Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс «Изучение и моделирование правильных усеченных фигур»
рабочая программа (7 класс)

Работа с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Программа по внеурочной деятельности «Компьютерное черчение в 7 классе. Знакомство с профессией макетчика и инженера-конструктора» (далее – Программа) включает в себя элементы общей информатики, элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных геометрических объектов. Программа позволит учащимся развить техническое мышление, проектировать и создавать чертежи деталей на персональном компьютере.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vd_7kl-modelirovanie_usechennyh_figur-kostyleva_e.s.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Александринская гимназия»

«ПРИНЯТА»

Педагогическим советом

Протокол от 31.08.2023  № 1

«Утверждаю»

Директор гимназии ____С.И.Квашнина

Приказ от 31.08.2023 №  87/9

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

7 класс

«Изучение и моделирование правильных усеченных фигур»

 

 Срок реализации программы:  

  1 год, 34 часа

Составитель программы: Костылева Е.С.

Рассмотрена»

на ШМО  учителей математики и информатики

Протокол от  31-09.2023 № 1

 

Санкт-Петербург

2023

Содержание

1 Пояснительная записка        3

1.1 Актуальность программы        3

1.2 Цели и задачи        4

1.3 Место курса внеурочной деятельности        5

1.4 Взаимосвязь с программой воспитания        5

1.5 Особенности работы педагога по программе        5

2 Результаты изучения курса        6

Личностные результаты:        7

Метапредметные:        7

Предметные        8

3 Содержание рабочей программы        9

4 Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Компьютерное черчение»        11

5 Электронные ресурсы        13

1 Пояснительная записка

         Работа с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Программа по внеурочной деятельности «Компьютерное черчение в 7 классе. Знакомство с профессией макетчика и инженера-конструктора» (далее – Программа) включает в себя элементы общей информатики, элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных геометрических объектов. Программа позволит учащимся развить техническое мышление, проектировать и создавать чертежи деталей на персональном компьютере.

Информатизация общества создала предпосылки и обусловила необходимость ознакомления учащихся технических классов с возможностями практического использования компьютера применительно к курсу машиностроительного черчения.

 Освоение этой передовой технологии в школе – хороший старт для тех учащихся, кто свяжет свою жизнь со сферой материального производства, строительством, транспортом, в военных и инженерных специальностях и в рабочих профессиях. Данная программа не содержит учебных перегрузок (отсутствуют домашние задания). В ходе изучения курса ребята подробно познакомятся с профессиями макетчика и инженера-конструктора.

 

1.1 Актуальность программы

 Системы автоматического проектирования не только позволяют снизить трудоёмкость и повысить наглядность и эффективность процесса проектирования (избежать множества ошибок ещё на стадии разработки), но и дают возможность реализовать идею единого информационного пространства на предприятии.

Машинная графика обеспечивает:

  • быстрое выполнение чертежей (примерно в 3-4 раза быстрее ручного);
  • повышение их точности;
  • повышение качества чертежей;
  • возможность их многократного использования;
  • сокращение затрат на усовершенствование;
  • интеграцию проектирования с другими видами деятельности.

Данная программа составлена для учащихся 7-х классов и включает в себя решение чертёжно-графических задач средствами двумерной графики. Она предполагает продолжение изучения предмета в 8 - 11 классах в более углублённой форме, включая в себя изучение трехмерного твёрдотельного моделирования и создание рабочего чертежа на основе трёхмерной модели.

Знания и навыки, полученные учащимися при изучении данного курса, являются актуальными и перспективными и пригодятся в их дальнейшей профессиональной деятельности.

1.2 Цели и задачи

Основной целью является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

Основные задачи программы:

  • изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правил считывания;
  • дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений с помощью программы КОМПАС-3D;
  • ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями;
  • показать основные приемы эффективного использования (формирование умений выполнять чертежи);
  • сформировать у учащихся систему понятий, связанных с созданием плоскостных графических объектов;
  • познакомить с методами и способами хранения графической информации с помощью компьютера, дать понятия графических примитивов, алгоритма построения геометрических объектов;
  • развитие логического и пространственного мышления (научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа читать и выполнять эскизы и чертежи деталей);
  • развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовать форму предметов;
  • создать условия для получения начальных навыков профессиональной деятельности по профессиям чертежник, чертежник-конструктор.

1.3 Место курса внеурочной деятельности

Данный элективный курс проводится в течении учебного года, один раз в неделю.

Количество часов данного курса - 34

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

- разбираться в устройстве и принципе работы технических объектах;

- выдвигать гипотезы и объясняющие физические явления;

- делать выводы;

- создавать 3D  модели простейших фигур;

- выступать с сообщениями и докладами.

