Рабочая программа по внеурочной деятельности "ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО"
рабочая программа

Бекетова Ольга Борисовна

Программа по внеурочной деятельности "Говорим правильно" 1-2 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_govorim_pravilno_1-4_klassy_22g.docx577.04 КБ

Предварительный просмотр:


Приложение к образовательной программе начального общего образования

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_______/ Т.А. Кищук/

______/Е.Н. Садыгова/

                   

Протокол №__1__        

от « »    2022г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель руководителя МБОУ «Лицей №1»»

_____         /Т.А. Салтыкова/

   

от «  »     2022г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «Лицей №1» _____________/ Э.В. Игошин/

 

Приказ № 7

от «  »      2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО

НА УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(1 — 4 КЛАСС)

НА 2022 – 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _1__        

от «24» февраля 2021г.

Составители рабочей программы:

Учителя-логопеды Ковалева О.А., Новикова Н.В.

 

г. Нижневартовск

2022

Пояснительная записка

Общеразвивающий курс «Говорим правильно» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса, и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.

Главной целью работы по развитию речи является формирование широкого арсенала языковых средств и компенсация недостатков развития языковой способности на основе специально организованной практики общения обучающихся.

Рабочая программа направлена на общеинтеллектуальное развитие  обучающихся начальных классов и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой,  Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области Русский язык и Литературное чтение, Родной (русский) язык и Литературное чтение на родном (русском) языке в начальной школе (система учебников «Школа-России»).

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

  1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года №442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  3. Устав «Лицея №1 им.А.С.Пушкина».
  4. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г
  5. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность".

 Рабочая программа обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №1» на 2022-2026 учебные года.

Программа рассчитана на 165 часов. В 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Говорим правильно»

1-й год обучения

Личностными результатами изучения курса «Говорим правильно» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;
  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;
  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Говорим правильно» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;
  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
  • распознавать и вести этикетный диалог;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

2-й год обучения

Личностными результатами изучения курса «Говорим правильно» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;
  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих учебных действий:

  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
  • отличать подробный пересказ от краткого;
  • знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
  • пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых

предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
  • делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:

  • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
  • определять вид речевой деятельности, характеризовать еѐ особенности;
  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
  • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
  • определять тему, основную мысль несложного текста;
  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; – сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; – давать оценку невежливому речевому поведению.

3-й год обучения

Личностными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;

-  определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

 – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный

пересказ текста;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео –) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать особенности диалога и монолога;
  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
  • пользоваться основными способами правки текста.

4-й год обучения

Личностными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:

  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
  • отличать истинную вежливость от показной;
  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; – поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
  • осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
  • анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
  • классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
  • реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • различать описания разных стилей – делового и художественного;
  • продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
  • анализировать словарные статьи;
  • реализовывать словарные статьи к новым словам;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
  • воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
  • анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
  • редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Говорим правильно» является формирование следующих умений:

  • различать общение для контакта и для получения информации;
  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
  • называть основные признаки текста, приводить их примеры;
  • называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
  • анализировать типичную структуру рассказа;
  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
  • продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;
  • реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

 

 

 Содержание 

1 год обучения (33 часа)

  1. Речь.

Речь и её значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

  1. Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова- «родственники». Слова – «родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-родственники и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-родственники среди других слов, подобрать к данному слову слова-родственники, установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-родственников.

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

  1. Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

  1. Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных слов в тексте. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Озаглавливание.

  1. Культура общения.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

2-й год обучения (34 часа)

  1. Речь. Техника и выразительность речи

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.

Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

  1. Слово.

Повторение изученного в 1 классе.

Слово.         Слово         имеет         значение.         Синонимы.         Омонимы.         Многозначные         слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

  1. Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

  1. Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов

  1. Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

3-й год обучения (34 часа)

  1. Речь. Техника и выразительность речи

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

  1. Слово.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.  

  1. Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

  1. Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.

Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

  1. Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.

Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

4-й год обучения (34 часа)

  1. Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. 

  1. Слово.

Повторение изученного в 1-3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет - сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём.

Речевой этикет: формы обращения.

  1. Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее.

Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов.

  1. Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте. составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать дефо

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Основное содержание темы

Всего часов

(на тему)

Планируемые результаты обучения по теме

РЕЧЬ (2 ч.)

1

Знакомство с ролью речи в жизни людей, с видами речи. Знакомство с основными требованиями к дыханию и голосу, разучивание основных упражнений для дыхания и голоса, выразительность речи.

2

Ученик научится анализировать и оценивать общение. Слушать и понимать речь других.

Ученик получит возможность научиться определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

СЛОВО (15 ч.)

2

Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Знакомство с шарадами, определение лексического значения слова по толковому словарю. Сведения о лексическом значении слова. Знакомство с прямым и переносным значениями слова, показать изобразительно-выразительную роль метафор.  

Формировать первичное представление о синонимах, омонимах их значении в речи, находить синонимы в тексте. Формировать первичное представление о сравнении, об образности. Формировать умения отгадывать загадки.  

Использование изученного материала для развития воображения, памяти.

15

Ученик научится слушать и понимать речь других, работать с анаграммами, палиндромами. Определять лексическое значение слова по толковому словарю.  

Определять основу переноса, конструировать предложения с использованием метафор.

Ученик получит возможность научиться устанавливать общность значений многозначного слова, конструировать образные выражения.

Работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (5 ч.)

3

Знакомство со словами приветствия и прощания. Познакомить со словами выражения просьбы, благодарности: и назначением, этимологией, особенностями употребления в речи. Работа с деформированным текстом. Подбор слов, наиболее точно передающих мысль.  

Продолжить знакомство с пословицами

5

Ученик научится правильно употреблять слова приветствия и прощания в речевой практике. Употреблять вежливые слова с учѐтом ситуации общения.  Использовать в речи пословицы.  Ученик получит возможность научиться составлять устный рассказ.

Уметь передавать смысл пословиц, подбирая более точные слова и выражения.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа.

                                              ТЕКСТ (11 ч.)

4

Формирование общего представления о тексте и его признаках. Работа с деформированным текстом. Знакомство с темой текста, определение темы текста, конструировать текст на заданную тему. Знакомство со структурой текста. Дать представление о назначении плана. Составление плана текста, обсуждение его особенностей. Формированию навыков составления плана текста.

11

Ученик научится работать по предложенному учителем плану, определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; Ученик получит возможность научиться конструировать текст на заданную тему. Определять в тексте начало, середину и концовку. Определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст и т.д.

Итого:

33 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Количество часов  

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

 

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Вид контроля

1

Речь.  

2

1.1

 

 

Речь.

1

Беседа  

Знакомство с ролью речи в жизни людей, с видами речи.

Работа на ур.

1.2

 

 

Какую речь приятно слушать. Тише, громче.

1

Беседа  

 

Знакомство с основными требованиями к дыханию и голосу, разучивание основных упражнений для дыхания и голоса, выразительность речи.

Работа на ур.

2

Слово.

15

 

2.1

 

 

 

 

Слова, слова, слова.

 

1

 

 

Беседа  

Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение.

 

 

Работа на ур.

2.2

 

 

Озорные буквы.

1

Игра  

Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Работа на ур.

2.3

 

 

Слова играют в прятки.

1

Игра  

Знакомство с шарадами, определение

лексического значения слова по толковому словарю.

Работа на ур.

2.4

 

 

 

Слово и его значение.

1

Беседа  

Сведения о лексическом значении слова.

Работа на ур.

2.5

Прямое и переносное значение слова.

1

Беседа  

Знакомство с прямым и переносным значениями слова,         показать изобразительно-

выразительную         роль метафор.

Работа на ур.

2.6

Многозначные слова.

1

Беседа  

Формирование понятия многозначности слова, их изобразительной роли.

Работа на ур.

2.7

Омонимы.

