Главные вкладки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1 5-9 КЛАССЫ
учебно-методический материал (5 класс)
Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально- личностной и познавательной сфер подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся, формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.
В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное формирование условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_uo.docx | 84.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1
5-9 КЛАССЫ
Пояснительная записка.
Программа коррекционного курса «Логопедия» предназначена для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) вариант 1 и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).-
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией Бгажноковой И.М.– М.: Просвещение, 2011г.
- Методическое пособие Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях включения в разнообразные формы коммуникации.
Общая характеристика коррекционного курса
Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально- личностной и познавательной сфер подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся, формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.
В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное формирование условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс. Нарушен объем и темп восприятия, недостаточная его дифференцировка, мыслительные операции обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия, слабость обобщения, трудности понимания смысла явления или факта. Для обучающихся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью имеют целый ряд специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических
отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено
произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.
В соответствии с вышеперечисленной характеристикой, дети данной категории имеют особые образовательные потребности:
-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
-систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
-специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
-обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
-развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой
-стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, принормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, у детей с ОВЗ, возможны более серьезные нарушения, отклонения.
У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера;
Дети с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении. Эмоциональная поверхностность приводит к конфликтным ситуациям, в
разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности, такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине и повышенной внушаемостью и неправильным формамповедения окружающих.
Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталости). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Цель программы: осознание и развитие индивидуальных особенностей подростков:развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, содействие процессу эмоционально- личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1.Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;
2. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность);
3.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
4.Формирование фонематического восприятия, навыка звуко - слогового анализа и синтеза;
5.Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, именами прилагательными, глаголами, формирование
умения согласовывать слова в предложении, отработка простейших лексических моделей);
6.Формирование и развитие семантических полей;
7.Коррекция и развитие психологической базы речи, высших психических функций;
Описание места программы в учебном плане
Программа курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и рассчитана на период освоения основного уровня образования - 5-9 классы.
Занятия проходят один раз в неделю по 40 минут и рассчитаны на 34 часа в год.
Данная программа реализуется в рамках коррекционно-развивающей области внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Данная психокоррекционная программа обеспечивает достижение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (5-9 класс) двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты программы включают овладение обучающимися с умственной отсталостью социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений подростков в различных средах.
- наличие умения сотрудничать с окружающими людьми;
- поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, уважительное отношение к иному мнению,
- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, осуществление самоконтроля в процессе деятельности и т.п.
- наличие адекватных представлений о собственных возможностях;
- наличие осознания способов достижения поставленных жизненных целей, своего места в мире.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости:
- распознавать и выражать свои эмоции;
- управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;
- элементам логического рассуждения;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки.
Ведущие приёмы, формы, методы, технологии обучения. Для реализации программы логопедических занятий применяются следующие образовательные технологии:
- технология логопедического обследования;
- технология коррекции звукопроизношения;
- технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
- технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
- технологии развития интонационной стороны речи;
- технологии коррекции темпо -ритмической организации устной речи;
- технологии формирования навыков речевой саморегуляции, введение их в речевую коммуникацию;
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
-личностно-ориентированные;
- проблемно-поисковые.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- развитие связной речи;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (осложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала. Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 5- 9 классов:
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. В 5-9 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Планируемые результаты освоения коррекционных занятий.
Программа обеспечивает достижение учащимися 5-9 классов личностных и предметных результатов.
Изучение коррекционного курса «Логопедия» в5-9 классах направлено на получение следующих личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:
- осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её
восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- писать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных
носителях);
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
В программе 4 класса по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предусмотрено два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является
обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является
препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Предметные результаты.
К концу обучения в 5 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
- различать звуки на слух и в произношении
- правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями
- употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги
- уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать некоторые предлоги в речи, образовывать форму
множественного числа родительного падежа существительных
- следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние
- участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
- составлять предложение по образцу, повторять образец рассказа педагога по описанию картины.
- знать наизусть 3-4 коротких стихотворение или четверостишья, разученных с голоса учителя. (В. Чижов «Дождик»,
Т. Белозёров «Мороз», «Макушка лета», А. Распопин «Солнечные зайчики»).
Минимальный уровень
- различать звуки на слух и в произношении;
- правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями
- употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги
- следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние
- участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
- составлять предложение по образцу.
Предметные результаты.
К концу обучения во 6 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие
и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух в произношении, написании;
- делить слова на слоги;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения,
текст после предварительного анализа;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста;
- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
Минимальный уровень
- различать сходные по начертанию буквы;
- делить слова на слоги;
- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова;
- составлять с помощью педагога предложения, выделять предложения из речи и текста.
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками;
- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)
Предметные результаты.
К концу обучения в 7 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
- различать гласные и согласные, ударные и безударные, дифференцировать оппозиционные согласные; определять количество слогов
в слове по количеству гласных,
- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- списывать текст целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов);
- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта)
Минимальный уровень
- Дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
- Делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
- Списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текста;
- Составлять предложения по картинке;
- Подбирать по вопросам названия предметов и действий;
- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)
Предметные результаты.
К концу обучения в 8 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце
предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
- знать алфавит;
- связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
- составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Минимальный уровень
- с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки
препинания в конце предложения;
- с помощью педагога анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать
последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения;
- связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
- с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Предметные результаты.
К концу обучения 9 класса учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
- различать гласные и согласные, ударные и безударные, дифференцировать оппозиционные согласные; определять количество слогов
в слове по количеству гласных,
- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- списывать текст целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов);
- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта)
Минимальный уровень
- Дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
- Делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
- Списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текста;
- Составлять предложения по картинке;
- Подбирать по вопросам названия предметов и действий;
- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)
Методы диагностики и критерии результативности
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет методологические и теоретические результативность обучения может
оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей
каждого обучающегося.
После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу обучающихся, исправляет допущенные ошибки и анализирует их.
Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных
заданий, сколько учебную деятельность ребёнка в целом, то есть внимательность на занятии, старательность, активность.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной (лишь для ребенка), в тоже время учитель-логопед
постоянно отслеживает и контролирует достижения ученика, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Заполняется протокол логопедического обследования на учащихся, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг
состояния устной и письменной речи.
В конце каждой четверти отслеживается динамика речевого развития обучающихся по показателям.
Календарно-тематический план программы 5 класс
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов | |||||
1 | Обследование | 2 | |||||
Речь. Предложение. Слово | |||||||
2 | Пространственные представления | 1 | |||||
3 | Временные представления | 1 | |||||
4 | Предложение | 1 | |||||
5 | Предложение. Деление текста на предложения | 1 | |||||
6 | Предложение. Слово | 1 | |||||
7 | Дифференциация понятий «предложение» - «слово» | 1 | |||||
8 | Определение последовательности слов в предложении | 1 | |||||
9 | Составление схем предложений | 1 | |||||
10 | Составление предложений по схемам | 1 | |||||
Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез | |||||||
11 | Звуки речи. Способы их образования | 1 | |||||