Формы занятий: лекции, практикумы, тренинги, экскурсии, викторины, коллоквиумы, мозговые штурмы, кейсы.

Формы контроля: тесты, отчеты, смотр-конкурс, на котором проводится выставка моделей, макетов, исследовательских и творческих работ учащихся. Формы и режим занятий: занятия по программе проводятся согласно расписанию, режим занятий регулируется нормативными актами Учреждения.

1.4 Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:

в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;

в возможности комплектования разновозрастных групп для организации профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;

в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.

1.5 Особенности работы педагога по программе

Современный ребенок, желающий развиваться в выбранном направлении или просто испытывающий потребность в продуктивном побуждении к изучению геометрии, нуждается в грамотно организованных и интересно поставленных факультативных занятиях при  сочетании разных форм их организации с учетом возрастных особенностей.

Курсы в преподавании геометрии играют большую роль, так в основном имеют практикоориентированный характер. Заинтригованный, привлеченный ученик усвоит материал гораздо лучше и для организации этого интереса учителю необходимо умело организовывать работу на факультативах в правильной форме с интересным содержанием.

Работа в этом направлении идет по определенному плану:

  1. Задание по конструированию с указание технических условий, которым должна удовлетворять полученная модель;
  2. Работа        над        созданием        эскизного        проекта        (краткое        описание, эскиз или схема модели и т.д.);
  3.  Обсуждение проекта с преподавателем;
  4. Изготовление        разработанной        конструкции        и        последующем испытанием;

Работа учеников по изучению материала факультативов по геометрии должна оцениваться и учитываться. Главные показатели успеха это – интерес, любознательность, смекалка и интуиция. Учителю необходимо постоянно фиксировать работу, а по ее окончанию дать оценку.

Примерная схема проведения занятий по программе может быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т.  п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Особенностью занятий являются их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы: в ходе даже одного занятия педагог может чередовать разнообразные игры, групповую работу, обмен мнениями, самостоятельную работу, дискуссии. Кроме того, программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов, профориентационных проб, проведение которых будет более успешным при участии самих школьников в их организации, при участии других педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.

Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием.

2 Результаты изучения курса

У учащихся могут быть сформированы

Личностные результаты:

-ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и  познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении графических задач.

Метапредметные:

1) регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

-составлять план и последовательность действий;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

-концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные  возможности её решения.

2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

-устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

-формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- видеть графическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- интерпретировать информацию (презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

-взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

Учащиеся узнают:

- основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности при работе с ПК;

- основные понятия компьютерной графики;

- способы визуализации изображений (векторный и растровый);

- основные принципы моделирования на плоскости;

- основы двумерного проектирования;

- основные средства для работы с графической информацией;

- порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила оформления графической (чертежи) и текстовой (спецификации) документации.

После освоения курса учащиеся должны уметь выполнять построение геометрических примитивов (производить построение геометрических объектов в программе КОМПАС-3D).


3 Содержание рабочей программы

Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Компьютерное черчение в 7 классе. Знакомство с профессией макетчика и инженера-конструктора»

№ темы

Содержание

Кол-во часов

       В том числе

Формы контроля

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

-

2.

Первое знакомство с основными элементами интерфейса КОМПАС-3D

+профессии

3

1

2

Анализ выполнения упражнений

3.

Точное черчение в КОМПАС-3D  (использование привязок)

5

1

4

Анализ выполнения упражнений

4.

Основные приёмы построения и редактирования геометрических объектов

19

7

12

Анализ выполнения упражнений и самостоятельных работ

5.

Итоговая комплексная графическая работа

6

1

5

Анализ выполнения чертежей

                               ИТОГО

35

Тема I. Введение (2 часа)

Введение. Техника безопасности. Начало и окончание сеанса работы с КОМПАС-3D. Основные понятия компьютерной среды «КОМПАС-3D». Настройка системы.

