календаря: май, «Черёмуха».

1

21.03

104.

В. Даль «У каждого самого свой ум».

1

22.03

4-я четверть

105.

А. Барто « Очки».

1

2.04

106-107.

А. Алексеев. «Необычайные похождения Севы Котлова».

2

3.4.04

108.

Внеклассное чтение.

1

5.04

109.

С. Алексеев «Наташка».

1

9.04

110.

С. Алексеев «Злая фамилия».

1

10,11

111.

О. Дриз «Кто что оставляет».

1

12.04

112.

Д. Биссет «Почтальон и поросёнок».

1

16.04

113- 114.

Х.-К. Андерсен. «Ромашка».

2

17,18

115.

А. Плещеев «Дети и птичка».

1

19.04

116.

М, Пришвин. «Золотой луг».

1

23.04

117.

Праздники и приметы народного календаря: июнь, июль.

1

24.04

118.

Внеклассное чтение.

1

25.04

119.

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

1

26.04

120.

Н. Надеждина «Ягодные адреса».

1

2.05

121.

И. Мазин «Ворчливые мухоморы»,

1

3.05

122.

С. Воронин «Воинственный Жако».

1

7.05

123.

В. Степанов «Лето».

1

8.05

124.

Ю. Кушак «Рисуй, художник солнечный!».

1

14.05

125.

К. Чуковский «Федорино горе».

1

15.05

126.

М. Зощенко «Не надо врать».

1

16.05

127.

Б. Житков «Как я ловил человечков».

1

17.05

128.

А. Введенский «Ученый Петя».

1

21.05

129.

Н. Носов «Телефон».

1

22.05

130-131.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

2

23,24

132-133.

В. Осеева «Волшебное слово».

2

28,29

134

Внеклассное чтение

1

30.05

135.

Повторительно –обобщающий урок.

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ

Рабочая программа  по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» предметная область «язык и речевая практика» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)

Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать проч...

Рабочая программа по коррекционно – развивающей области «Логопедические занятия» для обучающихся с лёгкой для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)

Цель программы  -  коррекция дефектов  устной и письменной речи, формирование необходимых практических умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоят...