РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1 5-9 КЛАССЫ
учебно-методический материал (5 класс)

абдулина марина наильевна

Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально- личностной и познавательной сфер подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся, формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

 В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное  формирование условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_uo.docx84.97 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ  ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ВАРИАНТ 1

5-9 КЛАССЫ

Пояснительная  записка.

Программа  коррекционного курса «Логопедия» предназначена для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) вариант 1 и разработана на основе следующих документов:

 - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными       нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).

- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).-

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией Бгажноковой И.М.– М.: Просвещение, 2011г.

- Методическое пособие Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях включения в разнообразные формы коммуникации.  

Общая характеристика коррекционного курса

Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально- личностной и познавательной сфер подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся, формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

 В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное  формирование условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс. Нарушен объем и темп восприятия, недостаточная его дифференцировка, мыслительные операции обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и

дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия, слабость обобщения, трудности понимания смысла явления или факта. Для обучающихся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью имеют целый ряд специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических

отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено

произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.

        В соответствии с вышеперечисленной характеристикой, дети данной категории имеют особые образовательные потребности:

-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

-систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

 -специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

-обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

-развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой

   -стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, принормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, у детей с ОВЗ, возможны более серьезные нарушения, отклонения.

  У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и     истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера;  

Дети с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении. Эмоциональная поверхностность приводит к конфликтным ситуациям, в

разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности, такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине и повышенной внушаемостью и неправильным формамповедения окружающих.

    Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталости). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Цель программы: осознание и развитие индивидуальных особенностей подростков:развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, содействие процессу эмоционально- личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

 Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

1.Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

2. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность);

3.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

4.Формирование фонематического восприятия, навыка звуко - слогового анализа и синтеза;

5.Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, именами прилагательными, глаголами,  формирование

 умения согласовывать слова в предложении,  отработка простейших лексических  моделей);

6.Формирование и развитие семантических полей;

7.Коррекция и развитие психологической базы речи, высших психических функций;

Описание места программы в учебном плане

Программа курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и рассчитана на период освоения основного уровня образования - 5-9 классы.

Занятия проходят один раз в неделю по 40 минут и рассчитаны на 34 часа в год.

Данная программа реализуется в рамках коррекционно-развивающей области внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Данная психокоррекционная программа обеспечивает достижение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (5-9 класс) двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты программы включают овладение обучающимися с умственной отсталостью социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений подростков в различных средах.

- наличие умения сотрудничать с окружающими людьми;

- поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, уважительное отношение к иному мнению,

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, осуществление самоконтроля в процессе деятельности и т.п.

- наличие адекватных представлений о собственных возможностях;

- наличие осознания способов достижения поставленных жизненных целей, своего места в мире.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости:

- распознавать и выражать свои эмоции;

- управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;

- элементам логического рассуждения;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои  ошибки.

Ведущие приёмы, формы, методы, технологии обучения. Для реализации программы логопедических занятий применяются следующие образовательные технологии:

 - технология логопедического обследования;

 - технология коррекции звукопроизношения;

 - технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;

- технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;

- технологии развития интонационной стороны речи;

- технологии коррекции темпо -ритмической организации устной речи;

- технологии формирования навыков речевой саморегуляции, введение их в речевую коммуникацию;

- здоровьесберегающие;

- информационно-коммуникативные;

- игровые;

 -личностно-ориентированные;

- проблемно-поисковые.

 Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей  и особенностей речевого дефекта обучающихся.

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- развитие связной речи;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (осложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала. Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 5- 9 классов:

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. В 5-9 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Планируемые результаты освоения коррекционных занятий.

Программа обеспечивает достижение учащимися  5-9 классов  личностных и предметных результатов.

Изучение коррекционного курса «Логопедия» в5-9  классах  направлено на получение следующих личностных результатов:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

  чувствам других людей;

-  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

  бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:

- осознание себя как ученика заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями,  как члена семьи, друга, одноклассника;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных

 ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней,  и эстетическому её

восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в

современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,  ученик – класс, учитель  – ученик);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями  ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

Познавательные учебные действия

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать,  классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

- писать;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных

носителях);

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с

 содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные  знания, отражающие доступные существенные связи и

отношения между объектами и процессами.

В  программе 4 класса по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предусмотрено два уровня овладения

предметными результатами: минимальный и достаточныйДостаточный уровень освоения предметных результатов не

является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является

обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения  этого уровня  не является

препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Предметные результаты.

К концу обучения в 5  классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень

- различать звуки на слух и в произношении

- правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями

- употреблять  наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги

- уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать некоторые предлоги в речи, образовывать форму

множественного числа родительного падежа существительных

- следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние

- участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их

- составлять предложение по образцу, повторять образец рассказа педагога по описанию картины.

- знать наизусть 3-4 коротких стихотворение или четверостишья, разученных с голоса учителя. (В. Чижов «Дождик»,

Т. Белозёров «Мороз», «Макушка лета», А. Распопин «Солнечные зайчики»).

Минимальный уровень

- различать звуки на слух и в  произношении;

- правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями

- употреблять  наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги

- следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние

- участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их

- составлять предложение по образцу.

Предметные результаты.

К концу обучения во 6  классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень

- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие

и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух  в произношении, написании;

- делить слова на слоги;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения,

текст после предварительного анализа;

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста;

- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).

Минимальный уровень

- различать сходные по начертанию буквы;

- делить слова на слоги;

- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова;

- составлять с помощью педагога предложения, выделять предложения из речи и текста.

- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками;

- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)

Предметные результаты.

К концу обучения в 7 классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень

- различать гласные и согласные, ударные и безударные, дифференцировать оппозиционные согласные; определять количество слогов

 в слове по количеству гласных,

- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- списывать текст  целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов);

- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта)

Минимальный уровень

- Дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;

- Делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;

- Списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текста;

- Составлять предложения по картинке;

- Подбирать по вопросам названия предметов и действий;

- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)

Предметные результаты.

К концу обучения в 8 классе учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце

 предложения;

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами  и словосочетаниями;

- писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);

- знать алфавит;

- связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;

- составлять небольшие рассказы на предложенную тему.

Минимальный уровень

- с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки

препинания в конце предложения;

- с помощью педагога анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать

последовательность звуков в слове);

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами  и словосочетаниями;

- писать под диктовку предложения;

- связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;

- с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.

Предметные результаты.

К концу обучения 9 класса учащиеся должны уметь:

Достаточный уровень

- различать гласные и согласные, ударные и безударные, дифференцировать оппозиционные согласные; определять количество слогов

 в слове по количеству гласных,

- делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

- составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- списывать текст  целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов);

- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта)

Минимальный уровень

- Дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;

- Делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;

- Списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текста;

- Составлять предложения по картинке;

- Подбирать по вопросам названия предметов и действий;

- связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)

Методы диагностики и критерии результативности

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет методологические и теоретические  результативность обучения может

оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей

 каждого обучающегося.

После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу обучающихся, исправляет допущенные ошибки и анализирует их.

Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных

заданий, сколько учебную деятельность ребёнка в целом, то есть внимательность на занятии, старательность, активность. 

На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной (лишь для ребенка), в тоже время учитель-логопед

постоянно отслеживает и контролирует достижения ученика, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Заполняется протокол логопедического обследования на учащихся,  карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг

состояния устной и письменной речи.

В конце каждой четверти отслеживается динамика речевого развития обучающихся по показателям.