1

Беседа  

Формирование

первичного

представления         об омонимах и их значении в речи.

Работа на ур.

2.8

Синонимы.

1

Беседа  

Формировать         первичное представление         о синонимах, их значении в речи, находить синонимы в тексте.

Работа на ур.

2.9

Антонимы. Пословицы.

1

Беседа  

Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. Знакомство с пословицами.

Работа на ур.

2.10

Тематические         группы слов.

1

Беседа  

Познакомить         с тематическими группами слов.

Работа на ур.

2.11

Наш цветной мир.

1

Игра  

Формировать         первичное представление         об образности.

Работа на ур.

2.12

Что на что похоже.

1

Беседа  

Формировать         первичное представление         о сравнении.

Работа на ур.

2.14

Голоса природы.

1

Беседа  

Использование изученного материала для развития воображения, памяти

Работа на

2.15

Проверочная работа. (контроль знаний)

1

Проверочная работа

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

Работа на ур.

Загадки.

1

Беседа  

Формировать         умения отгадывать загадки.

Работа на ур.

3

 

 

Культура общения.

5

3.1

        Культура         речи.

Вежливые слова.

2

Беседа  

Знакомство со словами приветствия и прощания. Познакомить со словами выражения просьбы, благодарности: и

назначением, этимологией, особенностями употребления в речи.

 

 

Работа на ур.

3.2

Пословицы.

1

Игра  

Продолжить знакомство с пословицами.

Работа на ур.

3.3

Учимся рассуждать.

2

Беседа  

        Работа         с

деформированным

текстом. Подбор слов, наиболее точно передающих мысль.

Работа на ур.

4

Текст  

11

4.1

Текст.

2

Беседа  

Формирование общего представления о тексте и его признаках

(смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Работа с деформированным текстом.

Работа на ур.

4.2

Заглавие текста.

1

Беседа  

Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

Работа на ур.

4.3

Тема текста.

1

Беседа  

Знакомство с темой текста, определение темы текста, конструировать текст на заданную тему.

Работа на ур.

4.4

Повторение пройденного.

1

Беседа  

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной.

Работа на ур.

4.5

Опорные слова.

1

Беседа  

Знакомство с опорными словами, выделение их из текста, восстановление знакомого текста по опорным словам.

Работа на ур.

4.6

Мы строим текст

2

Беседа  Игра  

Знакомство со структурой текста.         Работа         с деформированным текстом.

Работа на ур.

4.7

План текста.

2

Беседа  

Дать представление о назначении плана. Составление плана текста, обсуждение его особенностей.

Продолжить работу по формированию навыков составления плана текста.

Работа на ур.

4.8

Проверочная работа

1

Пр. работа

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Работа с деформированным текстом.

Работа на ур.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Основное содержание темы

Всего часов

(на тему)

Планируемые результаты обучения по теме

РЕЧЬ (2 ч.)

1

Рассказывать о науке риторике.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях  

Называть некоторые коммуникативные профессии.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Реализовывать         высказывание         с         учётом коммуникативной задачи.

2

Ученик научится определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения.

Ученик получит возможность научиться уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях.

СЛОВО (13 ч.)

2

Формирование понятия «омонимы». Познакомить с разновидностями омонимов: омоформы и омофоны. Продолжить формировать понятия «синонимы»,

«антонимы».         Познакомить         с         понятием

«фразеологизмы». Знакомство с загадками, их художественными особенностями. Знакомство с явным и скрытым сравнением (метафорой), учить наблюдать и выделять существенные признаки предметов, явлений.

Знакомство с новым изобразительным средством языка – олицетворением.

13

Ученик научится определять лексическое значение слова. Употреблять в речи омонимы, омофоны и омоформы, синонимы. Употреблять речи антонимы, находить антонимы в пословицах. Объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. Применять пословицы в своей речи.  

Ученик получит возможность научиться составлять предложения и тексты описательного характера с использованием сравнений и повествовательного характера с использованием олицетворений.

ТЕКСТ (16 ч.)

3

Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его.