12 | Звуки и буквы. Дифференциация понятий | 1 | |||||
13 | Гласные и согласные звуки и буквы, их различия. Алфавит | 1 | |||||
14 | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв | 1 | |||||
15 | Упражнение в звукобуквенном анализе | 1 | |||||
Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов | |||||||
16 | Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги | 1 | |||||
17 | Деление слов на слоги | 1 | |||||
18 | Деление слов на слоги. Перенос слов при письме | 1 | |||||
19 | Слоговой анализ и синтез слов. Составление слов из слогов | 1 | |||||
Ударение | |||||||
20 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения | 1 | |||||
21 | Упражнение в постановке ударения в словах | 1 | |||||
22 | Практические упражнения в правописании безударных гласных | 1 | |||||
Гласные 1-го ряда | |||||||
23 | Анализ гласных первого ряда. Звук [а] и буква А | 1 | |||||
24 | Звук [у] и буква У | 1 | |||||
25 | Звук [о] и буква О | 1 | |||||
26 | Звук [ы] и буква Ы | 1 | |||||
27 | Звук [э] и буква Э | 1 | |||||
Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные | |||||||
28 | БукваЯ. Дифференциация гласных А-Я | 1 | |||||
29 | Дифференциация гласных А-Я | 1 | |||||
30 | Буква Ю. Дифференциация гласных У-Ю | 1 | |||||
31 | Дифференциация гласных У-Ю | 1 | |||||
32 | Диагностика | 2 | |||||
33 | 34 часа |
Календарно-тематический план программы 6 класс
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов |
1 | Обследование | 2 |
Речь. Предложение. Слово. | ||
2 | Вводное занятие. Правила речи. | 1 |
3 | Речь. Предложение и его признаки. | 1 |
4 | Дифференциация понятий «предложение» - «слово» | 1 |
5 | Связь слов в предложении. | 1 |
6 | Восстановление «рассыпанных» предложений. | 1 |
7 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
8 | Главные члены предложения. | 1 |
9 | Второстепенные члены предложения. | 1 |
10 | Однородные члены предложения. | 1 | |
11 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | |
12 | Членение сплошного текста на предложения. | 1 | |
Звуки и буквы. | |||
13 | Алфавит. | 1 | |
14 | Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление мягкого знака и разделительного мягкого знака в словах. | 1 | |
15 | Употребление предлогов в предложении. | 1 | |
16 | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | |
Состав слова. | |||
17 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова. | 1 | |
18 | Правописание безударных гласных в корне. | 1 | |
19 | Образование слов, имеющих несколько корней. | 1 | |
20 | Окончание. Роль окончания в предложении. | 1 | |
21 | Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в словообразовании. | 1 | |
22 | Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнения в словообразовании. | 1 | |
23 | Приставка и предлог. Овладение способами различия приставок и предлогов. | 1 | |
24 | Разделительный ъ знак после приставок. | 1 | |
25 | Правописание приставок. | 1 | |
26 | Образование слов при помощи разных частей слова. | 1 | |
Части речи. | |||
27 | Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте. | 1 | |
28 | Распознавание частей речи и членов предложения. | 1 | |
29 | Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении. | 1 | |
30 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 2 |
31 | Диагностика | 2 |
32 |
| 34 |
Календарно-тематический план программы 7 класс
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов | |
1 | Обследование | 2 | |
Звуки и буквы | |||
2 | Гласные и согласные звуки Свойство гласных образовывать слог. Дифференциация понятий «слово – слог» | 1 | |
3 | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных» | 1 | |
4 | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры | 1 | |
Твердые и мягкие согласные | |||
5 | Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. | 1 | |
6 | Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Буквы а-я, о-ё, у-ю, ы- и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 1 | |
7 | Обозначение мягкости согласных буквой Ь | 1 | |
8 | Буква Ь в конце и в середине слова | 1 | |
9 | Разделительный Ь перед гласными е, ё, я, ю, и | 1 | |
10 | Дифференциация Ь показателя мягкости согласных и разделительного Ь | 1 | |
Парные звонкие и глухие согласные | |||
11 | Дифференциация звонких и глухих согласных звуков | 1 | |
12 | Дифференциация звуков [Б – П], [Д–Т], [Г – К – Х], [В–Ф], [З – С], [Ж–Ш]-в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах | 1 | |
13 | Звук и буква Ц в слогах, словах, предложениях, текстах | 1 | |
14 | Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях, текстах | 1 | |
15 | Дифференциация звуков [Ч– Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 1 |
16 | Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв О – а | 1 | |
17 | Дифференциация гласных О – а в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 1 | |
18 | Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв ш–щ | 1 | |
19 | Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | 1 | |
20 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению | 1 | |
21 | Слово. Однокоренные слова | 1 | |
22 | Однокоренные слова и слова-омонимы | 1 | |
23 | Однокоренные слова и слова-паронимы | 1 | |
24 | Родственные слова | 1 | |
25 | Корень слова | 1 | |
26 | Сложные слова | 1 | |
27 | Приставка. Приставочное словообразование | 1 | |