Календарно-тематический план программы 5 класс

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

1

Обследование

2

Речь. Предложение. Слово

2

Пространственные представления

1

3

Временные представления

1

4

Предложение

1

5

Предложение. Деление текста на предложения

1

6

Предложение. Слово

1

7

Дифференциация понятий «предложение» - «слово»

1

8

Определение последовательности слов в предложении

1

9

Составление схем предложений

1

10

Составление предложений по схемам

1

Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез

11

Звуки речи. Способы их образования

1

12

Звуки и буквы. Дифференциация понятий

1

13

Гласные и согласные звуки и буквы, их различия. Алфавит

1

14

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв

1

15

Упражнение в звукобуквенном анализе

1

Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов

16

Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги

1

17

Деление слов на слоги

1

18

Деление слов на слоги. Перенос слов при письме

1

19

Слоговой анализ и синтез слов. Составление слов из слогов

1

Ударение

20

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

1

21

Упражнение в постановке ударения в словах

1

22

Практические упражнения в правописании безударных гласных

1

Гласные 1-го ряда

23

Анализ гласных первого ряда. Звук [а] и буква А

1

24

Звук [у] и буква У

1

25

Звук [о] и буква О

1

26

Звук [ы] и буква Ы

1

27

Звук [э] и буква Э

1

Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные

28

БукваЯ. Дифференциация гласных А-Я

1

29

Дифференциация гласных А-Я

1

30

Буква Ю. Дифференциация гласных У-Ю

1

31

Дифференциация гласных У-Ю

1

32

Диагностика

2

33

34 часа

Календарно-тематический план программы 6 класс

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

1

Обследование

2

Речь. Предложение. Слово.

2

Вводное занятие. Правила речи.

1

3

Речь. Предложение и его признаки.

1

4

Дифференциация понятий «предложение» - «слово»

1

5

Связь слов в предложении.

1

6

Восстановление «рассыпанных» предложений.

1

7

Виды предложений по цели высказывания.

1

8

Главные члены предложения.

1

9

Второстепенные члены предложения.

1

10

Однородные члены предложения.

1

11

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

12

Членение сплошного текста на предложения.

1

Звуки и буквы.

13

Алфавит.

1

14

Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление мягкого знака и разделительного мягкого знака в словах.

1

15

Употребление предлогов в предложении.

1

16

Правописание звонких и глухих согласных.

1

Состав слова.

17

Состав слова. Корень. Однокоренные слова.

1

18

Правописание безударных гласных в корне.

1

19

Образование слов, имеющих несколько корней.

1

20

Окончание. Роль окончания в предложении.

1

21

Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнения в словообразовании.

1

22

Суффикс.        Словообразовательная роль        суффиксов.        Упражнения в словообразовании.

1

23

Приставка        и        предлог.        Овладение способами        различия        приставок и предлогов.

1

24

Разделительный ъ знак после приставок.

1

25

Правописание приставок.

1

26

Образование слов при помощи разных частей слова.

1

Части речи.

27

Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте.

1

28

Распознавание частей речи и членов предложения.

1

29

Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении.

1

30

Имена существительные собственные и нарицательные.

2

31

Диагностика

2

32

 

34

Календарно-тематический план программы 7 класс

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

1

Обследование

2

Звуки и буквы

2

Гласные и согласные звуки Свойство гласных образовывать слог. Дифференциация понятий «слово – слог»

1

3

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных»

1

4

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры

1

Твердые и мягкие согласные

5

Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах.

1

6

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Буквы а-я, о-ё, у-ю, ы- и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

1

7

Обозначение мягкости согласных буквой Ь

1

8

Буква Ь в конце и в середине слова

1

9

Разделительный Ь перед гласными е, ё, я, ю, и

1

10

Дифференциация Ь показателя мягкости согласных и разделительного

Ь

1

Парные звонкие и глухие согласные

11

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков

1

12

Дифференциация звуков [Б – П], [Д–Т], [Г – К – Х], [В–Ф], [З – С], [Ж–Ш]-в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах

1

13

Звук и буква Ц в слогах, словах, предложениях, текстах

1

14

Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях, текстах

1

15

Дифференциация звуков [Ч– Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

1

16

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв О – а

1

17

Дифференциация гласных О – а в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