Выделение из текста опорных слов, составление рассказа по опорным словам. Знакомство с разными видами плана.

Продолжить работу над составлением картинного и цитатного планов.

Работа над деформированным текстом.

Наблюдать за связью между частями текста. Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения.

Познакомить с текстом описанием. Познакомить с текстом – повествованием

Познакомить с текстом – рассуждением.

Обучение письменному сочинению.

16

Ученик научится называть признаки текста, определять общую тему текста, озаглавливать текст.

Выделять в тексте опорные слова для пересказа Составлять план текста.

Делить текст на смысловые части, определять их микротемы.

Различать картинный и цитатный план.

Ученик получит возможность научиться находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

Называть признаки текста, определять общую тему текста, озаглавливать текст.

Составлять текст по опорным словам и по плану. Различать         текст-рассуждение,         описание, повествование.

                                                      КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (3 ч.)

4

Знакомство с правилами поведения в гостях.

Знакомство с правилами общения с взрослыми, сверстниками в школе, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях.

Знакомство с правилами в магазине, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях.

3

Ученик научится употреблять вежливые слова с учѐтом ситуации общения.

 Ученик получит возможность научиться формлять свои мысли в устной и письменной форме.

Итого: 34 часа


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Количество часов  

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

 

Вид контроля

1

 

 

 

2

 

 

 

1.1

 

 

Выразительное чтение. Интонация.

2

Беседа  

Знакомство с основными компонентами интонации: тоном, логическим ударением, темпом.

Работа ур.

на

2

 

 

 

13

 

 

 

2.1

 

 

Слово.         Значение слова.

1

Беседа  

Продолжить работу над понятием «слово».

Работа ур.

на

2.2

 

 

Многозначные слова.

1

Беседа  

Продолжить работу над понятием «многозначное слово».

Работа ур.

на

2.3

 

 

Омонимы.

1

Беседа  

Формирование         понятия

«омонимы».

Работа ур.

на

2.4

 

 

Омофоны, омоформы.

1

Беседа  

Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны.

Работа ур.

на

2.5

 

 

Синонимы.

1

Беседа  

Продолжить         формировать

понятия «синонимы»

Работа ур.

на

2.6

 

 

Антонимы.

1

Беседа.  

Продолжить         формировать понятия «антонимы».

Работа ур.

на

2.7

 

 

Фразеологизмы.

3

Беседа.  

Познакомить с понятием «фразеологизмы». Продолжить работу по знакомству учащихся с фразеологизмами.

Работа ур.

на

2.8

 

 

Пословицы.

1

Беседа  

Продолжить         знакомство         с пословицами.

Работа ур.

на

2.9

 

 

Загадки.

1

Игра  

Знакомство         с         загадками,         их

Работа

на

художественными особенностями.

ур.

2.10

 

 

Сравнение.

1

Беседа  

Знакомство с явным и скрытым сравнением (метафорой), учить наблюдать и выделять существенные признаки предметов, явлений.

Работа ур.

на

2.11

 

 

Изобразительные

        средства         языка.

Олицетворение.

1

Беседа  

Знакомство с новым изобразительным средством языка – олицетворением.

Работа ур.

на

3

 

 

 

16

 

 

 

3.1

 

 

Тема текста. Заглавие.

1

Беседа  

Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его.

Работа ур.

на

3.2

 

 

Текст. Опорные слова.

2

Беседа  

Выделение из текста опорных слов, составление рассказа по опорным словам.

Работа ур.

на

3.3

 

 

Текст. План текста.

1

Беседа  

Продолжить         работу         над выработкой         умения         составлять план текста.

Работа ур.

на

3.4

 

 

Виды плана.

2

Беседа  

Знакомство с разными видами плана. Продолжить работу над составлением картинного и цитатного планов.

Работа ур.

на

3.5

 

 

Связь между предложениями в тексте.

1

Беседа  

Работа         над         деформированным текстом.

Работа ур.

на

3.6

 

 

Связь между частями текста.