Тема II. Первое знакомство с основными элементами интерфейса КОМПАС-3D (3 часа)

Название основных элементов окна. Управление изображением в окне документа. Инструментальная панель. Строка параметров

Тема III. Точное черчение в КОМПАС-3D (использование привязок)

 (5 часа)

Точное черчение в КОМПАС-3D. Управление перемещением курсора. Использование привязок. Глобальные привязки. Локальные привязки. Клавиатурные привязки

Тема IV. Основные приёмы построения и редактирования геометрических объектов (18 час)

Выделение объектов. Удаление объектов. Отмена и повтор команд. Использование вспомогательных построений. Ввод вспомогательной прямой через две точки. Ввод вспомогательной параллельной прямой. Построение плавных кривых. Простановка размеров. Ввод линейных размеров. Ввод линейных размеров с управлением надписью и заданием параметров. Ввод угловых размеров. Ввод диаметральных размеров. Ввод радиальных размеров. Построение фасок. Построение скруглений. Симметрия объектов. Построение зеркального изображения. Использование видов. Управление видами. Изменение параметров вида. Построение чертежей плоских деталей. Усечение и выравнивание объектов. Построение аксонометрических проекций детали. Построение разрезов и сечений на чертеже. Поворот объектов. Деформация объектов. Штриховка области.

Тема V. Создание рабочего чертежа (6 часа)

Итоговая комплексная графическая работа Создание рабочего чертежа детали  в 3-х видах с изометрией и разрезом.


4 Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Компьютерное черчение»

(на базе учебной компьютерной программы «КОМПАС-3D»)

раздела

Урока

Форма урока

Раздел/тема

Дата проведения

I

Введение

1

лекционная

Введение. Техника безопасности при работе с компьютером. Начало и окончание сеанса работы с КОМПАС-3D

2

лекционная

Основные понятия компьютерной среды «КОМПАС-3D LT». Настройка системы.

II

Первое знакомство с основными элементами интерфейса КОМПАС-3D

3

лекционная

Название основных элементов окна.

4

Лекционно-практическая

Инструментальная панель. Строка параметров.

5

Лекционно-практическая

Настройка параметров документа

III

Точное черчение в КОМПАС-3D (использование привязок)

6

Лекционно-практическая

Точное черчение в КОМПАС-3D.Управление изображением в окне документа.

7

Лекционно-практическая

Режим построения по сетке.

8

Лекционно-практическая

Использование привязок. Глобальные привязки.

9

Лекционно-практическая

Локальные и клавиатурные привязки.

10

Самостоятельная работа

Графическая работа «Выполнение построений с использованием привязок».

IV

Основные приёмы построения и редактирования геометрических объектов

11

Лекционно-практическая

Понятие вида. Параметры создания вида.

12

Лекционно-практическая

Понятие о примитивах и их построении. Линии, применяемые на чертежах.

13

Лекционно-практическая

Графическая работа «Линии чертежа. Построение отрезка».

14

Лекционно-практическая

Графическая работа «Построение прямоугольника».

15

Лекционно-практическая

Графическая работа «Построение многоугольника».

16

Лекционно-практическая

Графическая работа «Построение окружности и дуги окружности».

17

Самостоятельная работа

Графическая работа «Построение геометрического орнамента».

18

Лекционно-практическая

Нанесение размеров на чертеже.

19

Самостоятельная работа

Графическая работа «Чертёж плоской детали».

20

Лекционно-практическая

Построение зеркального изображения. Деление объектов на равные части.

21

Лекционно-практическая

Построение фасок и скруглений.

22

Лекционно-практическая

Построение аксонометрических проекций детали.

23

Самостоятельная работа

Графическая работа «Построение незаконченной изометрической проекции детали».

24

Самостоятельная работа

Графическая работа «Построение изометрической проекции детали».

25

Лекционно-практическая

Построение развёрток геометрических фигур.

26

Лекционно-практическая

Усечение и выравнивание объектов. Поворот объектов.

27

Лекционно-практическая

Построение разрезов на чертеже.

28

Лекционно-практическая

Построение сечений на чертеже.

29

Самостоятельная работа

Графическая работа «Построение развёрток геометрических фигур»

V

Итоговая комплексная графическая работа

30-33

Зачетная графическая работа

Графическая работа «Чертеж детали в трёх видах с разрезом и изометрической проекцией»

34

Профориента-ционная беседа

Заключительное занятие. Подведение итогов

5 Электронные ресурсы

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

2. Академия цифровых технологий - https://adtspb.ru/about/

3. Социальная сеть работников образования – http//nsportal.ru/

4. Сайт компании АСКОН – http://edu.ascon.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно»

Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды»

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование одежды»(общеинтеллектуальное направление)для 6 класса       ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Образовательная роботехника и моделирование"1

Программа курса внеурочной деятельности «Образовательная робототехники» построена на применении конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3. В процессе работы ученики приобретают опыт решен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Образовательная робототехника и моделирование»2

Основная цель курса – изучение основ алгоритмизации и программирования. Поэтому, в отличие от традиционных курсов, в данных внеурочных занятиях меньше внимания отводится технической составляющей...