1

18

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв ш–щ

1

19

Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

1

20

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

1

21

Слово. Однокоренные слова

1

22

Однокоренные слова и слова-омонимы

1

23

Однокоренные слова и слова-паронимы

1

24

Родственные слова

1

25

Корень слова

1

26

Сложные слова

1

27

Приставка. Приставочное словообразование

1

28

Приставки пространственного значения

1

29

Приставки временного значения

1

30

Образование слов при помощи приставок

2

31

Диагностика

2

34

Календарно-тематический план программы 8 класс

Тема коррекционного занятия

Кол-во

часов

1

Обследование

2

Речь. Предложение. Слово

2

Предложение. Признаки предложения

1

3

Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации

1

4

Главные и второстепенные члены предложения

1

5

Распространённые и нераспространённые предложения

1

6

Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов

1

7

Словосочетание. Образование словосочетаний

1

8

Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ

1

9

Членение сплошного текста на предложения

1

10

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах

1

11

Простое и сложное предложения

1

12

Упражнение в различении простого и сложного предложения

1

13

Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений

1

14

Сложное предложение с союзами и, а, но.

1

Звуки и буквы

15

Алфавит

1

16

Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление

1

17

Употребление предлогов в предложении

1

18

Правописание слов с глухими и звонкими согласными

1

Состав слова

19

Состав слова. Корень. Однокоренные слова

1

20

Правописание безударных гласных в корне слова

1

21

Упражнение в образовании слов, имеющих несколько корней

1

22

Роль окончания в предложении

1

23

Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку

1

24

Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в словообразовании

1

25

Суффикс.        Словообразовательная роль        суффиксов.        Упражнение в словообразовании

1

26

Овладение способами различия приставок и предлогов

1

27

Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок

1

Части речи

28

Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте

1

29

Имя        существительное.        Значение имён        существительных        в        речи, предложении

1

30

Собственные и нарицательные имена существительные

1

31

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

32

Число имён существительных. Упражнение в определении числа имен существительных

1

33

Диагностика

2

Всего

34

Календарно-тематический план программы 9 класс

Тема коррекционного занятия

Кол-в о часов

1

Обследование

2

Речь. Предложение. Слово

2

Предложение. Признаки предложения

1

3

Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации

1

4

Главные и второстепенные члены предложения

1

5

Распространённые и нераспространённые предложения

1

6

Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов

1

7

Словосочетание. Образование словосочетаний

1

8

Восстановление деформированного текста "Барсук". Пересказ

1

9

Членение сплошного текста на предложения

1

10

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах

1

11

Простое и сложное предложения

1

12

Упражнение в различении простого и сложного предложения

1

13

Бессоюзное сложное предложение. Схемы предложений

1

14

Сложное предложение с союзами и, а, но.

1

Звуки и буквы

15

Алфавит

1

16

Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Их сопоставление

1

17

Употребление предлогов в предложении

1

18

Правописание слов с глухими и звонкими согласными

1

Состав слова

19

Состав слова. Корень. Однокоренные слова

1

20

Правописание безударных гласных в корне слова

1

21

Упражнение в образовании слов, имеющих несколько корней

1

22

Роль окончания в предложении

1

23

Упражнение в составлении предложений из слов данных в разбивку

1

24

Приставка. Словообразовательная роль приставок. Упражнение в словообразовании

1

25

Суффикс.        Словообразовательная роль        суффиксов.        Упражнение в словообразовании

1

26

Овладение способами различия приставок и предлогов

1

27

Разделительный ъ знак после приставок. Правописание приставок

1

Части речи

28

Имя существительное. Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте

1

29

Имя        существительное.        Значение имён        существительных        в        речи, предложении

1

30

Собственные и нарицательные имена существительные

1

31

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

32

Диагностика

2

Всего

34

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под редакцией В. В. Воронковой.- М.:Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,2010.
  2.  Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2015.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.:  «ВЛАДОС», 2011.
  4. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2016.
  5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2, №3, №4- М.: «Просвещение» 2012.
  6. Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004.

                   7.     Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 2014.

                   8.     Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с  тяжелой ,умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптиро...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...