1

Беседа  

Наблюдать за связью между частями текста.

Работа ур.

на

3.7

 

 

Работа         с деформированным текстом.

1

Беседа  

Работа над установлением связи между         предложениями         и восстановление деформированного текста.

Работа ур.

на

3.8

 

 

Редактирование текста.

2

Беседа  

Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Исправление ошибок, допущенных в тексте.

Работа ур.

на

3.9

 

 

        Типы         текста.

Описание.

1

Беседа  

Познакомить         с         текстом описанием.

Работа ур.  

на

3.10

 

 

Текст – сравнительное описание.

1

Беседа  

Познакомить с текстом – сравнительным описанием нескольких предметов.

Работа ур.

на

3.11

 

 

        Типы         текста.

Повествование

1

Беседа  

Познакомить         с повествованием

        текстом         –

Работа ур.

на

3.12

 

 

        Типы         текста.

Рассуждение.

1

Беседа  

Познакомить         с рассуждением.

        текстом         –

Работа ур.

на

3.13

 

 

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

Беседа  

Обучение сочинению.

письменному

Работа ур.

на

4

 

 

 

3

 

 

 

4.1

 

 

Культура общения. На дне рождения.

1

Беседа  

Знакомство с поведения в гостях.

правилами

Работа ур.

на

4.2

 

 

Культура общения. Правила поведения в школе.

1

Беседа  

Знакомство с правилами общения с         взрослыми,         сверстниками         в школе, учить пользоваться этими правилами         в         конкретных ситуациях.

Работа ур.

на

4.3

 

 

Культура общения. Правила поведения в магазине.

1

Беседа  

Знакомство с правилами в магазине, учить пользоваться этими правилами в конкретных ситуациях.

Работа ур.

на

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Основное содержание темы

Всего часов

(на тему)

Планируемые результаты обучения по теме

СЛОВО (15 ч.)

1

Повторить изученное о многозначных словах об омонимах: омоформы и омофоны, фразеологизмы. Продолжить работу над понятием «сравнение», «олицетворение».  Познакомить с эпитетами, их значением. Знакомство с эмоционально окрашенной лексикой, с заимствованными словами, с разделом языка – этимологией, с происхождением имён, отчеств, фамилий.  Познакомить с топонимам.

Познакомить с устаревшими словами. Учить сочинению – описанию по картине

15

Ученики научатся составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. Находить омонимы, омоформами и омофонами находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов;  подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.  

Ученик получит возможность научиться находить олицетворения в тексте, эпитеты, нейтральные и эмоционально-окрашенные слова. Объяснять происхождение имен, происхождение отчеств, высказывать предположения о происхождении фамилии.

Объяснять топонимы. Находить и объяснять значение устаревших слов.

ТЕКСТ (10 ч.)

2

Повторить признаки текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Продолжить работу над связью слов в тексте, закреплять навыки работы с деформированным текстом. Познакомить  со способами цепной связи предложений в тексте. Продолжить работу над понятием цепной связи предложений в тексте.  Познакомить с параллельной связью предложений в тексте.

Учить правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

Познакомить с единым временным планом в текстах с цепной и параллельной связью предложений. Дать понятие о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

10

Ученик научится различать типы текстов.

определять тему текста; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст, из предложений составлять текст, определять способы цепной связи предложений в тексте.

Ученик получит возможность научиться составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью, параллельной связью. Объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму, редактировать повествовательные тексты.

СТИЛИ РЕЧИ (9 ч.)

3.

Познакомить с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи, с разговорным стилем речи, с понятиями «монолог» и «диалог».

Познакомить с правилами речевого этикета во время спора, дискуссии.

Познакомить с «научным стилем».

Познакомить с разными видами словарей.

Повторить основные понятия, изученные на уроках в третьем классе.

Выявить уровень усвоения.