28 | Приставки пространственного значения | 1 | |
29 | Приставки временного значения | 1 | |
30 | Образование слов при помощи приставок | 2 | |
31 | Диагностика | 2 | |
34 |
Календарно-тематический план программы 8 класс
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов |
1 | Обследование | 2 |
Речь. Предложение. Слово | ||
2 | Предложение. Признаки предложения | 1 |
3 | Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации | 1 |
4 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | |
5 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | |
6 | Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов | 1 | |
7 | Словосочетание. Образование словосочетаний | 1 | |
8 | Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ | 1 | |
9 | Членение сплошного текста на предложения | 1 | |
10 | Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах | 1 | |
11 | Простое и сложное предложения | 1 | |
12 | Упражнение в различении простого и сложного предложения | 1 | |
13 | Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений | 1 | |
14 | Сложное предложение с союзами и, а, но. | 1 | |
Звуки и буквы | |||
15 | Алфавит | 1 | |
16 | Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление | 1 | |
17 | Употребление предлогов в предложении | 1 | |
18 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными | 1 | |
Состав слова | |||
19 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова | 1 | |
20 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |
21 | Упражнение в образовании слов, имеющих несколько корней | 1 | |
22 | Роль окончания в предложении | 1 | |
23 | Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку | 1 | |
24 | Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в словообразовании | 1 | |
25 | Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнение в словообразовании | 1 | |
26 | Овладение способами различия приставок и предлогов | 1 | |
27 | Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок | 1 |
Части речи | ||
28 | Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте | 1 |
29 | Имя существительное. Значение имён существительных в речи, предложении | 1 |
30 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 |
31 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 |
32 | Число имён существительных. Упражнение в определении числа имен существительных | 1 |
33 | Диагностика | 2 |
Всего | 34 |
Календарно-тематический план программы 9 класс
№ | Тема коррекционного занятия | Кол-в о часов |
1 | Обследование | 2 |
Речь. Предложение. Слово | ||
2 | Предложение. Признаки предложения | 1 |
3 | Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации | 1 |
4 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
5 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 |
6 | Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов | 1 |
7 | Словосочетание. Образование словосочетаний | 1 |
8 | Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ | 1 |
9 | Членение сплошного текста на предложения | 1 |
10 | Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах | 1 |
11 | Простое и сложное предложения | 1 |
12 | Упражнение в различении простого и сложного предложения | 1 |
13 | Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений | 1 |
14 | Сложное предложение с союзами и, а, но. | 1 | |
Звуки и буквы | |||
15 | Алфавит | 1 | |
16 | Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление | 1 | |
17 | Употребление предлогов в предложении | 1 | |
18 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными | 1 | |
Состав слова | |||
19 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова | 1 | |
20 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | |
21 | Упражнение в образовании слов, имеющих несколько корней | 1 | |
22 | Роль окончания в предложении | 1 | |
23 | Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку | 1 | |
24 | Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в словообразовании | 1 | |
25 | Суффикс. Словообразовательная роль суффиксов. Упражнение в словообразовании | 1 | |
26 | Овладение способами различия приставок и предлогов | 1 | |
27 | Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок | 1 | |
Части речи | |||
28 | Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте | 1 | |
29 | Имя существительное. Значение имён существительных в речи, предложении | 1 | |
30 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | |
31 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | |
32 | Диагностика | 2 | |
Всего | 34 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под редакцией В. В. Воронковой.- М.:Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,2010.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2015.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС», 2011.
- Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2016.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2, №3, №4- М.: «Просвещение» 2012.
- Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004.
7. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 2014.
8. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с тяжелой ,умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптиро...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения
Паспорт рабочей программы Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...