9

Ученик научится соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии, различать научный текст от других. Различать тексты в разговорном стиле и в книжном, находить текст в разговорном стиле.  Ученик получит возможность научиться работать со словарями.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Итого: 34 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Количество часов  

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

 

Вид контроля

1

 

 

 

15

 

 

 

1.1

 

 

Многозначные слова.

1

Беседа  

Повторить         изученное         о многозначных словах.

Работа ур.

на

1.2

 

 

Омонимы, омоформы и омофоны.

1

Беседа  

Повторить изученное об омонимах, омоформах  и омофонах.

Работа ур.

на

1.3

 

 

Фразеологизмы.

1

Беседа  

Повторить         понятие фразеологизмы.

Работа ур.

на

1.4

 

 

Сравнения.

1

Беседа  

Продолжить работу над понятием «сравнение».

Работа ур.

на

1.5

 

 

Олицетворение.

1

Беседа  

Продолжить работу над понятием «олицетворение».

Работа ур.

на

1.6

 

 

Эпитеты.

1

Беседа.  

Познакомить с эпитетами, их значением.

Работа ур.

на

1.7

 

 

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные

1

Беседа.  

Знакомство с эмоционально окрашенной лексикой.

Работа ур.

на

1.8

 

 

Откуда         приходят слова.

1

Беседа  

Знакомство с заимствованными словами

Работа ур.

на

1.9

 

 

Этимология.

1

Беседа  

Познакомить с разделом языка – этимологией.

Работа ур.

на

1.10

 

 

Как тебя зовут?

2

Беседа  Игра  

Познакомить с происхождением имён и отчеств.

Работа ур.

на

1.11

 

 

Наши фамилии

1

Беседа  

Познакомить с происхождением фамилий.

Работа ур.

на

1.12

 

 

Топонимы.

1

Беседа  

Познакомить с топонимами.

Работа ур.

на

1.13

 

 

Устаревшие слова

1

Беседа  

Познакомить         с         устаревшими словами.

Работа ур.

на

1.14

 

 

Сочинение по картине

        В.М.         Васнецова

«Богатыри»

1

Беседа  

Учить сочинению – описанию по картине

Работа ур.

на

2

 

 

 

10

 

 

 

2.1

 

 

Типы текстов.

1

Беседа  

Повторить признаки типов текста.

Работа ур.

на

2.2

 

 

Тема текста. Опорные слова.

1

Беседа  

Повторить признаки текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Работа ур.

на

2.3

 

 

Связь слов в тексте

1

Беседа  

Продолжить работу над связью слов в тексте, закреплять навыки работы с деформированным текстом.

Работа ур.

на

2.4

 

 

        Цепная         связь

предложений в тексте

2

Беседа  

Познакомить со способами цепной связи предложений в тексте.

Работа ур.

на

2.5

 

 

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Беседа  

Познакомить с параллельной связью предложений в тексте.

Работа ур.

на

2.6

 

 

Сочинение по картине В.Е. Маковского

«Свидание».

1

Беседа  

Учить правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

Работа ур.  

на

2.7

 

 

        Единый         временной

план текста

3

Беседа  

Познакомить с единым временным планом в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

Дать понятие о временной соотнесѐнности глаголов в повествовательных текстах.

Работа ур.

на

3

 

 

 

9

 

 

 

3.1

 

 

Стили речи.

2

Беседа  

Познакомить с понятием «стиль речи» и с разновидностями

стилей речи

Познакомить с разговорным стилем речи, с понятиями

«монолог» и «диалог».

Работа ур.

на

3.2

 

 

Культура речи.

1

Беседа  

Познакомить с правилами речевого этикета во время спора, дискуссии.

Работа ур.

на

3.3

 

 

Научные стиль.

2

Беседа  

Познакомить         с         «научным стилем».

Работа ур.

на

3.4

 

 

Словари.

2

Игра  

Познакомить с разными видами словарей.

Работа ур.

на

3.5

 

 

Повторение изученного материала.

1

Беседа  

Повторить основные понятия, изученные на уроках в третьем классе.

Работа ур.

на

3.6

 

 

Проверочная работа.

1

Пр. раб.

Выявить уровень усвоения.

Работа ур.

на

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Основное содержание темы

Всего часов

(на тему)

Планируемые результаты обучения по теме

СЛОВО (9 ч.)

1

Продолжить работу над понятиями: омонимы, омоформы, омофоны. Познакомить с понятием «каламбур».

Продолжить знакомство с фразеологизмами.

Отрабатывать         навыки         употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Познакомить с диалектизмами. Показать значение диалектизмов в литературном языке.

Обобщить сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

Познакомить с понятием «метафора». Показать роль метафоры в художественном тексте.

Обогатить речь детей пословицами и поговорками. учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.

Учить         составлять         текст         –         повествование         с элементами описания по заданной пословице.

9

Ученики научатся определять значение омонимов, омофонов и омоформов с помощью толкового словаря.

Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; находить в тексте диалектизмы; объяснять  их значение.

Употреблять в устной речи изобразительно-выразительные средства.

Ученик получит возможность научиться понимать роль метафоры в художественном тексте.

Отличать пословицы от поговорок.

Составлять текст- повествование. Редактировать текст.

 

РЕЧЬ. ТЕХНИКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ (6 ч.)

2

Знакомство         с         художественным         стилем. Изобразительные         языковые         средства художественного стиля.

Составление текста в художественном стиле.

Дать понятие о стихотворении как об определённым способом организованном тексте. Повторить изученное о диалоге и монологе как о формах речи.

Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из рассказа. Учить трансформировать рассказ в пьесу.

6

Ученик научится составлять текст в художественном стиле. Определять стихи, определенный ритм.

Правила оформления на письме.

Отличать пьесу от рассказа. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Ученик получит возможность научиться сочинять стихотворения, используя рифму.

Трансформировать рассказ в пьесу. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

ТЕКСТ (19 ч.)

Знакомство с элементами композиции текста. Написание сочинения на определённую тему.

Знакомство с составлением текста в художественном стиле. Сочинение сказки по опоре. Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями, с особенностями газетнопублицистического стиля. Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты.

Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями.

Знакомство с написанием конспектов статей.

Знакомство с составлением аннотации к прочитанным книгам.

Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.

Знакомство с ведением записей в личном дневнике.

Показать важность ведения личного дневника.

Написание сочинения – рассуждения.

Написание сочинения-описания в художественном стиле. Знакомство с написанием сценария.

19

Ученик научится определять все части текста, стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.

Писать сочинение на определённую тему.

Составлять текст в художественном стиле.

Отличать         публицистический         стиль         от художественного. Определять корреспонденцию, репортаж, статью.

Ученик получит возможность научиться узнавать по определённым признакам официально-деловой стиль. Писать конспекты статей. Составлять аннотации к прочитанным книгам. Правила и вежливые формы переписки.

Вести записи в личном дневнике. Признаки текста рассуждения.         Признаки         текста         –описания. Определять признаки текста – сценария.

Особенности         художественного,         научного, публицистического стилей

Итого: 34 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Количество часов  

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Форма организации учебных занятий

Виды учебной

деятельности

 

Вид контроля

1

 

 

 

9

 

 

 

1.1

 

 

Омонимы, омофоны, омоформы.

Каламбуры.

1

Беседа  

Продолжить работу над понятиями: омонимы, омофоны, омоформы, омографы. Познакомить с понятием «каламбур».

Работа на ур.

1.2

 

 

Фразеологизмы.

2

Беседа.  Игра  

Продолжить         знакомство с фразеологизмами.

Отрабатывать         навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

Работа на ур.

1.3

 

 

Диалектизмы.

1

Беседа  

Познакомить с диалектизмами.

Показать         значение диалектизмов в литературном языке.

Работа на ур.

1.4

 

 

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

Беседа  

Обобщить сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

Работа на ур.

1.5

 

 

Метафора.

1

Беседа  

Познакомить «метафора». метафоры         в тексте.

с понятием Показать роль художественном

Работа на ур.

1.6

 

 

Пословицы         и поговорки.

1

Беседа.  

Обогатить пословицами

речь детей и поговорками.

Работа на ур.

Афоризмы.

учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.

1.7

 

 

Сочинение         по пословице.

1

Беседа.  

Учить составлять текст – повествование с элементами описания по заданной пословице.

Работа на ур.

1.8

 

 

Анализ сочинений по пословицам.

1

Круглый стол

Редактирование текстов, исправление лексических и стилистических ошибок.

Работа на ур.

2

 

 

 

6

 

 

 

2.1

 

 

Художественный

стиль.         Общее понятие.

1

Беседа  

Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.

Работа на ур.

2.2

 

 

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

Беседа  

Составление         текста         в художественном стиле.

Работа на ур.

2.3

 

 

Рифма.

1

Беседа  

Дать понятие о стихотворении как об определённым способом организованном тексте.

Работа на ур.

2.4

 

 

Диалог и монолог.

1

Беседа  

Повторить изученное о диалоге и монологе как о формах речи.

Работа на ур.

2.5

 

 

Драматические импровизации.

2

Беседа.  Игра  

Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из рассказа.

Учить                  трансформировать рассказ в пьесу.

Работа на ур.

3

 

 

 

19

 

 

 

3.1

 

 

Композиции текста. Основные элементы композиции.

1

Беседа  

Знакомство         с         элементами композиции текста.

Работа на ур.

3.2

 

 

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

Беседа  

Определение         элементов композиции текста.

Работа на ур.

3.3

 

 

Творческая работа.

1

Сам. раб.

Написание         сочинения         на определённую тему.

Работа на ур.

3.4

 

 

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

Беседа  

Знакомство с составлением текста в художественном стиле.

Работа на ур.

3.5

 

 

Творческая работа.

1

С/р  

Сочинение сказки по опоре.

Работа на ур.

3.6

 

 

Публицистический текст.

1

Беседа  

Знакомство         с публицистическим стилем и его особенностями.

Работа на ур.

3.7

 

 

Газетно-публицистический стиль.

1

Беседа  

Знакомство         с         особенностями газетно-публицистического стиля.

Работа на ур.

3.8

 

 

        Деловая         игра

«Вѐрстка газеты».

1

Игра  

Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты.

Работа на ур.

3.9

 

 

Официально         – деловой стиль.

1

Беседа  

Знакомство с официально – деловым стилем и  его особенностями.

Работа на ур.

3.10

 

 

Тезисы. Конспект.

1

Беседа  

Знакомство         с         написанием конспектов статей.

Работа на ур.

3.11

 

 

Аннотация.

1

Беседа  

Знакомство с составлением аннотации к прочитанным книгам.

Работа на ур.

3.12

 

 

Я пишу письмо.

1

Беседа  

Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.

Работа на ур.

3.13

 

 

Личный дневник.

1

Беседа  

Знакомство с ведением записей в личном дневнике. Показать важность ведения личного дневника.

Работа на ур.

3.14

 

 

Сочинение         «Мои любимые стихи».

1

С/р

Написание         сочинения         – рассуждения.

Работа на ур.

3.15

 

 

Сочинение – мозаика «Весна пришла!»

1

С/р

Написание сочинения-описания в художественном стиле.

Работа на ур.

3.16

 

 

Сочини сценарий для мультфильма.

1

Игра  

Знакомство         с         написанием сценария.

Работа на ур.

3.17

 

 

Стили речи.

3

Беседа  

Повторить всё о разновидностях книжного стиля.

Работа на ур.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе кружок "Разговор о правильном питании"

Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеу...

Рабочая программа по внеурочной деятольности Говорим и пишем правильно для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятольности Говорим и пишем правильно для 6 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно»

Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Рабочая  программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании", 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа экономики. Первые шаги. Разговор о правильном питании

Эта программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс «Изучение и моделирование правильных усеченных фигур»

Работа с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Программа по внеурочной деятельности «Компьютерное черчение в 7 классе. Знакомство с професс...